Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация университетов



2020-02-04 266 Обсуждений (0)
Организация университетов 0.00 из 5.00 0 оценок




Руководство

Первоначально университет подчинялся специальному представителю духовенства, обычно эта должность называлась канцлер университета.

Позднее, уже с 12 в. канцлер или становится выборным главой университета

из среды его докторов, как в Оксфорде или же теряет реальную власть, как в Париже.

В Париже очень большую роль играли регенты, т.е. преподаватели, имевшие высшие степени. Они каждый на своем факультете избирали декана, а на факультете Свободных искусств - ректора.

Во многих университетах именно ректор стал выборным главой университета.

Он мог занимать эту должность сроком на 1 год или больше, а иногда даже пожизненно. При этом ректор занимался хозяйственными делами, возглавлял суд над членами университета. Но он не контролировал научную деятельность и присвоение степеней. Эту роль играл совет преподавателей.

Большое значение также имели прокураторы, т.е. главы наций, также выбираемые регентами.

В выборах главы университета и других чиновников участвовали преподаватели. Нередко в них принимали участие и студенты, а в некоторых университетах учащиеся обладали и активным избирательным правом, т.е. могли занять любой выборный пост.

Система власти и присвоения степеней была относительно демократичной.

Большую роль играли открытые диспуты. И хотя эту демократию не стоит преувеличивать и абсолютизировать, она все же была и играла важную роль.

Нации и коллегии (колледжи).

Студенты - учащиеся в университете обычно делились на "нации", как бы землячества, обозначавшие объединения студентов из различных регионов.

Такие нации могли обеднять как представителей различных провинций одной страны или представителей различных стран.

Так парижский университет включал 4 нации - французы, пикардийцы, нормандцы, англичане.

А университет в Оксфорде делился на южан и северян. Последние включали в свой состав шотландцев и ирландцев.

Преподаватели как бывшие студенты также принадлежали к нациям.

Поддержка своей диаспоры играла большую роль в жизни преподавателей и студентов. Обычно студенты стремились учиться у преподавателя своей нации.

Студенты могли снимать себе квартиры. Но многие жили в колледжах (коллегиях).

Эти колледжи обычно формировались по нациям, т.е. в одной коллегии жили представители одного землячества, хотя понятно, что одна нация могла располагать несколькими коллегиями. Коллегии располагали своим имуществом. Это собственно здания коллегии и различные ренты, пожертвованные либо в качестве благотворительности или бывшими студентами коллегии.

Это давало им возможность стать учреждениями, которые предоставляли своим членам не только кров, но и пищу и даже стипендии.

В некоторых колледжах проходило обучение мальчиков начальному образованию.

В Англии такие колледжи фактически стали учебными заведениями. Дело в том, что преподаватели стали работать там на постоянной основе. В результате именно колледжи стали основной единицей образования.

Большинство, примерно две трети, студентов происходило из числа обеспеченных горожан, но встречались и представители других сословий. Аристократы редко становились студентами, но среди незнатных дворян постепенно появлялись люди, отправлявшие своих отпрысков получить образование. Также младшие сыновья, которые нередко по традиции посвящались церкви, могли получить образование. Исключением была Италия, поскольку тамошнее дворянство в большинстве своем были те же богатые горожане.

С другой стороны, даже дети крестьян могли получить стипендию и образование.

Среди студентов было много монахов и клириков. Согласно папским привилегиям, клирик мог на пять лет оставить свое место службы для получения образования, при этом продолжая получать плату за свою должность. Для представителей многих орденов обучение и преподавание в университете являлась частью их службы церкви. Особенно активно стремились использовать университеты доминиканцы.

Карьеры выпускников.

Человек, окончивший или хотя бы частично прошедший университет, мог рассчитывать на различные карьеры. Грамотные люди требовались в различных областях.

Во-первых, университеты активно поставляли кадры для церкви. Ученое звание было значительной помощью в церковной карьере. В результате, очень многие иерархи церкви имели университетское образование.

С другой стороны, постепенно растущие аппараты управления различных феодалов и городов требовали большого количества грамотных и образованных людей. Причем не просто грамотных, но разбирающихся в законах. Следует учесть, что большинство аристократов были в первую очередь воинами, а выборные магистраты городов также обычно не имели хорошего образования. Естественно, что роль "секретарей" при таком подходе еще более возрастала.

Особенно много выпускников университетов поглощали суды и различные профессии, связанные с ними. От писцов, способных составить грамотное заявление, и нотариусов регистрирующих сделки до адвокатов и прокуроров и собственно самих судей.

В крупных купеческих фирмах существовала достаточно сложная бухгалтерия и система учета.

Оплата

Естественно, что перед преподавателями и студентами стоял вопрос, на что существовать.

Здесь было несколько вариантов ответа. Во-первых, согласно традиции церковных школ образование давалось бесплатно, поскольку знание считалось даром божьим. В качестве преподавателей выступали труд монахи, которые рассматривали его как часть своего монашеского служения. Потребности монахов обеспечивала церковь.

Поскольку некоторые университеты были созданы как городские, например Болонский, то плату преподавателям там выплачивали городские власти. В той же Болонье на университет приходилось до половины расходов городского бюджета.

Существовала возможность получения дотаций от частных лиц. Такие дотации рассматривались как богоугодное пожертвование. Обычно они предназначались скорее для студентов. Но получение такие доходов означало, что получающие их профессора и студенты попадали в зависимость от тех, кто давал эти деньги.

Кроме того, это во многом не соответствовало настроению многих преподавателей, которые видели в своей работе такой же труд, как и любого другого ремесленника. Поэтому они требовали, чтобы их труд оплачивался потребителями, т.е. студентами.

Фактическое соотношение в доходах преподавателей менялось в зависимости от места и времени. Очень приблизительно можно сказать, что примерно половину своих доходов профессора получали от студентов, другую в качестве жалования. Следует учесть, что специальное жалование, выплачиваемое преподавателю за его работу, появилось с 13 века.

Что касается студентов, то они могли рассчитывать на помощь из дому, получение стипендий и возможности заработать своим трудом. Кроме того, нередко они получали в качестве помощи различные векселя или право получения денег. Дело в том что университет пользовался обычно большими судебными привилегиями, и нередко у студентов, как членов привилегированной корпорации, т.е. университета, было намного больше шансов выиграть дело, чем у их родственников.

Стипендии могли выплачиваться различными меценатами. Студент мог получать определенные доходы от церкви (см. выше). Кроме того, нередко колледжи предоставляли своим членам не только кров, но и стол и деньги на карманные расходы.

Что касается возможности подзаработать, то здесь были различные варианты.

наиболее распространенными были работа школьного или домашнего учителя и переписчика.

Студентов нанимали в качестве учителей для детей в богатые дома.

Существовала также система переписки книг. Обычно один человек переписывал одну и ту же страницу несколько раз, после чего из них собирали книги.

Впрочем, существовали и другие возможности.

Студенты могли наняться в качестве слуг к профессорам или более богатым собратьям. Могли стать помощниками писаря или другого человека нуждающегося в грамотных людях.

Обычно из числа студентов формировались и прообраз почты. Ведь студенты стремились получать письма из дома. Поэтому нужда в почтальонах была велика.

Постепенно появлялись люди, которые регулярно совершали поездки домой, оплачивая их за счет того что перевозили письма не только однокурсников но и других людей.

Иногда студенты становились приживалами в богатых домах, занимая среднее положение между шутом и ученым советником.



2020-02-04 266 Обсуждений (0)
Организация университетов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация университетов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)