Мини-лекция «Особенности подросткового возраста»
Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. Способы их преодоления. (родительское собрание, 8 класс) Задачи: способствовать просвещению родителей учащихся по данной проблеме; оказание помощи родителям в общении с подростком; побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка; научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с подростком. Форма проведения: семинар-практикум с элементами лекции. Ход собрания:
1. Вступительное слово. Растут дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы. Притча: Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?» Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов. 2. «Ассоциации» - Назовите слова-ассоциации к слову «подросток» (упрямство, трудный возраст, кризис, переходный возраст, конфликт, проблемы, взросление). Упражнение «Портрет современного подростка» «Портрет современного подростка», где перечислены индивидуальные особенности подростка( зачитывается или выдаются карточки). Задача для родителей: выбрать черты, которые свойственны подросткам, дополнить этот список и таким образом составить портрет ребенка. Затем каждый зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение. «Портрет современного подростка» Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста — личностное самоопределение….. Мини-лекция «Особенности подросткового возраста» Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка. Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Восьмиклассники находятся на 3 этапе развития самостоятельности: «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею». Данный этап сопровождается следующими моментами: 1. Есть свое мнение, не всегда верное 2. Считает именно свое мнение истинно верным 3. Не считается с мнением родителей 4. Поступает так, как хочет 5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.) 6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности) Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно: • обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое) • поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе) • не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился Подростковый возраст восьмиклассников рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни. Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких». В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье: · Гипер опека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мысли, чувств, поведения) до семейной тирании · Гипоопека нередко переходящая в безнадзорность · Ситуация создающая «кумира семьи» - постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи · Ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям. Пути решения проблемы. · Формирование круга интересов восьмиклассников на основе особенностей их характера и способностей · Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья» · Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, положительно формирующим личность. · Индивидуальное воздействие на восьмиклассника с участием школьного психолога по психокоррекционной работе с ним · Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. · Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами) · Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника · Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой) · Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности. Рекомендации для родителей: · Будьте всегда чуткими к делам своих детей · Анализируйте с детьми причины их удач и неудач · Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко · Старайтесь не ограждать подростка от трудностей · Научите преодолевать трудности · Сравнивайте своего ребенка только с ним самим!!!, обязательно отмечая продвижение вперед · Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!» · Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности) · Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно · Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка · Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте · Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию · Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами) · Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети. · Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии · Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной · Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами. · Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, неупрощенное, не вульгарное, а простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью. · Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга. Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения. · Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка. Помните: недоверие оскорбляет!!! · Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или дивидиантного поведения. · Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой) Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |