Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Используя способ разниц или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия.



2020-02-03 465 Обсуждений (0)
Используя способ разниц или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ розничного товарооборота торгового предприятия начинается с

изучения динамики его объема и оценки степени выполнения плана.

Анализ динамики объема розничного товарооборота осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах, т.е. в ценах базисного года:

 

Тс.ц. = Тф.ц. / Iц., (1)

 

где,

Тс.ц. – объем товарооборота в сопоставимых ценах;

Тф.ц. – объем товарооборота в фактических ценах;

Iц. - индекс изменения цен.

В процессе анализа розничного товарооборота целесообразно определить его изменение как в стоимостном, так и в натуральном выражении, которое характеризуется изменением физического объема товарооборота. Для этого необходимо рассчитать индекс изменения товарооборота:

 

Iт = Iц х Iq, (2)

 

где, Iт – индекс изменения объема товарооборота;

Iц – индекс изменения цен;

Iq – индекс изменения физического объема товарооборота.

Приведенная формула позволяет определить, в какой мере развитие товарооборота в стоимостном выражении зависело от изменения цен, а в какой – от изменения количества реализуемых товаров.

Анализ розничного товарооборота следует проводить не только по общему объему, но и в разрезе отдельных товарных групп, т.е. по ассортиментной структуре.

Для характеристики изменения структуры товарооборота можно воспользоваться коэффициентом абсолютных структурных сдвигов:

 

Кс.с = , (3)

 

где,

Кс.с – коэффициент абсолютных структурных сдвигов товарооборота;

fi 1 – удельный вес I-й товарной группы в общем объеме товарооборота

(%) в отчетном периоде;

fi0 – удельный вес I-й товарной группы в общем объеме товарооборота

в предшествующем периоде (%);

n – количество товарных групп.

На выполнение плана и динамику розничного товарооборота

оказывают влияние большое число факторов, зависящие от деятельности предприятия. Их принято объединять в три группы:

- факторы, связанные с товарными ресурсами;

- факторы, связанные с численностью работников и эффективностью их труда;

- факторы, связанные с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы.

Основной фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность

торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов.

Эта зависимость может быть выражена формулой:

 

Т = Зн + П – В – Зк , (4)

 

где, Т – объем розничного товарооборота;

Зн – запасы товаров на начало периода;

П – поступление товаров;

В – выбытие товаров;

Зк – запасы товаров на конец периода.

Используя способ разниц или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия.

Значительное влияние на объем розничного товарооборота оказывает обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования.

Эта зависимость выражается формулой:

 

Т = П х Ч, (5)

 

где, Т – объем розничного товарооборота, руб.;

Ч – среднесписочная численность работников, чел.;

П – производительность труда одного работника, руб./ чел.

Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывает состояние, развитие и эффективность использования основных фондов торгового предприятия, а также режим его работы. Объем розничного товарооборота торгового предприятия может быть определен по следующей формуле:


Т = S х Ксм х Д х ВS, (6)

 

где, Т – объем розничного товарооборота, руб.;

S – площадь торгового зала предприятия, м2;

Ксм – коэффициент сменности работы предприятия;

Д – количество дней работы предприятия;

Вs – товарооборот на 1м2 площади торгового зала в смену, руб.

Последовательно заменяя в приведенной формуле показатели предшествующего года на данные отчетного года и вычитая из полученного результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота изменения факторов, связанных с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы. Этот способ расчета называется методом цепной подстановки.

К задачам анализа розничного товарооборота относятся:

- контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам;

- оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему;

- изучение ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям;

- изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет;

- выявление изменений, произошедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров;

- определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием;

- вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота;

- изучение качества обслуживания населения;

- выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения.

Аналитическая работа завершается составлением плана мероприятий по использованию выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота торгового предприятия.

В настоящее время розничные торговые предприятия самостоятельно планируют свое хозяйственно-финансовое и социальное развитие. План розничного товарооборота является одним из основных разделов плана экономического и социального развития торгового предприятия, поскольку показатели розничного товарооборота оказывают значительное влияние на численность работников, фонд заработной платы, доходы, издержки обращения, прибыль. На основе многовариантных подходов торговые предприятия определяют экономически обоснованный объем розничного товарооборота на планируемый год.

План розничного товарооборота по объему и структуре должен обеспечивать, с одной стороны, удовлетворение потребностей населения, а с другой – необходимый размер прибыли.

Планирование розничного товарооборота торгового предприятия особенно нового, целесообразно начинать с определения минимального объема товарооборота, который обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято называть критическим. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточного предприятия.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие несет определенные расходы, которые в практике экономического анализа принято подразделять на:

- постоянные затраты, сумма которых остается неизменной в течение длительного периода времени (аренда, амортизация, расходы на содержание зданий, помещений, сооружений, коммунальные расходы и т.д.);

- переменные расходы, т.е. затраты, связанные с покупкой товаров, их транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, реализацией.

Однако темп изменения совокупных затрат в связи с включением в них

не только переменных, но и постоянных расходов будет отклоняться от темпа изменения объема товарооборота. В результате объем товарооборота в своей критической точке позволяет покрыть не только постоянные, но и переменные затраты. При этом минимально необходимый объем товарооборота позволяет обеспечить предприятию только безубыточную работу.

Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки.

Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятиям прибыли.

Таким образом, имеем:

 

Тр.ц = Тп.ц + ТН, (7)

 

где, Тр.ц – объем товарооборота по розничным ценам, руб.;

Тп.ц - объем товарооборота по покупным ценам, руб.;

ТН – сумма торговых надбавок, руб.

В свою очередь:

 

ТН = ИО + П, (8)


где, П – сумма прибыли, руб.;

ИО – сумма издержек обращения, руб.

 

ИО = ИОпер + ИОпост, (9)

 

где, ИОпер – сумма переменных издержек обращения, руб.;

ИОпост – сумма постоянных издержек обращения, руб.

Тогда:

 

Тр.ц = Тн.ц + ИОпер + ИОпост + П. (10)

 

Но поскольку минимально необходимый объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид:

 

Тр.цкр = Тп.ц + ИОпер + ИОпост , (11)

 

где, Тр.цкр – критический объем товарооборота по розничным ценам, руб.

Товарооборот по покупным ценам представляет собой объем закупленных товаров в стоимостном выражении или затраты торгового предприятия на покупку товаров. Величина этих затрат носит переменный характер, поэтому объем критического товарооборота можно представить следующим образом:

 

Тр.цкр = Зпер + ИОпост , (12)

 

где, Зпер – переменные затраты, руб.

Разделив полученное равенство на объем критического товарооборота, получаем:

 

Тр.цкр/ Тр.цкр = Зпер/ Тр.цкр + ИОпост/ Тр.цкр . (13)

 

Обозначив:

 

Зпер/ Тр.цкр = Д

 

– доля переменных затрат в розничном товарообороте, принимаемом за 1, получаем:

 

1 = Д + ИОпост/ Тр.цкр , (14)

 

Отсюда:

 

Тр.цкр = ИОпост/ (1 – Д). (15)

 

Определив минимальный (критический) объем товарооборота, обеспечивающий предприятию безубыточную работу, переходят к расчету возможного объема товарооборота на планируемый год.

При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:

- опытно-статистический;

- экономико-статистический;

- экономико-математического моделирования;

- комплексный увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Однако при использовании любого из методов следует иметь в виду,

что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года:

 

Тож = Тф.9м + Тож.IV кв , (16)

 

где, Тож – ожидаемый объем товарооборота за отчетный год, руб.;

Тф.9м – фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетного года, руб.;

Тпл. IV кв – ожидаемый объем товарооборота IV квартала отчетного года, руб.

Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений):

 

Тсопс = Тож + Кув – Кум , (17)

 

где, Тсопс – сопоставимый объем товарооборота за отчетный год, руб.;

Кув – корректив на увеличение объема товарооборота, который

равен объему товарооборота (исходя из среднемесячного оборота) структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году не работали, но в планируемом году будут работать, руб;

Кум – коррективка на уменьшение объема товарооборота, который равен объему товарооборота структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году отработали, а в планируемом году работать не будут, руб. Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3 – 5 лет, предшествующих планируемому году:

 

Тпг = (Тсопс х Т%)/ 100, (18)

 

где, Тпг – объем товарооборота на планируемый год, руб.;

Тсопс – объем сопоставимого товарооборота отчетного года, руб.;

Т% - среднегодовой темп изменения объема розничного товарооборота, %.

Одним из методов расчета общего объема розничного товарооборота торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Пример такого расчета приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Исходные данные для сглаживания прироста объема товарооборота

Годы

Прирост товарооборота

Условные обозначения В % к предыдущему году
1 2 3
t К1 4,8
t +1 К2 4,2
t +2 К3 6,0
t +3 К4 3,1
t +4 К5 5,4

 

Сглаживание производится с помощью скользящей средней для трех близлежащих лет:

 

К1 = (К1 + К2 + К3)/ 3 = (4,8 + 4,2 + 6,0)/ 3 = 5,0%;

К2 = (К2 + К3 + К4)/3 = (4,2 + 6,0 + 3,1)/3 = 4,4%.

К3 = (К3 + К4 + К5)/ 3 = (6,0 + 3,1 + 5,4)/ 3 = 4,8%.

 

Полученный выровненный ряд скользящих средних, дает возможность определить среднегодовое изменение прироста объема товарооборота:

 

= (Кn – К1)/ (n – 1), (19)

 

где,  - среднегодовое изменение прироста объема товарооборота, %;

Кn – последний показатель в ряду выровненных средних, %;

К1 – первый показатель в ряду выровненных средних, %;

n – количество показателей выровненного ряда средних.

Имеем:

 

 = (4,8 – 5,0)/ (3 – 1) = - 0,1%.

 

Значение прироста товарооборота на планируемый год (К6) определяется продолжением выровненного ряда средних на 2 шага вперед, т.е. начиная от предшествующего года (t + 3), через отчетный год (t + 4) на планируемый год (t + 5):

 

К6 = К4 + 2 = 3,1 + 2 х (-0,1) = 2,9%.

 

Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчетным годом товарооборот торгового предприятия должен увеличится в действующих ценах на 2,9%. Если ожидаемый сопоставимый объем товарооборота торгового предприятия составит 159,1 млн. руб., то объем товарооборота в планируемом году будет равен:

 

Т5 = (159,1 х 102,9)/ 100 = 163,8 тыс. руб.

При планировании общего объема товарооборота розничного торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели.

Товарооборот формируется в результате совокупного влияния множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется, во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.

Наличие инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота, исходя из анализа прошлого, выявления закономерности прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции – тренда.

Для выявления основной тенденции развития товарооборота используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод).

Наиболее важным моментом при выравнивании является выбор типа кривой, от которого зависят результаты прогноза товарооборота. Самым обоснованным следует считать подход, основанный на графическом анализе товарооборота. Пример динамики объема розничного товарооборота приведен на рисунке 1.


Рисунок 1 - Динамика объема розничного товарооборота торгового предприятия

 

Данная кривая описывается функцией в виде формулы:

 

У = a + bt , (20)

 

где, у – объем розничного товарооборота, руб.;

t – фактор времени, год;

a, b – параметры модели.

Параметры находятся методом наименьших квадратов с помощью решения системы нормальных уравнений вида:

 

2

Расчет параметров модели представлен в таблице 2.

 


Таблица 2 - Расчет параметров модели

Годы Объем розничного товаро-оборота, тыс. руб. (у) Время, год (t) уt t2 Расчетный объем товарооборота, тыс. руб. (уt)
1 2 3 4 5 6 7
t 132,6 1 132,6 1 132,3 0,23
t + 1 138,2 2 276,4 4 138,9 0,51
t + 2 146,5 3 439,5 9 145,5 0,68
t + 3 151,0 4 604,0 16 152,1 0,73
t + 4 159,1 5 795,0 25 158,6 0,31
n = 5 2 = 55 2,46/5 = 0,49%

 

Решив систему нормальных уравнений относительно параметров a и b, получаем функцию зависимости объема розничного товарооборота торгового предприятия от фактора времени:

 

Уt = 125,74 + 6,58t

 

Полученная модель показывает, что при увеличении фактора времени на один год объем товарооборота торгового предприятия увеличивается в среднем на 6,58 тыс. руб.

Для того чтобы сделать вывод об эффективности полученной модели и о возможности ее использования для планирования объема товарооборота, необходимо определить средний процент отклонений теоретических (расчетных) значений товарооборота от фактических, т.н. определить среднюю ошибку прогноза. Принято считать, что модель является эффективной и ее можно использовать для прогнозирования, если средней процент отклонений теоретических знаний товарооборота от фактических не превышает 3%.

В рассматриваемом примере среднее отклонение теоретического товарооборота от фактического составляет 0,49%, что позволяет ее использовать для расчета объема товарооборота на будущий год:

 

Уt = 125,74 + 6,58t = 125,74 + 6,58х6 = 165,2 (тыс. руб.)

 

Планирование объема товарооборота предприятий общественного питания и оптовой торговли может осуществляться теми же методами, что и предприятий розничной торговли.

Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями.

Сложное социально-экономическое явление представляет собой сезонность в торговле. Она непрерывно изменяется: смещаются периоды увеличения и уменьшения реализации, изменяется степень колеблемости сезонной волны. Для научного обоснования расчета товарооборота по кварталам и месяцам необходимо изучать условия формирования сезонности в торговле и уметь ее прогнозировать.

В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляют анализ и прогнозирование квартальных и месячных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется.

Сначала определяется среднеквартальный оборот за каждый год:


Tквj = Tj/ 4, (21)

 

где, Tквj - среднеквартальный товарооборот j-го года, руб.;

Tj – объем товарооборота j-го года, руб.

Далее рассчитываются сезонные колебания товарооборота по кварталам за каждый год и определяется их сумма:

 

Сij = (Tij/ Tквj)100, (22)

 

где, Сij – сезонные колебания товарооборота j-го года, %;

Tij – товарооборот i-го квартала j-го года, руб.

 

В целях устранения влияния случайных факторов определяются индексы сезонности товарооборота:

 

Iсез. первi = /n, (23)

 

где, Iсез. первi – первоначальный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %;

n – количество лет.

Сумма индексов сезонности товарооборота должна быть равна 400,0% (при отсутствии влияния сезонных факторов индекс сезонности каждого квартала равен 100,0%). Если имеются отклонения от указанной величины, то в расчеты вводится коэффициент поправки:

 

Кп = 400/ Iсез.первi , (24)

 

где, Кп – коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности товарооборота.

Уточненные индексы сезонности товарооборота определяются по формуле:

 

Iсез.утi = Iсез.первi х Кn , (25)

 

где, Iсез.утi – уточненный индекс сезонности товарооборота I-го квартала, %.

В таблице 3 приведен пример расчета индексов сезонности товарооборота.

 

Таблица 3 - Расчет индексов сезонности товарооборота (%)

Кварталы

Сумма сезонных колебаний

Индексы сезонности

Iсез.первi Iсез.утi
1 2 3 4
I 287,7 95,9 95,9
II 292,0 97,3 97,4
III 305,8 101,9 102,0
IV 313,8 104,6 104,7
- 399,7 400,0

 

Коэффициент поправки составляет:

 

Кn = 400,0/ 399,7 = 1,00075

 

Индекс сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.

Объем товарооборота по кварталам на планируемый год определяется умножением среднеквартального товарооборота планируемого года на уточненный индекс сезонности соответствующего квартала и делением на 100%:


Tкв.iп.г = Tкв.п.г х Iсез.утi/ 100 , (26)

 

где, Tкв.iп.г – товарооборот i-го квартала планируемого года, руб.;

Tкв.п.г – среднеквартальный товарооборот планируемого года, руб.

По торговому предприятию на планируемый год имеем:

 

TIкв.п.г = 165,2/ 4 = 41,3 (тыс. руб.);

TIIкв.п.г = 41,3 х 95,5/ 100 = 39,6;

TIIIкв.п.г = 41,3 х 102,0/ 100 = 42,1;

TIVкв.п.г = 41,3 х 104,7/ 100 = 43,3.

