Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие муниципальной службы. Развитие федерального законодательства о муниципальной службе.



2020-02-03 270 Обсуждений (0)
Понятие муниципальной службы. Развитие федерального законодательства о муниципальной службе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Старт к формированию института муниципальной службы в нашей стране был дан проводимой с начала XXI века административной реформой, в рамках которой существенным изменениям подверглась как государственная служба, так и система местного самоуправления.

Рассмотрим организационное и правовое становление института муниципальной службы в условиях изменяющегося законодательства.

Впервые термин «муниципальная служба» введен Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который предусмотрел осуществление ее регламентирования федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований. В развитие этой нормы был принят Федеральный закон от 8 января 1998 г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который раскрыл понятие муниципальной службы, определил основы правового статуса муниципального служащего. Указанный Федеральный закон носит рамочный характер, предоставляя субъектам Российской Федерации широкие полномочия в дальнейшем законодательном регулировании этого вопроса. Поэтому существующие различия в региональном законодательстве в данной сфере привели к различиям в статусе муниципальных служащих.

Принятый в 2003 г. Федеральный закон N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», практически являющийся новой редакцией Федерального закона N 154-ФЗ, раскрыл необходимость изменений в законодательстве о муниципальной службе. Немаловажным фактором, также вызывавшим необходимость совершенствования правового регулирования общественных отношений, связанных с муниципальной службой, стал впервые провозглашенный на законодательном уровне принцип взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы. Для реализации данного принципа необходим был единый подход в определении основных элементов статуса муниципального служащего для всех субъектов Российской Федерации, что невозможно было осуществить на базе Федерального закона N 8-ФЗ. Соответственно не представлялось возможным организовать муниципальную службу в соответствии с новыми требованиями федерального законодательства.

В связи с этим возникает необходимость в принятии Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007г. №25-ФЗ. Анализируя этот закон в целом, следует отметить главное его отличие от Федерального закона N 8-ФЗ, которое заключается в более унифицированном подходе к организации муниципальной службы во всех субъектах Российской Федерации, что следует даже из названия.

Муниципальная служба представляет собой специфический вид трудовой деятельности, поскольку она призвана обеспечивать полномочия органов местного самоуправления. Поэтому требуется особый подход в её законодательном регулировании. Такой подход состоит в распространении на муниципального служащего помимо Закона о муниципальной службе, также норм трудового законодательства. Он был использован и в Федеральном законе №8-ФЗ, практика доказала его целесообразность и удобство правоприменения.

Само понятие «муниципальная служба» не претерпело существенных изменений. В Федеральном законе №8-ФЗ она трактуется как «профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной».[4] А Федеральный закон №25-ФЗ определяет муниципальную службу как профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)».[5]

Таким образом, новый закон конкретнее раскрывает определение должности муниципальной службы, что следует отметить в качестве положительного момента, поскольку при применении на практике аналогичной нормы Федерального закона N 8-ФЗ зачастую возникали проблемы с ее толкованием.

К муниципальным служащим Федеральный закон N 8-ФЗ относит лиц, замещающих муниципальные должности только в органах местного самоуправления. Федеральный закон №25-ФЗ содержит в этой части новое положение: муниципальными должностями являются также должности в аппарате избирательной комиссии муниципального образования. Сделано это с учетом норм Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Избирательная комиссия по своей правовой природе не является органом местного самоуправления, что и закреплено указанным Федеральным законом. Для того чтобы определить статус избирательной комиссии муниципального образования, предусмотрено, что она является муниципальным органом, а сотрудники его аппарата - муниципальными служащими.

В Федеральном законе №25-ФЗ значительно регламентирован процесс поступления на муниципальную службу, содержатся положения, регулирующие аттестацию служащих, проведение которой Федеральный закон №8-ФЗ не предусматривал. Новацией также является введение главы, устанавливающей перечень вопросов, которые составляют кадровую работу в муниципальном образовании, главы, определяющей порядок ведения личного дела и порядок обработки персональных данных муниципального служащего. Эти нормы обеспечивают чёткость в организации работы с муниципальными служащими.

В Федеральном законе №25-ФЗ значительно расширен перечень ограничений и запретов, но исключено ограничение на занятие иной оплачиваемой деятельностью. Муниципальный служащий получил право выполнять иную оплачиваемую работу, однако при этом должно быть соблюдено важное условие: в данном случае не должна иметь место личная заинтересованность муниципального служащего, которая влияла бы на результаты исполнения им служебных обязанностей.

Предельный возраст для замещения должности муниципальной службы увеличен с 60 до 65 лет.

Федеральный закон №25-ФЗ определяет право субъектов Российской Федерации осуществлять регулирование муниципальной службы в отдельных вопросах: утверждение реестра должностей муниципальной службы, установление соотношения должностей гражданской службы субъекта и должностей муниципальной службы, утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, типового контракта с главой местной администрации, типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих.

Федеральный закон №25-ФЗ, так же, как и Федеральный закон №8-ФЗ  закрепляет основные принципы муниципальной службы. Принцип означает «начало», «основу» и рассматривает объективную обусловленность проявлений.

Принципы муниципальной службы - это «... отправные и основные начала, руководящие идеи и требования, лежащие в основе формирования и функционирования муниципальной службы».[6]

Рассмотрим правовые принципы муниципальной службы, закреплённые в ст.4 Федерального закона №25-ФЗ:

1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Данный принцип основывается на ст. 2 Конституции РФ, которая гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Более того, исходя из содержания ст. 18 Конституции РФ, именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

2. Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе.

Данный принцип базируется на конституционных положениях о равноправии граждан: граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления.

3. Принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих.

Муниципальная служба является профессиональной деятельностью, требующей для своего осуществления специальных знаний и навыков. Реализация принципа профессионализма и компетентности муниципальных служащих должна способствовать формированию стабильной и эффективной муниципальной службы, способной решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения.

4. Принцип стабильности муниципальной службы является необходимым условием функционирования данного института.

Принцип стабильности муниципальной службы предполагает формирование профессиональной службы, минимизацию текучести кадров при стабильном штатном составе.

5. Принцип доступности информации о деятельности муниципальных служащих.

Он основывается, прежде всего, на ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации: «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Реализация принципа доступности информации о деятельности муниципальных служащих неразрывно связана с решением более общей задачи - усиления открытости деятельности органов местного самоуправления.

6. Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.

Местное самоуправление является уровнем власти, наиболее приближенным к населению. Поэтому особенно важным является налаживание обратной связи между населением муниципального образования и созданными в нем органами местного самоуправления, чему и служит принцип взаимодействия муниципальных служащих с общественными объединениями и гражданами.

7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций.

Данный принцип отражает особенности правового регулирования муниципальной службы, осуществляемого не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, а также муниципальных образований, что позволяет в полной мере учитывать при организации муниципальной службы, ее регулировании исторические и иные местные традиции

8. Принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих.

Указанный принцип призван обеспечить стабильность кадров в органах местного самоуправления, а также защитить муниципальных служащих от политической конъюнктуры, от произвола руководителя, гарантировать муниципальному служащему необходимые условия работы, ежемесячное денежное содержание, пенсионное обеспечение и т.п.

9. Принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Ответственность является необходимым условием функционирования любого публичного института, которым, как было указано выше, является и муниципальная служба. Неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей является дисциплинарным проступком и влечет применение к нему мер дисциплинарной ответственности (ст. 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").

10. Принцип внепартийности муниципальной службы

Суть данного принципа заключается в том, что муниципальная служба, как публичная организация, должна быть свободна от контроля отдельных политических организаций и движений. Задачи, выполняемые муниципальными служащими, требуют от них проявления нейтральности, компетентности, беспристрастности. Служащие обязаны руководствоваться в своей деятельности исключительно законодательством и не должны быть связаны решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.

Как мы видим, в Федеральном законе №25-ФЗ изъяты два ранее узаконенных принципа муниципальной службы: принцип верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих и  принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий.

Подводя итог сравнительному анализу Федерального закона № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и Федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», можно сделать вывод о том, что в целом федеральное законодательство в рассматриваемой сфере развивается позитивно и учитывает как сложившуюся правоприменительную практику, так и смежные отрасли законодательства.

Но можно выделить и некоторые его недостатки. Например, многие учёные признают несоответствие нормы законодательства: принцип равного доступа граждан к муниципальной службе не прописан в Конституции, тогда как доступ к государственной службе указан. Также во многих муниципальных образованиях, особенно в сельских поселениях, не соблюдается принцип профессионализма и компетентности граждан. На решение этой проблемы необходимо усиленно направлять программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.

 

 



2020-02-03 270 Обсуждений (0)
Понятие муниципальной службы. Развитие федерального законодательства о муниципальной службе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие муниципальной службы. Развитие федерального законодательства о муниципальной службе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)