Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система экологического права.



2020-02-04 225 Обсуждений (0)
Система экологического права. 0.00 из 5.00 0 оценок




Раскрыть понятие отрасли права означает раскрыть и его систему. Понятие «система экологического права» имеет три смысловых значе-ния: отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Система эколоппеского права как отрасль права. «Первокирпичиком» отрасли экологического права является эколого-правовая норма, представляющая собой общее правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное примене-ние. Эколого-правовая норма также является системой, состоящей из эле-ментов, т. е. своего рода микросистемой, и из таких микросистем состоит экологическое право как отрасль права.

Под институтом экологического права понимается совокупность пра-вовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений (институт права государственной и других форм собственности на природ-ные объекты; институт права экологопользовании и др.). В зависимости от роли и значимости в системе экологического права институты организованы в две системы, представляющие Общую и Осо-бенную части. В Общую часть входят институты, содержащие положения, «обслуживающие» все иди значительную группу институтов Особенной части. В Особенную часть входят институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: эколого-правовой режим землепользования, недропользования, водопользования и др.

Система экологического права как науки Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права. В предмет науки, дополнительно к информации, составляющей систему экологического права как отрасли права, включаются следующие самостоятельные темы: 1) методы научных исследований; 2) правоприменительная и правотворческая практика; 3) история развития экологического права; 4) источники экологического права; 5) международно- правовое регулирование экологопользования; 6) источники научно-правовой информации; 7) понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в эколого-правовой науке.

Система экологического права как учебной дисциплины Эта система практически совпадает с системой экологического права как науки; различие обусловлено потребностями будущей специализации,

 

9. Соотношение экологического права с другими отраслями права.

Основные нормы и институты экологического права форми­руются на основе фундаментальных отраслей права. При этом нормы экологического права служат базой, с учетом которой осуществляется экологизация норм других отраслей права, свя­занных своими институтами или отдельными положениями с та­кой сферой, как взаимодействие общества и природы.
Государственное (конституционное) право предусматривает кон­ституционные нормы по охране окружающей природной сре­ды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регу­лирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере.
Такие институты административного права, как управление, контроль, административная ответственность составляют часть эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Экологическое право основывается на перечисленных и иных институтах административного права. Иными словами, предусматривает нормы, регулирующие административные от­ношения применительно к экологическим требованиям по ох­ране природной среды.
Приоритетными функциями гражданского права по отноше­нию к экологическому являются охранительная и компенсаци­онная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. В условиях рыночной экономики повышается роль норм договорного права, способствующих совершенствованию, экологических отношений. Все чаще гра­жданско-правовой договор рассматривается в качестве оптималь­ной формы установления правоотношений применительно к ох­ране окружающей среды и рационального_природопользования.
Особое значение имеет уголовное право, несмотря на то, что его нормы, как и нормы административного и гражданского права, выполняют прежде всего охранительную функцию по отношению к экологическому праву. Нормы уголовного права закрепляют со­ставы экологических преступлений как виды общественно опас­ных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.
Согласно ст. 3 Закона РФ "Об охране окружающей среды" од­ним из основных принципов охраны природной среды является принцип международного сотрудничества. На практике особое внимание уделяется распространению опыта, накопленного в данной сфере другими государствами, проводятся международ­ные экологические исследования. С учетом международных стандартов разрабатываются также нормативы предельно до­пустимых вредных воздействий (в частности, определяются нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, тре­бования к различным энергетическим объектам, использова­нию радиоактивных материалов, охране озонового слоя Земли), исходя из которых формируются требования к нормированию качества природной среды. О значении международного права для экологического права свидетельствуют также статьи 81, 82 Закона, предусматривающие приоритет правил международных договоров, принятых с участием России. Взаимовлияние экологической и природно-ресурсных отраслей права прослеживается на протяжении достаточно длительного периода. При этом определяющим является такой фактор, как монополия государственной собственности на природные ресурсы. В условиях такой монополии земля и другие природные ресурсы изымались из гражданского оборота. Потому не было принципи­альных различий в правовом регулировании порядка использова­ния и охраны таких объектов. Наличие одного собственника обу­славливало единство хозяйственного и экологического направле­ний в пользовании и охране объекта. Ликвидация государственной монополии на землю, появление многооб­разных форм использования природных ресурсов предопределили де­национализацию и приватизацию земель. С включением земель в хозяйственный оборот возросла актуальность экономического эле­мента в земельных отношениях. Земельное право в этой части по­степенно сближается с гражданским, хозяйственным, предприни­мательским правом. В рамках экологического права остается лишь экологическая часть земельного права, посредством которой регу­лируются земельно-охранительные и экологические отношения. Аналогичные тенденции просматриваются и во взаимодействии экологического права с водным, горным и лесным правом.

 

10. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» как основной акт экологического законодательства.

Структура Федерального закона включает:

• глава I. Общие положения;

• глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды;

• глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружаю­щей среды;

• глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

• глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды;

• глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и эко­логическая экспертиза;

• глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

• глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычай­ных ситуаций;

• глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

• глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);

• глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

• глава XII. Научные исследования в области охраны окру­жающей среды;

• глава XIII. Основы формирования экологической культуры;

• глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в об­ласти охраны окружающей среды;

• глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

• глава XVI. Заключительные положения.

В контексте концепции устойчивого развития важное значе­ние имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допусти­мого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объ­ектов животного мира, в отношении недр в действующем законо­дательстве требования о нормировании не установлены.

Законом определен юридический критерий уровня проектиро­вания предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий.

Повышению эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на совмещение функций государст­венного контроля в области охраны окружающей среды и функ­ций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65).

Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоре­тическом плане с учетом специфики и сложности объекта регули­рования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права.

Устанавливаемые Законом общие правовые механизмы управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием включают:

· экологическое нормирование и стандартизацию,

· оценку воздействия планируе­мой деятельности на окружающую среду,

· экологическую экспер­тизу,

· экологическую сертификацию, экологический аудит,

· лицензирование,

· меры экономичес­кого стимулирования, планирование, финансирование, страхова­ние,

· мониторинг,

· экологический контроль

и некоторые другие. Данные механизмы применимы как к охране природы в целом, так и к охране отдельных природных ресурсов (объектов).

 

11. Экологизированные нормативные акты других отраслей права в системе источников экологического права.

Значительный удельный вес в системе экологического законо­дательства занимает природоресурсное законодательство. В от­личие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито, по­скольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодатель­ство в России развивалось применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов.

Природоресурсное законодательство это — совокупность зако­нов, регулирующих отношения по использованию и охране от­дельных природных ресурсов. Оно включает:

• Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ;

• Федеральный закон от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель»;

• Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ;

• Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ;

• Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»;

• Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире»;

 

12. Понятие и функции объектов экологического права.

В учебной литературе объекты экологических правоотношений подразделяются на следующие три категории:

интегрированные - окружающая природная среда в целом;

дифференцированные - отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, лесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты);

особо охраняемые - государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкиеили находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания (ст. 4 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

 

13. Природные объекты, природные ресурсы: понятие и соотношение.

Отдельными природными объектами и ресурсами, по поводу которых складываются общественные отношения, регулируемые в законодательстве, являются земля, почвы, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, околоземное космическое пространство. В качестве самостоятельных объектов регулирования в законодательстве и праве выделяются части отдельных природных объектов (ресурсов) - озоновый слой, редкие и находящиеся под угрозой уничтожения виды растений и животных, климат как режим погоды, характерный определенной местности.

Под природным объектом понимается вся совокупность вещества природы одного вида - земли, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и дикого растительного мира вне лесов, дикого животного мира и др. - в глобальном или в национальном масштабе.

Природный ресурс - более узкое понятие по сравнению с природным объектом - это часть природных объектов, используемых человеком для удовлетворения своих потребностей. К примеру, животный мир весьма разнообразен. Это рыбы, охотничья дичь, комары и пр. Все виды в совокупности образуют животный мир как природный объект. При этом животный мир как природный ресурс образуют лишь виды, которые используются человеком. Интересно, что к объектам охраны по Закону РСФСР "Об охране природы в РСФСР" (1960 г.) относилась лишь полезная дикая фауна.

Для создания оптимального правового механизма обеспечения рационального использования и охраны природных объектов (ресурсов) они классифицируются на исчерпаемые и неисчерпаемые; возобновимые и невозобновимые; восполнимые и невосполнимые. С учетом специфических характеристик того или другого природного ресурса законодатель устанавливает правовые требования по его использованию и охране.

Является ли объектом экологических отношений человек? В законодательстве прямого ни положительного, ни отрицательного ответа на него нет. В доктрине экологического права этому вопросу также пока мало уделяется внимания. Однако, основываясь на анализе действующего российского законодательства об окружающей среде, можно утверждать, что человек также может быть отнесен к объектам охраны. Человек - органический элемент природы. С учетом специфики его организма он так же экологически зависим от состояния воды, атмосферного воздуха, как зависимы от них олень или полевой цветок. Без воды погибает и человек, и цветок. В загрязненной среде деградирует и человек, и олень. В той степени, в какой человек своим здоровьем и жизнью связан экологически с природной средой, он часть природы и соответственно один из объектов ее охраны. Подтверждением тому являются положения законодательства о нормировании предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воде, атмосферном воздухе и почве и нормировании предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных воздействий на окружающую среду. Нормативы ПДК и ПДУ устанавливаются на уровне, отвечающем интересам охраны здоровья человека и растительного и животного мира.

Будучи существом биосоциальным, человек и его интересы выступают одновременно в экологическом праве как объекты опосредованной охраны. Речь идет об имуществе человека, которое может пострадать от вредного воздействия загрязненного воздуха, воды или почвы. Так, могут пострадать сельскохозяйственные посевы, домашние животные, здания, сооружения. Соответственно каждый человек имеет право на возмещение ущерба, причиненного его имуществу экологическим правонарушением.

 

14. Право собственности на объекты экологического права.

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие при­родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Таким образом, Конституция РФ, предусматривая указанные формы собст­венности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, в том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие природные ресурсы.

Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права наихиспользование охраняются и гарантируются всей правовой системой нашего государства. Особо важную роль играет земля в агропромышленном комплексе. Здесь она - и главное средство производства, и пространственный базис всякой деятельности. С землей и другими природными ресурсами сельское население наиболее тесно связано и в производстве, и в быту.

Государственной собственностью яаляются все земли и другие природные ре­сурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступа­ет в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственно­стью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущест­во, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной об­ласти, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществ­ляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ). Земля и другие природные ре­сурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государ­ственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распо­ряжение в соответствии с действующим законодательством.

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством Указом Президента Рос­сийской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» признано целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ре­сурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и расти­тельного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципаихобщегосударственного значения. К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:

земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обес­печения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных ор­ганов государственной власти;

земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеоро­логической службы, историке-культурного и природного наследия, а также дру­гими объектами, находящимися в федеральной собственности;

земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государ­ственных природных заповедников, национальных природных парков, государст­венных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, дру­гих особо охраняемых природных территорий федерального значения;

виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Феде­рации;

виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и бо­лее субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное зна­чение;

водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Рос­сийской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;

иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной влас­ти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной об­ласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.



2020-02-04 225 Обсуждений (0)
Система экологического права. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система экологического права.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)