Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодействие органов, осуществляющих контроль в финансово-бюджетной сфере



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Взаимодействие органов, осуществляющих контроль в финансово-бюджетной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок




Основы нормативно-правового регулирования взаимодействия контрольно-счетных органов были заложены при принятии Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», где предусмотрено, что Счетная палата РФ обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и контрольные органы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, правоохранительные органы, контрольные органы субъектов Российской Федерации, Центральный банк и Министерство финансов Российской Федерации и их контрольно-ревизионные органы, налоговые органы и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. По требованию Счетной палаты Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документы, подтверждающие совершенные финансовые операции и сведения о состоянии счетов проверяемых организаций. Также предусмотрено, что все другие учреждения и организации обязаны предоставлять по ее требованию справки и копии документов по операциям и расчетам с ними. Отказ или уклонение должностных лиц проверяемых организаций от предоставления затребованной информации или предоставление ложных сведений влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

О результатах проведенных контрольных мероприятий Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, а при выявлении нарушений законов, влекущих за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

Отсутствие законодательно закрепленного механизма взаимодействия других органов, осуществляющих финансовый контроль, вынуждает их искать собственные формы взаимодействия, реализуемые в форме ведомственных инструкций, положений, регламентов и соглашений.

В 1999 г. Министерство финансов Российской Федерации утвердило Положение о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)"[14]. В последующем порядок взаимодействия контрольных органов получил отражение в нормативно-правовых актах, регламентирующих их деятельность.

Все контрольно-ревизионные органы в целях повышения эффективности организации работы по борьбе с правонарушениями в сфере экономики взаимодействуют на постоянной основе по вопросам: организации, проведения и реализации материалов ревизий (проверок), а также обмена информацией по укреплению законности в области финансовой, бюджетной и валютной политики Российской Федерации, разработки совместных методических рекомендаций, указаний при осуществлении контрольных функций, принятии совместных мер по единообразному применению финансового, бюджетного и валютного законодательства Российской Федерации.

Приоритетным направлением в деятельности контрольно-ревизионных органов во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Необходимым условием организации контрольных мероприятий является постоянное взаимодействие правоохранительных и контрольно-ревизионных органов. Реализация этого взаимодействия осуществляется путем взаимного информирования по фактам выявленных нарушений в сфере экономики, осуществления рабочих контактов и оказания взаимопомощи по проводимым ревизиям (проверкам), а также путем создания в субъектах Российской Федерации межведомственных рабочих групп на постоянной основе, основной задачей которых является оперативное рассмотрение всех вопросов совместных действий.

По требованию должностного лица правоохранительного органа контрольно-ревизионный орган проводит ревизию (проверку) в отношении использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности.

При наличии мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также по требованию прокурора контрольно-ревизионный орган проводит ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности.

Требования (обращения) о проведении ревизии и проверок подписываются руководителями правоохранительных органов.

Ревизии и проверки предприятий и организаций любых форм собственности до возбуждения уголовных дел проводятся по обращениям органов МВД России и ФСБ России, подписанным руководителями главных управлений центрального аппарата или лицами, их замещающими, и руководителями территориальных органов в субъектах Российский Федерации.

В постановлении (требовании) о назначении ревизии (проверки) излагаются признаки финансовых нарушений, определяется ревизуемый период и место проведения ревизии (проверки), указывается задание - перечень конкретных и входящих в компетенцию контрольно-ревизионных органов вопросов ревизии (проверки).

Контрольно-ревизионные органы по требованиям правоохранительных органов принимают участие в предварительном изучении изъятых документов проверяемой организации при подготовке решений о проведении ревизии (проверки).

Руководитель контрольно-ревизионного органа, получив требование правоохранительного органа о проведении ревизии (проверки), должен в 10-дневный срок направить ответ о возможности и сроках начала проведения ревизии (проверки). В случае неполноты представленных материалов контрольно-ревизионный орган запрашивает у правоохранительных органов дополнительные материалы.

Контрольно-ревизионные органы рассматривают требования правоохранительных органов и проводят ревизии (проверки) по этим обращениям в порядке очередности их поступления.

При возникновении у правоохранительного органа необходимости проведения внеочередной ревизии (проверки) контрольно-ревизионный орган совместно с правоохранительным органом, по заданию которого уже проводится ревизия (проверка), решают вопрос о приоритетности ее проведения, что оформляется совместным решением.

При проведении ревизии (проверки) в помещении правоохранительного органа по изъятым им документам проверяющим должно быть предоставлено отдельное рабочее помещение с необходимым техническим обеспечением. Проверяющим даются необходимые пояснения по вопросам, относящимся к проведению ревизии (проверки), принимаются меры по получению, в случае необходимости, дополнительных материалов.

Руководители проверяемых организаций обязаны создавать проверяющим надлежащие условия для работы, предоставлять им необходимые помещения, а также обеспечивать выполнение работ по делопроизводству.

Требования проверяющих, связанные с выполнением ими служебных обязанностей, являются обязательными для должностных лиц ревизуемой организации. В случае отказа должностных лиц предоставить необходимые документы либо в случае возникновения иных препятствий при проведении ревизии (проверки) контрольно-ревизионный орган сообщает об этих фактах в правоохранительный орган, по поручению которого проводится ревизия (проверка). Правоохранительный орган способствует беспрепятственному и своевременному предоставлению проверяющим необходимых документов, в соответствии с законодательством принимает меры по обеспечению личной безопасности проверяющих и близких к ним лиц, предупреждает возможное противодействие со стороны ревизуемой организации.

Проверяющие своевременно информируют правоохранительный орган об угрозе личной безопасности, о ставших известными им других мерах, принимаемых ревизуемой организацией по противодействию проведению ревизии (проверки), выполняют рекомендации правоохранительного органа по указанным вопросам.

Федеральная служба по финансовому мониторингу, осуществляя возложенные на нее функции, собирает, обрабатывает и анализирует информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю, получает, в том числе по запросам от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Службы. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проводящие государственную регистрацию организаций и выдающие соответствующие лицензии на деятельность, подпадающую под действие Федерального закона РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», информируют установленным порядком Службу о таких организациях, обеспечивают доступ к своим базам данных в целях получения информации в объеме, необходимом для осуществления возложенных на нее функций. Она имеет право запрашивать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам ее сферы деятельности в соответствии с «Положением о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу РФ органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления».[15] При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, направляет информацию в правоохранительные органы или обращается в соответствующие органы государственной власти с предложением о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В соответствии с федеральными законами она представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов.

Вопросы взаимодействия других контрольно-счетных органов предусмотрены в соответствующих положениях, регламентирующих их деятельность или ведомственных инструкциях, предусматривающих порядок осуществления ими контрольно-ревизионной деятельности.    

Заключение

Эффективность деятельности государства во многом определяется тем, как оно распоряжается государственными ресурсами, находящимися в его распоряжении. Активизация государственного финансового контроля в настоящее время является стратегической задачей государства, подтверждением чему является принятие им в последнее время многочисленных нормативно-правовых и подзаконных актов, приведенных в списке использованной литературы. Сложившаяся система государственного финансового контроля привела к тому, что в настоящее время в стране существует 28 организаций и ведомств, имеющих контрольные функции. Обилие контрольных органов нередко порождает нездоровую конкуренцию, дублирование контрольных мероприятий и, как следствие, рост масштабов коррупционной среды, избыточное административное давление на экономику. Органами государственного управления неоднократно предпринимались меры к упорядочению действий контролирующих органов. Однако формирование единой системы государственного контроля, до принятия федерального закона, регламентирующего этот вид деятельности в финансово-бюджетной сфере, можно считать пока еще незавершеным.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 23 июня 2008 г. ставится задача о дальнейшем совершенствовании структуры и механизмов государственного и муниципального контроля, исключении параллелизма и дублирования в этой сфере. Отмечается, что назрела необходимость включения в Бюджетный кодекс Российской Федерации современных норм в части, касающейся государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Соответствующий проект федерального закона должен быть внесен в Государственную Думу уже в 2008 году. Несмотря на ожидаемое законодательное урегулирование вопроса от всех должностных лиц, организующих и осуществляющих финансовый контроль, требуется знание действующих нормативно-правовых актов по этому вопросу и умение правильно использовать возможности надзора и контроля в финансово-бюджетной сфере для повышения эффективности использования государственных средств. В предлагаемом учебно-методическом пособии сосредоточивается внимание на основных вопросах, с которыми периодически приходится сталкиваться федеральным государственным гражданским служащим.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

4. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе».

6. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

7. Указ Президента Российской Федерации от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации».

8. Постановление Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 425 «Положение о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу РФ органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (с посл. изм. и доп.).

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» (с посл. изм. и доп.).

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора».

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (с посл. изм. и доп.).

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» (с посл. изм. и доп.).

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.).

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» (с посл. изм. и доп.).

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (с посл. изм. и доп.).

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» (с посл. изм. и доп.).

19. Приказ Министерства финансов РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)».

20. Приказ Министерства финансов РФ от 11 июля 2005 г. № 89н. «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора».

21. Приказ Министерства финансов РФ от 7 июня 2005 г. № 110 «Об утверждении Положения о Департаменте регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности».

22. Приказ Министерства финансов РФ от 2 мая 2007 г. № 39н. «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора».

23. Приказ Министерства финансов РФ от 4 сентября 2007 г. № 75н «Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности».

 

 


[1] См.: Федеральный закон РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ.

[2] См.: Указ Президента Российской Федерации от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации».

[3] См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации», ст. 1.

[4] См.: Приказ Минфина РФ от 7 июня 2005 г. № 110 «Об утверждении Положения о Департаменте регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности».

[5] См.: Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

[6] См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».

[7] См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 « Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

[8] См.: Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 1024-р.

[9] См.: Указ Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе».

[10] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе».

[11] См.: Постановление Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» и приказ Минфина РФ от 30 декабря 2004 г. № 127н «Положение о территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу»).

[12] См.: Приказ Министерства финансов РФ от 2 мая 2007 г. № 39н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора», приказ Министерства финансов РФ от 4 сентября 2007 г. № 75н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, приказ Министерства финансов РФ от 11 июля 2005 г. N 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора».

[13] См.: Приказ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 17 ноября 2004 г. № 102.

[14] Приказ Минфина России от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717.

[15] Постановление Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 425.



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Взаимодействие органов, осуществляющих контроль в финансово-бюджетной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодействие органов, осуществляющих контроль в финансово-бюджетной сфере

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)