Основные направления арт-терапии.
Тема Арттерапевтические методы коррекци и 1. Общая характеристика метода арттерапии. Цели. Основные направления арттерапии [5, с.160 - 168]; [8, с.133-136, с. 213-214]. 2. Проективный рисунок в коррекционной работе с детьми и взрослыми [4, с.191-198]. Арттерапия. Общая характеристика метода. Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Для: коррекции эмоционально-личностных проблем детей (испытавших стресс в концлагерях). Арттерапия – терапия исскуством (Адриан Хил, 1938 – при описании своей работы с туберкулёзными больными в санатории). Первоночально арттерапия возникла в контексте теоретических идей: З.Фрейда (согласно которым – первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще выражаются не вербально в форме образов и символов) и К. Г. Юнга, в дальнейшем стала базироваться на гуманистической модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я». Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности. В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения. В начале своего развития арттерапия отражала психоаналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, картина, скульптура) считался выражением неосознаваемых психических процессов. Арттерапия достаточно широко распространена. В 1960 г. в Америке была создана Американская арттерапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии, Голландии. Несколько сотен профессиональных арттерапевтов работают в психиатрических и общесоматических больницах, клиниках, центрах, школах, тюрьмах, университетах. Арттерапия может использоваться как в виде, основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии. Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» {Л.С.Выготский, 1987). Цели арттерапии 1.Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам(работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение). 2.Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе 3.Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их 4.Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять.Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. 5.Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия. 6.Развить чувство внутреннего контроля.Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм. 7.Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.Занятия изобразительным искусством создают богатые воз можности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию. 8.Развить художественные способности и повысить самооценку.Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Существует две формы арттерапии: пассивная и активная. При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д. Занятия по арттерапии могут бытьструктурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д. При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты. Существуют различные варианты использования метода арттерапии: - использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами; - побуждение клиентов к самостоятельному творчеству; использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов; - творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с клиентом. Основные направления арт-терапии. 1.Динамически ориентированная артерапия. Представитель: М. Наумберг (1966). В рамках данного направления выделяют: творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии. К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание. 2. Гештальториентированная арттерапия. Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают: - излечивание или восстановление адекватной «Я-функции»; - помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов, - пробуждение творческих сил, спонтанности, оригиальности, способности раскрываться, душевной гибкости. Приемами артгерапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела. Арттерапевтические занятия проводятся двумя способами. Первый вариант: клиенту предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. Второй вариант: неструктурированное занятие. Клиенты выберают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т.д..
Куклотерапия Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя). Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы. Куклотерапия широко используется для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а таже для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач0 смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения. Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии. Процесс куклотерапии проходит в два этапа: 1.Изготовление кукол. 2.Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. Процесс изготовления кукол также является коррекци-онным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение. В куклотерапии используют такие виды кукол: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, верёвочные, плоскостные, перчаточные куклы, а так же куклы-костюм.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |