Игры на развитие прослеживающей функции глаза
Упражнения для снятия зрительного утомления Продолжительность данных упражнений не должна превышать трех минут. 1. «Жмурки». Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть на 3-5 с. • Для детей младшей группы - 2-3 раза; • средней группы - 3-4 раза; • старшей группы - 5-6 раз; • подготовительной группы - 6-8 раз. 2. «Моргание». Быстро моргать глазами в течение 30-60 с. Затем закрыть глаза, отдохнуть 5-10 с. • Для детей младшей группы - 5-6 раз; • средней группы - 6-8 раз; • старшей группы - 10 раз; • подготовительной группы - 10-15 раз. 3. «Слежение». Поставить указательный палец правой вытянутой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца (предмет, надетый на палец) и смотреть на него 3-5 с, опустить руку (предмет). Смотреть на конец пальца вытянутой руки; медленно сгибая руку, приблизить палец к глазам (смотреть 3-5 с). • Для детей младшей группы - 2-3 раза; • средней группы - 3-4 раза; • старшей группы - 4-5 раз; • подготовительной группы - 5-6 раз. 4. «Горизонтали». Отвести правую руку в сторону, медленно передвигать палец согнутой руки справа налево, затем снова направо (при неподвижной голове), следить за пальцем. • Для детей младшей группы - 3-4 раза; • средней группы - 4-5 раз; • старшей группы - 6-7 раз; • подготовительной группы - 7-9 раз. 5. «Сигналы». Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убран., снова смотреть на кончик носа 5-6 с. • Для детей младшей группы - 4-5 раз; • средней группы - 5-6 раз; • старшей группы - 6-7 раз; • подготовительной группы - 8-10 раз. 6. «Вертикали - горизонтали». Смотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы, глаза закрыть, отдохнуть 10-15 с. • Для детей младшей группы - 4-5 раз; • средней группы - 5-6 раз; • старшей группы - 6-8 раз; • подготовительной группы – 8-10 раз;
7. Смотреть вдаль. 3-5 с для любой возрастной группы. Глаза не напрягать, стараться увидеть как можно больше. 8. «Часы». Производить круговые движения глазами по часовой стрелке, следуя взглядом за рукой (на-расстоянии вытянутой руки), следить при этом за кончиком пальца; сделать то же против часовой стрелки. • Для детей младшей группы - 3-4 раза; • средней группы - 3-4 раза; • старшей группы - 5-7 раз; • подготовительной группы - 7-8 раз. 9. «Горизонтали - вертикали». Совершать движения глазами вправо, влево, вверх, вниз, голова неподвижна, веки закрыты. • Для детей старшей группы - 5-6 раз; • подготовительной группы - 6-8 раз.
Игры на развитие прослеживающей функции глаза
1. «Прокати шар в ворота». Дети прокатывают разноцветные шары поочередно в ворота и называют цвет шара, прослеживают движение шара. • Младшая группа - 2-3 раза (цвет шаров: красный, синий, желтый, зеленый); • средняя группа - 3-4 раза (цвет шаров: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, голубой); • старшая и подготовительная группы - 3-4 раза (шары всех цветов радуги). 2. «Проследи за движением флажка». Дети выполняют повороты глазных яблок с использованием тест-объекта «флажок». Цвет флажка дети выбирают сами, по желанию. а) Флажок на разных уровнях перед ребенком. Дети переводят взор по диагонали то на красный флажок, то на синий. • Средняя группа - 1 мин; • старшая и подготовительная группы - 1-2 мин. б) Круговые движения флажком перед лицом ребенка, взор которого направлен на флажок. • Младшая группа - 1 мин; • средняя группа - 1 мин; • старшая группа - 1-2 мин; • подготовительная группа - 1-2 мин.
в) Перевод взора на флажки. Ребенок переводит взор то на красный флажок, то на синий. · Младшая группа -1 мин; · средняя группа - 1 мин; · старшая группа - 1-2 мин; · подготовительная группа-1-2 мин. г) Приближая и отдаляя флажок от носа, дети следят за ним открытыми глазами, затем отдаляют флажок, отводят его вправо, взор переводят вправо; затем флажок отводят влево, взор переводят влево. Закрывают глаза и пытаются повторить движения глаз. • Старшая группа - 1 мин; • подготовительная группа - 1-2 мин.
