Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кредитно-денежное регулирование экономики (монетарная политика)



2020-02-04 226 Обсуждений (0)
Кредитно-денежное регулирование экономики (монетарная политика) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Кредитно-денежная (монетарная) политика является одним из видов стабилизационной или антикризисной политики. Как и другие виды политики, она направлена на сглаживание циклических колебаний экономики. Она представляет собой способ регулирования народнохозяйственных процессов для стабилизации экономической ситуации. Целью стабилизационной кредитно-денежной (монетарной) политики, как и любой стабилизационной политики государства, является обеспечение стабильного экономического роста, полной занятости ресурсов, стабильности уровня цен, равновесия платежного баланса. Однако выбор конкретной цели представляется трудным, так как некоторые цели противоречат друг другу (низкая инфляция, высокие темпы экономического роста и низкий уровень безработицы). Денежно-кредитная (монетарная) политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру посредством воздействия на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса. Определяет и осуществляет кредитно-денежную политику Центральный банк.

Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только Центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений домашних хозяйств и фирм.

Центральный банк может осуществлять кредитно-денежную политику, посредством регулирования денежной массы (посредством контроля за предложением денег), ставки процента, обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Как правило, используется четыре основных инструмента кредитно-денежной политики или четыре вида политики, с помощью которых Центральный банк и контролирует предложение денег. Этими инструментами являются: учетная политика (изменение учетной ставки процента), валютная политика, резервная политика (изменение нормы обязательных резервов), политика открытого рынка (операции на открытом рынке).

Учетная политика является вторым по значимости инструментом кредитно-денежной политики. Под учетной ставкой процента (ставкой рефинансирования) понимается такая ставка процента, по которой Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Учетная ставка процента служит своего рода ориентиром для коммерческих банков, они, как правило, не будут предоставлять кредиты своим клиентам под более низкую ставку процента. Денежные средства, полученные в ссуду у Центрального банка но учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы. Поэтому, изменяя учетную ставку, Центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку процента как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у Центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у Центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы. Изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и, соответственно, денежной базы, причем величина банковского и денежного мультипликаторов не изменяется.

Объем кредитов, получаемых путем займа у Центрального банка, невелик и не превышает два-три процента от общей величины банковских резервов. Поэтому изменение учетной ставки не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики.

Следующим инструментом является валютная политика. Когда существовал золотовалютный стандарт, большое значение имел размер золотого резерва. Именно он служил основой для денежной эмиссии, так как нельзя было нарушить определенную пропорцию между количеством золота и количеством бумажных денег, обмениваемых на него. Соответственно, политика по контролю денежной массы сводилась к контролированию золотых резервов. В наше время золото не имеет прежнего значения, оно превратилось лишь в один из видов активов Центрального банка. Главную роль сейчас играют валютные резервы страны, они представляют собой депозиты в иностранной валюте, которые являются пассивами зарубежных банков. Эти депозиты используются Центральным банком для поддержания курса национальной валюты: При обесценении национальной валюты Центральный банк начнет ее скупать путем продажи иностранных денежных знаков (валютная интервенция). При этом будет уменьшаться денежная масса. Для предотвращения чрезмерного роста курса национальной валюты Центральный банк, наоборот, будет скупать иностранную валюту. При этом денежная масса будет расти, а национальная валюта обесцениваться.

Еще одним инструментом является резервная политика. Обязательные банковские резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке, либо в виде наличности. При повышении Центральным банком нормы обязательных банковских резервов предложение денег будет сокращаться по двум причинам. Первой является то, что возможности банков выдавать кредиты сократятся. Вторая причина заключается в том, что уровень обязательных банковских резервов определяет величину банковского мультипликатора. Соответственно, рост уровня обязательных банковских резервов сокращает величину банковского мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных банковских резервов оказывает влияние на денежную массу через изменение кредитных возможностей коммерческих банков и через изменение величины банковского мультипликатора. А это приводит к изменению величины денежной базы, к тому же изменение величины банковского мультипликатора обусловливает изменение денежного мультипликатора. В результате даже незначительные изменения нормы обязательных банковских резервов могут привести к существенным изменениям денежной массы (т.е. к изменению предложения денег).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при повышении нормы обязательных банковских резервов, денежная масса (количество денег в экономике, предложение денег) сокращается, а при уменьшении - увеличивается.

Однако резервная политика не используется для целей текущего контроля над предложением денег, так как стабильность нормы обязательных банковских резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками, соответственно, эта норма изменяется в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы.

Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой - являются операции на открытом рынке (политика открытого рынка). Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу Центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. В основном объектами операций на открытом рынке служат краткосрочные государственные облигации (приносят доход в виде процента) и казначейские векселя (доход от них представляет собой разницу между ценой, по которой Центральный банк продает ценные бумаги, обязуясь выкупить их через некоторый срок, и более высокой ценой обратного выкупа). Государственные ценные бумаги покупают как домашние хозяйства, так и фирмы, поскольку их продажа и покупка у Центрального банка выгодна коммерческим банкам, домашним хозяйствам и фирмам. Это связано с тем, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда Центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, это ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных, ценных бумаг начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается. Таким образом, если Центральный банк начинает скупать государственные ценные бумаги, то это приводит к увеличению денежной массы, если необходимо сократить количество денег, то Центральный банк будет продавать государственные ценные бумаги. Покупка ценных бумаг Центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если экономика находится в состоянии "перегрева", то Центральный банк продает государственные ценные бумаги. Этим ограничиваются кредитные возможности коммерческих банков, сокращаются их резервы. Также уменьшается денежная база, а это ведет к мультипликативному сжатию денежной массы. Соответственно, оказывается сдерживающее влияние на экономическую активность.

Существует два вида денежно-кредитной политики - стимулирующая и сдерживающая денежно-кредитная политика.

Стимулирующая денежно-кредитная политика проводится в периоды спада в экономике. Целью этой политики является оживление экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Стимулирующая денежно-кредитная (монетарная) политика заключается в принятии Центральным банком мер по увеличению предложения денег. Главными инструментами этой политики являются: снижение нормы обязательных банковских резервов, снижение учетной ставки процента и покупка Центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая денежно-кредитная политика проводится в период бума. Целью этой политики является снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Сдерживающая монетарная политика заключается в использовании Центральным банком мер по уменьшению предложения денег. Главными инструментами этой политики являются: повышение нормы обязательных банковских резервов, повышение учетной ставки процента, продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.

Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику носит название "передаточного денежного механизма", или "механизма денежной трансмиссии". Передаточный денежный механизм показывает, каким образом изменение предложения денег влияет на изменение реального объема выпуска.

Если экономика находится в состоянии спада, то с целью ее оживления Центральный банк будет скупать государственные ценные бумаги. Соответственно, будут увеличиваться кредитные возможности коммерческих банков и предложение денег. При этом упадет уровень процентной ставки, в результате чего увеличатся инвестиционные расходы, а соответственно, и совокупный спрос. Как следствие произойдет рост объема производства.

Если же экономика находится в состоянии подъема, то для ее "охлаждения" Центральный банк будет продавать государственные ценные бумаги. Соответственно, уменьшаться кредитные возможности банков и уменьшится предложение денег. Уровень процентной ставки при этом возрастет, уменьшив тем самым спрос на кредиты, а, соответственно, и инвестиционные расходы. В результате уменьшается совокупный спрос и падает объем производства.

В обоих случаях применение денежно-кредитной политики приводит к стабилизации экономики.

К преимуществам монетарной политики относят:

Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики, стимулирующая денежно-кредитная политика приводит к снижению процентной ставки, а это не вытесняет, а стимулирует инвестиции и другие автономные расходы, чувствительные к изменению ставки процента, что ведет к мультипликативному росту выпуска.

экономика государство рынок монетарный

Эффект мультипликатора. Денежно-кредитная политика имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику (действует банковский мультипликатор). Что приводит к росту предложения денег, и, соответственно, совокупного выпуска

Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг - это период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению. Решение "о покупке или продаже государственных ценных бумаг Центральным банком принимается быстро. Эти бумаги являются высоколиквидными, надежными, поэтому у Центрального банка не возникает проблем с их реализацией домашним хозяйствам, фирмам и банкам.

Конечно лее, кроме преимуществ у кредитно-денежной или монетарной политики имеются существенные недостатки.

Большая вероятность инфляции. Необходимо отметить, что к инфляции приводит только стимулирующая денежно-кредитная политика. Рост предложения денег ведет к инфляционным процессам как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

Центральный банк не может одновременно регулировать и предложение денег, и процентную ставку. Если целью Центрального банка является поддержание ставки процента на определенном неизменном уровне, то при повышении спроса на деньги он должен увеличивать предложение денег, т.е. фактически он теряет контроль над денежной массой (а, соответственно, и над уровнем цен). Наоборот, если целью является контроль денежной массы (уровня инфляции), то теряется контроль над процентной ставкой. В результате денежно-кредитная политика может привести к дестабилизации экономики.

Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики до момента появления результата их воздействия на экономику. Покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро. Однако механизм денежной трансмиссии является долгим процессом, состоящим из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой. Например, стимулирующая денежно-кредитная политика может обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные возможности банков, однако банки могут не воспользоваться этим и не увеличить объемы кредитов или домашние хозяйства и фирмы решат не брать кредиты, соответственно, денежная масса не увеличится. Нарушение в любом звене передаточного механизма может существенно ослабить воздействие монетарной политики на экономику.

Наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения денег, которые также снижают эффективность монетарной политики. Если Центральный банк увеличивает денежную массу, то ставка процента падает, таким образом происходит снижение альтернативных издержек хранения наличных денег. В этих условиях население может предпочесть перевести средства с депозитов в наличность. Падение же ставки процента приводит к уменьшению заинтересованности коммерческих банков в выдаче кредитов, что приводит к увеличению избыточных резервов (превышающих обязательную норму резервирования), а это ослабляет эффект воздействия монетарного импульса на экономику.

Потеря Центральным банком контроля над предложением денег в условиях зависимости денежно-кредитной политики правительства от фискальной. Если деятельность Центрального банка направлена на обеспечение финансирования роста государственных расходов или финансирования дефицита государственного бюджета, то денежно-кредитная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики. Увеличение государственных расходов и дефицит государственного бюджета могут финансироваться за счет эмиссии денег, покупки государственных ценных бумаг Центральным банком, домашними хозяйствами и фирмами, займов у иностранного сектора. Если невозможно обеспечить финансирование роста государственных расходов или дефицита государственного бюджета посредством долгового финансирования, то приходится решать эту проблему при помощи дополнительной эмиссии. Это провоцирует инфляционные процессы, а также лишает Центральный банк самостоятельности в определении направлений монетарной политики. Можно сделать вывод о том, что проблема стабилизации экономики является одной из самых сложных задач, стоящих перед правительствами всех государств. Не стоит использовать методы только фискальной или только денежно-кредитной политики. Лучшие результаты будут достигнуты при применении инструментов как одного, так и другого вида политики.


Список литературы

 

1. Попов С.А. Основы экономической теории. М., 2009 г.

2. Алпатов А.Г. Экономическая теория. СПб., 2010 г.

.   Гундарев А.В. Экономика. М., 2008 г.

.   Мещеряков М.Н. Основы экономики. М., 2008.



2020-02-04 226 Обсуждений (0)
Кредитно-денежное регулирование экономики (монетарная политика) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кредитно-денежное регулирование экономики (монетарная политика)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)