Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Токаревой, те душевные качества, которые позволяют человеку воспринимать жизнь во всей его полноте, радоваться ей.



2020-02-03 1393 Обсуждений (0)
Токаревой, те душевные качества, которые позволяют человеку воспринимать жизнь во всей его полноте, радоваться ей. 0.00 из 5.00 0 оценок




Место рассказа в прозе писателя

«Рождественский рассказ», написанный в конце 20 столетия, стоит особняком в творчестве Токаревой: он имеет притчевую основу и не типичный для этого автора финал – счастливый, точнее благостный. Название рассказа уже прогнозирует у читателя определенное «жанровое ожидание»: ожидание истории о событиях святочного вечера, истории, окрашенной фантастикой и содержащей (таков закон жанра!) «какую-нибудь мораль» (Н.С. Лесков).

Следует обратить внимание на

авторскую позицию ,

 способы ее выражения в рассказе,

 характер конфликта.

 композицию ,

т.к.именно в них, а также в жанре – святочный рассказ - следует искать «выход» на основную мысль произведения.

Действительно, святочный рассказ Токаревой во многом соответствует канонам жанра, хотя в произведении и нет чудес, вызванных вмешательством сил провидения. В нем есть иное чудо – духовный переворот, произошедший с героиней.

 

Вопросы, поставленные автором в рассказе.

 Что нужно, чтобы подобное свершилось?

 Что может стать причиной душевных терзаний?

 Эти и другие столь же значимые для каждого человека вопросы ставит писатель и по-своему  отвечает на них. Задача читателя – понять (и принять) «уроки» произведения.

 

Начало произведения представляет собой ретроспекцию. Таким способом автор сразу намечает два пласта повествования - событийный и психологический, что позволяет достаточно глубоко раскрыть характер героини, от лица которой ведется рассказ.

 Что же представляет собой героиня? Какие приемы использует автор, раскрывая особенности ее характера? – вот вопросы, побуждающие старшеклассников перечитать ключевые эпизоды, проанализировать диалоги и особенно отдельные реплики – замечания, комментарии героини к событиям, связанным непосредственно с ней или же с ее близкими.

Основной прием раскрытия характера девочки-подростка, а затем взрослой девушки-студентки – автохарактеристика. Героиня внимательна к близким, наблюдательна, иронична, склонна и способна к глубоким обобщениям, касающимся взаимоотношений людей, их поведения. Её выводы жизненны, удивительно точны, звучат порой как афоризмы(«Между прочим, у некрасивых девчонок – покладистый характер. Видимо, все уродливое – неприхотливо, потому что у них нет другого способа выжить»).

Героиня рассказывает о себе как бы постфактум, по истечении пяти лет, уже с высоты юношеского возраста. Зачем такой «хитрый» ход понадобился писательнице?

Выделим два основных (полярных, но взаимосвязанных) события в жизни героини, осмыслим роль каждого из них в ее судьбе. Только после этого мы способны понять, что писательница «смотрит» на все происшедшее глазами взрослой девушки, которая, пройдя через обиду и прощение, способна по настоящему осмыслить и оценить случившееся.

Что становится причиной конфликта? Какой характер этого конфликта? Цветочек « в четыре лепестка» - вот предмет простого конфликта, конфликта между героиней и ее обидчиком. Утром, когда девочка с цветочком в горшочке появляется возле школы, ее одноклассник Борька Карпов, «глотник и дурак», «делает два движения: одно – вверх – заносит портфель над головой, другое – вниз – на… цветок». И что? «Земля рассыпалась, а красная головка цветка отлетела смятым сгустком»…

«Убитый цветочек так и оказался неотомщенным»… А в жизни героини, по ее убеждению, « в общем ничего не изменилось». Правда ли это? Отчего девушка так отстраненно, словно констатируя факт чужого существования, говорит о себе? И почему «бытописание», должно показать стабильность и благополучие ее жизни (« Я продолжала учиться на твердое «три»,по литературе «пять», продолжала ходить в спорткомплекс, дружить, развлекаться. Ничего не изменилось…»), заканчивается упоминанием о злополучном цветке, ставшем уже некоей занозой в обиженной душе героини («Ничего не изменилось, но убитый цветок…»)?

  Как показано в рассказе углубление конфликта? Почему так случилось, что героиня, человек умный, глубокий, способный радоваться даже маленькому событию ( покупке простой герани), равнодушно заявляет: «Впереди, как нескончаемое поле, раскатилось мое будущее с неинтересной профессией и неинтересной личной жизнью»?

 Вот вопросы, цель которых – подвести старшеклассников к пониманию морали святочной истории, заставляет их задуматься о своих отношениях с окружающими.

«Прошло пять лет…» - так начинается последняя часть рассказа, где показано перерастание простого конфликта между двумя персонажами в конфликт внутренний, психологический, в результате чего героиня оказывается не в ладу с собой. Причем это не воспринимается ею как трагедия! Что особенно важно, девушка сама «определила» себе неинтересное будущее: «поступила в университет на экономический, хотя собиралась на филологию»; встречается с юношей, который ее «раздражает».

  В чем кроется причина безволия и равнодушия девушки? «Моя теория: в природе существуют пораженцы и везунчики. Белый ангел набирает свою команду. А черный ангел свою», - рассуждает она. Что могло породить эту теорию?Откуда такое панибратски-ироническое восприятие рассказчицей божественных сил? Ответить на них – значит понять авторскую позицию, авторский взгляд на случившееся. Токарева, не впадая в атеизм, как бы констатирует: современному человеку не свойственна чрезмерная религиозность. Вместе с тем писательница намекает на то, что безверие - причина несоблюдения морально-этических норм (христианских заповедей), тогда как следование им помогает человеку с минимальными потерями выходить из сложных жизненных ситуаций.

  Героиня же ищет истоки собственной апатии в том, что произошло много лет назад. Она мысленно возвращается в детство и ,следуя логике, заложенной в ее жизненной философии, с трезвостью психоаналитика утверждает: «Я подозревала, что моя карьера пораженки началась в то утро возле школы, когда Борька Карпов опустил портфель на горшочек с геранью. Я растерялась. Онемела, и именно в эти секунды черный ангел дернул меня за руку и задвинул в свои ряды». Значит, бессмысленная жесткость Борьки, «убитый» и «неотомщенный» цветок – причина пораженческих настроений девушки?... Да, героиня считала, что все обстоит именно так…

  Когда и где встречается девушка со своим давним обидчиком, в лице которого, по ее мнению, «зло осталось безнаказанным»? Мечтала ли она о встрече с Борькой и какой представляла ее? Что остановило героиню, удержало от « сильных и горьких слов упрека»? Почему представившаяся возможность отомстить, сделать так, чтобы обидчик мучился, не обрадовала девушку? Что стало причиной того, что в ее душе «разрасталась пустота, клонящаяся к состраданию»?

  Причина (после чтения финальной сцены) вполне понятна. Перед героиней был уже другой Борька Карпов: не благополучный нахал, не «красивый и наглый… хозяин жизни», а солдат « в казенной шинели», сутулый и убогий, изрядно побитый судьбой. Бывший обидчик вызывал… жалость и сострадание.

 А можно ли сострадать человеку, ненавидя его, не простив ему обиды? Как и в чем выразилось прощение? Кто из персонажей рассказа более нуждался в нем? И в чем же заключается особенность «волшебства», свершившегося в новогоднюю ночь?

Героиня заговорила с обидчиком, а затем протянула Борьке, онемевшему от удивления, розу, « тёмно-бордовую, бархатную, юную, только что выплеснувшую из бутона свою красоту», купленную за бешеные деньги. « Зачем? Не знаю. Протянула и всё», - объясняет свой порыв девушка. И после этого произошло почти чудо: глаза Борьки «вспыхнули узнаванием», и теперь он уже казался ей «похожим на…молодого Бельмондо». Самое же главное «волшебство», явленное героине, потерявшей интерес к собственной жизни, заключалось в следующем»: девушка вдруг почувствовала, что душа её свободна от чувства мести, что она распрощалась с « чёрным ангелом», со своими « напрасными страданиями». И всё это потому, что смогла простить зло, почувствовать сострадание к тому, кто обижен жизнью.

Духовная метаморфоза налицо. В классических святочных историях чудо происходит потому, что переполнена мера страдания героя, а Бог посылает помощь, когда надежда покидает… В «Рождественском рассказе» из «пораженцев» в «везунчики» девушка перешла потому, что жажда мести, удерживавшая её в команде «чёрного ангела», иссякла. Героиня, совершив духовный подвиг, заслужила право быть среди тех, кому покровительствует «белый ангел».

Концовка рассказа как бы усиливает финальную сцену, подчёркивает её значимость для раскрытия идеи произведения. Нельзя нести в себе груз обиды: это сковывает волю, переводит в «разряд пораженцев». Милосердие, способность прощать – вот, по

Токаревой, те душевные качества, которые позволяют человеку воспринимать жизнь во всей его полноте, радоваться ей.

Анализируя художественное своеобразие рассказа, обратим внимание на время, в которое происходит действие. В святочных рассказах это может быть Сочельник или же любая из ночей Святок. В рассказе Токаревой время указано точно: «Сегодня тридцать первое декабря. Новый год». Ночь перед Новым годом, светским праздником. Налицо отступление от законов жанра рождественской истории. Возможно ли такое? И если да, то почему?

Лесков, признавая за писателем право на трансформацию в своих произведениях рассматриваемого нами жанра, отмечал : «Я думаю…что святочный рассказ, находясь во всех его рамках, всё-таки может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, отражая в себе своё время и нравы». «Рождественский рассказ» В.Токаревой – как раз такой случай. Он отображает своё (атеистическое) время. Официально советскому человеку «верить в чудеса» не полагалось. Но в череде советских праздников Новый год все равно оставался для многих «волшебным». Новогодняя ночь называлась (и называется) в народе «ночью чудес». Значит, перенос действия в «ночь чудес» не прихоть писательницы, а следование правде жизни, правде времени.

Правда о «божественном» времени передана и в изображении нравов, отношений между людьми. О чем думает девочка после того, как Борька погубил цветок? Какое чувство копится, живет долгие годы в ее душе и, точно «пепел Клааса», стучит в сердце? Жажда мести… Действие, оказываемое на героиню этим чувством, разрушительно: она становится безразличной, безучастной к происходящему, не видит смысла жизни.

Но рядом с героиней были ее близкие. И что? Никто не сказал ей, что сохранить свою душу в подобной ситуации – это простить обидчика. Напротив, «добро должно быть с кулаками»… И отец, «достойный» сын своего времени, считает, что «убитый» цветок должен быть отмщен, и даже сам собирается наказать Борьку (« Я ему за шиворот стеклянной ваты натолкаю… Он будет чесаться и мучиться»). Другое дело, насколько это обобщение серьезно: ведь оно так и не было исполнено. Скорее всего, отец своей угрозой в адрес Борьки просто пытался успокоить дочь… Но не услышала девочка о других вариантах поведения в сложной и по своему трагичной для нее ситуации, никто не сказал ей, что «око за око» в данном случае не самая верная реакция. Не сказали… Кто больше в этом виноват: время или сами люди? Но так случилось… И в результате - пять лет напрасных мучений, а в перспективе безрадостная жизнь…

«Рождественский рассказ» - произведение, в котором Токарева не отступила от традиций притчевости, свойственной святочным историям, в опосредованной форме излагающим морально-этические нормы. Однако писательница, «нарушая» другие каноны жанра, придала рассказу ироничность, легкость, что позволило ей «подсказать» читателям свой «рецепт счастья»: «…жизнь прекрасна, несмотря на быстротечность и на бессмысленную жесткость. Несмотря ни на что...». И в этом заключается главное достоинство произведения.

 

 



2020-02-03 1393 Обсуждений (0)
Токаревой, те душевные качества, которые позволяют человеку воспринимать жизнь во всей его полноте, радоваться ей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Токаревой, те душевные качества, которые позволяют человеку воспринимать жизнь во всей его полноте, радоваться ей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1393)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)