Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и значение педагогики в социальной практике



2020-02-04 171 Обсуждений (0)
Сущность и значение педагогики в социальной практике 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Данная контрольная работа посвящена теме: «Роль и значение педагогики в технологии социальной работы».

Актуальность выбора темы объясняется тем, что социальная работа появилась в нашей стране относительно недавно, но при этом успела зарекомендовать себя, как очень необходимый обществу род деятельности. Социальная работа рассматривается ныне как деятельность, направленная на достижение положительных изменений и благополучия как отдельных лиц, так и общества в целом, решение жизненных проблем, предоставление помощи и поддержки гражданам с привлечением их собственных ресурсов, а также возможностей социального окружения. Наличие развитой системы социальной работы является важным показателем социально-экономического прогресса. Кроме того, содержание социальной работы определяется процессами, протекающими в экономической, социальной, политической и духовной сферах общества как органической системы. Будучи элементом социальной политики, она объединяет человека, государство и гражданское общество, помогая выйти из социально-экономического и культурного кризиса.

Однако, если роль педагогических знаний и методик в социальной педагогике неоспорима, то педагогический аспект в социальной работе недостаточно изучен.

Поэтому мы в нашей работе постараемся рассмотреть связь социальной работы и педагогики, а также других смежных дисциплин и охарактеризовать роль и значение педагогики в технологии социальной работы. При этом перед нами стоят следующие задачи:

изучить сущность и значение педагогики в социальной практике;

определить роль и значение педагогических методов в социальной технологии;

исследовать содержание методов педагогического воспитания в социальной работе.


Сущность и значение педагогики в социальной практике

 

Социальная работа представляет собой сложное явление как научная дисциплина и как практическая деятельность. Как профессиональная практическая деятельность, социальная работа направлена на улучшение условий для развития отдельной личности и всего общества. При этом она опирается на философию, социологию, психологию и педагогику.

Прежде всего, социальную работу с педагогикой связывает ряд общих понятий: социализация, адаптация, интеграция, идентификация личности. Но помимо этого, в теории и практике социальной работы, используется такая категория современной педагогической науки, как «непрерывное образование». Впервые этот термин был употреблён еще в 1960-е гг. Сегодня данное явление становится повсеместным. Все это обусловлено тем, что за последние десятилетия с развитием новых информационных технологий совершенно изменился процесс передачи знаний, а сам объем изучаемого материала возрос в разы. Уже недостаточно 5-6 лет для того, чтобы подготовить специалиста, чьих знаний будет достаточно «до конца жизни». Ежегодно появляются 20% новых профессиональных практических данных и 5% - новых научных материалов. Следовательно, знания «устаревают» каждые 5-6 лет, а, значит, человеку уже недостаточно просто курсов повышения квалификации.

Поэтому главной задачей педагогики становится развитие у людей, как детей, так и взрослых, навыков самообразования, самосовершенствования, коммуникабельности и социальной активности. Предполагается, что человек сам на протяжении всей жизни будет получать новые знания, умения и навыки, приспосабливаясь к бурному развитию социально-экономической и культурной среды.

При этом используются самые разные термины: «перманентное образование» (permanent education), образование взрослого населения (adult education), дальнейшее, будущее образование «further education», продленное образование (сontinuing education), «возобновляемое образование» (recurrenteducation), вечное образование и т.д. Концепция перерастает в глобальную идею «общества, которое учится». Благополучие населения в рамках этой идеи напрямую зависит от способности обучаться и социализироваться, приспосабливаясь к вызовам времени. При этом непрерывное образование выполняет не одну, но несколько взаимосвязанных функций: развивающую, адаптивную, компенсирующую, интегративную и функцию ресоциализации личности.

На сегодняшний день принято выделять три ступени в системе непрерывного образования:

формальное образование - обучение в школах, учебных заведениях среднего и высшего звена, аспирантуре;

неформальное образование - прохождение профессиональных и общеобразовательных курсов, лекций в центрах образования для взрослых, интерактивное и дистанционное обучение;

информальное образование - т.н. «образование жизнью», индивидуальное получение знаний, умений и навыков посредством общения, чтения, посещения культурных учреждений, получения информации через СМИ, всемирную сеть Интернет и т.д.

Таким образом, первой ступенью непрерывного образования становится дополнительное профессиональное образование в формальных учреждениях. Второй ступенью - адаптация и реабилитация взрослого населения в учреждениях неформального образования. И наконец, третей ступенью - обеспечение разнообразных индивидуальных потребностей людей через информальное образование. Эта составляющая «вечного образования» в последнее время становится очень важной, т.к. позволяет людям не тратить лишних средств и времени на обучение, легко и быстро приспосабливаться и ориентироваться в тенденциях современной профессиональной и культурной жизни. Она позволяет получать, новые психологические, культурные, коммуникативные навыки, специальные знания.

Для социальной работы как раз особенно важен аспект обеспечения индивидуальных потребностей граждан, активизация познавательной и социальной активности, ресоциализация людей, которые по определённым причинам «выпали» из общественной жизни.

В то же время современная педагогика тяготеет к двум тенденциям: интеграции и дифференциации научных знаний. Интеграция предполагает соединение несколько научных дисциплин воедино:

непосредственно педагогики (как обучения и воспитания детей и молодёжи);

андрагогики - науки об образовании взрослых;

герагогики - науки об образовании людей пожилого возраста;

пенитенциарной педагогики - науки об образовании людей в местах лишения свободы;-

социальной и семейной педагогики и др.

Интеграция проявляется в появлении новых синтетических дисциплин, находящихся на границе теории и практики образования. В результате интеграции появились компьютерная, кибернетическая, математическая педагогика, суггестология (наука о внушении).

Все они в той или иной мере использовались при становлении новых профессий - социального работника и социального педагога. Педагогика является главным направлениям не только социальной педагогики, но и непосредственно социальной работы. Однако, среди учёных нет единого мнения относительно того, можно ли считать социального работника и профессиональным педагогом. Но все исследователи подтверждают тот факт, что социальный работник в своей повседневной деятельности регулярно применяет педагогические методы.

Главная разница заключается в том, что социальный педагог в основном работает с детьми, а социальный работник - с взрослым населением. Социальный педагог закладывает в детях навыки непрерывного образования, а социальный работник осуществляет ресосиализацию личности, помогает адаптироваться и понять сущность неформального и информального образования. И если социальный педагог работает с детьми, проявляющими отклоняющееся поведение, то социальный работник помогает всем слоям населения, которые также страдают от физических и психических дефектов различной природы.

Однако жёстких границ использования педагогических знаний и навыков в разных направлениях социальной работы нет. Благодаря педагогике, и социальные работники, и социальные педагоги получают представление об организации образовательного процесса, об особенностях его протекания и эффективности в различных социально-возрастных группах людей. Ведь социальное обслуживание населения очень часто включает обучение и воспитание.

Психолого-педагогическая наука современности наглядно демонстрирует, что никогда не поздно заняться образованием и личным совершенствованием, как для профессионального роста, так и для снятия психологического дискомфорта. Жизненный опыт - важный источник образования: благодаря ему и позитивному настроению, человек в любом возрасте может усваивать и эффективно применять новые знания. Так, например, инвалиды или пожилые люди, могут получать новую специальность, находить новую работу, а значит, улучшать личное и семейное материальное положение, расширять круг общения, вести полноценный образ жизни. Но всему этому человека требуется научить, подготовить его к мысли о необходимости непрерывного образования. Для этого помимо педагогики социальные работники также используют в технологии социальной работы методы андрагогики.

Андрагогика в социальной работе базируется на шести основных постулатах:

ученик сам отвечает за своё образование, по отношению к учителю - социальному работнику, он не подчинённый, а полноправный партнёр в образовательном процессе;

социальный работник должен уметь определить базовый уровень образования человека и его личностные потребности развития, включая природные профессиональные наклонности и потенциал;

необходимо применение разнообразных форм непрерывного образования: возможно, как переобучение в ВУЗе, так и повышение квалификации, консультации, лекции в заведениях неформального обучения, актуализация знаний, полученных информальным путем, в т.ч. через сеть Интернет;

формируется мотивация клиента на самообразование, непрерывное образование, включая как материальные, так и нематериальные стимулы (социальный статус, успех, перспективы появления новых друзей и т.д.);

приветствуется творческий подход со стороны социального работника в рамках науки об образовании взрослых;

образование осуществляется по потребности, то есть должна быть обоснована целесообразность выбранных методик, целей и задач в образовании того или иного человека.

Особенно эффективно зарекомендовали себя методы андрагогики при решении таких важных социальных проблем, как безработица, низкая материальная обеспеченность взрослого населения, повторная социализация инвалидов, повышение квалификации женщин, после декретного отпуска.

Однако, при этом в социальной технологии могут использоваться сугубо педагогические методы. Мы рассмотрим их подробнее в следующей главе работы.




2020-02-04 171 Обсуждений (0)
Сущность и значение педагогики в социальной практике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и значение педагогики в социальной практике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)