Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состав и режимы осуществления доходов и расходов бюджетной системы



2020-02-04 140 Обсуждений (0)
Состав и режимы осуществления доходов и расходов бюджетной системы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Бюджет состоит из двух частей – доходной и расходной. Доходы бюджетов всех уровней наряду с доходами внебюджетных фондов и доходами Банка России представляют собой долю национального дохода, а также средств заимствования, которая поступает в адрес государства и муниципалитетов.

В бюджетном кодекс содержатся лишь некоторые нормы, определяющие режим поступления налогов в бюджеты. Основной объем положений, регулирующих налоговый механизм государства, содержится в налоговом кодексе РФ и других нормативных актах налогового законодательства.

Все доходы бюджетов в зависимости от источников формирования и способов поступления классифицируются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

В категорию налоговых доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства.

Режим уплаты денег в бюджет следует отличать от режима зачисления на счета бюджета. Денежные средства считаются зачисленными в доход бюджета или внебюджетного фонда в момент совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению этих средств на счет органа, уполномоченного исполнять соответствующий бюджет или бюджет внебюджетного органа.

Доходы бюджетов подразделяются на:

Собственные доходы – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ (ст.47 БК РФ).

Регулирующие доходы – это доходы, поступающие в режиме федеральных и региональных налогов и платежей, по которым в законодательном порядке на долговременной основе устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты нижестоящего уровня (ст.48 БК РФ).

Федеральные органы исполнительной власти имеют право вносить изменения в совокупную долю налоговых поступлений в федеральный бюджет путем предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей. Объем предоставленных льгот при этом не может превышать установленного федеральным законом о бюджете соответствующего лимита на указанные льготы.

Пересмотр перечня доходов федерального бюджета в сторону увеличения новых видов налогов или отмены возможен только при одновременном внесении соответствующих изменений в налоговое законодательство.

Налоговые доходы бюджетов РФ регламентируются как федеральным, так и региональным законодательством. Они включают налоговые доходы, закрепленные на постоянной основе за региональными бюджетами, в том числе поступления от региональных налогов и сборов. В эту же группу доходов входят отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за минусом отчислений, передаваемых в порядке бюджетного регулирования в местные бюджеты.

Доходы местных бюджетов формируются из поступлений в нескольких режимах: собственных доходов, отчислений из бюджетов федерального и регионального уровней за счет регулирующих налогов, заимствований и иных режимов. К налоговым доходам местных бюджетов относятся собственные налоговые доходы от местных налогов и сборов, закрепленные федеральными законами за местными бюджетами, а также отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов по нормативам, установленным не менее, чем на три года. Сюда же включаются поступления от государственной пошлины, за исключением той доли, которая идет целиком в федеральный бюджет.

Наряду с регулирующими доходами, в бюджеты нижестоящих уровней передаются:

bдотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах покрытия текущих расходов;

bсубвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или другому юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

bсубсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Со второго квартала 1994г. в практике бюджетной работы стали использоваться трансферты – оказание финансовой помощи субъектам РФ и Федерального фонда финансовой поддержки регионов, образуемого в составе федерального бюджета.

Таким образом, доходы бюджета каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством РФ и ежегодно утверждаемыми законами о бюджете в части установления нормативов отчислений от регулируемых доходов в бюджет нижестоящего территориального уровня, прямой финансовой помощи в различных формах, других доходных источников.

Одним из серьезных недостатков действующей бюджетной системы следует назвать неэффективный контроль за расходованием средств из бюджетов всех уровней. К числу недостатков в этой области относится и финансирование бюджетных расходов методом взаимозачетов, а также платежными средствами различной степени ликвидности, что приводит к недофинансированию отдельных получателей бюджетных средств. Поэтому Правительство РФ ставит перед собой задачу инвентаризации и сокращения государственных расходов при условии полного выполнения бюджетных обязательств.

Содержание расходов должно коррегироваться с бюджетной классификацией. Например, в зависимости от экономического содержания расходы всех уровней бюджетов подразделяются на текущие и капитальные, которые, в свою очередь устанавливаются экономической классификацией расходов бюджетов.

Капитальные расходы бюджетов предназначены для обеспечения расширенного воспроизводства и обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, включая инвестиции в виде бюджетных кредитов в деятельность юридических лиц в соответствии с инвестиционными программами.

Важнейшей составной частью капитальных расходов бюджетов является бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения и инвестиционных проектов. Однако Закон «О бюджете развития Российской Федерации» от 26.11.1998г. не регламентирует создание бюджетом развития как части бюджетов субъектов РФ и местных. Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развития, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущих, ежегодно возобновляющихся расходов. С их помощью государство распределяет средства на различные функциональные задачи. Получателями текущих расходов становятся органы исполнительной власти, бюджетные учреждения и другие получатели средств из бюджета в режиме финансирования.

Третьей формой расходов названы трансферты, в содержательном плане представляющие собой бюджетные средства, предназначенные для обеспечения обязательных выплат населению, в том числе пенсии, стипендии, пособия, компенсации, другие социальные выплаты в соответствии с законодательными актами федерального, регионального и муниципального уровней.

