Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные показатели промышленности



2020-02-03 150 Обсуждений (0)
Основные показатели промышленности 0.00 из 5.00 0 оценок




  1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Число действующих организаций (на конец года), тыс. 160 158 161 155 151 145 155
Объем промышленной продукции, млрд. руб. 1707 3150 4763 5881 6868 8498 11209
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб. -8772 469022 719023 579633 443742 613919 1236967
Уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг), процентов 12,7 25,5 24,7 18,5 14,4 13,5 17,9

Источник: Российский статистический ежегодник. 2005.[5]

По статистическим данным приведенным в таблице можно сделать следующие выводы. Прибыль предприятий промышленности:

- с 1998 по 2000 гг. увеличивалась;

- с 2000 по 2002 гг. уменьшалась;

- с 2002 по 2004 гг. увеличивалась.

Уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) с 1999 по 2003 г. снижался, в 2004 г. наблюдается повышение.

Индексный метод изучения прибыли

Индекс (лат. – index) показатель, указатель, число. По форме выражения – это относительная величина (выражается в коэффициентах и процентах). Индекс – обобщенная характеристика сравнения двух совокупностей, образуемых непосредственно несопоставимыми единицами.

По характеру изучаемых явлений индексы подразделяются на индексы объемных показателей (например, индексы физического объема производства или продажи товаров), индексы качественных показателей (например, индексы цен, себестоимости и т.д.) и индексы сложных явлений (например, товарооборота, затрат на производство).[6]

Если изучается динамика лишь одного элемента, то строят индивидуальные индексы.

Если изучаются не отдельные единицы совокупности, а их группы или все исключения единицы совокупности, то рассчитываются групповые и общие (сводные) индексы соответственно.

Общие индексы на методам построения подразделяются на агрегатные и средние из индивидуальных.

Если сравниваются не два периода, а более, то исчисляют системы цепных и базисных индексов.

Динамика среднего уровня качественного показателя изучается с помощью взаимосвязанных индексов переменного, постоянного составов и структурных сдвигов.[7]

Агрегатные индексы

В индексном анализе наиболее широкое применение находят агрегатные индексы, характеризующие изменение сложного социально-экономического явления, например, физического объема различных видов продукции предприятий и ВПК в целом.[8]

Агрегатные индексы – исходная (основная) форма общих индексов. Они используются для изучения динамики совокупности непосредственно несопоставимых явлений. Несопоставимость при этом преодолевается приведением элементов к единой (стоимостной, затратной по труду и т.п.) форме путем введения в формулы дополнительного сомножителя, соизмерителя или веса.[9]

Общую формулу агрегатного индекса можно представить в следующем виде:

,

где:       - индексируемая величина, показатель;

     - соизмеритель или вес индекса;

  0 и 1 - знаки соответственно базисного и отчетного периода.

Если индексы определяются по относительно однородной части совокупности или явления, то они называются групповыми индексами или субиндексами, например индекс цен на кондитерские изделия, фрукты и др. Групповые индексы определяются по формулам агрегатных индексов.

Агрегатные индексы состоят из изменяемой, или индексируемой, величины и соизмерителя, то есть неизменяемой величины. В качестве соизмерителя, или веса, в агрегатном индексе используется то общее, что имеется между соизмеряемыми величинами, показателями. Так, каждый вид продукции, товара имеет цену p. Умножив цену на количество, получим стоимость продукции. При этом если совокупность различных видов продукции несоизмерима, то стоимости этих видов продукции являются соизмеримыми величинами.

В агрегатном индексе физического объема продукции в качестве соизмерителя используются цены. Формула индекса имеет вид:

(1)

По значению данного индекса определяется физический объем товарооборота (количества проданных товаров).

Стоимостное выражение прироста выпуска продукции за счет изменения физического объема характеризует разновидность между числителем и знаменателем индекса:

Индексы выражаются в долях единицы. На практике широко используется выражение индексов в процентах.

В приведенных формулах p0 не следует понимать только как цену базисного периода. Важно то, что цена должна быть неизменной.

В нашей статистике индекс цен на товары вычисляется по агрегатной форме с весами текущего периода, а именно:

      (2)                       

 Текуще-взвешенный индекс более известен как индекс Пааше.[10]

Международная практика исчисления сводного индекса потребительских цен опиралась на базисно-взвешенный индекс цен Э.Ласпейреса, предложенный им в 1871 г. В агрегатной форме он имеет вид:

(3)

В этом индексе в отличие от индекса Пааше структура потребительских расходов населения по товарам, или уровень потребления в виде потребительской корзины остается прежней – базисной, что позволяет оценить динамику потребительских цен в чистом виде.

Если в индексе меняются оба фактора, то такой индекс характеризует изменение стоимости продукции или объема реализации (индекс товарооборота):

(4)

Индекс показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции (товарооборота) отчетного периода к базисному, или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции.

Можно видеть, что абсолютное изменение стоимости продукции составляет:

Из формулы (4) видно, что динамика стоимости продукции зависит от двух основных факторов, один из которых является количественным (физический объем), другой (цена) принято называть качественным.

Если индекс цен построен по методике Пааше, то индексы (1), (2) и (4) взаимосвязаны следующим образом:

(5)

Если разложить абсолютное изменение стоимости продукции на составляющие, то можно видеть, что взаимосвязь абсолютных величин:

Такая связь является аддитивной. Это аддитивная факторная индексная модель.

Можно заключить, что агрегатная форма индексов является его принципиальной и основной формой. Она позволяет объединить отдельные параметры в синтетические показатели, системы связанных индексов, выявить влияние отдельных факторов на сложный результативный показатель.[11]


Расчётная часть.

Для анализа финансовых результатов деятельности предприятий одной из отраслей промышленности региона произведена 10%-ная механическая выборка, в результате которой были получены следующие данные, млн. руб.:

 

Исходные данные

                                                  Таблица 2.1.

№ предприятия Выручка от продажи продукции Затраты на производство и реализацию продукции

1

35,5

30,5

2

42

39

3

39,6

35

4

34,9

29

5

27,3

20

6

30,1

24,0

7

36,5

32,0

8

30

22,0

9

43,2

40

10

37,6

33,1

11

40,8

36,4

12

28,2

20,4

13

30

23,8

14

37,3

31,5

15

33,7

26,8

16

41,8

38

17

39,7

35

18

36,5

30,7

19

33,3

27

20

32

26,4

21

29

22,5

22

31,4

24,6

23

39,9

35,7

24

42

38

25

37,4

32,9

26

36

31

27

37,5

31,8

28

34,7

29,6

29

33,9

28,1

30

36,7

25,2

 

Задание 1

По исходным данным:

1. Постройте ряд распределения предприятий по признаку затраты на производство и реализацию продукции образовав пять групп с равными интервалами,

2. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду, медиану.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

 

Решение:

1. Построим ряд распределения по признаку – затраты на производство и реализацию продукции, образовав пять групп с равными интервалами. Для этого вычислим величину группировочного интервала i по формуле:

где Xmax , Xmin - максимальное и минимальное значения признака,

   n – число образуемых групп.

Образуем группы, которые отличаются друг от друга по затратам на производство и реализацию продукции на 4 млн. руб.:

1. 20-24 млн. руб.

2. 24-28 млн. руб.

3. 28-32 млн. руб.

4. 32-36 млн. руб.

5. 36-40 млн. руб.

 Группировку произведем в рабочей таблице.

 

Группировка предприятий по затратам на производство и реализацию продукции

                                                                    Таблица 2.2.

№ группы

Группы предприятий по затратам на производство и реализацию продукции. Млн. руб

Номер предприятия

затратам на производство и реализацию продукции. Млн. руб.

1

20-24

5

20

 

 

8

22

 

 

12

20,4

 

 

13

23,8

 

 

21

22,5

Итого количество предприятий по группе:

            5

2

24-28

6

24

 

 

15

26,8

 

 

19

27

 

 

20

26,4

 

 

22

24,6

 

 

30

25,2

Итого количество предприятий по группе:

            6

3

28-32

1

30,5

 

 

4

29

 

 

14

31,5

 

 

18

30,7

 

 

26

31

 

 

27

31,8

 

 

28

29,6

 

 

29

28,1

Итого количество предприятий по группе:

            8

4

32-36

3

35

 

 

7

32

 

 

10

33,1

 

 

17

35

 

 

23

35,7

 

 

25

32,9

Итого количество предприятий по группе:

             6

5

36-40

2

39

 

 

9

40

 

 

11

36,4

 

 

16

38

 

 

24

38

Итого количество предприятий по группе:

            5

В результате распределения предприятий получен следующий ряд распределения:

Ряд распределения предприятий по затратам на производство и реализацию продукции, млн. руб.

                                                       Таблица 2.3.

Группы Группы затрат на производство и реализацию продукции Число затрат

1

20-24

5

2

24-28

6

3

28-32

8

4

32-36

6

5

36-40

5

Итого

30

 

2. Рассчитаем характеристики данного ряда распределения. Промежуточные расчеты произведём в рабочей таблице 2.4.

Таблица для расчёта характеристик ряда распределения

                                                                         Таблица 2.4.

Группы Группы затрат на производство и реализацию продукции Число затрат Xc Xс*f X-Xср.ар (X-Xср.ар)^2*f F накопл

1

20-24

5

22,000

110,000

-8,000

320,000

5

2

24-28

6

26,000

156,000

-4,000

96,000

11

3

28-32

8

30,000

240,000

0

0

19

4

32-36

6

34,000

204,000

4,000

96,000

25

5

36-40

5

38,000

190,000

8,000

320,000

30

Итого

30

-

900,000

-

832,000

-

 X
Средняя арифметическая ( ) :

∑(x*f)

∑f  
где          - сумма произведений величины признаков на их частоты,

                 - общая численность единиц совокупности

Дисперсия (Ơ 2 ) :

Среднее квадратическое отклонение (Ơ):

Коэффициент вариации ( v) :

 X  

Так как 17,5% < 33% совокупность является однородной.

Мода (М0):

*

где XMo – нижняя граница модального интервала,

            iMo  - модальный интервал

  fMo , fMo-1, fMo+1 - частоты в модальном, предыдущем и следующем за модальным интервалах.

Модальным является третий интервал, т.к. он имеет наибольшую частоту (8).

 

 


В данной совокупности наиболее часто встречается предприятия, затраты на производство и реализацию продукции которых составляют 30,0 млн. руб.

Медиана (Ме):

         

где XMе – нижняя граница медианного интервала,

      iMе  - медианный интервал,

            ∑f/2 – половина от общего числа наблюдений,

            SMe-1   - сумма наблюдений, накопленная до начала медианного интервала,

           fMe  - число наблюдения в медианном интервала.

Рассчитаем накопленную частоту (fнак):

fнак =5+8=13

Накопленная частота превышает половину всех частот во 3 интервале, следовательно, он является медианным.

Следовательно, у 50% предприятий затраты на производство и реализацию продукции составляют менее 32,5млн.руб., а у остальных более, чем 32,5 млн. руб.  

 

Задание 2.

                По данным по 30 предприятиям.

1. Установите наличие и характер связи между признаками – затраты на производство и реализацию продукции и прибыль от продаж, методом аналитической группировки, образовав 5 групп с равными интервалами по факторному признаку.

2. Измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициентов детерминации и эмпирического корреляционного отношения. Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

                                                                                 Таблица2.5.

 

№ предприятия Выручка от продажи продукции, млн. руб.


2020-02-03 150 Обсуждений (0)
Основные показатели промышленности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные показатели промышленности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)