Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления арт-терапии.



2020-02-03 157 Обсуждений (0)
Основные направления арт-терапии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема Арттерапевтические методы коррекци и

1. Общая характеристика метода арттерапии.  Цели. Основные направления арттерапии

            [5, с.160 - 168]; [8, с.133-136, с. 213-214].

2. Проективный рисунок в коррекционной работе с детьми и взрослыми [4, с.191-198].

Арттерапия. Общая характеристика метода.

Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Для: коррекции эмоционально-личностных проблем детей (испытавших стресс в концлагерях).

Арттерапия – терапия исскуством (Адриан Хил, 1938 – при описании своей работы с туберкулёзными больными в санатории).

Первоночально арттерапия возникла в контексте теоретических идей: З.Фрейда (согласно которым – первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще выражаются не вербально в форме образов и символов) и К. Г. Юнга, в дальнейшем стала базироваться на гуманистической модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации разви­тия личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воз­действия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной сте­пени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».

Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направ­ленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направ­ления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных воз­можностей для самовыражения и самореализации в продук­тах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Соз­даваемые клиентом продукты, объективируя его аффектив­ное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (род­ственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослу­живцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со сто­роны окружающих, принятие ими продуктов творчества по­вышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.

В качестве еще одного возможного коррекционного ме­ханизма, по мнению сторонников обоих направлений, мо­жет быть рассмотрен сам процесс творчества как исследо­вание реальности, познание новых, прежде скрытых от ис­следователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

В начале своего развития арттерапия отражала психо­аналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, картина, скульптура) считался выражением неосознавае­мых психических процессов. Арттерапия достаточно ши­роко распространена. В 1960 г. в Америке была создана Американская арттерапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии, Голлан­дии. Несколько сотен профессиональных арттерапевтов работают в психиатрических и общесоматических больницах, клиниках, центрах, школах, тюрьмах, универси­тетах.

Арттерапия может использоваться как в виде, основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволя­ет в особой символической форме реконструировать конф­ликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креа­тивных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реак­ции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучи­тельного к приносящему наслаждение» {Л.С.Выготский, 1987).

Цели арттерапии

1.Дать социально приемлемый выход агрессивности и дру­гим негативным чувствам(работа над рисунками, картина­ми, скульптурами является безопасным способом выпус­тить «пар» и разрядить напряжение).

2.Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе
вербальной коррекции. Невербальное общение легче усколь­зает от цензуры сознания.

3.Получить материал для интерпретации и диагностичес­ких заключений. Продукты художественного творчества отно­сительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их
существования. Содержание и стиль художественных работдают возможность получить информацию о клиенте, кото­рый может помогать в интерпретации своих произведений.

4.Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять.Иногда невербальные средства являются един­ственно возможными для выражения и прояснения силь­ных переживаний и убеждений.

5.Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6.Развить чувство внутреннего контроля.Работа над ри­сунками, картинами или лепка предусматривают упорядо­чивание цвета и форм.

7.Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.Занятия изобразительным искусством создают богатые воз­ можности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

8.Развить художественные способности и повысить са­мооценку.Побочным продуктом арттерапии является чув­ство удовлетворения, которое возникает в результате выяв­ления скрытых талантов и их развития.

Существует две формы арттерапии: пассивная и активная.

При пассивной форме клиент «потребляет» художествен­ные произведения, созданные другими людьми: рассматри­вает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает про­дукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

Занятия по арттерапии могут бытьструктурирован­ными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окон­чании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.

При неструктурированных занятиях клиенты самостоя­тельно выбирают тему для освещения, материал, инстру­менты.

Существуют различные варианты использования метода арттерапии:

- использование уже существующих произведений ис­кусства через их анализ и интерпретацию клиентами;

- побуждение клиентов к самостоятельному творчеству; использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов;

- творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с кли­ентом.

Основные направления арт-терапии.

1.Динамически ориентированная артерапия. Представитель: М. Наумберг (1966). В рамках данного направления выделяют: творческую, интегральную, деятельную, проектив­ную, сублимационную арттерапии.

К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, че­канку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

2. Гештальториентированная арттерапия. Целями коррек­ции в этом виде арттерапии выступают:

- излечивание или восстановление адекватной «Я-функции»;

- помощь клиенту в осознании и интерпретации соб­ственных переживаний с помощью образов-символов,

- пробуждение творческих сил, спонтанности, ориги­альности, способности раскрываться, душевной гиб­кости.

Приемами артгерапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, крас­ками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рас­сказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

Арттерапевтические занятия проводятся двумя способа­ми.

Первый вариант: клиенту предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собствен­ным рисункам на определенную тему.

Второй вариант: неструктурированное занятие. Клиенты выберают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т.д..

 

Куклотерапия

Куклотерапия как метод основан на процессах иденти­фикации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии.

В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодей­ствия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, роди­теля).

Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом та­кой социальной проекции достаточно долгое время являют­ся куклы.

Куклотерапия широко используется для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения соци­альной адаптации, при коррекционной работе со страха­ми, заиканием, нарушениями поведения, а таже для рабо­ты с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет кото­рого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сме­няется бурными поведенческими эмоциональными реак­циями (плач0 смех и т.д.) и снятием нервно-психическо­го напряжения.

Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1.Изготовление кукол.

2.Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний.

Процесс изготовления кукол также является коррекци-онным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети ста­новятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических про­цессов, появляются навыки концентрации внимания, усид­чивости, развивается воображение.

В куклотерапии используют такие виды кукол: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, верёвочные, плоскостные, перчаточные куклы, а так же куклы-костюм.



2020-02-03 157 Обсуждений (0)
Основные направления арт-терапии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления арт-терапии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)