имени Н. А. Римского-Корсакова»
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная Консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова» факультет музыковедения ДОКЛАД Выполнила студентка первого курса музыковедческого факультета Ефименко А. А.
Санкт-Петербург Содержание 1. Введение: историческое значение, периодизация жанра. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 2. Мадригал в VXI веке: определение, особенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 3. Развитие жанра; мадригалы Я. Аркадельта, Дж. Палестрины, Л. Маренцио. . . 5 4. Мадригальное творчество Карло Джезуальдо. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 5. Закат мадригального искусства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 6. Список использованной литературы и интернет-ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Опера, открывшая новый счет времени в музыкальном искусстве, была подготовлена развитием многих видов композиторской практики. Среди ее непосредственных предшественников особое место принадлежит мадригалу, который в XVI веке стал самым значительным жанром светской музыки. В XV веке мадригал исчезает из музыкальной практики, вытесненный многочисленными разновидностями светской многоголосной песни – фроттолы, виланеллы, лауды. Он появляется вновь лишь в 30-х годах XVI века первоначально в Италии, затем быстро распространяется по другим странам Европы и с неожиданной яркостью расцветает на Британских островах, затмив собой все бытующие там жанры. Возрождение мадригала было связано с возросшим интересом поэтов к лирическим формам XIV века, культивировавшимся Петраркой. В развитии этих форм большую роль сыграл Пьетро Бембо (итальянский гуманист XV – начала XVI века, кардинал и учёный). Высоко ценя произведения Петрарки, он призывал современных поэтов учиться у него и сам подавал пример, добросовестно копируя его стиль и поэтические формы. Мадригал привлек внимание Бембо свободой строения, что как нельзя более отвечало устремлениям художественной эстетики XVI века. В своей классификации поэтических форм Бембо, воспевая достоинства мадригала, отнес его к группе свободных стихов (rime libere). Исходя из этого можно предположить, что композиционной особенностью мадригалов последующего XVI столетия становится отсутствие строгих канонов, что является характернейшей чертой нового музыкального жанра. Мадригал в VXI веке: определение, особенности. Мадригал XVI века — четырех-пятиголосное вокальное полифоническое сочинение a cappella, написанное в основном на светские тексты лирического содержания. Стилистически значительно отличается от пьес того же названия в XIV веке. Со времени его возрождения в 30-х годах XVI века и вплоть до создания оперы в начале XVII века мадригал — ведущий жанр светской музыки. Благодаря особенностям формы и происхождению мадригал оказался переходным звеном между искусством эпохи Возрождения и Барокко. В нем слились две стилистические ветви XVI века — церковная, представленная мотетом, и светская, которую представляла фроттола, воплощавшая народный элемент в музыке Возрождения; в противовес таким демократическим жанрам, как фроттола и виланелла, итальянский мадригал, пожалуй, характерен для позднего Возрождения. Мадригал с его культом свободного выражения воспринял наиболее радикальные устремления эпохи. В нём, в частности, впервые вводится и художественно осмысливается хроматизм, начинается смелое и развернутое применение диссонансов, также привносятся звукокрасочные и эмоционально-подчёркнутые элементы. Отсутствует cantus firmus (все голоса сочинены композитором), уменьшается роль полифонии «строгого стиля», прослеживается рост выразительных и изобразительных музыкальных средств, обогащая музыкальную палитру которых мадригалисты XVI века индивидуализируют мелодию каждого из голосов применительно к значению отдельных слов поэтического текста. Принцип следования за текстом явился основной предпосылкой освобождения мадригала от устарелых норм полифонического мотета; но далеко не каждый текст мог выполнить такую роль, но лишь такой, лирическое содержание которого способствовало индивидуализации мелодии, импровизационности её развёртывания.
Русскоязычный перевод мы можем прочитать у К. Роншильда: Как белый и нежный лебедь Формы раннего мадригала, в которых влияние фроттолы или мотета было ещё довольно непосредственным, характеризовались отсутствием контрастов в фактуре, гармонии и ритме. Наиболее совершенный вид такой неконтрастной формы мы находим в мадригалах Палестрины (1525-1594). В них композитор стремился к соединению элементов церковного и светского стилей. Палестрина отходит от модальности, сводя всё разнообразие григорианских ладов к двум, с ярко выраженными наклонениями, - мажору и минору. У композитора есть месса, написанная на мадригал «Vestiva i colli». Форма его связана с фроттольными истоками (двухчастный сонет). Его схема: Но изложение материала даётся по мотетному принципу: каждая строка текста получается интонационное развитие. Музыкальный материал обновляется непрерывно. Созданию полифонической тягучести способствует метод введения мотивов, которые берутся из контрапунктических подголосков и превращаются потом в самостоятельные тематические образования, имитирующиеся в остальных голосах. Важной чертой полифонической техники Палестрины является вариационность в порядке введения голоса в имитации. Наблюдается концентрация тональности, не свойственная модальности: сравнительно крупные разделы сосредоточены почти исключительно на двух аккордах – a-moll и d-moll. Тяготение к тональной определённости ярче всего выражается в появлении тональных ответов. Намечается линия ладового движения: от отчётливого минора (такты 1-22) к насыщенному мажору (такты 33-37).
1. 2. 3.
Менее наглядные понятия, такие как «судьба», «горе», «жестокость» и т.п. выражаются диссонансами и хроматизмами: В примере b типичным для строгого стиля является синкопирование вспомогательного (неаккордового) звука, образующего диссонанс (секунду и септиму) с одним из звуков гармонии. Часто Палестрина в качестве диссонансов использует и тритоны, которые резко выделяются на фоне диатоники. Встречаются также терцовые сопоставления мажорных трезвучий с переченьем и последование натурального звука и его альтераций. Особое внимание следует уделить жизни и мадригальному творчеству Луки Маренцио – итальянскому композитору второй половины XVI века. Прославился он в первую очередь как автор мадригалов (их у композитора более 400), которые издал в 19 сборниках («книгах»; сохранились 18). Мадригалы Маренцио многообразны по характеру и содержанию, преимущественно любовно-лирические и пасторальные (например, «Solo e pensoso», «O voi che sospirate», «Cruda Amarilli»). Писал на тексты Петрарки (46 мадригалов), Гварини, Тассо.
Мадригальное творчество Карло Джезуальдо. Одним из крупнейших мадригалистов-хроматистов XVI века был Карло Джезуальдо, принц Венозы. Его мадригалы издавна привлекали внимание исследователей необычного стиля. Его творчество требует совершенно иных критериев оценки. Тематика мадригалов в общем однородна – любовная лирика в экспрессивно-драматическом выражении, в духе остроскорбного lamentо. Если в мадригалах и проступают порой черты иной, более светлой образности, то они служат прежде всего резким контрастом основному содержанию произведения, оттеняют его, делают более ощутимым. Им создано 6 книг 5-голосных мадригалов (книга 6-голосных мадригалов утеряна), 1-я и 2-я изданы в 1594 (под псевдонимом Джузеппе Пилонии; 14 мадригалов из них написаны на тексты Тассо), 3-я – в 1595, 4-я – в 1596, 5-я и 6-я – в 1611 и 1613. Две последние книги мадригалов занимают особое место в истории музыки. Тексты их написаны от первого лица (автор неизвестен, возможно, им был сам композитор); тематика, по-видимому, обусловлена личной драмой Джезуальдо, из ревности лишившего жизни (в 1590) свою первую жену, Марию д’Авалос, и её любовника. Слова morte (смерть), duolo (скорбь), tormenti (муки), piangere (плакать), uccidere (убивать) и т. п. переходят из одного мадригала в другой и приобретают эмблематичное значение. Джезуальдо широко пользуется музыкально-риторическими фигурами (напр., слова «ветер», «огонь», «бег» выделены более мелкими ритмическими длительностями и имитацией, что создаёт впечатление стремительного движения, в противоположность словам «боль» и «муки», которые распеваются в медленном темпе, создавая впечатление оцепенения и болезненной сосредоточенности). к произносимому слову, что привело к формированию нового явления — музыкально-речевой интонации. Изменяется мелодический рельеф, воз- растает роль диссонанса. Здесь уже можно говорить о stile concitato. Для подтверждения сказанного и определения масштабов нововведений Джезуальдо обратимся к известнейшему его мадригалу «Dolcissima mia vita» («Сладчайшая моя жизнь») из Пятой книги мадригалов — одному из наиболее совершенных образцов жанра у Джезуальдо. a che tardate la bramate aita? Credete forse che’l bel foco ond’ ardo sia per finir perché torcete il guardo? Ahi, non fia mai che brama il mio desire: o d’amarti, o morire.
Перевод (Д.С.Лихачёва) Сладчайшая моя жизнь, зачем Вам медлить, не подать мне помощь? Ужель Вы мните, что любовный огонь мой угаснет сам, раз взор Вы отвратите? Ах, кабы век желанья мне не ведать — Вас добиться, иль погибнуть!
Первая фраза вводит в сложный эмоциональный мир мадригала: величественные мажорные аккорды, проникновенное звучание слова dolcissima (сладчайшая)—и щемящий ход на уменьшенную кварту, как скрытая боль. Здесь дан намек на будущие драматические коллизии. Диатонический полутон d–es преобразуется в хроматический h–c. С этого момента полутоновый ход будет играть решающую роль в интонационном развитии. Фраза как всплеск и откат волны: подъем к вершине и спад тремя ступенями d–es, h–c, g–а (такты 1-5): призваны иллюстрировать «пылающие огненные волны» (bel fuoco ond’ ardo - здесь впервые в мадригале на слог приходится восемь звуков). Крайняя степень возбуждения, смятения выражена в вопросительной интонации (ходы на кварту, сексту), во внезапных сменах темпа: С этой высокой (динамически и звуковысотно) позиции 6 и с обращения полутона cis–d–a (тт. 41–42), c–h–h (тт. 48–49) начинается медленный спад. Полутон удлиняется до хроматического мотива (c–h, c–h–b–a), который будет повторяться с последними словами «О morire»: барокко. Для эпохи барокко характерна страстность, яркость выражения чувств, их всепоглощающая сила. Внимание творцов сосредоточено на личности человека, на его внутреннем мире. Для Джезуальдо—в силу характера его дарования—новые тенденции оказались очень близкими, а мадригал, как камерный вокальный жанр, – это особенно подходящим для выражения тончайших нюансов чувств. В нем соединилась метрическая и фактурная свобода изложения, характерная для «фантастического стиля» клавирных пьес, и интонационная выразительность оперных арий и речитативов. трехчастности и, таким образом, дискретности, а с другой—заметна волнообразная структура, которой свойственна связность. Это взаимодействие разных принципов присутствует в каждом мгновении развертывания произведения. Наиболее яркое проявление членения—контрастная средняя часть. Бурная, мятущаяся, она на пике кульминации сливается с противоположным по эмоции заключением. Вновь восстанавливается связность как главенствующий принцип. от композитора использования ряда приемов. Так, например, в сложное взаимодействие вступают принцип дискретности (то есть раздельности) и принцип континуальности (непрерывности). Для поддержания связности ослабляется естественная раздельность поэтического текста (например, отсутствие в тексте, так сказать, «сюжета»; вместо него—вздохи, восклицания, вопросы, повторения слов как заклинаний). Непрерывность достигается благодаря намеренной связке конца одной строки с началом следующей.
Закат мадригального искусства. В конце эпохи мадригал испытал общую для итальянской музыки того времени тенденцию к театрализации, которая проявилась в мадригальных комедиях, составленных из контрастных пьес (у О. Векки, А. Банкьери и другие под названием «commedia harmonica», «commedia musicale»). Выдающимся разнообразием отличаются мадригалы К. Монтеверди (8 книг, 1587–1638; 9-я кн. издана посмертно, 1651). Его ранние мадригалы написаны для ансамбля а cappella, в традиционной имитационной технике; поздние (особенно в 7–9-й книгах) принадлежат эстетике барокко и могут быть причислены к мадригалам лишь условно; среди них – масштабные театрализованные вокально-инструментальные композиции («Битва Танкреда и Клоринды», «Бал неблагодарных женщин»), дуэты, терцеты и сольные арии с basso continuo (например, знаменитая «Жалоба нимфы» для сопрано и мужского терцета, близкая 3-частной оперной сцене).
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
1. Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Кн. 1. От Античности к XVIII в. Изд. 2-е. М., «Музыка», 1983.
2. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. М., 1960.
3. Дубравская Т. Итальянский мадригал XVI века // Вопросы музыкальной формы. Вып. 2. — М., 1972.
4. Герасимова-Персидская Н. Мадригалы Джезуальдо: между Ренессансом и барокко // Opera musicologica. № 1 (15). 2013.
5. Большая российская энциклопедия (электронная версия; https://bigenc.ru/music/text/3480705; https://bigenc.ru/music/text/2155004 ), авторы статей: М. А. Григорьева, С. Н. Лебедев, М. Л. Гаспаров.
6. Энциклопедия Всемирная история (электронная версия; https://w.histrf.ru/articles/article/show/madrigal), авторы статьи: С.Н. Лебедев, М.Л. Гаспаров.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |