Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изменения в хозяйстве коренного населения Северо-Востока



2020-02-04 170 Обсуждений (0)
Изменения в хозяйстве коренного населения Северо-Востока 0.00 из 5.00 0 оценок




Освоение Северо-Востока в XIII веке. Хозяйство и быт местного населения

 

Издавна среди русского населения Северо-Востока бытовали все основные жанры народного творчества. Это прежде всего былины, или, по-местному «Калига», «Илья Муромец». Во всех былинах прославляется герой-богатырь, его богатырская сила, ум, человеческое достоинство.

Но русские люди, оказавшись в необычных для них условиях Крайнего Северо-Востока, стали переносить в свой быт и элементы жизни местного населения. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что они восприняли немало слов из языков местных народностей и прежде всего хозяйственно-бытового характера. Например: руйта (чукот., ламут) - шалаш, кладовка особого устройства для хранения свежей рыбы и прочего; саиба (юкагир.) - небольшой амбар на «ногах»; чаат (чукот.) - аркан, плетенный из сыромятной кожи, для поимки оленей.

Дружественные отношения между русскими людьми и коренным населением способствовали дальнейшему освоению богатств сурового края.

Русское правительство проявляло интерес к природным богатствам Северо-Востока. Однако в записках первопроходцев не имелось каких-либо сведений о наличии здесь полезных ископаемых. В 1683 году по приказу якутского воеводы была снаряжена экспедиция во главе с казаком Антипом Сидоровым для поиска в устье реки Анадырь золотых, серебряных и медных руд. Поиски эти результатов не принесли.

Тогда же в Анадыре были допрошены промышленные и торговые люди, много лет проживавшие здесь. Они показали, что полезных ископаемых не знают и не слышали об этом ничего. Так стало складываться мнение о том, что никаких богатств недра Северо-Востока не содержат и единственной ценностью в этом крае является пушнина.

По заданию правительственных чиновников отряды служилых людей вводили ясак. О формах ясака рассказывает одна из наказных грамот: «А собирать ему, государю, ясак соболи добрые... и шубы собольи и бобра, и выдры и черные лисицы и сиводушчатые, рыси и песцы голубые е лапы и хвосты, и кость рыбья зуба...» Ясак был «окладной» - заранее установленных размеров и «неокладной», взимавшийся тем, «что принесут». Распространены были «добровольные поминки», то есть дары царю. Для взимания дани использовались два средства: присяга коренного населения н раздача подарков за выплату ясака. Подарками награждались чаще всего князьки, иногда получали их и простые люди, больше других сдавшие мехов. «Государево жалованье» раздавалось в виде ткани, медных изделий, соли. Это скорее всего напоминало меновой торг.

В правительственных предписаниях указывалось на необходимость мирных взаимоотношений с коренными народами: «...велеть их прежде уговорить ласкою и приветом и к шерсти привести на том, что им быть под государскою царскою рукою и ясак с себя платить». Уже к началу XVIII века в подданство России перешли многие юкагирские, корякские и другие племена.

Сбор ясака вызывал определенные трудности. Во-первых, обширная территория края была заселена малочисленными племенами, большинство из которых вели кочевой образ жизни. Во-вторых, здесь не было никаких государственных органов управления.

Чтобы облегчить сбор налогов, служилые люди прибегали к аманатству: брали заложников в каждом племени, держали их под строгим надзором до выплаты подати.

Некоторые племена оказывали сопротивление сборщикам ясака. Наиболее активно вели себя чукчи. Они нападали на соседние корякские и юкагирские племена, принявшие подданство России, вступали в вооруженные схватки с отрядами казаков.

Стремясь подчинить непокорные пароды, правительство снаряжает военные экспедиции.

В 1729 году отряд казаков направился на корабле из Охотска к устью реки Пенжина, но у Тауйска судно потерпело крушение. Казаки в сопровождении якутов, эвенов и коряков двинулись пешком на северо-восток. При встрече с большой группой чукчей отряд был разгромлен, а командир убит.

Принявший командование майор Дмитрий Иванович Павлуцкий совершил поход на непокорные племена. В результате похода были захвачены у чукчей военные трофеи и освобождены 44 пленника.

Однако нельзя сводить деятельность Д. И. Павлуцкого только к подавлению сопротивления местного населения. Занимая пост начальника Анадырского острога, Павлуцкий организовал работу по изучению полуострова и обследованию островов в проливе Беринга. Один из посланных им отрядов прошел на восток вдоль Американского берега, положив начало открытию Америки со стороны Северо-Восточной Сибири.

Делались попытки наладить отношения с чукотскими племенами, однако чукчи продолжали вести войну. По предписанию сената Павлуцкий совершает еще два похода. Оба они окончились безрезультатно. В одной из битв Павлуцкий был убит, а отряд его разгромлен.

Политика силы не оправдала себя. Учитывая это, правительство стало разрабатывать меры урегулирования взаимоотношений с местными жителями.

Изменения в хозяйстве коренного населения Северо-Востока

 

В связи с дальнейшим совершенствованием орудий труда наблюдается все большая специализация в хозяйстве местных народов. Выделение основных занятий происходило в тесной зависимости от природных условий. Племена, заселявшие внутренние районы нашей области, занимались главным образом охотой на оленей, медведей, горных баранов, песцов.

Способы охоты в основном остаются прежними: летом охотники подстерегали зверя у мест водопоя и переправ или же вырывали глубокие ямы, положив в них мясо и рыбу для приманки. Попавший в яму зверь становился добычей охотника.

В зимнее время в лесах на пути следования оленей делали загородки, куда загоняли животное и убивали. Для ловли лисиц и песцов часто использовали нору во льду. При входе в нее укрывалась потайная петля с подвесной тяжестью. В норе оставлялась приманка из мяса. Как только зверь касался приманки, петля затягивалась и душила его.

Основными орудиями охоты были копья, силки, сети. С приходом русских стали применять капканы. Средствами передвижения охотников служили легкие нарты.

У прибрежных племен широко распространяется промысел морского зверя. В одном из документов читаем: «Чукчи добывают в море премножество морского зверя, моржей, кость зубов их употребляют на свои всякие потребы: на копья, на стрелы, на топоры, на чекуши и протчее... из кож их шьют байдары, на коих перегребают на ближайшие морские острова…»

Летом охотились на байдарах. При дальних плаваниях в середине байдары охотники укрепляли два шеста с надутыми тюленьими пузырями в виде поплавков, которые придавали некоторую устойчивость байдаре при сильных волнах. Зимой для передвижения по льду они изготовляли ступательные лыжи. При ходьбе по неровной поверхности к лыжам привязывали шипы из рога оленя, бивня мамонта или моржового клыка. Основным оружием зверобоев по-прежнему оставались копья и гарпуны.

Исследователи отмечали, что эти виды оружия чаще использовали эскимосы и чукчи, которые подстерегали стада животных, стараясь приблизиться к ним незаметно: «Когда один из тюленей заметит ползущего и поднимает голову, чтобы рассмотреть его, охотник замирает неподвижно, выставляя наружу звериную маску и подражая движению передних ластов животного, царапает лед нарочно для этого сделанными ластами... Приблизившись на нужное расстояние, он одним броском бросает гарпун с прикрепленным к нему ремнем и старается ударить толстым нижним костяным концом бросалки прямо зверю по глазам, чтобы его прикончить. Чтобы облегчить ползание при такой охоте, чукчи подвязывают к локтям и коленям шкуры медведя».

Наряду с традиционными появляются новые предметы вооружения: железные кольчуги, шлемы с забралом на лбу и с наушниками. С конца XVIII века распространяется огнестрельное оружие.

У некоторых племен основу хозяйства составляло рыболовство. Ловили рыбу во все времена года и главным образом с помощью сетей, сделанных из сухожилий оленя или из китового уса. Небольших рыб ловили на костяную удочку. Однако для многих северных народов рыболовство было второстепенным занятием. Например, чукчи запасов рыбы не делали и ловили ее только во время ожидания «хода» оленей.

В XVIII веке у большинства народов нашего края появилось новое занятие - табунное оленеводство. В XVII веке и ранее оленей в основном использовали для передвижения. В хозяйстве их держали в небольшом количестве.

В середине же XVIII века олени не только представляли основной вид транспорта, но и обеспечивали население всем необходимым: мясом, шкурами для изготовления одежды, обуви и для покрытия жилища. У некоторых племен сосредоточиваются огромные стада оленей, что часто приводило к ссорам между племенами.

Например, чукчи нередко нападали на соседние племена и захватывали у них стада. Юкагиры и коряки не раз обращались с просьбой о помощи к русской администрации, которая впоследствии принимала ряд мер по урегулированию отношений между племенами.



2020-02-04 170 Обсуждений (0)
Изменения в хозяйстве коренного населения Северо-Востока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изменения в хозяйстве коренного населения Северо-Востока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)