Химический эксперимент
Цель: На основе положения элементов в периодической системе и строения атомов сравнить физические и химические особенностей углерода, кремния и их соединений. Задачи После изучения темы студент должен знать (Программные требования): 1. Общая характеристика элементов. Строение атомов. Проявляемые степени окисления. Изменение свойств атомов в ряду углерод–свинец. Характер химических связей с металлами и неметаллами. Способность углерода к образованию гомоатомных цепей Э–Э и кратных связей. Гетероцепи Si–O–Si. 2. Простые вещества. Строение и свойства аллотропных модификаций углерода. Строение и физические свойства кремния, германия, олова и свинца. Реакционная способность простых веществ. Роль в биологических процессах. 3. Гидриды типа ЭН4. Строение молекул. Физические и химические свойства. Изменение устойчивости и реакционной способности гидридов в ряду СН4–РbН4. 4. Кислородсодержащие соединения углерода.Оксиды углерода. Особенности строения молекул. Физические и химические свойства. Токсичность оксида углерода (II). Роль оксида углерода (IV) в процессах жизнедеятельности. Парниковый эффект. 5. Угольная кислота и ее соли.Строение молекулы угольной кислоты и карбонат-иона. Физические и химические свойства. Карбонаты и гидрокарбонаты. Термическая устойчивость карбонатов. Временная жесткость воды и способы ее устранения. Получение и применение карбонатов. Карбонатное равновесие в природе. 6. Кислородсодержащие соединения кремния. Диоксид кремния. Его полимерное строение. Сравнение энергии связей С–О и Si-О. Особенность силоксановой связи Si–O–Si. Физические и химические свойства диоксида кремния. Применение кремнийсодержащих полимеров. 7. Кремниевые кислоты и их соли.Особенности строения молекул. Природные силикаты. Алюмосиликаты. Искусственные силикаты. Стекло. Керамика. Цемент
Студент должен уметь 1.Характеризовать по плану вещества: углерод, кремний, оксиды углерода, диоксид кремния, угольная кислота, соли угольной кислоты, кремниевая кислота, соли кремниевой кислоты.- строение молекул с характеристикой связи; 3) Решать цепочки превращений 4) Проводить типовые расчеты по уравнениям реакций с применением веществ этой подгруппы. 5. Объяснять взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов проводить расчеты по уравнению реакций с участием соединений углерода и кремния 6. Экспериментальные умения: ü получать и собирать и определять углекислый газ; ü получать кремниевую кислоту; ü получать карбонаты и гидрокарбонаты, экспериментально доказывать их свойства Мотивационная характеристика темы:
Углерод является биогенным элементом, из него построены белки, жиры и углеводы Важнейшие свойства карбонатно-гидрокарбонатной буферной системы играют большую роль в поддержании баланса кровеносной и костной систем. Эта же система обеспечивает жесткость воды. Углекислый газ является необходимым веществом для растений, которые синтезируют из него с водой глюкозу. Угарный газ ядовитое вещество, однако необходимое для синтеза метилового спирта и большого разнообразия органических веществ. Диоксид кремния является песком, входит в состав глин на его основе получаются стекла цементы и кирпичи. Силикагель, полученный из кремниевой кислоты, является хорошим адсорбентом. Песок применяется для очистки сточных вод .
Вопросы для обсуждения на занятии 1. Дать общую характеристику химических элементов углерода и кремния по положению в периодической системе. 2. Сравнить простые вещества кремний и углерод в соответствии с планом характеристики веществ. 3. Сравнить оксиды SiO2, CO2, CO по строению молекул, кристаллическим решеткам, физическим и химическим свойствам. 4. Охарактеризовать соединения углерода и кремния с водородом и металлами, особенности строения, способы получения и химические свойства. 5. Сравнить угольную и кремниевую кислоты в соответствии с планом характеристики. 6. Сравнить в соответствии с классом характеристики карбонаты, гидрокарбонаты и силикаты. 7. Объяснить понятие «жесткость» воды и охарактеризовать методы ее устранения.
Задания для самостоятельной домашней работы
[3], c.254 – 5,10, 11(на 9-10 баллов) c. 258 – 1, 5
Составить уравнения реакции по следующей схеме
2 моль Углерода + кислород (t)→А (+ 2 моль гидроксида кальция) →Б (+ СО2 изб.) →В + раствор карбоната натрия → Г – масса (г)? Химический эксперимент Техника безопасности 1. При получении углекислого газа в аппарате Киппа заправлять его последовательно сначала мрамором, потом при открытом кране соляной кислотой 1:3 до уровня, при котором мрамор только покрыт соляной кислотой 2. Опасаться попадания силиката натрия в глаза, так как раствор его подвергается гидролизу с образованием гидроксида калия – щелочи Обезвреживание отходов химического эксперимента: 1.Отработанную соляную кислоту из аппарата Киппа сливает лаборант. 2. Для прокаливания кремниевой кислоты следует брать только выданные пробирки.
Опыт 1. [3], c.252 – № 7а, б Опыт 2. С. 253 – № 9а, б Опыт 3. С.256 – № 3 а, б, в, 5. Опыт 4. Решение экспериментальной задачи В сосудах имеются растворы следующих веществ: сульфат натрия (или калия), карбонат натрия, хлорид натрия, иодид натрия, фосфат натрия, гидроксид кальция. Определить в каких пробирках содержатся эти вещества. Реактивы для определения: р-р нитрата серебра, р-р хлорида бария, раствор аммиака, р-р соляной кислоты. Образец решения см. методические указания к теме: Обменные реакции, гидролиз.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |