Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование здоровьесберегающих технологий (музыкотерапии) в музыкальном воспитании дошкольников.



2020-02-03 231 Обсуждений (0)
Использование здоровьесберегающих технологий (музыкотерапии) в музыкальном воспитании дошкольников. 0.00 из 5.00 0 оценок




Технология обучения на основе учебных ситуаций. Виды ситуаций, продуктивные задания.

В новых стандартах образования ставится вопрос о переходе от «знаниевого» подхода к деятельностному. В соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ребенку образца, готовых сведений, а с создания педагогом такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться.

Согласно теории Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью педагога обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.

Учебные ситуации строятся с учетом:

• возраста ребенка,

• специфики изучаемого предмета

• меры сформированности действий детей (самостоятельное исполнение или с помощью взрослого).

По учебной функции различают четыре вида ситуаций:

  • ситуация-проблема, в которой дети находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему;
  • ситуация-оценка, в которой дети дают оценку принятым решениям;
  • ситуация-иллюстрация, в которой дети получают примеры по определенным темам на основании решенных проблем;
  • ситуация-упражнение, в которой дети упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии.

 

Создание учебной ситуации предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение определенных действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у дошкольников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу);
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

 

Примеры учебных ситуаций:

Прогулка «В поисках цифр»

Пригласите детей на прогулку «В поисках цифр»: по комнате или по территории. Дети начинают указывать числа в непосредственном окружении и использовать их для создания стенда "Числа, которые мы можем видеть".

«Пишем числа»

Дети пользуются карточками с цифрами для обозначения множеств объектов.

Дети выводят пальцами цифры на песке, закрашивают цифры и лепят их из пластилина.

 «Оценка в пределах 10»

Зажмите в закрытом кулаке несколько предметов и попросите, чтобы дети предположили, сколько там предметов. Разожмите кулак и попросите их угадать снова. Попросите их пересчитать предметы, чтобы проверить свои оценки.

Разместите на блюде фишки, конфеты или другие маленькие предметы. Попросите группу детей оценить, сколько там предметов. Дайте им возможность изменить свои оценки в случае необходимости. Пересчитайте предметы и затем обсудите, кто дал самую близкую оценку.

«Сортировка»

Дети сортируют коллекции орехов, крышек от бутылок, коробочек, и определяют признаки.

Дети физически разделяются на группы, например, по цвету глаз или цвету туфель.

«История, рассказываемая по очереди»

Выберите и распределите между детьми иллюстрированную книгу. Каждый ребенок берет себе одну из разрозненных страниц. Помогите детям сесть в круг, в порядке, совпадающем с выбранной ребенком страницей. Прочтите с выражением заголовок, после чего каждый ребенок по очереди рассказывает про свою страничку.

 

Отказавшись от традиционных репродуктивных вопросов («Перескажи…», «Назови…» и т.д.) необходимо заменить их творческими продуктивными заданиями В таких заданиях нужно выделить главное, имеющиеся сведения самостоятельно обобщить и получить новый информационный продукт – вывод, оценку и т.д. Продуктивные задания делятся на устные и письменные.

К устным продуктивным заданиям можно отнести следующие задания:

- задай вопросы по теме занятия,

- сформулируй тему занятия, главную мысль,

- объясни тему занятия младшим детям как можно проще с примерами.

Письменные продуктивные задания:

- составление опорного сигнала (символа, схемы, таблицы),

- придумать метафоры, загадки, стихотворение по теме,

- раскрой тему занятия в форме сказки и т.д.

 

Использование здоровьесберегающих технологий (музыкотерапии) в музыкальном воспитании дошкольников.

 

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в ДОУ ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности. Однако, современные тенденции в обществе свидетельствуют об обратном - растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с дошкольного возраста.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.

Музыка - это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Музыкально-оздоровительная       работа  в детском    саду – это  организованный педагогический процесс,    направленный    на  развитие    музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их  психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Система    музыкально-оздоровительной      работы        предполагает     использование разнообразных здоровьесберегающих технологий.  Среди которых - валеологические песенки - распевки,      дыхательная    гимнастика,       артикуляционная  гимнастика, оздоровительные  упражнения,   игровой массаж,   пальчиковые игры,   речевые игры, музыкотерапия.

 

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Музыкотерапия включает такие направления, как вокалотерапия (пение), музыкотерапия в движениях (танцы, музыкально-ритмические игры), музицирование на музыкальных инструментах и другие.

Современные исследования показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Особенности использования музыкотерапии:

- громкость звучания музыки должна строго дозироваться (не громко и не тихо);

- использовать    для  прослушивания  следует те произведения, которые нравятся детям;

- лучше использовать музыкальные произведения, знакомые    детям  (не должны отвлекать внимание новизной);

- продолжительность  прослушивания    должна  составлять    не    более 10 минут одновременно.

В детском саду возможно использование музыки во время утреннего приема – ведь отрыв от дома и родителей является пусть небольшим, но каждодневным стрессом для ребенка. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Также внимание нужно уделить пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н.Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.

Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Для детей с различным темпераментом, соответственно, и музыка подбирается разная. Мелодии со спокойным ритмом должны слушать беспокойные дети. Согласно мнению медиков, таким детям подойдет музыка из произведений Шуберта, Моцарта.

Заторможенным детям, с плохим аппетитом, испытывающим проблемы с дыханием, необходимо слушать вальсы из балетов Чайковского, произведения Вивальди, маршевые композиции. Неоднократно отмечалось, что значительно сильнее влияют на ребенка мелодии со словами. Причем язык практически не имеет значения.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают: «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, фонограмма пения птиц.

 



2020-02-03 231 Обсуждений (0)
Использование здоровьесберегающих технологий (музыкотерапии) в музыкальном воспитании дошкольников. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование здоровьесберегающих технологий (музыкотерапии) в музыкальном воспитании дошкольников.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)