Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирования дивидендной политики предприятия.



2020-02-03 167 Обсуждений (0)
Формирования дивидендной политики предприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок




Дивидендная политики предприятия может быть сформирована по следующим этапам.

1. Оценка основных факторов, определяющих формирвоание дивидендной политики.

2. Выбор подхода к формированию дивидендной политики осуществляется в соответствии с финансовой стратегией компании с учетом оценки отдельных факторов..

Таблица 1. Преимущества и недостатки классических подходов к формированию дивидендной политики.[6]

Подходы Преимущества Недостатки
Консервативная (начисление дивидендов по остаточному принципу после формирования достаточных резервов для развития, выплата дивидендов акциями). Обеспечение максимально возможных темпов роста Нестабильность, неопределенность будущих дивидендов - негативный фактор для потенциальных инвесторов
Умеренно консервативная А) (поддержание долгосрочного целевого норматива коэффициента дивидендных выплат Прогнозируемость уровня будущих дивидендных выплат Затрудняет быстрый рост компании
Б) Стратегия "гарантированный минимум + дополнительные дивиденды" Возможность гибко увеличивать дивиденды при росте прибыли и не сокращать их при ее снижении. Поощряет заинтересованность акционеров в повышении прибыльности компании.  
Агрессивная (максимизация текущих дивидендов) Позволяет быстро привлечь массу неквалифицированных инвесторов (строительство пирамид) "Проедание" прибыли, отсутствие ресурсов для долгосрочного развития.
Необходимость снижения дивидендов при сокращении прибыли - негативный сигнал рынку.    

 

3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с выбранным походом к дивидендной политике.

4. Определение уровня дивидендных выплат на 1 акцию.

УПДпа=(ФДВ-ВП)/Кпа, где

УДВ па – уровень дивидендных выплат на 1 акцию

ФДВ – фонд дивидендных выплат

ВП – фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций

Кпа – количество эмитированных простых акций

 

5. Оценка эффективности дивидендной политики.

Для оценки эффективности дивидендной политики используется

1) коэффициент дивидендных выплат.

Кдв = ФДВ/ЧП,где

К дв – коэффициент дивидендных выплат,

ФДВ – фонд дивидендных выплат

ЧП – сумма чистой прибыли

Коэффициент соотношения цены и дохода по акции.

Кцд=РЦ а/Да

Кцд - Коэффициент соотношения цены и дохода на акцию

РЦа – рыночная цена одной акции

Да – сумма дивидендов выплаченных по 1 акции.

При оценке эффективности дивидендной полтики могут бюыть использованы показатели рыночнойстоимости акции.

 

 

2.3 Компромиссная дивидендная политика

 

На практике многие компании склоняются к тому, что, по сути, является компромиссной дивидендной политикой. Использование такой политики основано на следовании пяти целям:

1. Избежание сокращения проектов с положительной чистой текущей стоимостью для выплаты дивидендов.

2. Избежание сокращения суммы дивидендов.

3. Избежание необходимости продавать акции.

4. Поддержание отношения долга к акционерному капиталу.

5. Поддержание запланированного уровня дивидендных выплат.

Эти цели расставлены более или менее в порядке степени их важности. В нашем случае строгого следования принципу остаточного дивиденда мы предполагаем, что компании удается сохранять фиксированное отношение долга к акционерному капиталу. В соответствии с принципом компромиссного дивиденда отношение долга к акционерному капиталу рассматривается в качестве широкомасштабной цели. Оно может изменяться на короткий промежуток времени, если необходимо избежать сокращения дивиденда или продажи акций.

В добавление к сильному нежеланию сокращать дивиденды, финансовые менеджеры склонны относиться к дивидендам как части дохода и считать, что инвесторы вправе получить «справедливую» долю дохода корпорации. Эта доля является долговременным запланированным уровнем выплат и частью прибыли, которую компания собирается при обычных обстоятельствах выплатить в форме дивидендов. Опять же, это рассматривается в качестве долговременной цели, так что на короткий промежуток времени этот показатель при необходимости может меняться. В результате, в широком временном масштабе, рост прибыли сопровождается ростом дивидендов, но только с некоторым отставанием.

Можно свести к минимуму трудности, связанные с дивидендной нестабильностью, путем создания двух видов дивидендов: регулярных и дополнительных. Для компаний, избравших такой путь, регулярные дивиденды составят относительно малую часть постоянной прибыли, так что поддерживать уровень их выплат будет легко. Дополнительные дивиденды будут выплачиваться тогда, когда увеличение прибыли расценивается как временное явление.

Поскольку инвесторы рассматривают дополнительный дивиденд как бонус, они относительно мало расстраиваются, когда выплата дополнительного дивиденда не повторяется. Несмотря на то, что выплата дополнительных дивидендов является делом вполне рациональным, на практике ее осуществляют немногие компании. Одной из причин этого служит тот факт, что закупка ранее проданных акций - во многом то же самое, но несет в себе некоторые дополнительные преимущества.

 

Таким образом, компромиссная дивидендная политика – не только найденная точка равновесия между агрессивной и консервативной, но и между интересами акционеров, как собственников компании, заинтересованных в ее развитии, и акционеров как инвесторов, ожидающих максимально быстрого получения своей доли прибыли.

Так с одной стороны политика выплаты наличными большой суммы дивидендов ведет к росту цены акции, но и означает, что меньше денег остается доступным для реинвестирования, а капитализация меньших прибылей снижает ожидаемый темп роста и понижает цену акции. Таким образом дивидендная политика изначально несет в себе два противоположных результата.

Это же видно и на примере:

Компания ОАО «Нубикус», данные о динамике чистой прибыли которой представлены в таблице 2 придерживается умеренно консервативной дивидендной политики. Коэффициент дивидендных выплат запланирован исходя из прогноза норм реинвестирования.

Таблица 2. Данные о чистой прибыли ОАО «Нубикус»

Год Чистая прибыль, млн. руб. Норма прибыли, % Норма реинвестирования, % Темп прироста прибыли, %

1

0,770

19

73

8

2

0,832

19

75

8

3

0,890

19

74

7

4

0,961

19

75

8

5

1,047

19

75

9

 

 

Рассчитаем цену акции:

PV=ЧП*(1+Пр)/(Нпр-Пр), где

ЧП – чистая прибыль

Пр – темп прироста

Нпр – норма прибыли

Таблица 3.Выплаченные дивиденды ОАО «Нубикус»

Год

Дивиденды ОА, млн. руб.

Дивиденды ПА, млн. руб.

Цена ОА, руб. (номинал 50)

1

0,187

0,021

46,39

2

0,187

0,021

46,39

3

0,208

0,021

46,88

4

0,216

0,021

53,61

5

0,236

0,021

64,87

 

Из приведенных данных видно, что рост цены акции находится в прямой пропорции от темпа прироста чистой прибыли. При этом темпы прироста в данной компании прогнозируются исходя из необходимого объема реинвестирования (которые с другой стороны является показателем. определяющим норму дивидендов).

 

Таким образом сумма выплаченных дивиджендов рассчитывается исходя из коэффициента дивидендных выплат, но обратным :

ФДВ=ЧП * Кдв=ЧП*(1-Нри), где

Нри - норма реинвестирования.

 

 

Заключение

Дивидендна политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Дивидендная политика включает в себя решение выплачивать прибыль или удержать ее для реинвестирования на фирме. Любое изменение в дивиденднрой политике имеет положительное так и отрицательное влияние на цену акции фирмы. Более высокие дивиденды означают значительную выплату наличности инвесторам, что является положительным моментам при их привлечении. В то же время это приводит к более низкому росту в будущем – это отрицательный момент.

Ряд объективных факторов оказывает  влияние на дивидендную политику. Среди них самые важные – юридические ограничения, инвестиционные возможности, доступность и стоимость средств от других источников (новая акция и задолженность), налоговые ставки желание акционера иметь текущий доход и информационный эффект изменений дивиденда. Из-за большого числа факторов, влияющих на дивидендную политику, а так же в виду изменений относительной значимости этих факторов со временем для разных компаний, нельзя разработать точную единую модель для установления дивидендной политики.

Существует две точки зрения на значение дивидендной политики для общей оценки фирмы и задачи максимизации богатства акционеров: одна состоит в том, что дивиденды не играют роли при общей оценке фирмы, а другая утверждает, что дивиденды имеют большое значение для оценки фирмы.

Главными защитниками теории отсутствия значимости являются Модильяни и Миллер, которые также выдвинули теорию о том, что структура капитала не имеет значения для оценки фирмы.

Аргументы в пользу значимости дивидендов для оценки фирмы таковы: информационное содержание дивидендов, предпочтение инвесторами текущего дохода, качество дохода, полученного в форме дивиденда, и колебания рыночной стоимости, которые не связаны с эффективностью деятельности компании.

Если дивидендная политика является чисто финансовым решением, то количество привлекательных инвестиционных проектов, доступных для фирмы, будет определять уровень выплат. Если внутри фирмы имеются хорошие инвестиционные возможности, то должны анализироваться соответствующие цены заемного капитала и нераспределенной прибыли. Если в настоящее время инвестиционные возможности отсутствуют, но они возможны в будущем, то может быть предпочтительнее выплатить дивиденд, чтобы акционеры смогли индивидуально найти наилучшее применение средствам, а не оставлять в компании избыточные средства в ожидании будущих возможностей с неопределенным результатом.

Чтобы объявить дивиденд, необходимо иметь достаточную текущую или нераспределенную прибыль для его покрытия, но для выплаты дивиденда вам необходимы наличные денежные средства. Следовательно, при принятии решения по дивидендной политике следует учитывать ликвидность, а также возможности по получению ссуды. Иногда могут устанавливаться законодательные ограничения на допустимый уровень повышения дивидендов. Соглашения на получение ссуды могут ограничивать или запрещать выплаты дивидендов на время срока их действия.

Если нераспределенная прибыль уменьшается из-за высокого уровня дивидендных выплат, то может возникнуть необходимость в последующем получении дополнительного собственного капитала. Это может привести к размыванию контроля за компанией со стороны акционеров.

Опыт показывает, что фирмы, имеющие стабильные дивидендные потоки, обычно выше котируются на рынке, чем фирмы с менее стабильными потоками. Дивиденды могут выплачиваться в форме дополнительных акций, а не денежных средств, особенно когда имеются проблемы с ликвидностью. Дробление акций (также называемое льготными выпусками) - это то же самое, что и выплата дивидендов акциями, но обычно оно производится в дополнение к выплате дивидендов в денежной форме.

 


Список использованной литературы

Книги одного, двух и боле авторов:

1.Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2001-528 с.

2.Бригхэм Ю. Эрхардт М. Финансовый менеджмент. 10-е изд./Пер. с англ. Под. ред. к.э.н. Е.А. Дорофеева – СПБ,: Питер, 2005-960 с.

3.Иванова А.Н Акционерное общество: управление капиталом и дивидендная политика. – М.: ИНФРА-М, 1996 – 144 с.

4.Ковалев В.В.  Введение в финансовые менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 768 с.

5.Овсийчук М.Ф., Сидельникова Л.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 160 с.

6.Росс С., Вестерфилд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов/ Пер. с англ. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 720 с.

Книги авторского коллектива:

7.Финансовое управление компанией/Общ. Ред. Н.В. Кузнецовой. – М.: Фонд «Правовая культура», 1996, - 384 с.

8. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник/ под. Ред. Е.С. Стояновой – М.: Перспектива, 1996 – 405 с.

9. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997

Статьи:

10. Беленькая О. Новикова Е.Дивидендная политика российских компаний и ее влияние на рыночную стоимость акций.// Рынок ценных бумаг – 2003 - № 12. с. 34-41

12. Лукашов А.В. Поведенческие корпоративные финансы и дивидендная политика фирмы.// Управление корпоративными финансами – 2004 - № 3

13. Осипов Д.. Проблемы формирования дивидендной политики//Конкуренция и рынок – 2001 - май

14. Слепов В.А. Финансовая политика компании. //Финансы - 2003 - № 9. с.56-59.

Словари:

15. Экономический словарь/ Под. ред. А.И. Архипова. – М.: Проспект. 2001. – 624 с.

Электронные средства массовой информации:

16. www.aup.ru

17. www.cdin.ru

18. www.economica.info

19. www.ecsocman.edu.ru

 

 


[1] Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997 – стр. 494

[2] Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2001-279 с.

[3] Финансовое управление компанией/Общ. Ред. Н.В. Кузнецовой. – М.: Фонд «Правовая культура», 1996, - 298 с.

[4] Бригхэм Ю. Эрхардт М. Финансовый менеджмент. 10-е изд./Пер. с англ. Под. ред. к.э.н. Е.А. Дорофеева – СПБ,: Питер, 2005-960 с.

[5] Ковалев В.В. Введение в финансовые менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 662 с.

 

[6] Беленькая О. Новикова Е.Дивидендная политика российских компаний и ее влияние на рыночную стоимость акций.// Рынок ценных бумаг – 2003 - № 12. с. 34-41

 



2020-02-03 167 Обсуждений (0)
Формирования дивидендной политики предприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирования дивидендной политики предприятия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)