Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ



2020-02-04 309 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели курса

Номер цели Содержание цели
1 2

Студент будет знать:

1. цели и задачи изучения курса информатики в средней школе
2. методическую систему и структуру (пропедевтический, базовый и профильный этапы) обучения информатике в школе, общую характеристику ее основных компонентов
3. предмет и задачи методики преподавания информатики, связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой
4. стандарт школьного образования по информатике, его назначение и функции
5. положение о школьном кабинете информатики, учебные и методические пособия по информатике
6. основные методы преподавания и изучения информатики
7. организацию, формы и методы проверки и оценки результатов обучения информатике
1 2

Студент будет уметь:

8. составлять тематические планы и конспекты уроков для различных разделов курсов информатики (пропедевтического, базового и профильного)
9. готовить демонстрационные электронные дидактические материалы к урокам, моделировать и анализировать уроки
10. использовать ресурсы Internet для организации самостоятельной работы учащихся и подготовки к уроку
11. определять формы и методы оптимального осуществления контрольно-оценочной деятельности
12. планировать процесс применения средств новых информационных технологий для организации обратной связи в системе «учитель-ученик»

Студент будет иметь представление:

13. об организация педагогического эксперимента и обработка его результатов
14. об организации и методики проведения экскурсий, опытного преподавания, изучении передового педагогического опыта и состояния знаний учащихся
15. о путях внедрения научных методов в практику работы в школы
16. о применение информационных технологий в экспериментальных педагогических исследованиях

 

Занятия курса включают лекционный цикл, практические и семинарские занятия, лабораторный практикум, посещение уроков передовых учителей информатики го­рода, а так же самостоятельную работу студентов.

С целью организации самостоятельной работы студентов в планах лекционного курса дан перечень вопросов, для самостоятельного изучения. Контроль за изучением данных вопросов проводится на занятиях (включение в планы практических и лабораторных занятий данных вопросов), на контрольных работах, зачетах, экзаменах. Кроме того, при преподавании данной дисциплины используется балльно-рейтинговая технология оценивания результатов обучения, кейс-технология и портфолио.

На лекционных занятиях студентам излагаются общие вопросы методики преподавания информатики, раскрывается роль и место предмета информатики в системе школьных дисциплин, раскрываются цели и задачи предмета, проводится сравнительный и исторический анализ различных дидактических материалов по курсу, проводится анализ современных средств обучения и дается их классификация с краткой характеристикой.

На практических занятиях студенты углубляют и расширяют знания по МПИ, получают возможность овладеть уме­ниями точно и доказательно выражать свои мысли по предмету, вести дискуссию, оппонировать по вопросам общей методики преподавания информа­тики. На семинарских занятиях развивается творческая активность и самостоятельность студентов, укрепляется их интерес к предмету и научным исследовани­ям, научно-практические положения связываются с практиче­ской деятельностью.

Лабораторные работы обеспечивают углубленное изуче­ние студентами научно-теоретических основ МПИ и овладение ими современными ме­тодами, навыками педагогического эксперимента с применением вычисли­тельной техники в учебном процессе.

Занятия по курсу МПИ организуются таким образом, чтобы обеспечить формирование достаточно пол­ных и систематических знаний у будущего учителя для преподавания «стандартного» варианта школьного курса информатики. На основе этой базы начинающий учитель сможет адаптировать свой курс в условиях конкретного учебного заведения.

В процессе посещения уроков информатики студенты наблюда­ют за ходом занятия и затем проводят его анализ по плану. Они учатся формулиро­вать и отстаивать своё мнение перед сокурсниками и более опытными коллегами на профессиональном языке.

Форма контроля: зачет, экзамен, студенты проходят педагогическую практику в средних школах в качестве учителей информатики. Кроме того, сдают обязательные методические задания по курсу, проекты, электронные средств обучения и портфолио.

Обязательное содержание курса

Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов. Предмет и задачи методики преподавания информатики как учебной дисциплины. Связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой. Требования к подготовке современного учителя информатики. Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе. Пропедевтический, базовый и профильный этапы овладения основами информатики в процессе обучения в школе. Стандарт школьного образования по информатике. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе. Профилизация школьного обучения. Элективные курсы.

