Причины противостояний между субкультурами российского общества
Следует отметить, что в российском обществе уровень различий и противостояния между субкультурами крайне высок. Если, к примеру, традиционалисты мифологизируют самобытность России, то демократы – ее отставание; первые критикуют западный либерализм, вторые – косную российскую действительность. При этом и тех, и других отличают непоколебимая уверенность в правоте «своих» принципов (обычаев, традиций, лидеров и т.д.), отношение к компромиссу с оппонентами как к недопустимому нарушению принципов и даже предательству. Такая форма взаимного противостояния политических субкультур есть современная редакция того культурного раскола, который сложился в нашем обществе еще в годы крещения Руси и ведет свой путь через противостояние сторонников язычества и христианства, приверженцев соборности и авторитаризма, славянофилов и западников, белых и красных, демократов и коммунистов. В силу этого взаимооппонирующие субкультуры не дают возможности выработать единые ценности политического устройства России, совместить ее культурное многообразие с политическим единством, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.
Преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа – как основная задача реформирования российского общества Таким образом, одна из насущных задач реформирования российского государства и общества – преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, правовых, взаимоуважительных норм и отношений индивида и власти. Демократизировать политико-культурные качества российского общества можно прежде всего путем реального изменения гражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих властные полномочия при принятии решений законно избранным и надежно контролируемым представителям народа. При этом, как справедливо отмечает известный российский политолог А.И. Соловьев, «…нашему обществу необходимы не подавление господствовавших прежде идеологий и не изобретение новых «демократических» доктрин, а последовательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных материальных ресурсов, контроль за управляющими. Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование даже противоположных идеологий и стилей гражданского поведения, способствуя образованию политических ориентаций, объединяющих, а не противопоставляющих позиции социалистов и либералов, консерваторов и демократов, но при этом радикально ограничивающих идейное влияние политических экстремистов. Только на такой основе в обществе могут сложиться массовые идеалы гражданского достоинства, самоуважение, демократические формы взаимодействия человека и власти».
Вопросы для контроля 1.Что такое политическая культура? 2.Назовите важнейшие составные элементы политической культуры. 3.Каковы функции политической культуры? 4.Какие типы политической культуры существуют? 5.В чем своеобразие политической культуры в современной России? 6.Как можно оценить состояние политической культуры российского общества? 7.Какие средства повышения политической культуры работников органов внутренних дел вы видите? 8.Какое место, на ваш взгляд, занимает русская идея в политической культуре России? 9.От каких факторов зависит уровень политической культуры в конкретном обществе? 10.Какова роль образования в воспитании политической культуры?
Тест 1. Выберите из приведенных ниже характеристик ту, которая отвечает активисткой политической культуре: а) ориентация на активную деятельность государства; б) ориентация на активные включение индивидов в политическую жизнь; в) стремление оказать влияние на политическую систему с целью реализации личных и групповых интересов; г) ориентация на активное неучастие в политической жизни; д) ориентация на активное противостояние с политической системой и противодействие власти.
2. Какой тип политической культуры согласно классификации Г. Алмонда и С. Вербы ориентируется на местные ценности (ценности пламени, клана, рода)? а) подданнический; б) патриархальный; в) фрагментарный; г) активистский.
3. Что представляет собой гражданская политическая культура? а) культуру граждан данной страны; б) «идеальный» тип политической культуры; в) «смешанный» тип политической культуры, характеризующийся преобладанием активисткой культуры; г) культуру власти, учитывающей интересы граждан.
4. Основываясь на типологизации политических культур, предложено Д.Д. Каванаком, определите тип российской политической культуры: а) гомогенная культура; б) фрагментарная политическая культура; в) искусственно гомогенная политическая культура; г) смешанная политическая культура.
5. Политическую культуру Италии отличает острое противостояние субкультур промышленных северных и аграрных южных областей, а также – клерикальных и антиклерикальных субкультур. Определите тип итальянской политической культуры: а) интегрированный; б) патриархальный; в) гражданский; г) фрагментарный; д) этатистский.
6. Какому типу политической культуры соответствует привычка жить по принципу «сиди и жди, что придумают вожди»? а) интегрированный; б) партисипативный; в) гражданский; г) рыночный; д) подданнический.
7. Политическую культуру России отличает высокий уровень различий между субкультурами, что проявляется в противостоянии между приверженцами коллективизма и индивидуализма, демократами и коммунистами, реформистами и консерваторами и т.д. Определите тип отечественной политической культуры: а) интегрированный; б) патриархальной; в) фрагментарный; г) этатистский; д) рыночный.
8. Какая характеристика отличает партисипативную политическую культуру? а) ориентация на активную деятельность государства; б) ориентация на активное неучастие в политической жизни; в) ориентация на активное включение индивидов в политическую жизнь; г) ориентация на активное противостояние с политической системой.
9. Выберите суждение, соответствующее интегрированной политической культуре: а) этот тип культуры представляет собой сочетание различных субкультур; б) этот тип культуры отличает высокий уровень противостояния между субкультурами; в) этот тип культуры характеризуется минимальным числом субкультур; г) этот тип культуры отличает низкий уровень доверия между носителями различных субкультур.
10. Следует ли включать в структуру политической культуры модели поведения? а) да, так как в политической культуре закрепляются определенные образцы политического поведения, на которые ориентируются участники политического взаимодействия; б) нет, поскольку политическая культура представляет собой совокупность эмоционально-психологических компонентов; в) нет, поскольку политическая культура представляет собой совокупность политических убеждений, ценностей, ориентаций, установок; г) нет, так как они входят в структуру политической субкультуры.
11. Какую роль в политической культуре общества играют: воспитание уважения к государственным символам, гордости за свою страну, массовое единение в период национальных праздников? а) формируется ориентация на патронаж государства; б) снижается уровень лояльности к политическому режиму; в) формируется патриархальный тип политической культуры; г) выступают в качестве интегрирующего фактора.
12. По результатам исследования, проведенного в середине XX в. Г. Алмондом и С. Вербой, было выявлено, что регулярно следят за политическими событиями 27% американцев, 23% англичан, 35% немцев, 11% итальянцев, 15% мексиканцев. Можно ли по этому показателю определить господствующий тип политической культуры (патриархальный, подданнический, партисипативный или гражданский)? а) да, поскольку есть возможность судить об уровне политической осведомленности граждан; б) нет, поскольку нельзя определить степень политического участия граждан; в) нет, поскольку нельзя определить степень интереса граждан к политике.
13. Какая характеристика соответствует подданнической культуре? а) отсутствие знаний о политике; б) стремление оказать влияние на политическую систему; в) пассивное отношение к политической системе; г) отсутствие всякого интереса к политике.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |