Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические основы оценки конкурентоспособности



2020-02-04 176 Обсуждений (0)
Теоретические основы оценки конкурентоспособности 0.00 из 5.00 0 оценок




https://studfiles.net/preview/6062329/

В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.

Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.

Если предложение, какой-либо услуги (товара) больше, чем спрос на неё, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свою услугу, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение оказанных услуг данного предприятия. Если спрос больше чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели.

Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данной услуги (товара).

В настоящее время в условиях либерализации торговли, все более ощутимой для России (в связи с интенсификацией переговорного процесса о присоединении страны к ВТО), сдерживание «нежелательной» импортной экспансии будет ограничено принятыми международными правилами.

Поэтому тема анализа конкурентоспособности отечественных предприятий приобретает особую актуальность в данное время.

Конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятий.

1 Теоретические основы анализа конкурентоспособности

    1. Основные понятия конкуренции

Конкуренция -экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложение труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия [3].

КОНКУРЕНЦИЯ – соперничество между товаропроизводителями за рынок сбыта товаров, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику маркетинга, различную структуру маркетинга.

ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ. По методам ведения различают: 1) ценовую конкуренцию, орудием которой является снижение цен на период борьбы за рынок; 2) неценовую конкуренцию, которая на первое место выдвигает соперничество в качестве товара, товарного ассортимента, предоставление комплексных услуг и т. п. По характеру конкуренции различают: 1) функциональную конкуренцию; 2) видовую конкуренцию; 3) межфирменную конкуренцию.

http://studopedya.ru/1-68169.html Для понимания механизма конкуренции большое значение имеет правильная идентификация причин, за счет которых удается обойти конкурентов. В практике бизнеса в качестве таких причин принято выделять цену и неценовые факторы, а также соответствующие им виды конкуренции.

Ценовая конкуренцияпредставляет собой форму конкуренции, основанную на более низкой цене (себестоимости) предлагаемой продукции или услуг. На практике она применяется крупными компаниями, ориентированными на массовый спрос, фирмами, у которых нет достаточных сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции, а также в ходе проникновения на рынки с новыми товарами, при укреплении позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренциифирмы широко оповещают о снижении цен на выпускающиеся и имеющиеся на рынке товары. При скрытой ценовой конкуренциина рынок выводится новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, цена при этом повышается незначительно. Крайней формой ценовой конкуренции являются «ценовые войны» - вытеснение конкурентов за счет последовательного уменьшения цен в расчете на финансовые трудности конкурентов, предлагающих аналогичные товары, себестоимость которых выше.

Для понимания механизма конкуренции большое значение имеет правильная идентификация причин, за счет которых удается обойти конкурентов. В практике бизнеса в качестве таких причин принято выделять цену и неценовые факторы, а также соответствующие им виды конкуренции.

Ценовая конкуренцияпредставляет собой форму конкуренции, основанную на более низкой цене (себестоимости) предлагаемой продукции или услуг. На практике она применяется крупными компаниями, ориентированными на массовый спрос, фирмами, у которых нет достаточных сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции, а также в ходе проникновения на рынки с новыми товарами, при укреплении позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренциифирмы широко оповещают о снижении цен на выпускающиеся и имеющиеся на рынке товары. При скрытой ценовой конкуренциина рынок выводится новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, цена при этом повышается незначительно. Крайней формой ценовой конкуренции являются «ценовые войны» - вытеснение конкурентов за счет последовательного уменьшения цен в расчете на финансовые трудности конкурентов, предлагающих аналогичные товары, себестоимость которых выше.

Неценовая конкуренцияимеет широкое распространение там, где решающую роль играют качество продукции, ее новизна, дизайн, упаковка, фирменный стиль, последующий сервис, внерыночные методы воздействия на потребителя, т.е. факторы, косвенно связанные или вовсе не зависящие от цены. За 80-90-е годы на ведущее место в перечне неценовых факторов выдвинулись пониженное энергопотребление и невысокая металлоемкость, полное отсутствие или малое загрязнение окружающей среды, зачет сданного товара в качестве первого взноса за новый, реклама, высокий уровень гарантийного и послегарантийного обслуживания, уровень сопутствующих услуг.

Компания Sony на начальных этапах массового сбыта своей продукции на российском рынке столкнулась с проблемой в области неценовой конкуренции. Проблема заключалась в том, что по существующим внутренним правилам гарантии на продукцию, проданную в России, потребители могут возвратить неисправную технику только после пяти попыток ее отремонтировать. Российские правила торговли, однако, позволяют потребителю возвратить товары сразу же, как только обнаружены дефекты. Этим правилам подчиняются все торговые компании на территории России. Для того чтобы уверенно наращивать объемы продаж, Sony не только привела гарантийные правила в соответствие с региональными требованиями, но и значительно сократила срок гарантий по наиболее спрашиваемым товарам. В результате компания усилила свои позиции и в неценовой сфере конкурентной борьбы.

К незаконным методам неценовой конкуренции относится промышленный шпионаж; переманивание специалистов, владеющих производственными секретами; выпуск поддельных товаров.

В целом недобросовестную конкуренцию можно отнести к одному из видов неценовой конкуренции, так как она создает преимущества в неценовом спектре за счет акций, противоречащих честным обычаям в промышленных и торговых делах. В соответствии со ст. 1Обис «Парижской конференции по охране промышленной собственности» к ним относятся все действия, способные каким бы то ни было образом вызвать путаницу в отношении предприятия, товаров, промышленной или торговой деятельности конкурента; ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, товары, промышленную или торговую деятельность конкурента; указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера и способа изготовления, свойств, пригодности к применению или качества товара. При этом незнание, заблуждение и иные подобные причины не являются оправдывающими обстоятельствами. Российский «Закон о конкуренции. ..» аналогично трактует недобросовестную конкуренцию.

Обычно наличие мощной неценовой конкуренции связывают с высоким уровнем развития рыночных отношений. На большинстве стабильных рынков экономически развитых стран неценовая конкуренция является наиболее распространенной формой конкурентной борьбы. Напротив, российский рынок чаще характеризуется преимущественным развитием ценовой конкуренции. Низкая платежеспособность потребителей дает возможность эффективно конкурировать за счет более низких цен.

 Компания Sony на начальных этапах массового сбыта своей продукции на российском рынке столкнулась с проблемой в области неценовой конкуренции. Проблема заключалась в том, что по существующим внутренним правилам гарантии на продукцию, проданную в России, потребители могут возвратить неисправную технику только после пяти попыток ее отремонтировать. Российские правила торговли, однако, позволяют потребителю возвратить товары сразу же, как только обнаружены дефекты. Этим правилам подчиняются все торговые компании на территории России. Для того чтобы уверенно наращивать объемы продаж, Sony не только привела гарантийные правила в соответствие с региональными требованиями, но и значительно сократила срок гарантий по наиболее спрашиваемым товарам. В результате компания усилила свои позиции и в неценовой сфере конкурентной борьбы.

К незаконным методам неценовой конкуренции относится промышленный шпионаж; переманивание специалистов, владеющих производственными секретами; выпуск поддельных товаров.

Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и четче проявляется в еефункциях.

В экономической литературе анализируются в основном следующие функции конкуренции: регулирующая, инновационная, адаптационная, распределения, контролирующая. Рассмотрим данные функции подробнее.

Регулирующая функция. Она указывает товаропроизводителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве. Данная функция конкуренции реализуется благодаря действию закона стоимости, через его механизм.

В любом обществе во все времена должны были поддерживаться равенство (баланс) между потребностями людей и возможностями их удовлетворения, а также необходимость распределения производственных возможностей (ресурсов) общества по отдельным отраслям, в зависимости от их индивидуальной и общественной значимости.

В рыночной системе такое распределение (регулирование) осуществляется стихийно, однако эта стихия подчинялась и подчиняется определенным закономерностям. Таким как закон стоимости и закон равновесия цен - один и тот же закон, иначе говоря, равновесная цена устанавливается в соответствии с законом стоимости.

Экономический закон, согласно которому товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда, называется законом стоимости [4, 17].

Инновационная функция конкуренции проявляется в финансировании и стимулировании научно-технического прогресса. Субъекты рынка стремятся внедрить достижения науки и техники первыми и тем самым обойти конкурента.

Ведь всякое открытие в науке и технике реализуется конкретно в более экономичной и производительной технологии производства, это - экономия ограниченных ресурсов, следовательно, повышение эффективности производства. Конкурентный поиск инноваций и их финансирование постепенно переходит в организацию научных исследований и их финансирование самими субъектами рынка. Так конкуренция становится двигателем технического процесса.

Адаптационная функция конкуренции реализуется в росте приспособляемости субъектов рынка к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, к разным её аспектам.

Фирме необходимо приспосабливаться к законодательству страны, к её налоговой системе, к возможной инфляции, к религиозным и чисто национальным обычаям и традициям и т. д., в общем, ко всему тому, что называется средой предпринимательства. Эта среда в целом или подавляет субъектов рынка, или выдвигает их на передовые экономические высоты - в зависимости от их адаптационных способностей.

Данная функция играет столь существенную роль в развитии рынка, что некоторые экономисты вообще рассматривают приспособленческую конкуренцию как отдельный тип или вид конкуренции.

Распределительная функция конкуренции характеризуется тем, что в основном реализуется в среде потребителей, как индивидуальных, так и производительных.

Конкуренция проявляется в их борьбе за получение наибольшей суммы совокупных материальных благ и услуг, произведенных в национальном хозяйстве, притом на наиболее выгодных условиях.

Здесь есть за что бороться, так как по существу распределяется весь произведенный валовой национальный продукт - готовый продукт, а его условия распределения определяются не только экономическими, но и политическими, социальными и другими факторами.

Таким образом, именно эта функция конкуренции реализуется в наиболее неблагоприятной обстановке.

Контролирующая функция конкуренции проявляется, прежде всего, в недопущении монополистического господства отдельных крупных предприятий на рынке. Конкуренция ограничивает и ставит в определенные рамки формы (модели) несовершенной конкуренции. При этом конкуренция опирается на мощные институциональные механизмы.

Реализация функций конкуренции приводит к необходимости создания в экономике конкурентной среды, как в интересах товаропроизводителей, так и потребителей, а также связывает функции конкуренции с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятий и товаров [5, 15].

Конкурентное преимущество предприятия - какая-либо эксклюзивная ценность, которой оно обладает и которая дает ему превосходство на рынке перед конкурентами. Конкурентные преимущества предприятия позволяют ему не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции [9, 16].

Конкурентного преимущества фирмы добиваются выбором сферы конкуренции, отличающейся от конкурентов, т. е. поиском новых способов, таких как:

  1. новые, более прогрессивные технологии, позволяющие выпускать новые или более качественные товары. Совершенствование организации производства и труда, позволяющее снизить затраты на производство. Совершенствование маркетинговых исследований, способствующих лучшему изучению спроса на продукцию, сокращению радиуса её доставки и улучшению потребительских свойств товара;
  2. новые или изменившиеся запросы покупателей;
  3. появление нового сегмента отрасли или перегруппировка существующих сегментов;
  4. изменение стоимости или наличия компонентов производства, таких как сырьё, рабочая сила, транспорт, связь, энергия, оборудование, средства информации и другие;
  5. изменение правительственного регулирования в области налогообложения, торговых стандартов, охраны окружающей среды.

В сумме экономическая и социальная способность предприятия, при сравнении с аналогичной способностью других предприятий, отражает уровень его конкурентоспособности.

По мнению Г.Л. Азоева и А.П. Челенкова, под конкурентными преимуществами понимаются «концентрированные проявления превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности предприятия, которые можно измерить экономическими показателями (дополнительной прибылью, рыночной долей, объёмом продаж)» [12, 25].

По М. Портеру существуют три основных подхода к формированию конкурентных преимуществ.

Первый основан на снижении затрат на производство и других операции на фирме, что позволяет устанавливать более низкие цены на свою продукцию. Потребитель будет выбирать товар той фирмы, которая, при прочих равных условиях, имеет возможность сократить затраты за счёт использования лучших технологий или экономии на масштабах производства.

Второй подход основан на предложении покупателям уникального по своим потребительским свойствам продукта, не имеющего аналогов, либо совершенно нового для данного рынка продукта. При этом не возникает необходимости в снижении цен.

Третий подход заключается в специализации компании, либо на обслуживании широкого круга потребителей, либо только избранных целевых сегментах.

Введение термина «конкурентные преимущества» и разработанная М. Портером теория конкурентных преимуществ даёт методологическую основу для определения категории «конкурентоспособность». По мнению М. Портера конкурентоспособность определяется производительностью, с которой страна, регион или предприятие использует свои трудовые ресурсы и капитал [9].

Конкурентоспособность предприятия (КП) - это его способность производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке (внутреннем или внешнем), которые (преимущества) проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках (где они позиционируют свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы).

Понятие "конкурентоспособность организации" является рыночным, многофакторным и междисциплинарным.

Конкурентоспособность российской экономики, в значительной степени зависящая от конкурентоспособности российских организаций, сегодня ставится во главу угла во многих правительственных программах, определяющих перспективы развития нашей страны. Особенно важными в этой связи становятся вопросы управления конкурентоспособностью организаций, раскрывающиеся в трудах зарубежных и отечественных ученых (Й. А, Шумпетер, Ф.А. фон Хайек, М. Портер, Ж. Ж. Ламбен, Ю. Б. Рубин, А.Ю. Юданов, Р.А. Фатхутдинов и др.).

Анализ определений конкурентоспособности, данных различными авторами, позволил выделить её ключевые свойства:

  1. это сравнительная характеристика, получаемая в результате сопоставления с аналогами, предлагаемыми конкурентами;
  2. носит динамический характер, т.е. может достигаться или исчезать с течением времени;
  3. это способность выдерживать конкурентную борьбу;
  4. может быть оценена с помощью системы показателей;
  5. находит выражение в конкурентных преимуществах, т.е. в предпочтении одного объекта другому по одному либо нескольким параметрам.

 

Опираясь на результаты обзора определений конкурентоспособности, предложено следующее определение: конкурентоспособность – это динамическое свойство субъекта (объекта) конкуренции, выражающееся в его способности принимать участие в конкурентной борьбе с реальными и потенциальными конкурентами в определённый период времени и на определенном рынке, имеющее количественное и качественное измерение [15, 25].

Таким образом, конкурентоспособность организации включает перечень взаимосвязанных шагов и направлений для принятия обоснованных стратегических, тактических и оперативных решений и осуществление действий по поиску и реализации как внешних, так и внутренних конкурентных преимуществ. Это, в свою очередь, позволяет сформировать методическую базу для определения требуемого уровня конкурентоспособности организации и производить его мониторинг.

 

    1. Методологические подходы к анализу конкурентоспособности

Для управления конкурентоспособностью предприятий необходим объективный инструмент ее оценки. Конкурентоспособность представляет собой оценочную величину. Она отражает отличия процесса развития данного предприятия от предприятия-конкурента по степени удовлетворения своими товарами (услугами) конкретной производственной или личной потребности, а также эффективности производственной деятельности. Оценка конкурентоспособности – это расчет, интерпретация и анализ комплекса показателей, характеризующих конкурентоспособность товара (услуги), маркетинговой деятельности, предприятия в целом [22, 28].

Основными задачами, которые решаются при анализе конкурентоспособности предприятия, являются:

  1. определение состояния конкурентоспособности на момент обследования;
  2. выявление тенденций и закономерностей в повышении конкурентоспособности предприятия за исследуемый период;
  3. определение «узких мест», отрицательно влияющих на конкурентоспособность предприятия;
  4. выявление резервов, которые предприятие может использовать для повышения своей конкурентоспособности.

В зависимости от поставленной задачи анализа конкурентоспособности предприятия может иметь разную степень детализации и глубину исследования, но проводиться он должен по всем направлениям [29, 34].

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.

Под факторами, влияющими на конкурентоспособность фирмы, понимают состояния, характеристики и свойства систем, в рамках которых позиционирует фирма.

На конкурентоспособность организации влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относят:

  1. уровень конкурентоспособности страны. В данном случае идёт речь о целесообразности открытия организации в стране в зависимости от её показателей конкурентоспособности;
  2. уровень конкурентоспособности отрасли: организация может остаться в своей отрасли или уйти в более конкурентоспособную отрасль;
  3. уровень конкурентоспособности региона;
  4. государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионе;
  5. законодательная база (система кодексов и прав – конкурентное, антимонопольное, административное, трудовое и др.);
  6. развитие международного сотрудничества и интеграции, а также международная конкуренция;
  7. национальная система стандартизации и сертификации;
  8. ряд факторов, связанных с налогами, вступлением в ВТО, созданием единых информационных центров и др.

Внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность организации:

  1. структурные факторы: производственная и организационная структура, специализация, уровень стандартизации, персонал, информационная и нормативно-методическая база управления, сила конкуренции на входе и выходе из системы;
  2. ресурсные факторы: сила конкурентоспособности поставщиков и других партнеров, выбор качественного и дешевого сырья;
  3. технические факторы: наличие патентов на товар и технологию, качество оборудования и изготовления товаров;
  4. управленческие факторы: квалификация персонала и его мотивация, применение научных методов управления, уровень дисциплины, соответствие международным стандартам ИСО серии 9000 версии 2000 г., сертификация продукции и систем;
  5. рыночные факторы: развитие рыночной инфраструктуры, системы логистики, сбыта товаров, рекламная деятельность, ценообразование;
  6. эффективность функционирования организации: показатели доходности (рентабельность производства, капитал, объём продаж), финансовая устойчивость функционирования организации, планы повышения конкурентоспособности.

Разработка проблемы конкурентоспособности предприятия напрямую зависит от выбранного метода анализа и оценки конкурентоспособности предприятия. Сложность категории конкурентоспособность обусловливается многообразием подходов к ее анализу и оценке [28, 35].

Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:

  1. оценка с позиции сравнительных преимуществ;
  2. оценка с позиции теории равновесия;
  3. оценка исходя из теории эффективности конкуренции;
  4. оценка на базе качества продукции;
  5. профиль требований;
  6. профиль полярностей;
  7. матричный метод;
  8. SWOT – анализ;
  9. построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности».

дальше идет описание методов оценки

 

https://studopedia.ru/4_151663_otsenka-konkurentosposobnosti-predpriyatiy.html

Основным условием эффективного и надёжного сбыта продукции и услуг предприятия в перспективе является формирование и поддержание его конкурентоспособности, выпуск продукции и услуг, обладающих конкурентными преимуществами.

В практике оценки и планирования следует различать конкурентоспособность товаров и услуг и конкурентоспособность предприятия. Хотя эти понятия тесно связаны и взаимодополняют друг друга, тем не менее механизмы управления имеют различия, что предопределяет дифференцированный подход к их планированию.

Конкурентоспособность предприятия – это комплекс конкурентных преимуществ, обеспечивающих предприятию стабильное получение прибыли не ниже среднеотраслевого уровня независимо от изменений внешних условий деятельности предприятия. Неопределённость внешней среды, поведения конкурентов, специфика продукции и услуг, оказываемых предприятием, предъявляют особые требования к обоснованию достаточно устойчивой конкурентоспособности предприятий, его продукции и услуг на перспективу.

Конкурентоспособность для многих предприятий и их объединений является стержневой стратегией их развития, что предусматривает необходимость целенаправленного управления этим процессом.

Планирование конкурентоспособности, как первый элемент в системе управления, предполагает выделение основных этапов обоснования мероприятий по формированию конкурентных преимуществ:

- оценка конкурентоспособности предприятия, его продукции и услуг (с использованием нескольких методов и подходов) с учетом конкурентоспособности отрасли, уровня его инновационности, темпов развития;

- выделение управляемых показателей конкурентоспособности и разработка по ним мероприятий по их повышению с дифференциацией по результативности и срокам получения эффекта;

- расчёт ресурсов и затрат, необходимых для реализации намеченных мероприятий, их сопоставление с возможностями, выделение приоритетных мероприятий, обеспечивающих наиболее значимые результаты формирования конкурентных преимуществ предприятия;

- разработка плана конкурентоспособности предприятия, его утверждение, ресурсное обеспечение и включение его в систему показателей сводного плана предприятия.

Оценка и формирование конкурентных преимуществ отечественных предприятий определяются, с одной стороны, усилиями самого предприятия и эффективностью управленческого воздействия, с другой – уровнем развития отрасли, региона, страны, их конкурентоспособностью.

Многие авторы выделяют 4 уровня конкурентоспособности, которые тесно взаимосвязаны:

I уровень – конкурентоспособность товара или услуги;

II уровень – конкурентоспособность предприятия;

III уровень – конкурентоспособность отрасли;

IV – уровень – конкурентоспособность экономики страны.

Конкурентоспособность предприятия это более широкое понятие и предполагает оценку и планирование конкурентных позиций предприятия как субъекта рынка, действующего в конкурентной среде.

Можно выделить пять типов конкурентных позиций, определяющих конкурентоспособность предприятия:

1) ресурсные, связанные с ценовыми характеристиками привлекаемых ресурсов (природных, трудовых и финансовых) для организации хозяйственной деятельности;

2) технологические, обусловленные наличием и эксплуатацией технологий, обеспечивающих увеличение потребительской ценности производимых предприятием товаров и услуг;

3) инновационные за счет применения современных достижений науки и техники в бизнес-процессы предприятия;

4) культурно-исторические, обеспечивающие уникальность производимых товаров и услуг (народные промыслы, бренды и т.д.), а также формирование корпоративной культуры на предприятии;

5) организационные, обеспечивающие надежность и устойчивость бизнес-процессов во времени и по отдельным бизнес-структурам, основанные на профессионализме, высоком уровне организации производства и управления.

Оценка конкурентоспособности в системе разработки плана носит аналитический характер. Поэтому оценку необходимо осуществлять несколькими методами для получения наиболее развёрнутой и полной информации о положении предприятия на рынке. Наиболее распространёнными системами оценки конкурентоспособности предприятия сферы услуг являются следующие: SWOT-анализ (Strenghts – weaknesses – opportunities - threats), т.е. оценка на основе ряда показателей (факторов), характеризующих конкурентные позиции предприятия по сравнению с конкурентами.

Цель – повышение конкурентоспособности предприятия

Под SWOT-анализом понимается анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия, поиск новых возможностей улучшения его взаимодействия с деловой средой, прогнозирование угрозы их будущему.

Рис. 5. Общая схема SWOT-анализа

Для конкретизации модели SWOT-анализа Американской ассоциацией управления (АМА) был предложен контрольный лист, с помощью которого предприятие может оценить свои сильные и слабые стороны в конкурентной борьбе (табл. 9).

Таблица 9.

Контрольный лист SWOT- анализа

№ п/п Элементы анализа Показатели оценки От 1 до 5
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. Финансы Оценка структуры активов по финансовым коэффициентам. Инвестиционный рейтинг Эффективность использования активов Эффективность продаж Прибыль на вложенный капитал  
2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. Производство Коэффициент использования оборудования Пропускная способность оборудования Численность занятых Система контроля и качества Совокупная факторная производительность Возможность расширения производства (зон обслуживания) Возраст технологического оборудования (коэффициент износа)  
3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. Организация и управление Численность управленческого персонала (доля в общей численности занятых) Скорость реакции управления на изменения во внешней среде (мобильность управления) Четкость разделения полномочий и функций Тип организационной структуры управления (ее соответствие решаемым задачам) Качество используемой в управлении информации (внутренней и внешней) Степень гибкости оргструктуры управления  
4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. 4.10. Маркетинг Доля рынка, занимаемого предприятием Репутация (имидж) предприятия Престиж торговой марки (бренд) Расходы на стимулирование сбыта и их эффективность Численность сбытового персонала Ценовая политика (уровень цен) Организационные и технические средства сбыта Качество обслуживания Численность клиентов Качество поступающей информации о рынке  
5. 5.1. 5.2. 5.3. Кадровый состав Уровень квалификации производственного персонала Расходы по подготовке и переподготовке персонала Текучесть кадров  
6. 6.1. 6.2. 6.3. Технология Применяемые стандарты и степень их совместимости Уровень новизны применяемой технологии производства Наличие новых продуктов  

Показатели оцениваются от 1 до 5 по следующим принципам:

1. – лучшие, чем кто-либо на рынке (лидер);

2. – выше среднего уровня, показатели хозяйственной деятельности стабильны;

3. – средний уровень, соответствие среднеотраслевым стандартам (позициям0, устойчивые показатели хозяйственной деятельности;

4. – уровень ниже среднего, отмечается тенденция ухудшения показателей хозяйственной деятельности;

5. – положение тревожное, предприятие находится в критической ситуации.

Результаты данной оценки, а также выявленные проблемы служат аналитической базой для выработки мероприятий по улучшению конкурентных позиций предприятия.

Вторым способом оценки конкурентоспособности предприятия является бальная оценка конкурентных позиций по наиболее важным факторам (показателям). Для предприятий разных отраслей такие факторы (показатели) целесообразно дифференцировать и установить весовые коэффициенты их значимости.

Для удобства все показатели, характеризующие конкурентоспособность предприятия, можно разделить на две группы:

I группа – показатели, характеризующие конкурентные позиции внутреннего потенциала предприятия и его деятельности:

1) Квалификация управленческого персонала.

2) Квалификация производственного и обслуживающего персонала.

3) Автоматизация и информатизация предприятия.

4) Уровень инновационности технологических и управленческих процессов.

5) Уровень функциональности производимой продукции и услуг и их конкурентоспособность.

II группа – показатели, характеризующие привлекательность предприятия для потребителей, партнеров по бизнесу:

1) Местоположение предприятия.

2) Номенклатура предоставляемых услуг покупателю (основных и дополнительных).

3) Торговая марка.

4) Ценовая политика предприятия.

5) Маркетинговая стратегия, система продвижения товара и условия сбыта.

6) Реклама и ее действенность.

7) Имидж (репутация) предприятия.

и далее подробности



2020-02-04 176 Обсуждений (0)
Теоретические основы оценки конкурентоспособности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические основы оценки конкурентоспособности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)