Кабинет информатики, его оборудование и функциональное назначение. Требования, предъявляемые к кабинету информатики. Состав программного обеспечения класса ВТ. Учебные и методические пособия по информатике, программное обеспечение курса как составные части единого учебно-методического комплекса. Использование современных информационных технологий в преподавании.

Методы преподавания и изучения информатики. Организация проверки и оценки результатов обучения. Формы и методы проверки и контроля знаний учащихся. Описание системы измерителей (тесты, устный опрос, сочинения и пр.) достижений учащихся. Шкалы оценок. Преподавание курса информатики, его планирование и характерные формы обучения.

Дополнительное содержание курса

Влияние методологии информатики на содержание и методы преподавания школьных дисциплин. Факультативные курсы по информатике, межпредметные факультативные курсы на базе ЭВМ. Кружки по информатике. Олимпиады по информатике и подготовка к ним. Экскурсии по информатике, их значение, виды, планирование.

Организация педагогического эксперимента и обработка его результатов. Методы педагогических исследований – теоретический анализ проблемы, педагогический эксперимент Организация и методика проведения экскурсий, опытное преподавание, изучение передового педагогического опыта и состояния знаний учащихся. Пути внедрения научных методов в практику работы в школы. Применение информационных технологий в экспериментальных педагогических исследованиях.


СТРУКТУРА КУРСА

     
 

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Максимальная учебная нагрузка студента

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа студента

Всего Лекции Практические занятия

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

1. Введение. Предмет методики преподавания информатики. Информатика как наука и учебный предмет в школе: -  методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов; - предмет и задачи методики преподавания информатики как учебной дисциплины; ее место в системе подготовки учителей информатики и английского языка; - связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой; - требования к подготовке современного учителя информатики.     3 (МиИ) 3 (ФиИ) 3 (ИиА) 7(ЗО)   1(МиИ) 1(ФиИ) 1(ИиА) 3(ЗО)     1(МиИ) 1(ФиИ) 1(ИиА) 2(ЗО)         1(ЗО)       2(МиИ) 2(ФиИ) 2(ИиА) 4(ЗО)    
2. История внедрения курса ОИВТ в средние учебные заведения: - этапы внедрения основ кибернетики, программирования, основ ВТ и курса ОИВТ в содержание школьного образования; - концепция и проекты информатизации образования; - региональные программы информатизации образования.   2 (МиИ) 2 (ФиИ) 4 (ИиА) 4(ЗО) 1(МиИ) 1(ФиИ)   1 (МиИ) 1 (ФиИ)     1 (МиИ) 1 (ФиИ) 4 (ИиА) 4(ЗО)
3. Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики: - необходимость введения информатики в общее среднее образование, цели и задачи обучения информатике в российской школе; - общеобразовательное и общекультурное значение курса информатики (компьютерная грамотность, образованность, культура; формирование научного мировоззрения, подготовка к трудовой деятельности, развитие мышления, воспитание учащихся в процессе изучения информатики); - влияние методологии информатики на содержание и методы преподавания школьных дисциплин.   2 (МиИ) 2 (ФиИ) 4 (ИиА) 4(ЗО) 1(МиИ) 1(ФиИ)   1(МиИ) 1(ФиИ)     1(МиИ) 1 (ФиИ) 4 (ИиА) 4(ЗО)
4. Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе: - принципы, положенные в основу построения курса информатики; - пропедевтический, базовый и профильный этапы овладения основами информатики в процессе обучения в школе.   2 (МиИ) 2 (ФиИ) 4 (ИиА) 4(ЗО) 1(МиИ) 1(ФиИ) 2(ИиА)   1(МиИ)   1(ИиА)     1 (ФиИ) 1 (ИиА)   1 (МиИ) 1 (ФиИ) 2(ИиА) 4(ЗО)
5. Стандарт школьного образования по информатике. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе: - общие положения: характеристика образовательной области; цели изучения образовательной области; место образовательной области «Информатика» в учебном плане школы; - стандарт по основным содержательным линиям курса (линия информационных процессов; линия представления информации; алгоритмическая линия; линия исполнителя (компьютера); линия формализации и моделирования; линия информационных технологий), оценка выполнения требований стандарта.   2 (МиИ) 2 (ФиИ) 4 (ИиА) 6(ЗО) 1(МиИ) 1(ФиИ) 1(ИиА)     1(МиИ) 1(ФиИ) 1(ИиА)   1 (МиИ) 1 (ФиИ) 3 (ИиА) 6 (ЗО)
6. Оборудование школьного кабинета информатики: - кабинет информатики, его оборудование и функциональное назначение; - требования, предъявляемые к кабинету информатики; - правила техники безопасности при работе на ЭВМ; - комплексный характер использования средств обучения в школьном кабинете информатики и вычислительной техники.   2 (МиИ) 3 (ФиИ) 4 (ИиА) 6(ЗО) 1(МиИ) 2(ФиИ) 1(ИиА)   1(МиИ) 1(ФиИ) 1(ИиА)     1(ФиИ)   1 (МиИ) 1 (ФиИ) 3 (ИиА) 6 (ЗО)
7. Учебные и методические пособия по информатике, программное обеспечение курса как составные части единого учебно-методического комплекса: - школьные учебные пособия по информатики; - методические пособия для учителей информатики; - педагогические программные средства поддержки школьных учебных пособий.   4 (МиИ) 4 (ФиИ) 10 (ИиА) 7 (ЗО) 1(МиИ) 1(ФиИ) 2(ИиА) 1(ЗО)   1 (МиИ) 1 (ФиИ)  2 (ИиА) 1(ЗО) 3 (МиИ) 3ФиИ) 8 (ИиА) 6(ЗО)
8. Программное обеспечение по курсу информатики: - состав программного обеспечения класса ВТ; - операционные системы школьных ПК; - обзор языков программирования (язык как средство информатики, Бейсик, Паскаль, УАЯ, КуМир, Лого, Си); - средства информационных технологий (средства обработки текстов, графические редакторы, электронные таблицы, базы данных, телекоммуникации); - обучающие программы, их дидактические функции (предъявление информации, формирование и тренировка умение, контроль, поддержка творческой деятельности).   3 (МиИ) 4 (ФиИ) 7 (ИиА) 4 (ЗО) 1(МиИ) 2(ФиИ) 1(ИиА)   1 (МиИ) 1 (ФиИ)     1 (ФиИ) 1 (ИиА)   2 (МиИ) 2 (ФиИ) 6 (ИиА) 4 (ЗО)
