Тема № 7: Внешняя и внутренняя политика Петра I
Петр I начал свою реформаторскую деятельность не с нуля, все что он совершил уже было начато его предками. К концу XVII века в русском обществе не только была осознана необходимость перемен, но и сложились некоторые еще не совсем отчетливые представления о программе преобразований. Затевая крутую ломку Московского государства, Петр отталкивался от реальных проблем и противоречий. Тем не менее, нельзя признать петровские преобразования естественным результатом предшествующего развития. Насилие, ставшее основным инструментом политики Петра Великого и подчинение всего хода реформ одной, притом произвольно навязанной обществу, цели - внешнему усилению, возрастанию военной мощи государства - придали реформам искусственный, неорганический характер. Что застал Петр I, взойдя в на престол? 1. Российскую общественную систему со свойственной ей замкнутостью и сильным деспотическим государством. Веками русский народ существовал в рамках общественной системы близкой к восточному типу. Европейский тип мог быть привнесен только сверху, путем реформа, путь естественной эволюции вряд ли был возможен. 2. Что тогда было в России? Несколько железоделательных заводов, несколько мануфактур, армии по существу не было, школы были при церквях, в них учили священному писанию и грамоте. Светского образования не существовало, не было национальной медицины, не было ни одной русского врача, кроме редких иноземцев. Существовала одна аптека на всю страну, и та - царская. Типографии печатали в основном церковные книги: псалтирь, евангелие и т.д. После поездки в Европу Петр извлек следующие важные уроки: § Россия не сможет быть наравне с Европой, не сохранит свою независимость, если не ликвидирует разрыв в уровнях развития. § Развитие промышленности, торговли напрямую зависит от уровня образования, науки, общей культуры, свободы от религии.
Сразу после приезда из Европы Петр I начал свои реформы. 1. Первыми стали реформы культуры и быта: введение Юлианского календаря, благодаря которому Россия стала жить в едином с Европой времени, до этого летоисчисление в нашей стране велось от сотворения мира. Стрижка бород у бояр и у представителей других сословий, что означало посягательство на основы церкви, так как борода считалась, Богом данным, украшением для мужчины. Открытие Навигационной, Артиллерийской, Инженерной школ. Также медицинских училищ и общеобразовательных школ в провинциях. Был введен новый печатный шрифт, выпущена первая газета. Созданная кунсткамера, положила начало музейному делу. Логическим итогом преобразований стало основание в 1725 г. Академии наук. 2. Реформа органов власти и управления . Теперь во главе государства стоял не царь, а с 1721 года - Император. Вместо Боярской Думы был создан Сенат. Вместо громоздкой системы приказов - 12 коллегий. 3. Административно-территориальная реформа: впервые страна была поделена на губернии, губернии делились на провинции, провинции - на уезды, уезды - на дистрикты, что должно было облегчить сбор налогов и призыв рекрутов на Северную войну, которую Россия вела за выход в Балтийское море 21 год со Швецией. 4. Военная реформа: в России создается регулярная армия, и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. В основу была положена рекрутская система, распространявшаяся на податное население. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для него была обязательна военная или гражданская служба. 5. Реформа сословного устройства: Указ о единонаследии 1714 г. предписывал передавать вотчины и поместья в наследство одному из сыновей. Тоже касалось и царского трона. «Табель о рангах» 1722 г. устанавливала обязательность службы дворян с низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней-чинов. Чиновник или офицер, достигший 8-й ступени, получал потомственное дворянство.
Северная война 1700 – 1721 гг.: Северная война делится на три этапа. На первом (1700-1706 гг.) инициатива принадлежала Карлу XII, а главным его противником выступал Август II, польский король и саксонский курфюрст. На втором этапе (1706-1709 гг.) противостоял Карлу XII Петр I, но инициатива по-прежнему принадлежала шведам. Перелом наступил после Полтавской битвы: инициатива на третьем этапе войны (1709-1721 гг.) перешла к антишведской коалиции, главную роль в которой играла Россия. Итог войне подвел Ништадтский мир 1721 г.После Северной войны Россия уверенно вошла в сообщество Европейских государств. Перед ней открылась возможность войти в состав держав, решающих судьбу континента. Были завязаны разнообразные дипломатические и торговые связи, из-за рубежа приглашены сотни специалистов.
Таким образом за 20-30 лет правления Петра I промышленность страны выросла в 7 - 10 раз (было 20-30 мануфактур, стало более 200). По производству металла Россия вскоре оказалась на первом месте в мире. Была создана крупнейшая в Европе регулярная армия, артиллерия, современный флот. К концу правления Петра I регулярная армия состояла из 210 000 человек. В 1703 году была заложена и затем успешно построена новая столица - Санкт-Петербург. Заложили новые города и прорыли каналы. В 1721 году Россия обрела выход в Балтийское море. Что касается образования и культуры, то почти через 600 лет после Европы Россия активно вводила светское образование: появились инженерные, медицинские, горные, военные, ремесленные школы, школы начального обучения. Это был колоссальный прорыв! Была образована Академия наук. Развернулось издание светских книг, прежде всего учебников. Осуществлен переход с церковнославянского на гражданский шрифт. Создавалась светская живопись, театр, библиотеки, разрешался выезд за границу для получения образования. Цена реформ: 1. Прививалось все новое крайне трудно. Некоторые русские историки вообще отказывали Петру в новизне и результатах его деятельности. Тяжелые государственный пресс, писали они, налоги, насилие, жесткий контроль государства над обществом приводили к бесконечным возмущениям народа. Число беглых крестьян к концу правления Петра 1 достигало 200 тысяч (столько же насчитывала и новая российская армия). 2. С большим количеством человеческих жертв было вязано строительство Санкт-Петербурга. 3. Построив Петербург, и решив придать ему витринный вид, Петр насильственно переселил туда богатые купеческие семьи из Москвы. Этого нельзя было делать, так как были разрушены традиционные купеческие связи, что привело к оскудению русского купечества. 4. Другой причиной оскудения русских торгов и промыслов стало то, что Петр поощрял только тех из них, которые были выгодны государству, находившемуся на военном положении. В результате были забыты исконно русские промыслы и ремесла, веками кормившие, обувавшие и одевавшие Русь. 5. Отношение Петра I к церкви, изъятие церковных богатств, надругательство над верой народа приведет к тому, что сам царь будет предан анафеме - церковному проклятию и потеряет единственного сына - законного наследника престола, что повлечет за собой череду дворцовых переворотов после смерти первого российского императора.
Мы видим, как жесткая государственная система контролировала ситуацию в обществе, не давала ему в условиях реформ пойти в разнос. Многие современные политики тоже призывают проводить реформы под жестким контролем государства. Однако надо помнить и о другой стороне: государственный контроль ведет к масштабному применению насилия, к большим человеческим потерям, медленному темпу реформ. Такой путь не дает обществу механизмов саморазвития. Так и Петровские реформы, разбудив и одновременно обескровив Россию, немедленно после его смерти стали замедляться и постепенно сошли на нет. Контрольные вопросы к теме № 7: 1. Назовите предпосылки петровских реформ. Насколько необходима была России столь крутая ломка старины? 2. Каков положительный вклад Петра I в историю России? 3. Сравните Россию допетровскую и послепетровскую. 4. Каковы последствия петровских преобразований? 5. Какую цену Россия заплатит за петровский прорыв? 6. Россия времен Петра I и современная Россия: общее и отличное. Опишите своими словами. Рекомендуемая литература к теме № 7: 1. Анисимов Е.В. Время петровский реформ. Л., 1989. 2. Анисимов Е. Россия в середине ХVIII века: борьбе за наследие Петра I. М., 1986. 3. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989. 4. История Отечества: учебное пособие для студентов вузов / Отв. ред. проф. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 5. Каргалов В.В., Савельев Ю.С. Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1917 г. М., 1998. 6. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. М., 1995. 7. Леванов Б.В., Чунаков А.В. История России. Курс лекций. Учебное пособие. М., 2002. 8. Милов Л.В. Цимбаев Н.И. История России XVII-XIX веков. М., 2006 - 760c. 9. Мунчаев Ш.М. История России: учеб. для вузов. / Устинов В.М. - М.: НОРМА, 2003. 10. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990. 11. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Ростов н/Д, 1999. 12. Троицкий С.М. Россия в XVIII в. М., 1982. Тест к теме № 7 1. Определите характерные черты экономической политики Петра: А. вмешательство государства в экономику; Б. поощрение свободного предпринимательства, борьба против монополий; В. стимулирование капиталистических тенденций в экономике России. 2. Какой орган был создан Петром для управления делами церкви: А. Сенат; Б. Синод; В. Среди приведенных ответов правильного нет. 3. Укажите годы Северной войны: А. 1700-1721; Б. 1700-1725; В. 1689-1700. 4. Государственный строй России, сложившийся при Петре I: А. сословно-представительная монархия; Б. конституционная монархия; В. абсолютная монархия. 5. Когда был основан Санкт-Петербург: А. в 1703; Б. в 1713; В. в 1721 г. 6. Укажите признаки оформления абсолютизма при Петре I: а. принятие Петром I титула императора; б. ликвидация органов сословного представительства, создание регулярной армии; в. издание закона о единонаследии. 7. Какой принцип формирования бюрократического аппарата утверждал «Табель о рангах»: А. выборности; Б. местничества; В. выслуги. 8. Основная административно-территориальная единица Российской империи, появившаяся в ХVIII в.: А. уезд; Б. волость; В. губерния. 9. Высший орган исполнительной власти в администрации Петра I: А. Боярская Дума; Б. Земский собор; В. Правительствующий Сенат.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |