Другие теоретические подходы в юридической психологии
При раскрытии "психологической составляющей" в юридической психологии довольно часто реализуются и другие теоретические подходы:[11] • Психолого-иллюстративный подход - наиболее древний и изначально единственный теоретический подход, характерен тем, что в канву чисто юридических рассуждений и анализов то и дело вкрапливаются психологические термины и объяснения. Нередко используются выражения типа "психологи утверждают", "как показали психологические исследования" и т.п., но при этом приводятся абсолютно ненаучные пояснения либо ссылки на публикацию отдельного автора, отнюдь не отражающего мнение юридической психологии как систематизированного и проверенного научного знания; • Психолого-комментаторский подход - характерен, как и вышеуказанный, построением юридической логики рассуждений, но с основательным дополнением их психологическими пояснениями, более или менее отвечающими научной достоверности. К такому подходу склонны обычно юристы по образованию и образу мышления, но относительно подробно ознакомившиеся с основами общей психологии, однако эти пояснения нередко страдают неточностями, "психологической школярностью": фрагментарностью, разорванностью, а также слабостями психологического мышления; • Психолого-объяснительный подход – очень схож со вторым подходом, но психологический комментарий более компетентен. Такой подход реализуется обычно лицами с высокой психологической подготовленностью. Он имеет полное право на существование в юридической психологии, но имеет и недостатки. Обычно объяснения строятся на данных общей психологии, юридико-психологическую специфику не всегда удается выявить, а поэтому эвристические возможности этого подхода нередко ограничены; • Психолого-феноменологический подход - это наиболее совершенный подход, позволяющий увидеть юридическую реальность глазами специалиста с эрудицией в области юридической психологии. Данный подход в психологии ориентирован на выявление именно психологических феноменов и достаточно точное объяснение с помощью их юридической реальности. Допустим, проведение допроса процессуально связано с выполнением около пятидесяти операций, например, в начальной стадии допроса следует: 1) представиться, 2) объяснить гражданину цель вызова, 3) удостовериться в личности вызванного, 4) разъяснить вызванному его процессуальные права и обязанности, 5) использовать начальную стадию допроса для оценки личности допрашиваемого и т.д. Используя два первых подхода, можно более или менее детально проиллюстрировать психологически каждую операцию, но можно поступить и иначе: рассмотреть допрос сквозь призму психологических феноменов его - психологического сценария допроса, психологически обоснованного плана, формирования благоприятного психического состояния допрашиваемого, установления психологического контакта, психологического изучения допрашиваемого, слежения за признаками его искренности и лживости, оценки занятой психологической позиции и избранной линии поведения. Такой подход позволяет лучше понять психологическое своеобразие изучаемого юридического явления и вскрыть оригинальные, психологически специфичные и ранее не используемые резервы улучшения дела.[[12]] Существует в юридической психологии еще предметно-исторический подход, который представляет собой направление логического анализа, которое иногда называют логикой развития психологии, как науки, понимая под ней и свойства познания сами по себе, и их теоретическую реконструкцию. В настоящее время существуют и другие теоретические подходы в юридической психологии, но только сочетание различных подходов, а соответственно и методов психологии позволяет достаточно глубоко анализировать взаимодействия, выявлять психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, давать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов. Заключение
По результатам проведенных исследований темы – «Теоретические подходы в психологии» в заключении хотелось бы сказать следующее. Одним из основных теоретических подходов в юридической психологии является личностный подход, потому как юридическая психология всегда имеет объектом исследования личность. Это позволяет построить структуру личности, выделить ее элементы, которые являются значимыми в криминогенных ситуациях, в различных сторонах правоохранительной деятельности, а также при разработке стратегии ресоциализации правонарушителей. Особую ценность в психологии имеет деятельностный подход, сущность которого состоит в том, что сознание личности формируется в процессе и в результате деятельности и проявляется, и реализуется тоже в ней. Системный подход в юридической психологии с недавнего времени стал основополагающим теоретическим подходом, который позволяет установить механизм детерминирующего влияния социальной среды на правомерное или противоправное поведение конкретного человека и определенных видов социальных групп. Так, в системе предметом непосредственного изучения оказываются ее структура, законы соединения отдельных частей в целое, ее внутренние механизмы и иные интегральные закономерности. При раскрытии "психологической составляющей" в юридической психологии довольно часто реализуются и другие теоретические подходы: это психолого-иллюстративный подход, психолого-комментаторский подход, психолого-объяснительный подход, психолого-феноменологический подход, предметно-исторический подход и многие другие научные подходы. Следует сказать, что только сочетание различных подходов, а соответственно и методов психологии позволяет достаточно глубоко анализировать взаимодействия, выявлять психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, давать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов Список использованной литературы 1. Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник для высших учебных заведений / П.П. Баранов. – М.: Просвещение, 2005. – 456 с. 2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов 5-е изд., перераб. и дополн./ В.Л. Васильев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 656 с. 3. Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 2004. – 389 с. 4. Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: Издательство Норма - М, 2006. - 512 с. 5. Казаков, В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: учебник для студентов вузов / В.Г. Казаков. - М.: Высшая школа, 2005.- 414 с. 6. Общая психология: учебник для высших учебных заведений / под редакцией А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1999. – 452 с. 7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебник для студентов вузов / А.В. Петровский. - М.: ГАЛА, 2005. - 528с 8. Общая психология: учебник / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 524 с. 9. Платонов, К.К., Голубев Г.Г. Психология: учебник для высших учебных заведений / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 2005. – 393 с. 10.Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: учебное пособие для студентов / Ю.В. Чуфаровский. - М.: Право и Закон, 2004. — 320 с. 11.Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология: учебник для высших учебных заведений / Г.Г. Шиханцов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2007. – 611 с. [1] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебник. - М., 2005. – с.54 [2] Общая психология: учебник / под ред. В.В. Богословского.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – с. 12 [3] Платонов, К.К., Голубев Г.Г. Психология: учебник / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 2005. – с. 35 [4] Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник. / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 2004. – с. 128 [5] Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник./ В.Л. Васильев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - с.89 [6] Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: уч. пособие / Ю.В. Чуфаровский. - М., 2004. — с. 67 [7] Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. – М.: Издат-во Норма - М, 2006. – с.83 [8] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебник. - М., 2005. – с. 74 [9] Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник / П.П. Баранов. – М, 2005. – с. 89 [10] Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: уч. пособие / Ю.В. Чуфаровский. - М., 2004. — с. 84-85 [11] Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник / П.П. Баранов. – М., 2005. – с. 93- 95 [12] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебник. - М., 2005. – с.75
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |