Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСТОРИЯ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ В Г. ОБНИНСКЕ



2020-02-03 353 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ В Г. ОБНИНСКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Авторская (бардовская, самодеятельная) песня – направление искусства, возникшее в середине 50-х гг. ХХ века не только в СССР, но и во многих других странах: ФРГ и ГДР, Франции, Италии, Латинской Америке. АП – в большей степени поэтическое направление, нежели музыкальное. Главной отличительной особенностью жанра является совмещение в одном лице автора текста, автора музыки и исполнителя, что и даёт основание называть эти песни самодеятельными, в отличие от профессиональной эстрады, где поэт-песенник, композитор и певец – три разных человека. Также для авторской песни характерен приоритет текста перед музыкой, как правило, гитарное сопровождение и доверительная, разговорная манера исполнения.

В СССР предтечей АП можно называть городской романс и песни Александра Вертинского. Отдельные бардовские песни были написаны в 1937 году, например, знаменитая «Бригантина» Павла Когана и Георгия Лепского. [1] Именно этой песней было принято открывать многие слёты КСП, а позже её исполняли и эстрадные певцы. [3]

Однако бардовское движение в СССР стало формироваться только в начале 50-х гг. в студенческой среде – например, на биологическом факультете МГУ начинали сочинять и исполнять песни Ген Шангин-Березовский и Дмитрий Сухарев, а МГПИ им. В. И. Ленина – альма-матер будущих классиков жанра Юрия Визбора, Юлия Кима и Ады Якушевой. В 1959 году появился Московский клуб самодеятельной песни (позже такие клубы стали возникать и в других городах; об обнинском КСП см. далее). [1] Тогда же начитает выступать со своими песнями Булат Окуджава, которого принято считать основоположником первого, «романтического» этапа АП. Этот этап длился до середины 60-х гг. ХХ века.  Затем начался второй этап – «протестный», когда появились сатирические песни, критикующие советскую действительность. Классиками этого периода стали Александр Галич, Владимир Высоцкий, Юлий Ким. [2]

АП стала массовым явлением в среде туристов и научных работников. А поскольку Обнинск – родина Первой в мире АЭС и один из главных научных центров страны, он тоже не замедлил присоединиться к бардовскому движению.  В 1959 году на турбазе «Красная поляна» состоялся первый городской туристический слёт. Такие слёты в дальнейшем проходили регулярно, сегодня есть даже летний и зимний молодёжные слёты, в рамках которых проводится конкурс авторской песни.. Александр Круглов, бывший в 1962-1963 гг. председателем Обнинского клуба туристов, в своей статье «Песни у костра» вспоминает, что многие классические бардовские песни стали известны в Обнинске благодаря Александру Гентошу, инженеру-радиохимику, работавшему в химической горячей лаборатории ФЭИ. «А среди городской туристской братии Саша Гентош был вообще выдающейся личностью. Он великолепно играл на гитаре, хорошо пел и был главным запевалой у общего костра на всех туристских слетах того периода, начиная со второго», - пишет Круглов. [3]

Что касается выступлений известных бардов, Обнинску в этом смысле повезло. В советское время на разных площадках города выступали Владимир Высоцкий, Евгений Клячкин, Юрий Визбор, Булат Окуджава, Вероника Долина, Александр Суханов, Татьяна и Сергей Никитины и многие другие.  

В начале 80-х годов в Обнинске появился Клуб самодеятельной песни (КСП) и при ИЭМ. Руководителем клуба стал не бард и не исполнитель, а метеоролог из ВНИИГМИ-МЦД Александр Лыков. Среди авторов, бывавших в этом КСП, можно выделить Анатолия Соломатина, Бориса Кримера, Андрея Селунского и, конечно же, Михаила Щербакова, который на тот момент оканчивал школу. [4] Щербаков – безусловно, самый известный обнинский бард, на сегодняшний день имеющий статус классика жанра. Поэтому расскажем о нём отдельно.

Михаил Константинович Щербаков родился 27 марта 1963 года в Обнинске. Учился сначала в школе № 4, затем в школе № 10, которую окончил в 1980 году. Песни начал писать ещё в восьмом классе, под влиянием творчества Юлия Кима.  С 1982 года живёт в Москве, окончил филологический факультет МГУ в 1988 году, затем становится профессиональным автором-исполнителем. Действительно, он – один из немногих бардов, для кого написание песен было и остаётся не только главным, но единственным занятием в жизни. Вероятно, слово «бард» для него слишком узко. Правильнее назвать его поэтом, который служит своему делу со всей ответственностью, предъявляя самые высокие требования к качеству. Неудивительно, что творчество нашего земляка высоко оценили даже основатели жанра. Так, Юлий Ким, ставший автором предисловия к щербаковской книге песен «Вишнёвое варенье», называл его «напористым и убедительным». [5] А Булат Окуджава, отвечая на вопрос о перспективах жанра АП, сказал: «Одно время я думал, что жанр исчерпан, пока не услышал Михаила Щербакова» [6]

Щербаков побывал с концертами в США, Канаде, Израиле, Германии и Франции. При этом в Москве, по его собственному признанию, выступает всего дважды в год. О концертах в Обнинске информация отсутствует. [7]

Достоин отдельного рассказа и Аркадий Брязгин. Он родился в 1942 году в Челябинской области. Окончил Челябинский политехнический институт (1965). Приборист-математик, кандидат технических наук. Песни пишет с юности. Выступает с концертами с 1981 года совместно с сыном Александром, которому на тот момент было 10 лет. Александр – постоянный аккомпаниатор и соавтор отца в композиторском плане. [8] Аркадий Брязгин длительное время жил в Обнинске, работал в НПО «Тайфун», в 1989 г. выпустил книгу песен «Струна», отпечатанную в типографии ВНИИГМИ-МЦД.

Особое место в КСП-шной жизни Обнинска занимает детско-юношеская АП. Как и «взрослая» АП в нашем городе, она зародилась в туристской среде. По словам Дмитрия Сергеева, «первая попытка организовать в походе небольшой детский фестиваль КСП была предпринята еще весной 1983 года... В концерте участвовали 20 школьников и четыре взрослых каэспэшника». [9] Так и возникла идея поработать с ребятами, показать им хорошие песни, обучить игре на гитаре. Уже к осени 1983 года Сергеев с коллегами-педагогами создал Городской детский турклуб «Товарищ», при котором возникла Школа-клуб авторской песни «Голосом звонким». Песни с ребятами разучивали Алексей Иванов и Сергей Тарасов, а вскоре к ним присоединился Максим Николаев, который сделал занятия регулярными и стал руководителем школы. Впоследствии ШКАП обособился от клуба «Товарищ» и сосредоточился на песенно-педагогических делах.[9] В середине 90-х гг. Максим Николаев переехал в Москву, и руководителем ШКАПа стала его жена Нина Николаева, к ней подключилась Катя Долгополова.

В 1987 году в окрестностях Обнинска состоялся первый городской фестиваль АП «КСП АЭС», лауреатами которого, в числе прочих, стали обнинцы Антон Гуськов (Богун) и Галина Подобедова. Этот и несколько последующих фестивалей были традиционными, т. е. участвовали как дети, так и взрослые. А с 1991 года фестиваль АП стал детско-юношеским, выделившись таким образом среди прочих фестивалей страны. Проводился в окрестностях Обнинска ежегодно в начале мая (ко Дню Победы и дню рождения Булата Окуджавы). Ведущими творческих мастерских на этих фестивалях были многие известные сегодня барды: Елена Фролова, Вера Евушкина, Александр Иванов, Любовь Захарченко, Сергей Матвеенко, Галина Крылова, Дмитрий Дихтер, Игорь Белый и другие. С 1999 года и вплоть до последнего фестиваля в 2003 году бессменным председателем жюри был легендарный Владимир Ланцберг. [9]

За 25 лет через стены ШКАПа прошло шесть поколений ребят 14-16 лет, в общей сложности несколько тысяч человек. Ребята не только выступали поодиночке, но и объединялись в ансамбли. «Шкаповцы» и сегодня с ностальгической улыбкой вспоминают названия «Квадрат», «Ап’острофф», «Звено благородных девиц», «Осторожно, дети!». А ансамбль самых младших воспитанников, среди которых были дети Николаевых, назывался «Мелкие дребезги». [9] Пели в ШКАПе не только бардовские песни, но и всё, что нравилось, и можно было интересно разложить на голоса. «Битлов», например.

В 2003 году Нина Николаева переехала к Максиму в Москву и ШКАП, по выражению Натальи Коняхиной, «перешёл в законсервированный режим». Сегодня «шкаповцы» собираются раз в пять лет в середине октября, по случаю юбилейных дат со дня основания ШКАПа. Если погода позволяет, сборы проходят в лесу. В прошлом году «Голосом звонким» отметил своё 35-летие: через праздничную поляну прошли более 120 человек, некоторые даже специально прилетели из США.

Известный обнинский поэт и прозаик Вера Чижевская в 1989-2004 гг. работала в редакции газеты «Обнинск», и вела на страницах этой газеты поэтическую рубрику «Шестое чувство», где публиковала стихи обнинских поэтов, как начинающих, так и уже опытных. Помимо встреч с авторами с целью разбора стихов, проводились ежемесячные неформальные вечера, на которых собравшиеся не только читали стихи, но и исполняли песни под гитару. В течение первых двух лет клуб назывался «Поэтическая община», затем – «Вечерняя среда». Первая встреча состоялась 28 декабря 1994 года, последняя – в конце 2004 года, после чего «Вечерние среды», как и рубрика «Шестое чувство», прекратили своё существование в связи с выходом Чижевской на пенсию. Вера Августовна даже написала книгу воспоминаний об этих встречах – «Коллаж в тринадцатилетней раме». В этой книге упоминаются более семидесяти человек, и это только половина «шестичувственников». С гитарами на «Вечерние среды» приходили Михаил Полтавский, Дмитрий Жиров, Борис Говырин, Владимир Таранов, Наталья Фадина (Подорога) и многие другие. Также проходили «Августины» - посиделки на природе в белкинском парке. Как видно из названия, эти посиделки случались ежегодно в августе, на исходе лета. Естественно, без песен под гитару не обходилось и там. [10]

В «Шестом чувстве» начинала свой творческий путь поэт Оксана Рачкулик, которая вскоре начала приводить на «Вечерние среды» своих друзей – московских бардов. Позже именно благодаря усилиям Оксаны на разных площадках Обнинска состоялись концерты Виктора Луферова, Вячеслава Жинжака, Геннадия Жукова, Владимира Ланцберга, Александра Дулова, Владимира Бережкова и многих других. [10]

Когда прекратил активную деятельность ШКАП и распалось «Шестое чувство», в бардовской жизни города наступило некоторое затишье. В 2006 году обнинский автор-исполнитель Юлия Казанцева вдохновила местных бардов на то, чтобы записать сборник АП и выпустить его к 50-летию Первого наукограда. На диске, носившем название «Давайте ждать, давайте верить...», звучат песни Анатолия Соломатина, Елены Гентош, Юлии Студёновой, группы «Ап’острофф», Владимира Лысака и, конечно, самой Юлии Казанцевой. [11]

А 9 сентября 2006 года состоялось событие, давшее старт новому этапу в истории АП Обнинска. В этот день появилось Объединение Авторов, Зрителей и Исполнителей – творческое объединение «ОАЗИС». Цели объединения – популяризация жанра АП, организация творчески плодотворного общения между единомышленниками, проведение концертов и фестивалей АП.

Руководитель объединения – уже упоминавшаяся Оксана Рачкулик, поэт, член Союза писателей России. В состав «ОАЗИСа» входят также поэты (Рената Свиридова, Галина Лукашина, Алина Студёнова), актёры театра (Юрий Призов, Павел Корчагин, Ирина Таланова), активные зрители (Ольга Тарасова, Светлана Лисиненкова, Аэлита Ланских). Но главное творческое звено объединения – это, разумеется, авторы-исполнители: Зоя Иващенко - обладательница проникновенного голоса, тяготеющая к романсам и русским народным песням, Юлия Левашова (Студёнова), умело сочетающая бардовские мотивы с джазом и фолком, выпускники ШКАПа Антон Богун и Алексей Хромов, продолжатели классической традиции Андрей Думшев и Владимир Лысак, энергичный рок-н-ролльщик Сергей Дворцевой, Николай Каипецкий, балансирующий между классикой жанра и бард-роком, великолепная певица, а также пианистка и актриса, студентка ГИТИСа Алёна Рачкулик, исполнительница, а иногда уже и автор, Татьяна Раецкая. [12] Конечно же, это далеко не полный состав ОАЗИСа. Импровизированным удостоверением членства в этом творческом объединении служит нагрудный знак. Эта идея принадлежала «завхозу» объединения, Юрию Призову, без которого трудно представить «ОАЗИС», хоть он и не входит в когорту бардов. Обладателями такого знака на сегодняшний день являются 87 человек, среди которых не только основатели и обнинские участники объединения, но и иногородние гости.

Отличие «ОАЗИСа» от других объединений в том, что это не просто клуб, а настоящий театр песни. Силами «оазисовцев» придуманы и воплощены в жизнь две полноценных постановки: «Вечер в таверне» (музыкально-поэтическая фантазия, в основу которой легли песни на стихи Роберта Бёрнса) и «XIX век» (также музыкально-поэтическая фантазия, но уже по мотивам произведений русской литературы Золотого века).  В этих постановках также принимал участие Клуб исторического танца “Tempus Saltandi”. [12]

Также в арсенале «ОАЗИСа» театрализованные программы «По морям, по волнам» (песни морской тематики), «Сердцем не стареть» (советское ретро), «Вестерн» (ковбойская вечеринка) и др. [12]

Традиционные концерты объединению тоже не чужды. В «ОАЗИСе» за 13 лет выступили многие классики жанра и представители «новой волны»: Александр Городницкий, Вадим и Валерий Мищуки, Алексей Иващенко, Александр Иванов, Владимир Васильев, Павел Фахртдинов и др.

Главное событие концертного сезона в «ОАЗИСе» и одновременно самый масштабный и любимый всеми участниками объединения проект – фестиваль авторской песни и поэзии «Обнинская нота». Первый фестиваль состоялся в 2008 году, соответственно, в текущем году «Нота» прозвучала уже в 12-й раз. Сначала фестиваль был однодневным, затем в 2011 и 2012 гг. – двухдневным, с 2013 г. стал трёхдневным. В программе фестиваля: конкурс авторской песни в шести номинациях, концерты, мастер-классы, свободный микрофон, гитара по кругу и даже экскурсии по городу. Третий, заключительный день фестиваля посвящён выступлению театров песни. В последние годы количество заявок на участие в фестивале варьируется от 70 до 100. В 2018 году «Обнинская нота» получила статус международного фестиваля.

Ещё одно важное мероприятие в ОАЗИСе – цикл фестивалей «Вспоминая классиков авторской песни», на которых звучат любимые песни ушедших авторов. Фестивали цикла проходят ежегодно в начале февраля с 2010 года. Состоялись фестивали памяти бардов Юрия Визбора, Булата Окуджавы (такой фестиваль проходил даже дважды), Юрия Кукина, Евгения Клячкина, Виктора Берковского, Владимира Ланцберга, Новеллы Матвеевой и поэтов Юрия Левитанского и Давида Самойлова.

Нельзя пройти мимо того факта, что «ОАЗИС» дружит с Музеем истории города Обнинска, являясь постоянным участником традиционных всероссийских акций «Ночь в музее» (проходит ежегодно в мае, по случаю Международного дня музеев) и «Ночь искусств» (также проходит ежегодно, в ноябре, по случаю Дня народного единства). Также ОАЗИС принимал участие и в других проектах музея: вечер памяти Е. Ф. Ворожейкина (2012 г.), акция «День дарителя» (2013 г.) и др.

По сей день регулярно приезжают в Обнинск Юлий Ким, Олег Митяев, Александр Розенбаум, Тимур Шаов. С 2016 года силами творческого объединения ОАЗИС и компаний «Мак-Медиа» и «Арт-Стоун» сложилась новая традиция: большой концерт по случаю Дня энергетика и Дня авторской песни. Оба этих праздника отмечаются в самый короткий день года, 22 декабря, и имеют к нашему городу самое прямое отношение. В 2016 и 2017 гг. это был концерт ансамбля «Песни нашего века» в составе Вадима и Валерия Мищуков, Галины Хомчик, Константина Тарасова и Дмитрия Богданова, которые пели вместе с залом проверенную временем классику жанра. В 2018 году это был вечер памяти Высоцкого и Визбора, в котором участвовали исполнители из Нижнего Новгорода, Суздаля, Москвы, Калуги, Обнинска. Специальным гостем вечера был известный бард, актёр и режиссёр Борис Львович, который был знаком с Визбором лично.

Конечно, сегодня АП уже не та, какой она была в ХХ веке. Но ни один жанр не может существовать вечно в первозданном виде. На смену «классической» АП приходит тенденция к смешению стилей. Несмотря на это, среди новых имён есть те, кто войдёт в историю в ранге классиков. Например, Никита Дорофеев (Нижний Новгород) или Татьяна Винокурова (Тверь). Оба – лауреаты Грушинского фестиваля, гости ТО «ОАЗИС». Первому наукограду России в этом плане тоже бояться нечего: при такой богатой истории КСП-шного прошлого, бесспорно, обнинская АП достойна большого и светлого будущего.

Многих авторов-исполнителей просят прокомментировать расхожий тезис: «Авторская песня умирает». Автору статьи наиболее близок комментарий актёра, режиссёра, ведущего мастер-классов и тренингов, постоянного гостя «Обнинской ноты» Сергея Рубашкина: «Может, и умирает. Но если она и дальше будет умирать такими темпами, то её точно хватит на наш век, на век наших детей, и даже внукам достанется».



2020-02-03 353 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ В Г. ОБНИНСКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСТОРИЯ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ В Г. ОБНИНСКЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)