Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Несовершенная конкуренция



2020-02-04 184 Обсуждений (0)
Несовершенная конкуренция 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Несовершенная конкуренция (монополистическая конкуренция) содержит в себе элементы конкуренции и монопольной власти. Конкуренция в условиях монополистической конкуренции проявляется в том, что на рынке выступает не один, а несколько десятков производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция, таким образом, отличается от чистой конкуренции и от чистой монополии численностью субъектов рынка: здесь действует не один монополист и не масса продавцов, их число умеренное. В силу этого каждая отдельно взятая фирма монополизирует не весь, а часть рынка и имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие сравнительно большого числа субъектов рынка не позволяет им достичь сговора в области объема производимой продукции и политики цен. Следует также иметь в виду, что большое число фирм делает их действия независимыми друг от друга. Реакцию конкурентов в этих условиях можно не учитывать, ибо их много и действия каждой отдельно взятой фирмы не могут быть значительными.

Независимость каждого субъекта монополистической конкуренции определяется также дифференциацией продукта. Производители в условиях монополистической конкуренции изготовляют не аналоги, а разновидности продукта, различающиеся качеством, объемом оказываемых при продаже товаров услуг, размещением торговых точек относительно маршрута движения покупателей, стимулированием сбыта с помощью рекламы и т.д. Многие фирмы делают акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов. Наличие патентов на эти знаки и клейма оберегает товары от копирования и подделок.

Развитие предприятий в условиях монополистической конкуренции имеет свои преимущества, ибо механизм вступления в конкурентную отрасль достаточно прост. Эффект масштаба производства, а значит, и размер первоначального капитала для проникновения в отрасль невелики, что привлекает производителей.

Когда речь заходит о поведении фирм на рынке, имеются в виду их действия относительно уровня цен на товары и объема конкуренции производства. При этом, прежде всего, учитываются такие факторы, как наличие конкурентов и степень дифференциации продукта на рынке. При малом числе конкурентов и низкой степени дифференциации продукта фирма рискует установить на свою продукцию более высокую цену. Если конкурентов много, фирма будет сопоставлять свою цену с ценой конкурирующих фирм, учитывая при этом и степень дифференциации продукта. Оценку своей деятельности фирма будет вести для условий кратко- и долговременного периодов.

В краткосрочном периоде фирма исходит из максимизации своих прибылей и минимизации убытков. В основу закладываются предельные издержки и предельный доход фирмы. В долгосрочном периоде фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, стремятся к получению нормальной прибыли или, точнее, к безубыточному функционированию.

Механизм действия рынка в условиях монополистической конкуренции следующий. В краткосрочном периоде прибыль фирмы, ориентированная на предельные издержки, побудит другие фирмы вступать в отрасль, что обострит конкуренцию и приведет к разорению ряда фирм. Убытки же вызовут массовый выход фирм из отрасли, и это будет продолжаться до тех пор, пока нормальные прибыли не будут восстановлены. В ситуации, при которой цена просто покрывает издержки на единицу продукции (в издержки входит и нормальная прибыль) при объеме производства, для которого MR=MC, в долгосрочном периоде достигается положение равновесия.

Характеристику издержек производства следует давать во взаимосвязи с эффективностью, а она требует равенства цены, предельных и средних издержек. При условии равенства цены и предельных издержек эффективно используются ресурсы, а высокая производственная эффективность и эффективность технологии достигается при равенстве цены с минимальными средними валовыми издержками. Таким образом, монополистическая конкуренция не обеспечивает ни эффективного использования ресурсов, ни производственной эффективности.

Анализ данного процесса подводит к логическому выводу, что на рынке вместо существующего числа фирм могло бы действовать меньшее их количество, однако благодаря полной занятости ресурсов производить такое же или большее количество продукции, что усилило бы монополистическую тенденцию в экономике и сузило рамки конкуренции. Однако не следует столь строго относиться к монополистической конкуренции. Дело в том, что цена и объем производства монополистических фирм не очень отличаются от цен и объема производства в условиях чистой конкуренции. Более того, фирмы и покупатели выигрывают за счет того, что на рынок поставляется более широкая номенклатура изделий, а чем больше дифференциация продукта, тем выше степень удовлетворения разнообразных потребительских вкусов.

Анализ монополистической конкуренции показывает, что фирмы, действующие в условиях такого хозяйственного механизма, могут оказаться незаинтересованными в расширении объемов производства. Таким образом, фирмы в условиях монополистической конкуренции для обеспечения максимальной прибыли должны использовать три важнейших фактора: цену, продукт и рекламно-пропагандистскую деятельность. Комбинации этих переменных должны обеспечивать равновеликую прибыль, в связи с чем фирмы на рынке всегда находятся в поиске вариантов наиболее удобной продажи товара с целью максимизации прибыли.

Задача 1

 

Определить количество денег, необходимое для обращения, если объем выпускаемой продукции составил 5000ед., уровень цен равен 20, а скорость оборота одноименной денежной единицы – 10. Для решения воспользуемся уравнением обмена или “уравнением Фишера”:

 

M∙V=P∙Q, где

 

M – денежная масса в обращении,

V – скорость обращения денежной единицы,

P – уровень цен,

Q – реальный объем национального продукта.

 

 ед.

 

Ответ: 10000 ед.

 

Задача 2

 

Какими достоинствами и недостатками, на Ваш, взгляд обладают такие активы, как:

наличные деньги,

недвижимость,

ценные бумаги.

Наличные деньги:

К достоинствам этого вида активов можно отнести их высокую ликвидность и удобство использования. К недостаткам – подверженность инфляции и отсутствие дохода, т.к. не вложены в некоторое дело.

Недвижимость:

К достоинствам недвижимости, как актива, можно отнести высокую надежность вложения в неё средств, стабильность и малый риск. К недостаткам – низкую ликвидность и доход.

Ценные бумаги:

Данный вид активов обладает тем достоинством, что может принести высокий доход, но одновременно, пропорционально доходу растет и риск вложения средств в ценные бумаги. Также данный вид активов сильно подвержен влиянию на его стоимость и доходность ситуации на рынке и экономическому положению выпустившей их компании.


Литература

 

1. Экономическая теория / Под редакцией Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – Минск, БГЭУ, 2002.

2. Курс экономической теории / Под редакцией М.Н.Чепуриной, Е.А.Киселевой. – Киров, 1998.

3. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Собственность и экономический строй общества.//Экон. науки. 1991.

4. Введение в рыночную экономику / Под редакцией А.Я.Лившица, И.Н.Никулиной. – Минск, 1994.

5. Никитин С.М. Теории стоимости и их эволюции. – Минск, 1970.

6. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. – Минск, 1996.



2020-02-04 184 Обсуждений (0)
Несовершенная конкуренция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Несовершенная конкуренция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)