Для обеспечения бюджетной дисциплины существует порядок, согласно которому устанавливается жесткая связь между выполнением условий получения бюджетных средств и фактическим их предоставлением. Органы исполнительной власти, прежде всего министр финансов РФ, обязаны прекратить дальнейшее финансирование субъектов на любом его этапе в случае невыполнения получателем средств условий их получения.

Одной из форм бюджетных расходов выступает бюджетный кредит, под которым в ст.76 БК РФ понимаются налоговые кредиты. Возврат средств в бюджет в случае предоставления бюджетного кредита и уплата процентов за его пользование приравниваются к обязательным платежам в бюджет. В кодексе определена обязанность исполнительных органов власти либо уполномоченных ими структур вести соответствующий реестр получателей бюджетных кредитов.

Бюджетный кодекс устанавливает два режима предоставления бюджетного кредита в зависимости от категории получателей. Большие льготы предоставляются государственным и муниципальным предприятиям. Только на условиях возмездного характера бюджетный кредит может предоставляться юридическим лицам, не относящимся к категории государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также бюджетных учреждений.

Одна из важнейших задач бюджета состоят в том, чтобы учесть все доходы и расходы государства. Тем самым решается проблема создания стабильной предсказуемой экономической политики государства. По крайней мере, в пределах одного финансового года.

К расходам федерального бюджета относятся расходы на обеспечение деятельности федеральных органов власти, в том числе: Президента РФ, Федерального собрания, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти, включая их территориальные структуры, а также финансирование учреждений, находящихся в федеральной собственности. В эту категорию входят расходы на федеральную судебную систему, оборону и обеспечение безопасности, финансирование фундаментальных научных исследований, финансовое обеспечение межгосударственных интересов, в том числе на международное сотрудничество федеральных органов исполнительной власти и др. Финансированию из федерального бюджета подлежат расходы на организацию выборов и проведение референдумов РФ.

Часть средств из расходов федерального бюджета разрешено использовать на формирование федеральной собственности, обеспечение федеральной инвестиционной программы.

За счет расходов федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ подлежат денежному обеспечению компенсации государственным внебюджетным фондам для выплаты государственных пенсий, пособий, других социальных выплат.

В соответствии с механизмом распределения полномочий, определенным Конституцией РФ, в исключительное ведение бюджетов субъектов РФ переданы расходы на финансирование органов власти субъектов РФ, проведение выборов и референдумов на уровне субъектов РФ, финансовое обеспечение международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, а также их средств массовой информации.

Финансированию из бюджетов субъектов РФ подлежат и расходы на формирование государственной собственности субъектов РФ, обеспечение региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, относящихся к ведению региональных органов власти, а также обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ.

Подробный перечень расходов, подлежащих совместному финансированию из бюджетов всех уровней, содержит статья 85 БК РФ. Эти расходы условно можно разделить на два блока.

В первый блок этих расходов включены расходы экономического характера. К ним относятся расходы, осуществляемые в режиме государственной поддержки отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, предприятий связи, дорожного хозяйства, а также метрополитены. В расходы бюджетов всех уровней включены также вопросы финансирования воспроизводства природных ресурсов.

Второй блок расходов, покрываемых из бюджетов всех уровней, предназначен для финансирования целей административного характера. В их число входит финансирование правоохранительной деятельности, обеспечение противопожарной безопасности, охраны окружающей среды, охраны природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности. В число совместно финансируемых входит обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба.

Особую роль играют расходы, предназначенные для финансового обеспечения федеративных и национальных отношений. Такое же значение имеют расходы на финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ. Причем последняя категория расходов подлежит детализации законодательством РФ.

К совместным расходам всех бюджетов относятся расходы, обеспечивающие научно-технический прогресс, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, а также средства массовой информации.

В число совместно финансируемых расходов включены расходы на социальные вопросы, связанные с социальной защитой населения. Этот блок расходов в наибольшей степени требует детальной конкретизации направлений и количественных параметров финансирования, что должно решаться через более совершенный механизм межбюджетных отношений.

Бюджетный кодекс указывает конкретный механизм разграничения участия каждого бюджета в финансировании вышеназванных расходов. В частности, в ч.2 ст.85 БК РФ определен порядок согласования участия каждого уровня бюджета по финансовому обеспечению своей доли расходов, который состоит в передаче части обязанностей по обеспечению определенных расходов вышестоящим бюджетом на нижестоящий уровень отдельного бюджета. Порядок согласования между федеральным и региональным уровнями бюджетов определяется Правительством РФ.

Именно этот механизм разграничения бюджетных полномочий между различными уровнями власти стал причиной зависимости нижестоящих бюджетов от вышестоящих. При общей нехватке средств типичной стала ситуация, когда многие расходы в обязательном порядке передаются в нижестоящие бюджеты без их достаточного финансового обеспечения.

 



2020-02-04 140 Обсуждений (0)
Состав и режимы осуществления доходов и расходов бюджетной системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состав и режимы осуществления доходов и расходов бюджетной системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (140)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)