Цель, задачи и методика проведения эксперимента в школе
“Экспериментальное исследование типичных затруднений школьников и основных способов их преодоления” и решению ее задач. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что при всем богатстве теоретического материала по проблеме игры как средства преодоления учебных затруднений, многие стороны ее практического осуществления остаются неразработанными. Почти полностью отсутствует описание опыта, показывающее: положительные изменения в образовательном процессе, связанные с преодолением затруднений в учебной деятельности; эмоциональное отношение школьников к собственным затруднениям в выполнении учебных действий; условия выбора и предпочтения ребенком игр, связанных с деятельностью руки. Неразработанность этих и других вопросов использования в педагогической практике игры как средства преодоления учебных затруднений, связанных с деятельностью руки, побудила нас исследовать их на эмпирическом уровне. Содержание этой главы составляет решение следующих з а д а ч : · экспериментальное выявление затруднений школьников, связанных с деятельностью руки и их влияние на состояние тревожности ребенка; · поиск и анализ игр, связанных с двигательной активностью руки ребенка, как средства преодоления учебных затруднений; · разработка игротеки, направленной на преодоление учебных затруднений школьника. Перейдем к рассмотрению задач 1 параграфа “Экспериментальное исследование типичных затруднений школьников и основных способов их преодоления”. Логика экспериментального исследования предусматривала два этапа: - на первом этапе мы изучали ситуации, связанные с преодолением учебных затруднений; - на втором этапе разрабатывали серию игровых ситуаций, которые, по нашему мнению, создавали условия преодоления учебных затруднений, связанных с деятельностью руки ребенка.
Выбор возрастной группы участников эксперимента был обоснован научно-теоретическими положениями: о сензитивном периоде развития руки ребенка (6 - 7 лет); об этапе завершения физиологического формирования руки (10 -12 лет). В связи с этим наше внимание было обращено к учащимся 1 - 5 классов. В з а д а ч и констатирующего эксперимента входило: - выявить детей с устойчивыми затруднениями в учебной деятельности, связанными с двигательной активностью руки; - разработать систему показателей затруднений и их преодолении; - определить отношение учителей к игре как средству преодоления учебных затруднений; - проанализировать средства преодоления затруднений, сложившиеся в педагогической практике. В ходе решения поставленных задач мы использовали следующие методы: - наблюдение педагогических ситуаций, связанных с активной деятельностью руки ребенка, из них: 30 % в учебной деятельности школьников, 30 % - досуговой деятельности, 30 % в игровой деятельности, 10 % - бытовой сфере; - беседы, интервьюирование, проводимые с учащимися 1 - 5 классов, их учителями и родителями; - анкетирование учителей 1-5 классов о проблемах и способах преодоления учебных затруднений школьников, связанных с деятельностью руки; - изучение школьной документации и продуктов деятельности (классные журналы - 15, письменные работы учащихся 1-5 классов - около 600, рисунки детей 6-12 лет - около 600, лепные изделия - около 200 работ, изделия из картона, дерева и др. материалов - около 200 работ); - моделирование игровых ситуаций, связанных с активной деятельностью руки ребенка, в учебных ситуациях - 20 %, в неучебных ситуациях 80 %; - психологические методы. На основе адаптированных вопросов известной методики самооценки личности (Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина) с ребенком проводится индивидуальное собеседование. По результатам собеседования выводится показатель реактивной тревожности (РТ). Способ интерпретации результатов представлен в приложении диссретации. Сумма баллов в пределах: до 20 - свидетельствует об отрицательном эмоциональном отношении; от 5 - об устойчивом положительном эмоциональном отношении; - методы эрготерапевтической диагностики (А.Кisch, S.Pauli и др.), содержащие в себе различные игровые действия ребенка с предметами-игрушками. Детям предлагаются игровые упражнения, связанные с двигательной активностью руки. В ходе игры педагог фиксирует выраженную реакцию ребенка на получение им визуальной, тактильной, кинестетической информации. Первая часть исследования была посвящена выявлению детей с устойчивыми затруднениями в учебной деятельности и определению причин возникновения этих затруднений. Методика педагогического исследования заключалась в следующем: - на уроках проводилось наблюдение за деятельностью детей и определением ситуаций, связанных с возникновением и преодолением школьниками трудностей мануального характера; - благодаря изучению школьной документации и продуктов учебной деятельности (письменные работы учащихся, объекты ручного труда, продукты изобразительной деятельности и т.д.) оказалось возможным подтвердить первоначальные предположения о имеющихся у школьников затруднениях в учебной деятельности, связанных с деятельностью руки; - интервьюирование и собеседование, с учащимися, их родителями и учителями по вопросам затруднений в учебной деятельности и причин, их вызывающих, позволило выявить детей с устойчивыми затруднениями мануального характера. В результате проведенного исследования было установлено следующее: 1) из 400 обследованных детей - 80 (что составляет около 20 % школьников) имеют устойчивые затруднения, связанные с деятельностью руки (результаты представлены в таблице 2). Этот вывод мы смогли сделать на основе включенного наблюдения и проведенных собеседований и интервьюирования со школьниками, их учителями и родителями.
2) 95 % детей этой группы отличаются плохой успеваемостью в тех видах учебной деятельности, которые содержат мануальный аспект (результаты анализа в таблице 3). Этот вывод подтверждают данные исследований классных журналов;
3) повышенная тревожность учащихся, в ходе выполнения учебной деятельности, содержащей мануальный аспект, наблюдалась нами на уроках в 75 % рассматриваемых случаев и была подтверждена в результате собеседования с учащимися и учителями (результаты в таблице 3); 4) Мы выделили 17 наиболее типичных затруднений, превалирующих в таких видах учебной деятельности, как письмо, ручной труд, изобразительное творчество (результаты представлены в таблице 4). Особое внимание мы обратили на разновозрастную группу школьников в составе 80 человек, каждый из которых испытывал по крайней мере 5 из указанных типичных затруднений; 5) Причинами типичных затруднений в учебной деятельности являются: нерациональные движения кисти, слабое развитие тактильных ощущений, нарушение координации движений пальцев и кисти руки, недифференцированные усилия пальцев и кисти, малая подвижность кисти руки и т.д. Результат анализа представлен в таблице 4.
Таким образом, благодаря указанным методам и описанной методике мы смогли выявить группу детей с устойчивыми затруднениями в учебной деятельности, связанными с двигательной активностью руки.
Вторая часть экспериментального исследования заключалась в разработке показателейзатруднений мануального характера. Для их определения мы пользовались комплексом методов: эрготерапевтическими; педагогическими, психологическим (методика самооценки личности. В ходе эксперимента мы обнаружили показатели затруднений первой и второй группы. В итоге общая система показателей представлена нами в таблице 5.
Обратимся к результатам исследования. К группе непосредственных показателей мы относим видимые признаки затруднений мануального характера. Общее количество затруднений, вошедших в группу этих показателей, - 17. К группе опосредованных показатели относятся неявные признаки затруднений, которые проявляются: а) в отношении детей к игровым способам преодоления затруднений, связанных с деятельностью руки; б) в отношении ребенка к себе как носителю затруднений; в) результатах учебной деятельности. А) Отношение детей к игровым способам преодоления затруднений определялось следующим образом. Выявленной группе детей (80 человек) предлагалось включиться в игры-упражнения и ролевые игры. Методика педагогического исследования предполагала включение учащихся в игровую деятельность, связанную с деятельностью руки (около 50 случаев), наблюдение игровых ситуаций, проведение индивидуальных бесед со школьниками (около 100). Критериями определения отношения ребенка к игре как средству преодоления затруднений выступили факты: включение ребенка в игровую деятельность, содержащую элементы письма, рисования, ручного труда; отказ от игровой деятельности и обращение за помощью в ходе игры к учителю, товарищам. Анализ результатов бесед и наблюдений за детьми в игровых ситуациях позволяет констатировать следующее: - для сохранения высокой самооценки часть детей отказывается от игр-упражнений. Поскольку испытывают чувство тревожности в связи с необходимостью целенаправленного упражнения и тренировки тех функций руки, которые вызывают затруднения; - однако данная группа детей намного активнее участвует в ролевых играх, связанных с деятельностью руки. Это объясняется тем, что двигательная активность руки ребенка выступает здесь не целью игровой деятельности. а средством самореализации личности школьника. Эти данные должны быть подтверждены и поэтому мы обратились к психологическим методам. Б) Отношение ребенка к себе как носителю затруднений, выявлялось следующим образом. Каждый факт отказа ребенка от игровой деятельности фиксировался педагогом и в ходе беседы осуществлялась попытка выявления мотивации ребенка с помощью психологической методики. Данные, полученные в ходе использования методики самооценки личности, свидетельствуют о следующем: в среднем около 30 % школьников имеют высокий уровень тревожности (РТ в пределах от 15 до 20); около 55 % детей - низкий (РТ в пределах от 5 до 10) и около 15 % - средний (РТ в пределах от 10 до 15). Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что отказ от деятельности, содержащей двигательную активность руки ребенка, как правило, сопровождается чувством повышенной тревожности; активное включение в деятельность и обращение за помощью свидетельствует об отсутствии или низком уровне тревожности школьника. В) Опосрелованными показателями выступали результаты учебной деятельности ребенка. (Приложения 5 - 7). Анализ школьной документации (10 классных журналов и 60 ученических дневников) в группе детей, имеющих устойчивые затруднения мануального характера, показал, что в тех видах учебной деятельность, которые связаны с двигательной активностью руки, низкая успеваемость отмечается у 26,6 % учащихся. Третья задача экспериментального исследования предполагала определить отношение учителей к игре как средству преодоления учебных затруднений. Исследование проводилось методом анкетирования и собеседования. В анкетировании принимало участие 44 респондента (из них: 22,7 % - учителя начальной школы, 27,2 % - учителя средней школы, 22,7 % - учителя труда, 27,2 % - руководители кружков и студий). Собеседование проводилось с целью уточнить ответы данные в анкете. Были выделены следующие показатели отношения учителей к игре как средству преодоления учебных затруднений: а) уровень осведомленности учителей о педагогических возможностях игровой деятельности в преодолении затруднений, связанных с деятельностью руки ребенка; б) степень заинтересованности учителей в практическом использовании игровой деятельности, содержащей мануальный аспект, в образовательном процессе.
Анализ полученных данных свидетельствует, что: · в большей мере, склонны связывать состояние тревожности учащихся с затруднениям мануального характера, учителя труда и начальной школы; · среди учителей, игру к средствам преодоления учебных затруднений относят в большей мере учителя начальной школы, поскольку наиболее часто используют в своей методике игровую деятельность учащихся, · потенциальным багажом игр, стимулирующих двигательную активность руки ребенка, обладают учителя труда и начальной школы, · опрос учителей свидетельствует о том, что игры, связанные с деятельностью руки, используются редко (в основном, лишь учителями начальной школы), · только половина учителей, принявших участие в опросе, считают, что организация игровой деятельности школьников требует особых педагогических умений, Кроме того, мы смогли уточнить, что некоторая часть респондентов считают необходимым обращаться к играм, содержащим мануальный аспект не столько для преодоления затруднений образовательного процесса, сколько для совершенствования навыков письма и ручного труда. Мы выяснили, что низкая степень готовности педагогов общеобразовательной школы к организации деятельности руки ребенка в игре объясняется следующими причинами: личностными особенностями учителей; недостаточной разработанностью игровых методик. В то же время признание педагогами значения игровой деятельности в образовательном процессе убеждает в необходимости теоретической и практической разработки специальной игротеки, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности школьников в преодолении учебных затруднений. Четвертая задача экспериментального исследования была ориентирована на анализ основных способов преодоления учебных затруднений, связанных с деятельностью руки школьника. Обобщение данных, полученных путем наблюдения, анкетирования, бесед с педагогами, позволило сделать вывод, что основными способами преодоления затруднений являются: · повторное выполнение работы по образцу (35 % рассмотренных случаев), · тренировочные упражнения (25 %), · инструктаж (13 %), · оценочный прессинг (8 %), · угроза наказания (5 %). · Реже используются типовые игры-упражнения для активизации двигательной активности руки ребенка, такие как: мануальные физкультминутки (7%), пальчиковая гимнастика (7 %). · За редким исключением используются ролевые игры, направленные на преодоление учебных затруднений, связанных с деятельностью руки ребенка, основанные на взаимосвязи с некоторыми видами учебной деятельности (например, ручным трудом). Анализ собранного нами материала показал, что игровая деятельность как средство преодоления указанных выше затруднений педагогами общеобразовательных школ используется редко. Учителя предпочитают использовать в качестве средства - механический треннинг, который, по нашему мнению, создает дополнительные трудности и не снижает чувства повышенной тревожности у детей. В то время как игровая деятельность детей, испытывающих затруднения мануального характера, возбуждает обширный комплекс эмоций, чувств, расширяет целевые установки.
По результатам констатирующего эксперимента мы сделали следующие выводы: · в учебной деятельности учащихся отмечается ряд затруднений, связанный с деятельностью руки ребенка; · затруднения, связанные с деятельностью руки, а также отношение ребенка к себе как носителю затруднений, учителю и самой игровой деятельности выступают показателями эффективного использования игры в качестве средства преодоления затруднений; · педагоги общеобразовательной школы проявляют заинтересованность в использовании детской игры как средства преодолении учебных затруднений (используемые в практике общеобразовательных школ способы преодоления затруднений являются недостаточно эффективными); · преодолению затруднений мануального характера способствует игровая деятельность ребенка, отвечающая характеру затруднений, индивидуальным и возрастным особенностям. Перейдем к рассмотрению задач 2 параграфа (“Конструирование игр, способствующих преодолению затруднений ребенка на занятиях ручного труда”). Второй этап эмпирического исследования заключался в проведении моделирующего эксперимента. В эксперименте участвовало 80 человек, из них: 25 детей (12 мальчиков и 13 девочек) в возрасте 6-7 лет; 28 детей (16 мальчиков и 12 девочек) в возрасте 8-9 лет; 27 детей (17 мальчиков и 10 девочек) в возрасте 10-11 лет. Каждый ребенок из них испытывал, по крайней мере, 5 типичных затруднений. Цель моделирующего эксперимента заключалась в определении педагогических возможностей игровой деятельности школьника в преодолении затруднений, связанных с деятельностью руки. Задачами эксперимента являлось: - составить игротеку из игр-упражнений, благодаря которым возможно преодоление негативного отношения детей к видам ручной деятельности; - разработать серию игровых ситуаций и ролевых игр, способствующих преодолению негативного отношения к себе как носителю затруднений и преодолению самих затруднений. Для решения первой з а д а ч и - мы воспользовались анализом разнообразных источников, в которых описываются игры, связанные с двигательной активностью руки. В результате нами было отобрано порядка 100 игр и соответствующих средств активизации двигательной активности руки. Собранный нами материал представлен в виде игротеки “Ловкие ручки” (таблица 7). Игры-упражнения дифференцированы на группы в зависимости от видов затруднений и причин их вызывающих. Так, в игротеке “Ловкие ручки” выделяется пять групп игр, направленных на развитие: А- подвижности кисти руки; Б- дифференцированности усилий пальцев и кисти руки; В - координации движений пальцев и кисти руки, развитие тонких движений пальцев; Г - тактильных ощущений; Д - плавности и легкости движений. Используемые нами игры-упражнения представляют собой: а) комплекс специальных занятий с детьми, содержащих активную деятельность руки ребенка с необходимыми элементами игры; б) упражнения, целью которых является стимулирование двигательной активности руки ребенка для преодоления учебных затруднений; в) игровую деятельность школьников, моделирующую такие виды учебной деятельности как письмо, рисование, ручной труд. Методика. Игры-упражнения использовались на уроках труда для всего класса в качестве предварительной разминки, тренировки перед началом выполнения трудовых операций. Выбор игр-упражнений осуществлялся в двух вариантах: а) со стороны учеников - предпочтение тех игр, которые им уже были известны или тех, которые находились в поле общего пользования; б) со стороны учителя - предложение некоторых игр той группе детей, которые систематически отказываются от игр, связанных с двигательной активностью рук. В результате анализа моделированных ситуаций мы пришли к следующим выводам: 1) детям, самостоятельно выбирающим игры-упражнения и включающимся в предложенные игры, содержащие мануальный аспект деятельности, становилось достаточно таких занятий в течение четверти, чтобы преодолеть некоторые из имеющихся затруднений, связанных с деятельностью руки, а также не испытывать чувство тревожности в тех видах учебной деятельности, которая связана с двигательной активностью руки; 2) отсутствие оценочного прессинга, настойчивости учителя при выборе игр, благоприятная и дружелюбная атмосфера в классе позволили со временем (в течение полугодия), включаться в игры-упражнения тем детям, которые долгое время испытывали чувство тревожности и отказывались выполнять различные учебные или игровые действия, связанные с деятельностью руки. Ощутимых результатов в преодолении учебных затруднений у этой группы детей мы не наблюдали, однако отмечается заметное снижение высокого уровня тревожности в тех видах учебной и игровой деятельности, которые связаны с двигательной активностью руки школьника. 3) Эффективность использования игр-упражнений в учебном процессе объясняется тем, что, с одной стороны, ребенок имеет возможность развивать и многократно упражнять те функции руки, которые вызывают трудности; с другой стороны, сохраняется игровая мотивация к процессу и результату деятельности. Дети охотно включаются в учебную деятельность (в частности, ручной труд) если она содержит игры-упражнения или построена на них. В решении второй з а д а ч и - разработке серии игровых ситуаций и ролевых игр, где двигательная активность руки ребенка являлась бы не целью, а одним из средств игровой деятельности, - мы исходили из уже собранных нами игр-упражнений. Игры из игротеки “Ловкие ручки” были включены в серию игровых ситуаций и ролевых игр, которые использовались в работе с детьми не только во время занятий ручным трудом, но и во время досуга школьников. Ролевые игры и игровые ситуации, содержащие мануальный аспект деятельности, характеризуется включением предметно-манипулятивной деятельности в систему социальных отношений, в эмоционально-привлекательную действительность. Данный тип игр содержит в качестве необходимых элементов: а) затруднения, которые испытывает ребенок в учебной деятельности; б) игры-упражнения, нацеленные на преодоление указанных затруднений; в) наращивание мотивации к достижению целей игры. Таким образом, целью ролевых игр, связанных с двигательной активностью руки, является моделирование ребенком прежде всего социальных отношений посредством деятельности руки, и его свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Способ достижения целей в ролевых играх с активизацией деятельности руки предполагает решение задач в таких видах учебной деятельности, как письмо, ручной труд, рисование, коммуникация.
Список литературы. 1. Бардин К.В.: “Как научить детей учиться”, Москва “Просвещение” 1987 г.
2. Богданов Г.А.: “Опрос на уроках русского языка”, Москва “Просвещение” 1989 г.
3. Болотика Л.Р.: “Педагогика”, Москва “Просвещение” 1987 г.
4. Век Х.: “Оценки и отметки”, Москва “Просвещение” 1984 г.
5. Воронцов А.Б.: “Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся”, журнал
6. “Начальная школа”, № 7, 1999 г.
7. Матис Т.А.: “Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе”, журнал “Начальная школа”, № 4, 1999 г.
8. Онищука В.А.: “Дидактика современной школы”, Киев “Радянська школа” 1987 г.
9. Попуянов Ю.А.: “Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности, журнал “Начальная школа”, № 7, 1999 г.
10. Солдатов Г.: “Оценки и отметки”, журнал “Начальная школа”, № 2, 1998 г.
11. Яковлев Н.М.: “Методика и техника урока в школе”, Москва “Просвещение”, 1985 г.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |