Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цель, задачи и методика проведения эксперимента в школе



2020-02-04 197 Обсуждений (0)
Цель, задачи и методика проведения эксперимента в школе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

“Экспериментальное исследование типичных затруднений школьников и основных способов их преодоления” и решению ее задач. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что при всем богатстве теоретического материала по проблеме игры как средства преодоления учебных затруднений, многие стороны ее практического осуществления остаются неразработанными. Почти полностью отсутствует описание опыта, показывающее: положительные изменения в образовательном процессе, связанные с преодолением затруднений в учебной деятельности; эмоциональное отношение школьников к собственным затруднениям в выполнении учебных действий; условия выбора и предпочтения ребенком игр, связанных с деятельностью руки. Неразработанность этих и других вопросов использования в педагогической практике игры как средства преодоления учебных затруднений, связанных с деятельностью руки, побудила нас исследовать их на эмпирическом уровне. Содержание этой главы составляет решение следующих з а д а ч :

· экспериментальное выявление затруднений школьников, связанных с деятельностью руки и их влияние на состояние тревожности ребенка;

· поиск и анализ игр, связанных с двигательной активностью руки ребенка, как средства преодоления учебных затруднений;

· разработка игротеки, направленной на преодоление учебных затруднений школьника.

Перейдем к рассмотрению задач 1 параграфа “Экспериментальное исследование типичных затруднений школьников и основных способов их преодоления”. Логика экспериментального исследования предусматривала два этапа:

- на первом этапе мы изучали ситуации, связанные с преодолением учебных затруднений;

- на втором этапе разрабатывали серию игровых ситуаций, которые, по нашему мнению, создавали условия преодоления учебных затруднений, связанных с деятельностью руки ребенка.

 

Выбор возрастной группы участников эксперимента был обоснован научно-теоретическими положениями: о сензитивном периоде развития руки ребенка (6 - 7 лет); об этапе завершения физиологического формирования руки (10 -12 лет). В связи с этим наше внимание было обращено к учащимся 1 - 5 классов.

В з а д а ч и констатирующего эксперимента входило:

- выявить детей с устойчивыми затруднениями в учебной деятельности, связанными с двигательной активностью руки;

- разработать систему показателей затруднений и их преодолении;

- определить отношение учителей к игре как средству преодоления учебных затруднений;

- проанализировать средства преодоления затруднений, сложившиеся в педагогической практике.

В ходе решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

- наблюдение педагогических ситуаций, связанных с активной деятельностью руки ребенка, из них: 30 % в учебной деятельности школьников, 30 % - досуговой деятельности, 30 % в игровой деятельности, 10 % - бытовой сфере;

- беседы, интервьюирование, проводимые с учащимися 1 - 5 классов, их учителями и родителями;

- анкетирование учителей 1-5 классов о проблемах и способах преодоления учебных затруднений школьников, связанных с деятельностью руки;

- изучение школьной документации и продуктов деятельности (классные журналы - 15, письменные работы учащихся 1-5 классов - около 600, рисунки детей 6-12 лет - около 600, лепные изделия - около 200 работ, изделия из картона, дерева и др. материалов - около 200 работ);

- моделирование игровых ситуаций, связанных с активной деятельностью руки ребенка, в учебных ситуациях - 20 %, в неучебных ситуациях 80 %;

- психологические методы. На основе адаптированных вопросов известной методики самооценки личности (Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина) с ребенком проводится индивидуальное собеседование. По результатам собеседования выводится показатель реактивной тревожности (РТ). Способ интерпретации результатов представлен в приложении диссретации. Сумма баллов в пределах: до 20 - свидетельствует об отрицательном эмоциональном отношении; от 5 - об устойчивом положительном эмоциональном отношении;

- методы эрготерапевтической диагностики (А.Кisch, S.Pauli и др.), содержащие в себе различные игровые действия ребенка с предметами-игрушками. Детям предлагаются игровые упражнения, связанные с двигательной активностью руки. В ходе игры педагог фиксирует выраженную реакцию ребенка на получение им визуальной, тактильной, кинестетической информации.

Первая часть исследования была посвящена выявлению детей с устойчивыми затруднениями в учебной деятельности и определению причин возникновения этих затруднений. Методика педагогического исследования заключалась в следующем:

- на уроках проводилось наблюдение за деятельностью детей и определением ситуаций, связанных с возникновением и преодолением школьниками трудностей мануального характера;

- благодаря изучению школьной документации и продуктов учебной деятельности (письменные работы учащихся, объекты ручного труда, продукты изобразительной деятельности и т.д.) оказалось возможным подтвердить первоначальные предположения о имеющихся у школьников затруднениях в учебной деятельности, связанных с деятельностью руки;

- интервьюирование и собеседование, с учащимися, их родителями и учителями по вопросам затруднений в учебной деятельности и причин, их вызывающих, позволило выявить детей с устойчивыми затруднениями мануального характера.

В результате проведенного исследования было установлено следующее:

1) из 400 обследованных детей - 80 (что составляет около 20 % школьников) имеют устойчивые затруднения, связанные с деятельностью руки (результаты представлены в таблице 2). Этот вывод мы смогли сделать на основе включенного наблюдения и проведенных собеседований и интервьюирования со школьниками, их учителями и родителями.

 

2) 95 % детей этой группы отличаются плохой успеваемостью в тех видах учебной деятельности, которые содержат мануальный аспект (результаты анализа в таблице 3). Этот вывод подтверждают данные исследований классных журналов;

 

 

3) повышенная тревожность учащихся, в ходе выполнения учебной деятельности, содержащей мануальный аспект, наблюдалась нами на уроках в 75 % рассматриваемых случаев и была подтверждена в результате собеседования с учащимися и учителями (результаты в таблице 3);

4) Мы выделили 17 наиболее типичных затруднений, превалирующих в таких видах учебной деятельности, как письмо, ручной труд, изобразительное творчество (результаты представлены в таблице 4). Особое внимание мы обратили на разновозрастную группу школьников в составе 80 человек, каждый из которых испытывал по крайней мере 5 из указанных типичных затруднений;

5) Причинами типичных затруднений в учебной деятельности являются: нерациональные движения кисти, слабое развитие тактильных ощущений, нарушение координации движений пальцев и кисти руки, недифференцированные усилия пальцев и кисти, малая подвижность кисти руки и т.д. Результат анализа представлен в таблице 4.

 

 

Таким образом, благодаря указанным методам и описанной методике мы смогли выявить группу детей с устойчивыми затруднениями в учебной деятельности, связанными с двигательной активностью руки.

 

Вторая часть экспериментального исследования заключалась в разработке показателейзатруднений мануального характера. Для их определения мы пользовались комплексом методов: эрготерапевтическими; педагогическими, психологическим (методика самооценки личности.

В ходе эксперимента мы обнаружили показатели затруднений первой и второй группы. В итоге общая система показателей представлена нами в таблице 5.

 

Обратимся к результатам исследования. К группе непосредственных показателей мы относим видимые признаки затруднений мануального характера. Общее количество затруднений, вошедших в группу этих показателей, - 17.

К группе опосредованных показатели относятся неявные признаки затруднений, которые проявляются:

а) в отношении детей к игровым способам преодоления затруднений, связанных с деятельностью руки;

б) в отношении ребенка к себе как носителю затруднений;

в) результатах учебной деятельности.

А) Отношение детей к игровым способам преодоления затруднений определялось следующим образом. Выявленной группе детей (80 человек) предлагалось включиться в игры-упражнения и ролевые игры. Методика педагогического исследования предполагала включение учащихся в игровую деятельность, связанную с деятельностью руки (около 50 случаев), наблюдение игровых ситуаций, проведение индивидуальных бесед со школьниками (около 100). Критериями определения отношения ребенка к игре как средству преодоления затруднений выступили факты: включение ребенка в игровую деятельность, содержащую элементы письма, рисования, ручного труда; отказ от игровой деятельности и обращение за помощью в ходе игры к учителю, товарищам.

Анализ результатов бесед и наблюдений за детьми в игровых ситуациях позволяет констатировать следующее:

- для сохранения высокой самооценки часть детей отказывается от игр-упражнений. Поскольку испытывают чувство тревожности в связи с необходимостью целенаправленного упражнения и тренировки тех функций руки, которые вызывают затруднения;

- однако данная группа детей намного активнее участвует в ролевых играх, связанных с деятельностью руки. Это объясняется тем, что двигательная активность руки ребенка выступает здесь не целью игровой деятельности. а средством самореализации личности школьника. Эти данные должны быть подтверждены и поэтому мы обратились к психологическим методам.

Б) Отношение ребенка к себе как носителю затруднений, выявлялось следующим образом. Каждый факт отказа ребенка от игровой деятельности фиксировался педагогом и в ходе беседы осуществлялась попытка выявления мотивации ребенка с помощью психологической методики. Данные, полученные в ходе использования методики самооценки личности, свидетельствуют о следующем: в среднем около 30 % школьников имеют высокий уровень тревожности (РТ в пределах от 15 до 20); около 55 % детей - низкий (РТ в пределах от 5 до 10) и около 15 % - средний (РТ в пределах от 10 до 15). Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что отказ от деятельности, содержащей двигательную активность руки ребенка, как правило, сопровождается чувством повышенной тревожности; активное включение в деятельность и обращение за помощью свидетельствует об отсутствии или низком уровне тревожности школьника.

В) Опосрелованными показателями выступали результаты учебной деятельности ребенка. (Приложения 5 - 7). Анализ школьной документации (10 классных журналов и 60 ученических дневников) в группе детей, имеющих устойчивые затруднения мануального характера, показал, что в тех видах учебной деятельность, которые связаны с двигательной активностью руки, низкая успеваемость отмечается у 26,6 % учащихся.

Третья задача экспериментального исследования предполагала определить отношение учителей к игре как средству преодоления учебных затруднений. Исследование проводилось методом анкетирования и собеседования. В анкетировании принимало участие 44 респондента (из них: 22,7 % - учителя начальной школы, 27,2 % - учителя средней школы, 22,7 % - учителя труда, 27,2 % - руководители кружков и студий). Собеседование проводилось с целью уточнить ответы данные в анкете. Были выделены следующие показатели отношения учителей к игре как средству преодоления учебных затруднений: а) уровень осведомленности учителей о педагогических возможностях игровой деятельности в преодолении затруднений, связанных с деятельностью руки ребенка; б) степень заинтересованности учителей в практическом использовании игровой деятельности, содержащей мануальный аспект, в образовательном процессе. 

 

Анализ полученных данных свидетельствует, что:

· в большей мере, склонны связывать состояние тревожности учащихся с затруднениям мануального характера, учителя труда и начальной школы;

· среди учителей, игру к средствам преодоления учебных затруднений относят в большей мере учителя начальной школы, поскольку наиболее часто используют в своей методике игровую деятельность учащихся,

· потенциальным багажом игр, стимулирующих двигательную активность руки ребенка, обладают учителя труда и начальной школы,

· опрос учителей свидетельствует о том, что игры, связанные с деятельностью руки, используются редко (в основном, лишь учителями начальной школы),

· только половина учителей, принявших участие в опросе, считают, что организация игровой деятельности школьников требует особых педагогических умений,

Кроме того, мы смогли уточнить, что некоторая часть респондентов считают необходимым обращаться к играм, содержащим мануальный аспект не столько для преодоления затруднений образовательного процесса, сколько для совершенствования навыков письма и ручного труда. Мы выяснили, что низкая степень готовности педагогов общеобразовательной школы к организации деятельности руки ребенка в игре объясняется следующими причинами: личностными особенностями учителей; недостаточной разработанностью игровых методик. В то же время признание педагогами значения игровой деятельности в образовательном процессе убеждает в необходимости теоретической и практической разработки специальной игротеки, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности школьников в преодолении учебных затруднений.

Четвертая задача экспериментального исследования была ориентирована на анализ основных способов преодоления учебных затруднений, связанных с деятельностью руки школьника. Обобщение данных, полученных путем наблюдения, анкетирования, бесед с педагогами, позволило сделать вывод, что основными способами преодоления затруднений являются:

· повторное выполнение работы по образцу (35 % рассмотренных случаев),

· тренировочные упражнения (25 %),

· инструктаж (13 %),

· оценочный прессинг (8 %),

· угроза наказания (5 %).

· Реже используются типовые игры-упражнения для активизации двигательной активности руки ребенка, такие как: мануальные физкультминутки (7%), пальчиковая гимнастика (7 %).

· За редким исключением используются ролевые игры, направленные на преодоление учебных затруднений, связанных с деятельностью руки ребенка, основанные на взаимосвязи с некоторыми видами учебной деятельности (например, ручным трудом).

Анализ собранного нами материала показал, что игровая деятельность как средство преодоления указанных выше затруднений педагогами общеобразовательных школ используется редко. Учителя предпочитают использовать в качестве средства - механический треннинг, который, по нашему мнению, создает дополнительные трудности и не снижает чувства повышенной тревожности у детей. В то время как игровая деятельность детей, испытывающих затруднения мануального характера, возбуждает обширный комплекс эмоций, чувств, расширяет целевые установки.

 

По результатам констатирующего эксперимента мы сделали следующие выводы:

· в учебной деятельности учащихся отмечается ряд затруднений, связанный с деятельностью руки ребенка;

· затруднения, связанные с деятельностью руки, а также отношение ребенка к себе как носителю затруднений, учителю и самой игровой деятельности выступают показателями эффективного использования игры в качестве средства преодоления затруднений;

· педагоги общеобразовательной школы проявляют заинтересованность в использовании детской игры как средства преодолении учебных затруднений (используемые в практике общеобразовательных школ способы преодоления затруднений являются недостаточно эффективными);

· преодолению затруднений мануального характера способствует игровая деятельность ребенка, отвечающая характеру затруднений, индивидуальным и возрастным особенностям.

Перейдем к рассмотрению задач 2 параграфа (“Конструирование игр, способствующих преодолению затруднений ребенка на занятиях ручного труда”). Второй этап эмпирического исследования заключался в проведении моделирующего эксперимента. В эксперименте участвовало 80 человек, из них: 25 детей (12 мальчиков и 13 девочек) в возрасте 6-7 лет; 28 детей (16 мальчиков и 12 девочек) в возрасте 8-9 лет; 27 детей (17 мальчиков и 10 девочек) в возрасте 10-11 лет. Каждый ребенок из них испытывал, по крайней мере, 5 типичных затруднений. Цель моделирующего эксперимента заключалась в определении педагогических возможностей игровой деятельности школьника в преодолении затруднений, связанных с деятельностью руки. Задачами эксперимента являлось:

- составить игротеку из игр-упражнений, благодаря которым возможно преодоление негативного отношения детей к видам ручной деятельности;

- разработать серию игровых ситуаций и ролевых игр, способствующих преодолению негативного отношения к себе как носителю затруднений и преодолению самих затруднений.

Для решения первой з а д а ч и - мы воспользовались анализом разнообразных источников, в которых описываются игры, связанные с двигательной активностью руки. В результате нами было отобрано порядка 100 игр и соответствующих средств активизации двигательной активности руки. Собранный нами материал представлен в виде игротеки “Ловкие ручки” (таблица 7).

Игры-упражнения дифференцированы на группы в зависимости от видов затруднений и причин их вызывающих. Так, в игротеке “Ловкие ручки” выделяется пять групп игр, направленных на развитие: А- подвижности кисти руки; Б- дифференцированности усилий пальцев и кисти руки; В - координации движений пальцев и кисти руки, развитие тонких движений пальцев; Г - тактильных ощущений; Д - плавности и легкости движений.

Используемые нами игры-упражнения представляют собой:

а) комплекс специальных занятий с детьми, содержащих активную деятельность руки ребенка с необходимыми элементами игры;

б) упражнения, целью которых является стимулирование двигательной активности руки ребенка для преодоления учебных затруднений;

в) игровую деятельность школьников, моделирующую такие виды учебной деятельности как письмо, рисование, ручной труд.

Методика. Игры-упражнения использовались на уроках труда для всего класса в качестве предварительной разминки, тренировки перед началом выполнения трудовых операций. Выбор игр-упражнений осуществлялся в двух вариантах: а) со стороны учеников - предпочтение тех игр, которые им уже были известны или тех, которые находились в поле общего пользования; б) со стороны учителя - предложение некоторых игр той группе детей, которые систематически отказываются от игр, связанных с двигательной активностью рук.

В результате анализа моделированных ситуаций мы пришли к следующим выводам: 1) детям, самостоятельно выбирающим игры-упражнения и включающимся в предложенные игры, содержащие мануальный аспект деятельности, становилось достаточно таких занятий в течение четверти, чтобы преодолеть некоторые из имеющихся затруднений, связанных с деятельностью руки, а также не испытывать чувство тревожности в тех видах учебной деятельности, которая связана с двигательной активностью руки;

2) отсутствие оценочного прессинга, настойчивости учителя при выборе игр, благоприятная и дружелюбная атмосфера в классе позволили со временем (в течение полугодия), включаться в игры-упражнения тем детям, которые долгое время испытывали чувство тревожности и отказывались выполнять различные учебные или игровые действия, связанные с деятельностью руки. Ощутимых результатов в преодолении учебных затруднений у этой группы детей мы не наблюдали, однако отмечается заметное снижение высокого уровня тревожности в тех видах учебной и игровой деятельности, которые связаны с двигательной активностью руки школьника.

3) Эффективность использования игр-упражнений в учебном процессе объясняется тем, что, с одной стороны, ребенок имеет возможность развивать и многократно упражнять те функции руки, которые вызывают трудности; с другой стороны, сохраняется игровая мотивация к процессу и результату деятельности. Дети охотно включаются в учебную деятельность (в частности, ручной труд) если она содержит игры-упражнения или построена на них.

В решении второй з а д а ч и - разработке серии игровых ситуаций и ролевых игр, где двигательная активность руки ребенка являлась бы не целью, а одним из средств игровой деятельности, - мы исходили из уже собранных нами игр-упражнений. Игры из игротеки “Ловкие ручки” были включены в серию игровых ситуаций и ролевых игр, которые использовались в работе с детьми не только во время занятий ручным трудом, но и во время досуга школьников.

Ролевые игры и игровые ситуации, содержащие мануальный аспект деятельности, характеризуется включением предметно-манипулятивной деятельности в систему социальных отношений, в эмоционально-привлекательную действительность. Данный тип игр содержит в качестве необходимых элементов: а) затруднения, которые испытывает ребенок в учебной деятельности; б) игры-упражнения, нацеленные на преодоление указанных затруднений; в) наращивание мотивации к достижению целей игры. Таким образом, целью ролевых игр, связанных с двигательной активностью руки, является моделирование ребенком прежде всего социальных отношений посредством деятельности руки, и его свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Способ достижения целей в ролевых играх с активизацией деятельности руки предполагает решение задач в таких видах учебной деятельности, как письмо, ручной труд, рисование, коммуникация.

 

Список литературы.

1. Бардин К.В.: “Как научить детей учиться”, Москва “Просвещение” 1987 г.

 

2. Богданов Г.А.: “Опрос на уроках русского языка”, Москва “Просвещение” 1989 г.

 

3. Болотика Л.Р.: “Педагогика”, Москва “Просвещение” 1987 г.

 

4. Век Х.: “Оценки и отметки”, Москва “Просвещение” 1984 г.

 

5. Воронцов А.Б.: “Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся”, журнал

 

6. “Начальная школа”, № 7, 1999 г.

 

7. Матис Т.А.: “Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе”, журнал “Начальная школа”, № 4, 1999 г.

 

8. Онищука В.А.: “Дидактика современной школы”, Киев “Радянська школа” 1987 г.

 

9.  Попуянов Ю.А.: “Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности, журнал “Начальная школа”, № 7, 1999 г.

 

10. Солдатов Г.: “Оценки и отметки”, журнал “Начальная школа”, № 2, 1998 г.

 

11. Яковлев Н.М.: “Методика и техника урока в школе”, Москва “Просвещение”, 1985 г.



2020-02-04 197 Обсуждений (0)
Цель, задачи и методика проведения эксперимента в школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цель, задачи и методика проведения эксперимента в школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)