Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Складывание китайской культуры, истоки её традиционности и консервативности. Наука и искусство Древнего Китая



2020-02-04 511 Обсуждений (0)
Складывание китайской культуры, истоки её традиционности и консервативности. Наука и искусство Древнего Китая 0.00 из 5.00 0 оценок




Китайская культура – одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н.э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Во втором тысячелетии до нашей эры образовалось первое государство Шан-Инь. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов). На гадательных костях того времени обнаружены тотемические названия племен. Тотемом племени Шан являлась, по-видимому, ласточка. Но появилось уже и понятие бога – на одной из гадательных костей сам князь спрашивает согласия бога (возможно, небесного императора Шан-ди) на закладку города.

В XII в. до н.э. государство Шан было завоевано племенем чжоу, пришедшим с запада. Для обоснования законности власти императора в большом разноплеменном государстве впервые была использована идея его небесного происхождения. Доминирование этой идеи объясняет ту легкость, с которой в Китае принимали новые династии.

Истоки традиционности и консерватизма культуры Древнего Китая

1. Практически все религии и философские течения в Китае проповедуют принцип пассивности в жизни, начиная от даосизма, который вообще во главу угла ставит принцип недеяния и кончая буддизмом, рассматривающем жизнь как непрерывное страдание. Особую роль в формировании китайского консерватизма сыграло конфуцианство (по имени его основателя – проповедника Кун-цзы).

2. Конфуцианство зародилось в период «воюющих царств» – достаточно неспокойное время, когда большинство жителей поднебесной устали от нестабильности. Конфуций (европейская транскрипция имени) обосновал свою систему. Он учил, что каждому человеку отведено строго определенное место в мире и обществе; он утверждал, что общественная структура, как и структура всего мира вечна и неизменна. Каждый человек должен исполнять отведенную ему в обществе роль: сын – чтить своего отца, подчиненный – начальника. Все полнота власти в стране должна принадлежать императору – «сыну неба». Император – отец народа, а народ – его дети. В основе идей Конфуция лежал культ повиновения старшим по возрасту и должности. С течением времени Конфуцианство превращается в государственную религию. К началу новой эры государство и конфуцианская религия в Китае становятся единой политико-идеологической системой, сутью которой стало стремление закрепить старые общественные нормы и добиться беспрекословного подчинения народа. Нарушение конфуцианских заповедей каралось вплоть до смертной казни или превращения в государственных рабов как самого \нарушителя, так и членов его семьи.

3. На основе конфуцианства были выработаны критерии для оценки всех поступков, от бытовых до государственных. Малейшая самодеятельность наказывалась

4. Строгая регламентация общественной жизни, в том числе того кому, когда и какую одежду носить, доходящая до абсурда.

5. Человек не представлял самостоятельной ценности как личность; древнекитайское общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и колллективным»

6. Как результат всего вышеперечисленного, у китайцев развилась склонность к догматизму и конформизму, уверенность в правильности государственных истин.

Наука и искусство Древнего Китая

Наука

Китайцы первыми ввели понятие отрицательных чисел, знали арифметическую прогрессию, составляли системы уравнений.

Астрономами был составлен первый в мире звездный каталог на 800 светил, а также первые карты звездного неба.

Китайские врачи изобрели наркотики и активно применяли их в лечебной практике. Они также были лидерами в применении иглоукалывания и прижигания.

Технические изобретения: водяная мельница, водоподъемный насос, первый в мире сейсмограф

Письменность

Развитая система иероглифического письма (более 2000 иероглифов). К 3 веку нашей эры их число достигло 18000. Для систематизации лексического материала стали использоваться словари.

Изготовление бумаги – одно из величайших изобретений китайцев

Литература

Особенно развита поэзия, наиболее известные памятники – «Книга песен», «Книга перемен».

Существовали исторические труды.

Живопись тушью на бумаге, шелке высокоразвита

Прикладные искусства

Изготовление бронзовых зеркал, резьба по нефриту и кости. Самый высокий уровень техники обработки нефрита

Художественная керамика; позднее – изобретение фарфора, лаковые изделия

Архитектура

Типичное здание – пагода, т.е. здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз.

Множество императорских дворцов (более 700), один из них гигантский.

Во время объединения в единое государство строилась основная часть Великой китайской стены.

Музыка и театр

В Древнем Китае знали более 20 музыкальных инструментов, сочиняли трактаты о музыке, готовили профессиональных музыкантов, обслуживающих церемонии.

Развитое театральное искусство, цирковые представления, акробатика, выступления мимов, театр кукол и теней.

 

7. Конфуцианство и его роль в определении и формировании основных параметров политической и социальной культуры народов Дальнего Китая

 

Конфуцианство – это этико-философское учение, разработанное ее основателем Кун-цзы или Конфуцием (551–479 до н.э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран.

Учение:

1. Как возможно совершенное государство?

2. Как возможно совершенное общество?

3. Как воспитать совершенного человека?

Для К. важны 5 «постоянств»:

· Ритуал (ценен в управлении страной, обеспечивал сохранение моральных устоев об-ва)

Как возможно совершенное общество?

Об-во основано на семье, «настоящая семья основана на почитании мужа женой, отца сыном, старшего брата младшим».

Как воспитать совершенного человека?

Совершенный человек (цзюнь цзы, или благородный муж) стремится к истине, а сяо джень (подлый человек) – к выгоде.

Б.м. следует традициям и ритуалу (Ли), одинаково почтителен со всеми. Главный принцип – гуманность (Жэнь).

Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Мэн-цзы (372–289 до н.э.) развил тезис о сущности добродеятельного правления.

Рубеж новой эры: к ритуалу прибавляется закон, причем верхами управлять надо с пом. ритуала, а низами – с пом. закона и наказания.

II в. до н.э.: характер государственной идеологии.

Средние Века: синтез элементов к. и буддизма.

Влияние:

· Конфуцианская элита мыслит себя носителем абсолютного знания.

· Синкретические верования народа рассматриваются как ересь и вульгарные суеверия.

· Гос-во-верховный религиозный институт

· Обожествление императора

· Сын Неба – высший жрец и совершенство

· Воля императора – закон

· Торжественные обряды поклонения Небу

· Трепет и суеверие перед символом императорской власти – драконом.

· Раболепие и покорность подданных

· Растет разрыв между подданными и чиновным сословием

· Обожествление Конфуция

После 1949 г. к. было почти полностью отброшено.

Сейчас традиционные нормы и институты широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических китайцев.

 

8. Древнеиндийская политическая культура и развитие науки управления государством

 

Государственность в Индии сформировалась достаточно поздно, около I тыс. н.э., т.к. процессу ее складывания мешало сословное деление на варны.

Памятником законодательства и религии Индии является законы Ману. Это сборник правовых норм, составленный предположительно около V века до н.э. (но записанный гораздо позже), сделался кодексом социального строя Индии на все последующие столетия. В нем кастовая структура индийского общества закреплялась и освящалась религией.

Кастовая система в древнеиндийском обществе утверждалась достаточно долго. Само понятие касты подразумевает деление людей на сословия – Варны. Высшая считалась варна жрецов – бахманов, затем шли кшатрии (воины, из которых выходили князья и цари), затем вайшьи (свободные общинники-земледельцы, скотоводы и торговцы) и, at last, шудры (слуги). Первые три касты – благородные, последние воплощали в себе все низменное, им запрещалось в ритуалах, занимать ответственные должности и владеть землей. Принадлежность человека к касте определялась его рождением и была вечной.

Индия всегда боялась анархии в своем государстве, за счет этого царь наделялся достаточно обширными полномочиями. Они считали, что лучше иметь хоть какого-нибудь царя, чем никакого. Подданные сами избирали себе царя.

Процедура вхождения на престол занимала целый год.

Царь в Древней Индии считался:

· Самодержцем,

· Божественным,

· Верховным законодателем,

· Защитником своих подданных.

Однако царь был обязан прислушиваться и к советам своих министров. Особенность функций министров было то, что помимо советов они должны были вступать с царем в споры, в противном случае министр мог быть даже отстранен от своей должности.

Наследование престола так же имело место. Этот процесс происходил так же как и в Египте, наследник мог вступить на престол еще при жизни отца, но отец в данном случае или убивался, или по традиции становился отшельником. Еще одной особенностью во властных отношениях в Индии было и то, что править могла женщина. В роли правительницы могла выступать как главная жена царя, так и его законная дочь.

Само государство делилось на провинции, которыми управляли члены царской семьи. Основной налог, который существовал в Индии, был налог на землю. Еще одним изобретением в Древнеиндийском государстве стало нечто подобное страховки.

Взяточничество чиновников и просто воровство жестоко наказывались (применялись пытки, смертная казнь).

При царе существовал Тайный совет, который состоял от 7 до 37 человек. Это был главный орган управления. Главный советник назывался мантрин.

В Индии была сделана первая попытка создать супер секретную службу. Страна была опутана шпионской сетью. Агентов специально обучали, они были очень образованны, имели публичную профессию. Весь шпионский состав набирался из сирот. Слежка велась за 40 знатными фамилиями.

В Индии была создана книга о политической культуре и основах государственного управления. Артхашастра является одним из важнейших литературных памятников, сохранившим ценные сведения об общественно-экономическом устройстве Древней Индии и системе ее государственного управления. Вероятнее всего Артхашастра возникла не сразу, а оформлялась на протяжении длительного периода времени.

 

9. Буддизм – первая мировая религия, мировоззренческая основа художественной культуры народов Азии

 



2020-02-04 511 Обсуждений (0)
Складывание китайской культуры, истоки её традиционности и консервативности. Наука и искусство Древнего Китая 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Складывание китайской культуры, истоки её традиционности и консервативности. Наука и искусство Древнего Китая

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (511)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)