Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Многообразие человеческого опыта социальной жизни



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Многообразие человеческого опыта социальной жизни 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Многообразие многовекового опыта человечества - духовного, религиозного (мистического), эмпирического, эзотерического.

Духовный опыт

В действительности дело обстоит так, что человеку, наряду с чувственными ощущениями, даны и другие, бесконечно более благородные, утонченные и значительные источники опыта. Судьба каждого отдельного человека, целых поколений и национальных культур зависит от того, живут ли люди этим опытом, умеют ли ценить, развивать, творчески пользоваться источниками его и т.д. Весь современный духовный кризис, переживаемый человечеством, объясняется тем, что человечество вот уже в течение нескольких поколений пренебрегало источниками этого опыта и отвыкло, отучилось пользоваться ими; ослепленное успехами естествознания и техники, охладевшее к религиозным глубинам жизни, оно доверилось всецело (или почти всецело) чувственным ощущениям и вырастающей из них теории и практике. Вследствие этого люди нового времени изощрились в изучении материальной природы и в технических изобретениях и незаметно оказались в состоянии детской беспомощности в вопросах духовного опыта, духовной очевидности и духовных умений. Преодолеть этот кризис можно только одним способом: вернуться к этим благородным и чистым источникам духовного опыта, пробудить их и творчески зажить ими.

Религиозный (мистический) опыт

Религиозный опыт (также мистический опыт) - субъективный жизненный опыт встреч с высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, ощущение зависимости от божественной силы или от невидимого порядка вещей, чувство вины и страха перед божьим судом или внутреннее умиротворение в надежде на божественное всепрощение.

Объективное изучение религиозного опыта представляет собой сложную задачу из-за субъективности данного феномена. Однако выявление учёными сходств и различий между различными проявлениями религиозного опыта сделало возможным академические исследования этого предмета.

Многие религиозные и мистические традиции рассматривают религиозный опыт как действительные встречи с Богом или богами, либо действительный контакт с иными реальностями. В науке существуют две точки зрения на религиозный опыт - одна из них состоит в том, что религиозный опыт является функцией человеческого мозга и поддаётся научному изучению, другая считает религиозный опыт теоретической конструкцией, не имеющей научного смысла.

Эмпиризм

Эмпири ́ зм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания (понятия, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII-XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму неопозитивизму (логический эмпиризм).

Эзотерика

Эзотерика - это скрытые и тайные знания, собираемые разными народами на протяжении веков. Эзотерика - это познание самого себя и таинств окружающего мира.

Эзотерика является специальным учением, которое доступно только посвященным. Это в широком смысле этого слова. Если следовать подобной логике, к эзотерике можно отнести и древнегреческие мистерии, и учение масонов. В более узком смысле, эзотерика - учение о внутренней природе человека. Также доступно только посвященным.

Сакральность эзотерики была обусловлена многими причинами, но основными из них являются следующие: не было разрешения свыше; не было необходимости для широкого распространения; сложность постижения для простого обывателя. В конце 20 века во многих эзотерических кругах (и прежде всего в каббалистической традиции), было принято решение о распространении эзотерического знания в массах. Решение это основано на созревании основных причин, перечисленных выше.


8. "Римский клуб" об экологическом кризисе и путях его преодоления

 

Экологическим кризисом называют сложившееся в настоящее время состояние взаимоотношений между человеческим обществом и окружающей природной средой, в которой человек живет, в которой до предела обострены противоречия между экономическими интересами общества в потреблении и использовании природной среды и экологическими требованиями обеспечения сохранности, качества этой среды для выживания самого общества. В структуре экологического кризиса, выделяют две стороны - естественную и социальную.

Естественная сторона экологического кризиса объединяет в себе признаки деградации, разрушения природной среды:

глобальное потепление климата, парниковый эффект;

общее ослабление озонового слоя Земли; появление озоновых дыр;

загрязнение атмосферы, образование кислотных дождей,

фотохимические реакции с образованием озона, перекисных соединений из CnHm;

загрязнение мирового океана, захоронение в нем высокотоксичных и радиоактивных отходов (дампинг), загрязнение нефтью, нефтепродуктами, пестицидами, ПАВ, тяжелыми металлами, тепловое загрязнение;

загрязнение и истощение поверхностных вод, нарушение баланса между поверхностными и грунтовыми водами;

загрязнение поверхности земли всем комплексом загрязнителей: ТБО, тяжелыми и радиоактивными элементами, изменение геохимии земли и грунтовых вод;

сокращение лесных площадей (сведение лесов) в результате пожаров, промышленных рубок, потерь уже заготовленной древесины, кислотных дождей, незаконных порубок, вредных насекомых и болезней, поражений промышленными выбросами (в том числе - ядерные аварии);

деградация почв, опустынивание в результате сведения лесов, нерационального землепользования, засухи, перевыпаса скота, нерационального орошения (заболачивание, засоление);

освобождение существующих и возникновение новых экологических ниш, заполнение их нежелательными живыми организмами;

нарушение экологического баланса в глобальных и региональном масштабах, общее перенаселение планеты и высокая плотность населения в различных регионах, ухудшение качества среды жизни в городах.

Социальные качества, воспитанность - прежде всего, выступают как проявления закона "на всех не хватит" и тесно сопряжены с экономикой. Степень неравенства (экономического, социального) жизненных шансов у людей такова, какой никогда не бывает в природе в пределах одного стабильного вида животных. Рост народонаселения за счет малоразвитых стран только усиливает это социальное неравенство.

Социальная сторона экологического кризиса проявляется в следующих социальных явлениях:

В неэффективности работы специальных органов по охране окружающей среды, охране и использованию лесов, рыбных ресурсов, животного мира, недр.

В противостоянии представительных и исполнительных органов власти, местного самоуправления, что усугубляет неэффективность работы.

В неспособности правоохранительных органов обеспечить контроль и надзор за выполнением законов об охране окружающей среды.

В массовом эколого-правовом нигилизме, неуважение эколого-правовых требований, нарушение и невыполнение их.

Пути выхода из экологического кризиса, в сущности сводятся к необходимости:

. Сдержать рост населения

. Снизить природоемкость экономики.

Вокруг этих проблем и формируются модели, программы, в том числе и международные, по выходу из экологического кризиса и дальнейшему развитию человечества.

 

9. Принцип верификации - это…

 

Принцип верификации высказываний (от лат. veritas - истина). Согласно этому принципу, любое высказывания в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность. Только те высказывания имеют научный смысл, которые допускают, в конечном счете, сведение их к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт индивида, к "атомарным высказываниям".

Формальная верификация - доказательство с помощью формальных методов правильности или неправильности программы (системы) в соответствии с формальным описанием свойств программы (системы).

Методы верификации:

·         Метод аксиоматической семантики Хоара

·         Метод индуктивных утверждений Флойда

·         Доказательное программирование

·         Автоматическое доказательство теорем

·         Проверка моделей

·         Символьное выполнение

·         Абстрактная интерпретация

Верификация или эмпирическое подтверждение является основным критерием научности знания.

10. Интуиция - это…

 

Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логически доказательном виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Порой в сокровенных глубинах души как бы наплывом возникают поражающие силой прозрения образы, которые намного обгоняют систематизированную мысль. Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства именуется интуицией. Обычно, характеризуя интуицию, отмечают такие ее черты, как внезапность, непосредственность, неосознанность. Интуиция - сложный познавательный акт, связанный с опосредствующей ролью человеческого опыта, с сознанием. В самом деле, возьмем такой признак интуиции, как внезапность. Решение проблемы приходит всегда неожиданно, случайно, и, казалось бы, в неподходящих для творчества условиях, так или иначе контрастирующих с условиями целенаправленного научного поиска. Для определенного цикла познания внезапность действительно имеет место. Однако и это подтверждается многочисленными фактами, прежде чем интуитивный акт осуществляется, ему предшествует период длительной работы сознания. Именно в это время закладываются основы будущего открытия, которое в дальнейшем может произойти внезапным путем. Интуиция в данном случае лишь венчает период развернутой сложной интеллектуальной деятельности человеческого ума.

Точно так же обстоит дело с непосредственностью интуиции. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. Строго говоря, абсолютно непосредственных форм знания не существует. Это в равной степени относится и к логическим абстракциям, и даже к чувственным восприятиям. Последние лишь по видимости непосредственны. В действительности же они опосредствуются прошлым опытом и даже будущим. Интуиция также опосредствована всей предшествующей практикой человека, деятельностью его мышления. По словам П.В. Копнина, интуиция является непосредственным знанием только в том отношении, что в момент выдвижения нового положения оно не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических построений. В этом своем значении интуиция (или "интуитивное") сопоставляется с "дискурсивным" (от лат. discursus - рассуждение, довод, аргумент) как с обоснованным предшествующими суждениями, принимаемым на основе аргументов, логических доказательств; дискурсивное является опосредованно, интуитивное - непосредственно получаемым знанием.

Столь же относительный характер носит и неосознанность интуиции. Она тоже является прямым продуктом предшествующей сознательной деятельности человека и связана с кратковременностью решения задачи в определенных ситуациях. Интуиция включает в себя несколько этапов:

) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти;

) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи;

) четкое осознание задачи;

) неожиданное для данного человека нахождение решений. Об этой особенности интуиции французский математик и физик А. Пуанкаре писал: "То, что поражает тут прежде всего, это проблески внезапного озарения, которые являются признаками предшествующей долгой бессознательной работы. Необходимо сделать еще одно замечание относительно обстоятельств, при которых происходит эта бессознательная работа, она возможна и, во всяком случае, плодотворна только тогда, когда, с одной стороны, ей предшествует, а с другой, следует за ней период сознательной работы".

Иногда неосознанным остается и результат, а самой интуиции при таком исходе ее действия уготована лишь участь возможности, не ставшей действительностью. Индивид может вообще не сохранить (или не иметь) никаких воспоминаний о пережитом акте интуиции. Таким образом, интуитивной способности человека свойственны:

) неожиданность решения задачи,

) неосознанность путей и средств ее решения и 3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.

Данные признаки отделяют интуицию от близких к ней психических и логических процессов. Но и в этих пределах мы имеем дело с достаточно разнообразными явлениями. У разных людей, в различных условиях интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, по характеру результата, по глубине проникновения в сущность, по значимости для субъекта и т.п.


Заключение

 

В заключение обратимся к тем тенденциям современной философии, которые увлекают ее в будущее и, возможно, определят его. Философия есть творчество по пониманию человеком жизни и обеспечению ее будущего. Философия направлена против краха, кризиса, упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Философия есть рефлексия, творчество по обретению человеком свободы. Добиться успехов в философском деле, конечно же, не просто. В современном мире с его многообразием знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров осуществление желаемого синтеза, создание целостного образа мира оказывается задачей, которая заведомо неподвластна отдельным личностям, будь они семи пядей во лбу.

Что же касается потребности в новой философии, в дальнейшем прогрессе современной философии, то она огромна. Именно в этой связи мы оптимистично оцениваем будущее философии. Не случайно в современной философии наблюдается сдвиг в сторону духовной проблематики, появляется много работ этического и эстетического содержания, препятствующих разрастанию экзистенциального вакуума. Еще одна тенденция современной философии состоит в конкретизации философского знания с тщательным использованием аппарата науки. Неуклонно возрастает значимость аналитических, рационалистических тенденций в философии. Дальнейшее развитие получают неоклассические тенденции, разумеется, при сохранении преемственности с классикой. Все более продуктивным становится диалог различных философских направлений.

Наконец, вся человеческая жизнь в целом становится в философском отношении все более насыщенной. Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше философия необходима человеку.


Список использованной литературы

 

1. Под ред. Проф. М.Н. Щербинина. Тюмень: Изд. ТГУ, 2010

. Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М.: Центр, 2002.

. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2002.

. Современная философия: Словарь и хрестоматия. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1995.

. Гильдебранд Д. Что такое философия? - СПб., 1997.

. Патнем Х. Философия и человеческое понимание // Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. - М.: Логос, 1996.



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Многообразие человеческого опыта социальной жизни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Многообразие человеческого опыта социальной жизни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)