 

Расчет товарооборота по месяцам осуществляется по аналогичной методике.

Одной из важных задач планирования товарооборота является определение его структуры, т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемкости их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.

В настоящее время используются следующие методы планирования структуры товарооборота торгового предприятия:

1) экономико-статистический;

2) основанный на расчете коэффициентов эластичности;

3) экономико-математического моделирования;

4) поэтапный.

Суть экономико-статистического метода планирования структуры

товарооборота основывается на сглаживании удельных весов реализации отдельных товаров в общем объеме товарооборота торгового предприятия за ряд лет. Методика расчетов аналогична методике планирования объема товарооборота торгового предприятия помощью экономико-статистического метода.

Для планирования структуры товарооборота торгового предприятия может быть использован метод, основанный на расчете коэффициентов эластичности, отражающих изменение оборота по отдельным товарам в зависимости от изменения общего объема товарооборота торгового предприятия:

 

Эi = Ti/  T, (27)

 

где, Эi – коэффициент эластичности по i-му товару, %;

 Ti – прирост товарооборота по i-му товару в отчетном году по

сравнению с предшествующим годом, %;

 T – прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %;

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется товарооборот по i-й товарной группе при изменении общего объема товарооборота торгового предприятия на 1%. Причем, чем крупнее берутся товарные группы, тем надежнее расчеты.

Прирост товарооборота по товарным группам в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется путем умножения коэффициентов эластичности (Эi) на прирост объема товарооборота в целом по торговому предприятию:

 

 Tiп.г = Tп.г х  Эi (28)

 

Расчетное значение товарооборота на i-ой товарной группе на планируемый год составит:

 

Tiп.г = Tiо.г + (Tiо.г х Tп.г)/ 100 , (29)

где,

Tiп.г - товарооборот i-й товарной группы в планируемом году, руб.;

Tiо.г - товарооборот i-й товарной группы в отчетном году, руб.;

Tп.г – прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %;

Tiп.г - прирост товарооборота i-й товарной группы в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %.

Для расчета структуры товарооборота торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели, основными из которых являются трендовая, авторегрессионая и факторная, где в качестве фактора выступает общий объем товарооборота.

Все рассмотренные методы предполагают расчет товарооборота по каждой товарной группе в отдельности с последующим выходом на общий объем планируемого товарооборота. Однако такой товарный расчет структуры товарооборота имеет ряд недостатков.

Во-первых, результат, полученный суммированием рассчитанных товарооборотов по товарным группам, может не совпадать с определенным ранее общим объемом, что требует ввода поправочных коэффициентов.

Во-вторых, рассмотренные методы не позволяют учесть взаимозаменяемость отдельных товаров, однородных или близких по своему потребительскому назначению.

Для устранения отмеченных недостатков может быть использована одна из разновидностей метода экономико-математического моделирования – поэтапный метод планирования структуры товарооборота.

При этом исходят из того, что наибольшей устойчивостью и достоверностью обладают расчеты по большим группам товаров. Поэтому более правильным будет переход от расчета товарооборота по большим товарным группам к расчету более мелких, вплоть до отдельного товара.

На первом этапе все товары разбиваются на укрупненные товарные группы, находится зависимость товарооборота по укрепленной товарной группе от общего объема товарооборота торгового предприятия:

 

Zi = a + bу , (30)

 

где,

Zi – товарооборот по i-й укрепленной товарной группе, руб.;

У – общий объем товарооборота торгового предприятия, руб.

Затем укрупненные товарные группы разбиваются на отдельные подгруппы товаров и находится зависимость товарооборота по подгруппе товаров от товарооборота по укрупненной товарной группе:

 

Кj = a + bZi , (31)

 

где,

Кj – товарооборот по j-й подгруппе товаров, руб.

Наконец, определяется зависимость товарооборота по отдельным товарам от товарооборота по подгруппе товаров:

 

Lf = a + b Кj , (32)

 

где, Lf – товарооборот по f-му товару, руб.

При расчете структуры товарооборота поэтапным методом возникает необходимость всю массу товаров разбить на ряд товарных групп. В эти группы следует объединять товары, идентичные по своему качественному составу, биологическим свойствам, способу потребления, роду удовлетворяемых потребностей, а также взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.

На первом этапе выделяются продовольственные и непродовольственные товары. Затем из продовольственных и непродовольственных товаров выделяется ряд укрепленных товарных групп. Среди продовольственных товаров, например, могут быть выделены следующие укрупненные группы, включающие товары, родственные по биологическим свойствам и характеру удовлетворяемых потребностей:

- продукты животного происхождения;

- сахар и кондитерские изделия;

- хлебопродукты;

- овощи, фрукты;

- алкогольные и безалкогольные напитки.

Среди непродовольственных товаров можно выделить следующие

укрупненные группы товаров:

- предметы одежды (включая ткани и обувь);

- товары культурно-бытового и хозяйственного обихода;

- предметы санитарии и гигиены;

- галантерейные товары;

- прочие непродовольственные товары.

На следующем этапе каждую из этих укрупненных товарных групп

следует разбить на более мелкие подгруппы, в которые целесообразно включать товары, более тесно связанные между собой признаками взаимозаменяемости, сопряженности и т.п. Например, укрепленная группа продуктов животного происхождения может быть разбита на следующие отдельные подгруппы товаров: мясопродукты, рыбопродукты, жиры, молочные продукты.

Аналогичным способом разбиваются и укрупненные группы непродовольственных товаров. Так, укрепленная группа предметов одежды может быть разбита на ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь.

Такое последовательное разукрупненное товарных групп в конечном счете приводит к выделению отдельных конкретных товаров.

Поскольку в представленных моделях в качестве аргумента каждый раз используется товарооборот по более крупной группе товаров вплоть до общего объема товарооборота торгового предприятия, это позволяет при планировании оборота по конкретному товару учесть факторы, не только определяющие тенденцию реализации данного товара, но и влияющие на общий объем товарооборота, что значительно уточнят расчет структуры оборота.

 

1.3 Факторы, влияющие на объем розничного товарооборота и увеличение объемов продажи товаров

 

Существуют факторы внешней и внутренней среды, которые влияют на объем розничного товарооборота и увеличение объемов продажи товаров.

К внешней среде относятся: "факторы", "силы", которые не поддаются контролю со стороны предприятия, и оно вынуждено к ним подстраиваться, приспосабливаться.

Группа факторов внешней среды:

- государственно-административные;

- социально-демографические и культурные;

- экономические;

- международные;

- природно-экологические;

- научно-технические.

Внешнее окружение (среду), как можно судить по влияющим на него

факторам, также можно разделить на уровни. Здесь выделяют мезосреду, или среду непосредственного окружения предприятия (поставщики, потребители, посредники, кредитно-финансовые учреждения и т.д.), макросреду (косвенное окружение организации) и мегасреду, которая отражает глобальные, мировые процессы и тенденции.

К основным группам факторов внешней среды относятся:

1. Государственно-административная и политическая среда:

- основные программные направления политики, расклад сил на политической арене страны и регионов;

- перечень законов: финансовые, административные законодательные акты; международное законодательство; таможенное законодательство; законодательство о промышленности, строительстве, торговле, труде, земле и пр.;

- законы, положения, нормы государства, регионов и их толкование в реальной жизни;

- перекрестное влияние законодательных актов;

- тенденции в законотворчестве: ужесточение, демократизация и т.д.;

- неразработанность или отсутствие законов по отдельным направлениям деятельности предприятия на рынке;

- государственные стандарты на рынке товаров и услуг;

- регулирование рынка по различным аспектам.

2. Социально-демографическая и культурная среда:

- количество, половозрастной состав населения;

- состав населения по видам деятельности;

- продолжительность жизни, коэффициенты рождаемости и смертности;

- образ жизни, в том числе: оседлый или мигрирующий; городской или сельский, самообеспечивающий или потребляющий; изолированный или объединенный; физический, активный или сидячий;

- исторические корни, традиции, нравы, обычаи, религия;

- уровень грамотности и образования;

- уровень (качество) жизни;

- обеспеченнос



2020-02-03 465 Обсуждений (0)
Используя способ разниц или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Используя способ разниц или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)