9. Методы преподавания и изучения информатики: - методы этапа восприятия и первоначального усвоения; - методы этапа усвоения и воспроизведения, (закрепления, диагностики и получения обратной информации); - методы этапа учебно-творческого выражения.   5 (МиИ) 5 (ФиИ) 20 (ИиА) 16 (ЗО) 4(МиИ) 4(ФиИ) 14(ИиА) 8 (ЗО) 2(МиИ) 2(ФиИ) 10(ИиА) 4 (ЗО) 2(МиИ) 2(ФиИ) 4(ИиА) 4 (ЗО) 1 (МиИ) 1 (ФиИ) 6 (ИиА) 8 (ЗО)
10. Анализ (количественный и качественный) определений, вводимых в школьном курсе информатике. 2 (МиИ) 2 (ФиИ) 6 (ИиА) 10 (ЗО)   4 (ЗО)   2 (ЗО)   2 (ЗО) 2 (МиИ) 2 (ФиИ) 6 (ИиА) 6 (ЗО)
11. Индивидуализированное обучение информатике в российской школе: - специфика учёта особенностей личности учащихся в процессе обучения информатике; - формы и методы индивидуализированного обучения информатике на различных этапах (пропедевтическом, базовом, профильном). 1 (МиИ) 1 (ФиИ) 2 (ИиА) 2 (ЗО)       1 (МиИ) 1 (ФиИ) 2 (ИиА) 2 (ЗО)
12. Организация проверки и оценки результатов обучения: - формы и методы проверки и контроля знаний учащихся; - описание системы измерителей (тесты, устный опрос, сочинения и пр.) достижений учащихся; - шкалы оценок.   4 (МиИ) 4 (ФиИ) 8 (ИиА) 4 (ЗО) 2(МиИ) 2(ФиИ) 4(ИиА)   2(МиИ) 2(ФиИ) 2(ИиА)       2 (ИиА)   2 (МиИ) 2 (ФиИ) 4 (ИиА) 4 (ЗО)  
13. Преподавание курса информатики, его планирование и характерные формы обучения. Преподавание пропедевтического курса информатики в начальных классах средних учебных заведений: - цели и содержание пропедевтического курса информатики; - действующие, авторские и экспериментальные программы пропедевтического курса, их сравнительный анализ, тематическое планирование; - учебно-методическое обеспечение пропедевтического курса информатики; - особенности форм и методов организации обучения информатике младших школьников: психолого-педагогические аспекты преподавания пропедевтического курса, игра как основная форма обучения, сюрпризные моменты, наглядные пособия, активизация анализаторов.   4 (МиИ)  4 (ФиИ)  8 (ИиА) 12 (ЗО) 2(МиИ) 2(ФиИ) 6(ИиА) 4 (ЗО) 2(МиИ) 2(ФиИ) 3(ИиА) 2 (ЗО)     3 (ИиА) 2 (ЗО) 2(МиИ) 2(ФиИ) 2(ИиА) 8 (ЗО)
14. Преподавание базового курса школьной информатики: - цели и содержание базового курса информатики; - программы базового курса, их сравнительный анализ; - тематическое планирование; - учебно-методическое обеспечение базового курса; - организация обучения информатике в базовом курсе; - урок – основная форма организации учебной работы по информатике, особенности уроков информатики на базе классов персональных ЭВМ, объединенных в локальную сеть; - сочетание различных форм организации учебного процесса в зависимости от характера используемого программного обеспечения.   8 (МиИ) 8(ФиИ) 12(ИиА) 13 (ЗО) 6(МиИ) 6(ФиИ) 8(ИиА) 5 (ЗО) 1(МиИ) 1(ФиИ) 4(ИиА) 2 (ЗО) 5(МиИ) 5(ФиИ) 4(ИиА) 3 (ЗО) 2(МиИ) 2(ФиИ) 4(ИиА) 8 (ЗО)
15. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы: - продолжение образования в области информатики в старших классах как профильного обучения, дифференцированного по объёму и содержанию; - цели и содержание «фундаментальных» и «прикладных» («пользовательских») профильных курсов; - примеры программ «фундаментальных» и «прикладных» профильных курсов, их тематическое планирование.   3(МиИ) 3(ФиИ) 8(ИиА) 13 (ЗО) 2(МиИ) 2(ФиИ) 6(ИиА)  5 (ЗО) 2(МиИ) 2(ФиИ) 2(ИиА)  2 (ЗО)     4(ИиА) 3 (ЗО) 1(МиИ) 1(ФиИ) 2(ИиА) 8 (ЗО)
16. Дополнительное изучение информатики в средних учебных заведениях: - факультативные курсы по информатике, межпредметные факультативные курсы на базе ЭВМ; - кружки по информатике; - олимпиады по информатике и подготовка к ним; - экскурсии по информатике, их значение, виды, планирование, организация и методика проведения экскурсий; - другие формы дополнительной работы по информатике (декады, конференции, КВН и др.).   2(МиИ) 2(ФиИ) 6(ИиА) 2 (ЗО) 1(МиИ) 1(ФиИ) 4(ИиА)   1(МиИ)   2(ИиА)     1(ФиИ) 2(ИиА)   1(МиИ) 1(ФиИ) 2(ИиА) 2 (ЗО)
17. Обучение информатике за рубежом: - в странах СНГ; - в странах Европы; - в странах Азии; - в США и Канаде.   2(МиИ) 2(ФиИ) 2(ИиА) 2 (ЗО) 1(МиИ) 1(ФиИ)     1(МиИ) 1(ФиИ)   1(МиИ) 1(ФиИ) 2(ИиА) 2 (ЗО)
18. Контрольная работа. 4 (ЗО)       4 (ЗО)

ИТОГО

51(МиИ) 53(ФиИ) 112(ИиА) 120 (ЗО) 26(МиИ) 28(ФиИ) 50(ИиА) 30 (ЗО) 16(МиИ) 14(ФиИ) 26(ИиА) 14 (ЗО) 10(МиИ) 14(ФиИ) 24(ИиА) 16 (ЗО) 25(МиИ) 25(ФиИ) 62(ИиА) 90 (ЗО)

 




2020-02-04 309 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (309)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)