3. «Обведи контур фигуры». а) Дети обводят указкой контур объемной фигуры и прослеживают взором движение указки. б) Дети обводят с помощью трафарета контур1ы фигур. • Младшая группа - по внутренним трафаретам; • средняя, старшая и подготовительная группы - по внутренним и внешним трафаретам. 4. «Проследи за движением машин» («Регулировщик»), Педагог на разном расстоянии провозит машину, дети поочередно определяют, какой груз везет машина (кубики, мячи, куклы и т. д.). • Младшая группа - 2-3 раза; • средняя группа - 3-4 раза; • старшая и подготовительная группы - 4-5 раз.
1. «Проследи, как летит бабочка». Педагог вращает бабочку на разной высоте, дети следят за ее полетом. • Младшая группа - 3-4 раза; • средняя группа - 3-4 раза; • старшая и подготовительная группы - 4-5 раз. Эта игра полезна для детей со сходящимся косоглазием. 2. «Подбрось мяч и поймай». Дети подбрасывают и ловят мячи. • Младшая группа - 4-5 раз; • средняя группа - 5-6 раз; • старшая группа - 6-7 раз; • подготовительная группа-7-10 раз. 3. «Проследи за огоньками». Дети следят за тем, с какого цвета началось включение гирлянды и каким цветом закончилось (используются елочные гирлянды). • Младшая группа - 2-3 раза; • средняя группа - 2-3 раза;. • старшая группа - 4-5 раз; > • подготовительная группа -t 5-6 раз. 4. «Посмотри, как качается фонарик». Педагог маятникообразно качает фбнарик, постепенно изменяя высоту, сначала снизу вверх, затем сверху вниз. Дети следят за перемещением качающегося фонарика. • Младшая группа - 2-3 раза; • средняя группа - 2-3 раза; • старшая и подготовительная группы - 4-5 раз. 5. Лабиринты разнообразные (простые и сложные, с четко ограниченными границами и с условным ограничением проходов). Для младшей и средней групп в лабиринтах должны быть лишь один вход и один выход, обозначенные персонажами: на входе - заяц, на выходе - домик и т. д. Границы четко очерчены, лабиринты не должны содержать более трех тупиков. Лабиринты должны иметь либо прямоугольное, либо циклическое строение. Проходить лабиринт ребенок должен фломастером, чтобы видеть пройденный путь. У детей старшей и подготовительной групп выходов может быть до 5, к части из которых есть реальный проход, а к другой части прохода нет. Границы могут быть очерчены лишь условно. Лабиринты не должны содержать более 10 тупиков. Это могут быть лабиринты, составленные внутри ярких и необычных по форме фигур.
6. Сбей кегли». На определенном расстоянии устанавливают кегли. Дети мячом стараются их сбить. • Для детей младшей группы устанавливают кегли на расстоянии 1-2 м (3-5 кеглей); • средней группы - 2-2,5 м (2-3 кегли); • старшей и подготовительной групп – 3-4 м (1-2 кегли). Игры, способствующие развитию фиксации взора и повышению остроты зрения 1. «Кольцеброс». Дети набрасывают кольца на разном расстоянии. Сначала на близком расстоянии, затем постепенно расстояние увеличивается; кольца должны быть яркими, чтобы ребенок видел их четко. • Младшая группа - 3-4 раза; • средняя группа - 5-6 раз; • старшая группа - 5-6 раз; • подготовительная группа - 6-8 раз.
2Магнитные игры: «Ловись, рыбка!», «Посади бабочку на цветок такого же цвета». • Для детей младшей группы - рыбки четырех цветов (красная, синяя, желтая, зеленая). Игра повторяется 3-4 раза; • средней группы - рыбки красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого, голубого цветов. Игра повторяется 3-4 раза; • старшей и подготовительной групп - рыбки всех цветов радуги. Игра повторяется 3-4 раза. (То же самое с цветом бабочек и цветка в игре «Посади бабочку на цветок такого же цвета».) Для усложнения задания можно предложить детям удочки для ловли рыбок и бабочек с разной длиной нити (удочкой с короткой нитью легче ловить, чем с длинной). 3.«Мяч в корзину». Дети собирают разбросанные мячи в корзину. Игра носит соревновательный характер. Каждому ребенку педагог предлагает собрать мячи одного цвета: одному - красного цвета, другому - синего и т. д. • Младшая группа - 2-3 раза; • средняя группа - 3-4 раза; • старшая группа - 3-4 раза; • подготовительная группа - 4-5 раз. 4«Подбрось мяч вверх и поймай его». Эта игра полезна для детей со сходящимся косоглазием. • Младшая группа - 2-3 раза; • средняя группа - 3-4 раза; • старшая группа - 4-5 раз; • подготовительная группа - до 10 раз. 5. «Сосчитай, сколько раз зажегся фонарик». Ребенок громко считает количество миганий фонарика. • Младшая группа - до 5 раз; • средняя группа - до 8 раз; • старшая группа - до 10 раз; • подготовительная группа - 10-15 раз. 6. «Собери пирамидку». Дети выполняют сбор пирамидки в возрастающей и нисходящей последовательности. • Младшая группа - 2-3 раза; • средняя группа - 3^1 раза; • старшая группа - 3-4 раза; • подготовительная группа - 4 раза. «Составить узор». Дети составляют узор по образцу, затем по памяти. • Младшая группа - несложные узоры; • средняя группа - с усложнением - больше деталей в узоре, чем в младшей группе; • средняя и подготовительная группы - более сложные, до 10 деталей в узоре. 7. «Сложи картинку». Дети складывают разрезные картинки. • Младшая группа - из двух-трех частей; • средняя группа из четырех частей; • старшая группа - шести частей; • подготовительная группа - из шести и более частей. 8. «Нарисуй фигуры по трафарету». • Для детей младшей группы предлагаются внутренние трафареты; • средней группы - внутренние и простые внешние трафареты; • старшей и подготовительной групп - внешние трафареты, но более сложные, чем в средней группе. 9. «Найди предмет». Педагог предлагает найти спрятанный в группе предмет. Игра повторяется: • для младшей группы 3-4 раза; • средней группы - 4 раза; • старшей группы - 4-5 раз; • подготовительной группы - 5-6 раз". 10. «Подбери пару». • Дети младшей группы подбирают пару среди 5 предметов; • средней группы - 5-6 предметов; • старшей и подготовительной группы - до 10 предметов.
Упражнения, способствующие развитию органов зрения Упражнения для улучшение циркуляции крови в органе зрения 1. Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 с; повторить 6-8 раз. 2. Быстро моргать глазами в течение 10-15 с, затем повторите то же самое 3 раза с интервалом в 7-10 с. 3. Сомкнуть веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массировать их круговыми движениями в течение 1 минуты. 4. Сомкнуть веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливать на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 с. 5. Прижать указательными пальцами брови и закрыть глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцами верхних век и лба; повторить 6-8 раз.
Упражнения для укрепления глазодвигательных мышц 1. Медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положение головы; повторить 8-10 раз. 2. Медленно перевести взгляд вправо, влево и обратно; повторить 8-10 раз. 3. Медленно перевести йзгляд вправо, верх, затем влево, вниз и обратно; повторить 8-10 раз. Сделать круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях; повторить 4-6 раз. ' Упражнения по улучшению процесса аккомодации ' ■ ч ! 1. Смотреть обоими глазами вперед в течение 2-3 с, затем перевести взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25-30 см, через 3-5 с руку опустить; повторить 10-12 раз. 2. Обоими глазами смотреть 3-5 с на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приблизить его к носу, пока палец не начнет двоиться; повторить 6-8 раз. 3. В течение 3-5 с смотреть обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикрыть левой ладонью левый глаз на 3-5 с, а правую руку в это время сгибать и разгибать. То же самое сделать, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз. 4. «Метка на стекле». Находясь на 30-35 см от оконного стекла, приклеить к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 мм, затем вдали от линии взора, проходящего . через метку, наметить за окном какой-нибудь объект. Смотреть, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 2-3 с, затем перевести взор на намеченный объект на 1-2 с, после чего поочередно переводить взгляд то на метку, то на объект. В первые два дня тренироваться по 5 минут, а в остальные дни - по 7 минут. Повторять систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять 2-3 раза в день. Упражнение на снятие зрительного утомления Упражнения выполнять через каждые 20-25 минут при напряженной зрительной работе. Исходное положение каждого упражнения - стоя или сидя. 1. Совершать 15 колебательных движений глазами по горизонтали: справа - налево, затем слева - направо. 2. Совершать 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх - вниз и вниз - вверх. 3. Совершать 15 круговых вращательных движений глазами слева направо. 4. То же самое, но справа налево. 5. Совершать по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую сторону. Упражнения предназначены для всех категорий учащихся. Комплекс упражнений на развитие различных мышц глазодвигательного аппарата Ребенок садится к телевизионному экрану и смотрит передачи правым глазом, используя пространство как можно ближе к переносице. Левый глаз при этом закрыт повязкой либо заклеен кружком из лейкопластыря (на центр клейкой поверхности помещается меньший на 1-2 см кружок из марли). Через некоторое время глаза «меняются»: смотрит левый, а ребенок садится к экрану правым боком. Продолжительность работы каждым глазом индивидуальна: вначале 10-15 мин, впоследствии до 1 часа. Дольше должен работать тот глаз, который чаще косит. Для этой цели можно изготовить маску из картона по типу карнавальной, в которой вырез для переносицы заменен вертикальной щелью шириной 30-35 мм. Эта щель располагается симметрично относительно носа и обеспечивает два зазора - левее и правее переносицы. В эти зазоры нужно смотреть попеременно то правым, то левым глазом. Наиболее действенные средства профилактики и лечения - специальные упражнения, направленные на укрепление и расслабление мышц глаза в сочетании с общеукрепляющими физическими упражнениями. Упражнения на укрепление наружных мышц глаза 1. В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно; повторить 10-12 раз. 2. Выполнять круговые движения глазами в одном и другом направлениях; повторить 4-6 раз. 3. Часто моргать глазами в течение 20 с. Упражнения на тренировку внутренних мышц глаза На стекле окна на уровне глаз прикрепить круглую метку в 3-5 мм на расстоянии 30-35 см от глаз. За окном найти любой удаленный предмет и переводить взгляд то на метку, то на этот предмет. Упражнения выполнять 2 раза в день. В первые 2 дня - в течение 3 минут, на третий и четвертый день - 5 минут, в последующие дни - 10 минут. Для укрепления внутренних глазных мышц очень полезны тренировки с мячом: броски и ловля мяча с передачей партнеру, броски в стенку, в мишень, кольцо; игры в теннис, бадминтон, волейбол, удары ногой по мячу в цель. Хорошо укрепляют мышцы глаза и следующие упражнения: 1. Стоя или сидя; расположить большой палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 20-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, убрать ладонь. Проделать те же действия, поменяв руки.' 2. Повторные зажмуривания глаз на 3-5 с, а также массирование век и быстрое моргание улучшают кровообращение, легкие нажимы на верхние веки обоих глаз в течение 1-2 с улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости. Упражнения на укрепление окологлазных мышц 1. Плотно закрыть и широко открыть глаза 5-6 раз подряд с интервалом в 30 с. 2. Смотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. 3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево, затем в обратную сторону. Когда зрение нормальное, глаз видит одну часть рассматриваемого объекта лучше, а все остальные - хуже, пропорционально удалению от точки наилучшего зрения. Когда же зрение несовершенно, то глаз старается увидеть значительную часть своего поля зрения одинаково хорошо и одновременно, это приводит к сильному напряжению глаз и психики. Такое напряжение, когда оно становится привычным, приводит к разного рода аномальным состояниям и лежит в основе большинства проблем с глазами как функционального, так и органического характера.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (561)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |