Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА



2020-02-04 183 Обсуждений (0)
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА 0.00 из 5.00 0 оценок




Самоанализ

(как одна из форм аттестации педагога)

ПЕРВИЧНЫЙ СБОР ФАКТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ САМОАНАЛИЗА

Самостоятельный анализ педагогом своей профессиональной деятельности - довольно сложная аналитическая операция, требующая определенных навыков исследовательского труда. В центре внимания следует расположить опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, - попытаться сопоставить опыт трех последних лет с траекторией своего профессионального развития за более длительный период «профессиональной биографии».

Следует помнить о достаточно условном характере понятия «анализ», используемого в контексте предаттестационных процедур. На самом деле анализ - это лишь одна сторона осмысления педагогом своего опыта. Другая же - синтез - подразумевает обобщение, соеди­нение воедино отдельных, ранее проанализированных частей, граней, сторон своего профессионального опыта. Поэтому педагогу-практику, готовящему самоанализ, важно предварительно ответить на два ключевых вопроса:

Какие грани своего опыта выделить для анализа?

Как объединить выделенные и проанализированные аспекты деятельности воедино? Какие обобщающие выводы можно сделать на основе анализа?

Если самоанализ есть исследовательско-аналитическая процедура, то, в соответствии с законами науки, до каких бы то ни было обобщений необходимо собрать факты, которые следует подвергнуть первичному «описанию-обобщению», и лишь потом сделать итоговые выводы, теперь уже по всему объему наработанного за три года профессионального опыта.

При этом свой опыт необходимо соотнести с ключевыми задачами, решаемыми в образовательном учреждении в анализируемый период, задачами, обозначаемыми часто в нашем сегодняшнем обиходе как «тема», над которой работал педагог. Тогда представляется целесообразным воспользоваться следующей рабочей схемой.

После такого разностороннего анализа собранных фактов, в комментариях «Общих выводов» можно про извести «проблемный анализ», который содержит в себе, по крайней мере, три основных параметра:

Опыт успешно решенных методико-дидактических и психолого-педагогических проблем.

Содержит краткий перечень основных, на взгляд педагога, проблем, которые педагог успешно разрешил в истекшие три года. Часть из них, вероятно, решалась по инициативе администрации, часть - по собственной. Желательно указать, в каком виде представлены результаты разрешения проблем, обобщены ли они в сообщениях, публикациях, выступлениях перед коллегами, на совещаниях и заседаниях других объединений (метод.объединение, семинар с учителями, лекторий для родителей, участие в районных, городских, региональных конференциях и др.).

Опыт решаемых на сегодняшний день проблем. Желательно проиллюстрировать понимание сути существующих проблем. имеющихся ресурсов для их устранения.

Ключевые задачи совершенствования своей профессиональной деятельности.

Это весьма показательный раздел в оценке инновационного потенциала педагога, ресурсов совершенствования его профессионализма, перспективности как практического работника для «педагогического производства». Здесь можно эскизно представить те грани своего профессионального опыта, которые предстоит в ближайшее время (и в более отдаленной перспективе) усовершенствовать, обогатить, развить. Ответить на вопрос: «Как такая работа по профессиональному самообразованию «работает» на повышение качества учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива конкретного образовательного учреждения?».

При этом в самом общем виде необходимо постоянно удерживать в поле зрения рабочий стандарт аттестационной схемы описания и анализа своего профессионального опыта. Необходимо видеть общий контур стандарта, например, 2-й категории, l-й и высшей. Для удобства представим эти параметры в виде следующей схемы:

ОБОБЩЕННАЯ РАБОЧАЯ МОДЕЛЬ СТАНДАРТА САМОАНАЛИЗА

2 категория: целью можно определить подтверждение умения профессионально грамотно проанализировать свой опыт (а также опыт коллег, литературные источники и др.) по одному из ведущих

Направлений работы современного учителя, педагога-практика. В содержании важно отразить актуальность, востребованность практикой анализируемой проблемы. Важнейшим элементом квалификационной работы, подтверждающим устремленность учителя к профессионализму, является умение элементарно научно-методически прокомментировать свой опыт.

Научность здесь понимается в ее практическом приложении, т.е. в умении четко определить решаемые задачи, используемые методы и технологии, имеющиеся реальные условия и создаваемые психологические предпосылки для успешного обучения и воспитания; если есть необходимость, указать на ведущие принципы в работе и получаемые результаты.

1 категория: самый важный параметр в оценке квалификационной работы, представляемой на 1 категорию, - это умение на системно-целевой основе в деталях и в обобщенном виде представить опыт своей работы. Представить в лаконичном виде, с моментами аналитического обобщения, а не простого рассказа-описания, «что и зачем делает учитель в своей каждодневной работе, на каждом уроке и его отдельных элементах». Концептуально-теоретическое обоснование реализуемых педагогических идей также должно свидетельствовать об умении работать с научно-методической литературой. Система работы должна опять-таки включать цель, задачи, принципы, условия, методы, формы и результаты. Обобщение должно подтверждать наличие ключевой идеи, которая, являясь стержневой основой практического опыта, становится в избранной модели деятельности системообразующим моментом. Работа должна свидетельствовать, что реализуемая педагогическая идея, вынесенная в заглавие, есть действительно существующая на практике, что она ясно осознается самим учителем и может быть им аргументированно защищена в ходе творческой дискуссии.

Высшая категория: содержит обобщенно-аналитические «выжимки» опыта, подтверждающие технологичность, упорядоченность движения педагога к заранее избранному им педагогическому результату. Технология должна в обобщенном виде и в существенных деталях давать развернутое представление о педагогическом «ядре» опыта учителя, давать реальное ощущение возможности ее воспроизведения на практике.

В целом самоанализ учителя не должен быть больше 5-7 машино-печатных листов. Но важнее всего не объем, а умение профессионально грамотно определить приоритетные грани анализа, дать объективную оценку своему опыту, увидеть его в движении, развитии. подтвердить умение видеть за отдельным накоплением фактов, событий, мероприятий, каждодневных дел и забот общую линию своего развития как преподавателя-предметника и педагога-воспитателя. Принципы и общая схема самоанализа профессиональной дея­тельности руководителя образовательного учреждения, его заместителей и методистов принципиально иные, но этот вопрос требует особого, специального рассмотрения.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА



2020-02-04 183 Обсуждений (0)
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)