Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа с контурными картами, как специфическая технология обучения географии.



2020-02-04 460 Обсуждений (0)
Работа с контурными картами, как специфическая технология обучения географии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 3. Технология работы с контурными картами.

 

Общая характеристика проблем и перспектив использования контурных карт.

    Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные область. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные направления деятельности. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

 

    Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе и географии. Все эти обстоятельств создают базу для новых теоретических исследований в области методики изучения географии, требуют иных подходов в организации учебного процесса. В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знание реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.

 

    Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы

 

    Современный дидактический принцип личностно- ориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использование системного, деятельного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения.

 

    В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения. Эта проблема активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики, теории управления познавательной деятельностью.

 

    Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предметам. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

 

Работа с контурными картами, как специфическая технология обучения географии.

 

Технологии обучения.

 

    Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.

 

    Термин «технология» заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Различают два понятия:

 

а) технология обучения, что означает разработку оптимальных методик обучения;

 

б) технология в обучении.

 

    Под последним определением понимают использование технических средств обучения (компьютерных программ, в том числе новых мультимедийных учебников географии и др.). Однако и в том и в другом случае предполагается, что применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

 

    С помощью технологий учителя стремятся превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированными результатами» (Кларин М.В.).

 

    Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.

 

    Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, урока) и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоение обязательного минимума содержания общего образования по предмету. При этом обязательная часть любой технологии обучения — диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.

 

    Технологии трудно внедряются в учебный процесс, так как педагогическая деятельность — это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Процесс обучения — не производственный процесс изготовления по определенной технологии стали, кирпича, мороженого. В технологии обучения много запрограммированного и меньше творческой деятельности учащихся. В ней принята установка на четкое управление учебным процессом с точно заданными целями.

 

    В целом, как нам представляется, технология беднее методики. Ведь любой вид деятельности, поставленный на поток, обезличивает процесс и результаты труда, как учителя, так и учащихся, способствует тиражированию приемов и способов получения знаний. Алгоритмы деятельности далеки от творчества. Поточный метод в учебном процессе может дать на выходе стандартную продукцию, лишенную оригинальности, художественности, неповторимости, что и отличает массовую продукцию от произведения искусства.

 

    Однако как составная часть методики технология имеет полное право на существование. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий — такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т. е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов.

 

К главным признакам технологии обучения относят:

 

    четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание

значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию

учебной деятельности школьников;

 

    построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей

и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и

форм организации учебной деятельности школьников;

 

    обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам);

выполнение указаний учителя (в форме приемов учебной работы, алгоритмов)

 

    организацию самостоятельной работы учащихся, направленную

на решение проблемных учебных задач;

 

    широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки

результатов обучения.

 

    Видов педагогических технологий много Бланковые, или контурные, карты давно стали неотъемлемым атрибутом обучения географии. Соответствующие упражнения традиционно многочисленны среди предусмотренных программами практических работ; кроме того, существует широкий ассортимент дополнительных, «вспомогательных» заданий.

    Контурные карты используются и при изучении нового материала, и в процессе закрепления, и для контроля знаний и умений.

     Согласно рекомендациям методистов, в процессе овладения школьными географическими компетенциями обучащиеся должны заполнить десятки карт, обозначив и подписав сотни объектов — от находящихся в пределах родной области до затерянных среди безжизненных антарктических просторов.

    Разумеется, столь широкое применение этого вида учебных заданий сопровождается декларированием его значимости. В методических пособиях 80-х годов, в частности, отмечалось, что работа на контурных картах способствует развитию наблюдательности и внимания, активизации мышления, направленного на воспроизведение и анализ соответствующих теоретических знаний, фактического материала, отбор главного при нанесении изображения на контурную карту. Утверждалось, что во время выполнения заданий школьники не просто воспринимают и запоминают определенную информацию, но и во многих случаях учатся самостоятельному и творческому ее применению; градусная сетка и очертания объектов на контурных картах способствуют формированию пространственных представлений о размещении объектов, их взаимосвязи. Кроме того, считалось, что этот вид работы благоприятен для усвоения значения картографической символики.

    Постсоветское развитие методики обучения географии не внесло корректив в эту позицию. Отмечается следующее:

во-первых, в процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию.

Во-вторых, во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.

В-третьих, у учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.

В-четвертых, работа с контурными картами воспитывает дисциплинированность, внимательность, точность, аккуратность.

В-пятых, такие работы развивают эстетический вкус.

 

    Понятно, однако, что использование контурных карт в учебно-воспитательном процессе будет эффективным лишь при соблюдении ряда условий:

— четкое осознание учащимися цели выполняемой работы и прогнозирование учебного результата;

— усвоение ими требований к работе с контурными картами (правил выполнения работы);

— формирование представления о последовательности выполнения отдельных действий, их технике и т.п.;

— постепенное усложнение заданий;

— последовательное возрастание степени самостоятельности их выполнения;

— совмещение посильности заданий с их развивающим характером, не допускающим стереотипизации, которая вызывает отторжение.

    Как и любая образовательная деятельность, работа с контурными картами эффективна лишь при ее четком планировании и последовательном внедрении учителем во все школьные курсы географии.

    Казалось бы, методика такого распространенного вида заданий при постоянном упоре на его чрезвычайную важность должна быть идеально разработана. Поток контурных карт, рабочих тетрадей и тетрадей для практических работ, неуклонно растущий на протяжении последнего десятилетия, сопровождается соответствующими методическими комментариями. Имеются они в пособиях для учителя и в публикациях специализированной литературы последних лет. Но ознакомление с предлагаемыми рекомендациями повергает в растерянность: даже в элементарных вопросах они недостаточно полны и нередко противоречивы.

    Например, удивительное разнообразие подходов наблюдается относительно того, чем наносить надписи на контурную карту. Одни авторы советуют делать это простым карандашом, другие — черным карандашом, третьи — шариковой или чернильной ручкой. Двадцать лет тому назад работать на контурной карте ручкой разрешалось лишь в исключительных случаях, теперь же некоторые методисты считают это обязательным. Менее категорические рекомендации, допускающие использование разных средств, встречаются гораздо реже. В итоге вполне «методически обоснованной» предстает ситуация, когда ученики, подписывавшие объекты на картах рабочих тетрадей 6—7-го классов ручкой, в 8—9-м должны переходить на черный карандаш: меняются авторы пособий, а с ними меняются и сами требования.

    Одни методисты считают, что названия океанов, морей, равнин, государств, островов необходимо размещать внутри изображения, расставляя буквы так, чтобы надпись повторяла форму объекта, другие же требуют подписывать острова и страны вдоль параллелей.

    Бросается в глаза, с одной стороны, взаимная противоречивость правил подписывания объектов, явно выходящая за рамки обычного разнообразия методических подходов, а с другой — отсутствие методического плюрализма там, где он вполне возможен и уместен.

    Например, в инструктивных материалах неоднократно приходилось встречать требования подписывать названия населенных пунктов справа от пунсона. Но ведь в картографической практике их размещают и справа, и слева, и над, и под пунсонами!

Недостатком большинства методических комментариев относительно правил обозначения объектов является их недостаточная точность и подробность. Типичной иллюстрацией могут служить сопроводительные указания к контурным картам для 6-го класса, сводящиеся к рекомендациям: «используй условные обозначения, данные в картах атласа», «границы и другие линейные обозначения выполняй разными цветами, так будет легче распознать их значение».

    Таким образом, сегодня в школьной географии нет четких единых требований к выполнению и оформлению работ на контурных картах. Казалось бы, какая разница — подписал ученик объект ручкой или карандашом, разместил название города справа или слева от пунсона! Однако именно такие мелочи в принципе способны создать существенные проблемы, при смене учителя или при смене образовательной организации.

    Нередко игнорируется или освещается походя вопрос определения местонахождения объектов на контурной карте. Не странно ли, что из года в год внимание учеников обращают на неизменные правила подписывания названий рек, но не напоминают и не уточняют алгоритм поиска нужных объектов?

    Рассмотрение предлагаемых различными издательствами вариантов картографической основы для таких заданий позволяет сделать вывод о фактическом отсутствии определенной методической концепции ее изготовления. Работа с картой, на которую предварительно нанесены сеть газо- и нефтепроводов, нефтегазоносные области и угольные бассейны, естественно, отличается от поиска на «чистом поле», где приходится ориентироваться лишь по рекам, административным границам и пунсонам областных центров. Между тем и такие, и другие контурные карты сосуществуют на равных правах. На съезде учителей географии, других публичных обсуждениях регулярно идет речь и о недостаточной генерализации содержания ряда контурных карт, перегруженности их изотермами и другими условными обозначениями.

    Известны случаи, когда указанный на карте масштаб не соответствовал истинному, карты были неправильно сориентированы. Иногда картографическая основа не соответствует предлагаемому заданию. К контурной карте полушарий масштаба 1 : 90 000 000 для 6-го класса по теме «Гидросфера» прилагается для подписывания перечень номенклатуры из трех десятков объектов, среди которых Крымский полуостров и Керченский пролив (размеры!).

     В новом варианте заданий, почти половину объектов предлагается обозначить цифрами. Но такой способ подвергается критике как неблагоприятно сказывающийся на уровне усвоения учениками номенклатуры и воспитании их эстетического вкуса.

    Никем методически не обосновано традиционное использование карты полушарий как базовой на начальном этапе формирования умений работы с контурной картой. У детей еще отсутствуют навыки подписывания объектов, а мы усложняем им задачу размерами отведенного для этого места.

    Уровень самих заданий тоже делает проблематичным их выполнение. Для выполнения заданий могут быть использованы только те объекты, которые есть на соответствующих картах атласа или учебника.

    Наиболее же существенный недостаток заданий для работы с контурными картами — отсутствие четкой обоснованной и методически разработанной схемы последовательного развития соответствующих умений и навыков в процессе школьного географического образования.

    Методистами выделяют три этапа формирования умений и навыков работы с картой.

    На первом этапе (5-6 класс) ученики должны овладеть методами нахождения и подписывания локальных, региональных, протяженных и пр. географических объектов.

    На втором этапе (7—8-й классы) ученики должны научиться составлять простейшие картосхемы и картограммы на основе контурных карт.

    На третьем этапе (9—10-й классы) предусматривается совершенствование этих умений.

    Однако теоретические изыскания идут вразрез со школьной практикой: доля программных практических работ такой направленности ничтожна, к тому же ни одна работа прямо не ориентирует ни на выполнение на карте схематического изображения явлений и связей, ни на картографирование статистических данных по территориальным единицам. Специфические учебные достижения, связанные с работой на контурных картах, в программах отражены лишь как умение обозначить на карте объекты географической номенклатуры.

    Если картографические умения учеников с каждым годом совершенствуются, какой смысл оставлять в 9-м классе среди программных практических работ «Проведение на контурной карте линии государственной границы РФ и нанесение названий сопредельных стран», «Нанесение на контурную карту административных субъектов РФ» Возможно, параллельно предусматривается более высокий уровень анализа материала? Однако этого не видно ни из примерных рабочих программы, ни из многочисленных комплектов контурных карт, где явно доминируют репродуктивные задания.

    В тетрадях для практических работ задания с использованием контурных карт подаются комплексно с другими, но эти два условных блока не слишком взаимосвязаны; как правило, их можно безболезненно выполнять отдельно. Таким образом, тезис о необходимости обязательно сопровождать собственно работу на контурной карте аналитическими выводами тоже реально не воплощается в практике.

Очевидно, при существующем положении вещей польза от работ на контурных картах далеко не так всеобъемлюща, как это изображают их популяризаторы. Напротив, безальтернативность и фетишизация данного учебного средства скорее способны принести вред школьному географическому образованию.

    Практика побуждает прислушаться к С.В.Рогачеву: «...польза от рутинных упражнений с контурной картой (“найдите...”, “подпишите...”, “нанесите...”) дискуссионна. Они тренируют лишь наблюдательность и зрительную память (и то скорее не тренируют, а проверяют, контролируют) и в этом смысле ничуть не более способствуют развитию обучающегося, чем опознание на ощупь пойманного партнера при игре в жмурки. Контурная карта — инструмент «вызубривания» и контроля «вызубренности» настоящей карты. Работа с контурной картой мало нацеливает на развитие собственно географического мировоззрения, пространственного мышления, понимания карты и реальной территории».

    Ознакомление с наработками современных российских методистов позволяет констатировать определенную тенденцию отказа от доминирующего положения заданий на контурных картах.

    В некоторых вариантах школьных программ они занимают достаточно скромное место, а то и вообще не включены в число обязательных. Разработаны альтернативные виды заданий: использование графов, составление структурно-функциональных схем территории, решение топологических задач и др. На Международном научно- методическом семинаре по вопросам географического и картографического образования С.И.Яковлева указала, что при работе с картой неэффективно давать задания, требующие скопировать ее содержание, и предложила применять разработку и составление карт-выводов с синтетическими характеристиками изучаемого явления (картографических трансформаций).

    Гораздо больше внимания уделяют некоторые авторы и составлению картограмм и картодиаграмм: это делается не по прописям и позволяет получить качественно новый как картографический, так и аналитический продукт.

    Особая роль при создании тематических карт, картограмм отводится геоинформационным системам (ГИС). Как справедливо отмечает Э.М. Цыпина, «работники сферы управления, инженеры, проектировщики и другие специалисты должны уметь легко пользоваться тематическими картами, дополнять их, обновлять, пересоставлять с целью районирования территории, изучения динамики, совмещения природных и антропогенных явлений. Они должны уметь считывать с карт всю полезную для себя информацию, комплектовать наборы карт в виде ГИС. Значит, необходимым элементом обучения ГИС в школах должно стать изучение методик составления тематических карт и работы с ними...»

    Российским учителям предложены разработки конкретных уроков с использованием ГИС для создания картограмм , электронные дидактические игры с использованием «немых» карт.

    Подводя итог, отметим: работа на контурных картах была и остается неотъемлемой частью школьной географии. Это многогранный методический инструмент, выполняющий учебные, развивающие и воспитательные функции. Однако сегодня существует ряд серьезных проблем, которые ощутимо нивелируют позитивный потенциал данного вида заданий.

    В частности, относятся отсутствие единых требований к выполнению и оформлению работ, общепринятой методической концепции изготовления контурных карт, четкой концептуальной вертикали развития заданий. Недостаточно используются современные технологии работы с контурными картами, в частности ГИС-технологии. Надлежащее внимание к вышеперечисленным проблемам позволит существенно повысить эффективность отечественного географического образования.


 

Задание.

1. Подпишите название всех материков Земли.

2. Пользуясь рис. 69 в учебнике найдите и подпишите крупные литосферные плиты.

Какую закономерность вы обнаружили.

3. Обозначьте зоны рифров ( раздвижекния литосферных плит) штриховкой красного цвета.

4. Укажите стрелочкой предполагаемые движения литосферных плит.

5. Проверьте и уточните свои предположения по карте Строение земной коры в атласе.

6. Найдите и обозначьте их штриховкой черного цвета.

7. Найдите и подпишите Альпийско- Гималайский и Тихоокеанский складчатый пояс.

Сделайте вывод о происхождении складчатых областей.

8. Нанесите на карту по одному действующему вулкану на каждом материке. Подчеркните название материка, на котором нет действующих вулканов. Объясните, с чем это связано.


 

1. Укажите вдоль соответствующих стрелок маршруты финикийцев. Впишите в легенду выбранные обозначения. Подпишите названия географических объектов, вдоль которых проходил путь их плавания. Подпишите океаны, через которые пролегал их путь.

2. Обозначьте стрелками первое кругосветное путешествие. Впишите в легенду карты имя мореплавателя, название материков и океанов, где проходил маршрут. Отметьте крестиком место гибели Ф.Магеллана.

 

Дополнительный материал.

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/02/26/metodicheskaya-razrabotka-ispolzovanie-konturnykh-kart-na-uroke#h.3dy6vkm

 


 

Практическая работа.

 

Предложите задания разных типов для учащихся 9 класса по данной контурной карте.

1) репродуктивное задание;

2) репродуктивное задание;

3) творческое задание.

Разработайте критерии проверки для одного любого задания.

 

 



2020-02-04 460 Обсуждений (0)
Работа с контурными картами, как специфическая технология обучения географии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа с контурными картами, как специфическая технология обучения географии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)