Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация исследования



2020-02-03 160 Обсуждений (0)
Организация исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В результате анализа психологической литературы мы выявили, что общепринятой методикой оценки привязанности и определения ее типа является методика М. D. Ain-worth. В эксперименте, разделенном на восемь эпизодов, изучается поведение ребенка в ситуации разлуки с матерью, ее влияние на поведение младенца и способность матери успокоить ребенка после ее возвращения. Особенно показательным является изменение познавательной активности ребенка при расставании с матерью. Для этого ребенок остается с незнакомым взрослым и новой игрушкой. Критерием оценки привязанности является особенность поведения ребенка после ухода матери и ее возвращения. В ходе исследования привязанности по методике М. Ainsworth выделено 4 группы детей (им соответствуют 4 типа привязанности):

1) тип А — дети не возражают против ухода матери и продолжают играть, не обращая внимания на ее возвращение. Дети с подобным поведением обозначаются как "индифферентные" или "ненадежнопривязанные". Тип привязанности называется "ненадежноизбегающий". Он является условно-патологическим. Выявляется у 20% детей. После расставания с матерью "ненадежнопривязанные" дети не обеспокоены присутствием незнакомца. Они избегают общения с ним так же, как они избегают и общения с матерью.

2) тип В — дети не очень сильно огорчаются после ухода матери, но тянутся к ней сразу же после ее возвращения. Они стремяться к физическому контакту с матерью, легко успокаиваются рядом с ней. Это "надежный" тип привязанности. Такой тип привязанности отмечается у 65% детей.

3) тип С — дети очень сильно огорчаются после ухода матери. После ее возвращения вначале цепляются за мать, но практически сразу же ее отталкивают. Данный тип привязанности считается патологическим ("ненадежноаффективный", "манипулятивный" или "двойственный" тип привязанности). Выявляется у 10% детей.

4) тип D — после возвращения матери дети либо "застывают" в одной позе, либо "убегают" от пытающейся приблизиться матери. Это "дезорганизованный неориентированный" тип привязанности (патологический). Встречается у 5-10% детей.

Кроме указанных 4 типов, можно говорить также о "симбиотическом" типе привязанности. В эксперименте по методике М. D. Ainsworth дети не отпускают мать ни на шаг. Полное разлучение таким образом становится практически невозможным.

Формирование привязанности в большой степени зависит от заботы и внимания, которое уделяет ребенку мать. Матери надежно привязанных младенцев внимательны и чувствительны к потребностям детей. В общении с детьми они часто используют средства эмоциональной экспрессии. Если взрослый хорошо понимает ребенка, младенец чувствует заботу, комфорт и надежно привязывается к взрослому.

М. Silven, M. Vienda показали, что из таких материнских качеств, как способность побуждать ребенка к игре, эмоциональная доступность, стимуляция познавательной деятельности, гибкость в стиле воспитания, наиболее важным для развития надежной привязанности является эмоциональная доступность. Она включает в себя способность разделять чувства ребенка как главного инициатора детско-материнского общения [13, с. 173].

Опираясь на данную классическую методику м проведи модифицированное исследование. Объектами выступил воспитатель ясельной группы и 8 детей, наиболее стремящихся к общению с ней, желающих получить большее количество внимания и ласки от педагога.

Целью настоящего исследования было установление связи между привязанностью ребенка к воспитателю и образом себя у ребенка. В качестве объекта исследования выступала пара воспитатель — ребенок. В задачи исследования входили: изучение образа себя ребенка, типа его привязанности к воспитателю, образа себя воспитателя по отношению к каждому из детей, ее представления о ребенке, а также оценка матерью своей привязанности к ребенку и его привязанности к ней.

Таким образом, в паре мать — ребенок изучались психологические характеристики обоих партнеров с целью выявления дополнительных (помимо содержания взаимодействия и общения) параметров, влияющих на развитие образа себя ребенка и его привязанности к воспитателю.

В исследовании использовались четыре группы методик, направленных на изучение: 1) образа себя ребенка, 2) типа аффективной привязанности ребенка к воспитателю, 3) образа себя воспитателя по отношению к каждому ребенку, 4) представления воспитателя о каждом ребенке. Образ себя ребенка выявлялся с помощью регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом, в пяти различных ситуациях. В первой ситуации регистрировалось свободное поведение ребенка перед зеркалом, во второй — перед началом опыта на голову ребенка надевался цветной платочек с ярким рисунком, в третьей — блестящие бусы, в четвертой ситуации сзади к нему подходила мать, в пятой — позади ребенка над его плечом помещалась яркая незнакомая игрушка, отражавшаяся в зеркале. В зеркале отражались голова и туловище ребенка, голова и верхняя часть туловища воспитателя. Продолжительность одного опыта составляла 3 мин.

В эксперименте изучалось поведение ребенка в непривычной ситуации, при разлуке с матерью, степень воздействия такой ситуации и то, насколько легко удавалось воспитателю успокоить малыша после слабого стресса, как изменялась в этих условиях познавательная активность ребенка. Эксперимент состоял из семи трехминутных эпизодов, во время которых регистрировалось поведение ребенка: эмоциональные проявления, вокализации и действия (ориентировочно-исследовательские, игровые, инициативные).

В качестве привлекательной игрушки использовалась ярко раскрашенная маска клоуна, а в качестве пугающей — управляемая машина необычной формы с выдвигающимися деталями, издающая при работе жужжание. Ключевыми являются эпизоды № 2, 3, 6 и 7 (табл. 1), когда воспитатель оставляет ребенка с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым и пугающей игрушкой, а затем возвращается. В качестве показателей привязанности ребенка к педагогу используется степень огорчения малыша после ухода воспитателя и особенности поведения ребенка после ее возвращения.

 

Таблица 2 Эпизоды непривычной ситуации

№ п/п Начало эпизода Присутствующие во время эпизода
1. К воспитателю и ребенку, находящимся в комнате, присоединяется незнакомый взрослый Воспитатель, ребенок и незнакомый взрослый
2. Воспитатель уходит из комнаты Ребенок и незнакомый взрослый
3. Воспитатель возвращается в комнату, незнакомый взрослый уходит Ребенок и воспитатель
4. Воспитатель уходит, возвращается незнакомый взрослый с яркой привлекательной новой для ребенка игрушкой Ребенок, незнакомый взрослый и привлекательная игрушка
5. Незнакомый взрослый уходит, в комнату возвращается воспитатель Ребенок, воспитатель и привлекательная игрушка
6. Воспитатель уходит, в комнату возвращается незнакомый взрослый с пугающей игрушкой Ребенок, незнакомый взрослый и пугающая игрушка
7. Незнакомый взрослый уходит, приходит воспитатель Ребенок, воспитатель и пугающая игрушка

 

Исследователя дети видели впервые, он им абсолютно не знаком.



2020-02-03 160 Обсуждений (0)
Организация исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)