Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ  ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ



2020-02-04 248 Обсуждений (0)
РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ  ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………….…………. 4

1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ   ……………………………….. 4

2. СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗДЕЛА «БЭПР» .... 6

2.1. Общие положения   ……………………………………… 6

2.2. Содержание пояснительной записки и графического

 материала…………………………………….……………. 6

3. РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ.………… 9

4. РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ ЭКОЛОГИЧНОСТИ

ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ  ……………………………….. 12

5. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ТИПОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ»…………………..…….….…………………… 13

5.1. Санитарно-гигиенические мероприятия .…………….... 13

5.2. Обеспечение безопасности земляных работ …….……... 15

5.3. Обеспечение безопасности при монтажных работах ….. 16

5.4. Обеспечение  безопасности  труда  в технологических процессах ……………………………………..….……... 17

5.5. Обеспечение электробезопасности..…………………… 18

5.6. Обеспечение безопасности эксплуатации сосудов,

   работающих под давлением..…………………………… 18

5.7. Разработка противопожарных мероприятий ……..…… 19

5.8. Обеспечение безопасности объекта в условиях ЧС……..19

5.9. Экологические мероприятия …………………………… 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………...…………………. 21

ПРИЛОЖЕНИЕ ...…………………………………………….. 30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящее пособие предназначено для студентов строительного факультета всех форм обучения.

Дипломное проектирование является завершающим этапом подготовки инженеров-строителей. Основная цель дипломного проектирования – развитие у студентов навыков творческого применения накопленных знаний в своей практической деятельности.

В процессе выполнения раздела «Безопасность и экологичность проектных решений» («БЭПР») квалификационной работы и затем её защиты выявляются профессиональный уровень подготовки дипломника, степень его готовности к будущей самостоятельной инженерной деятельности в современных условиях, способность принимать и решать технические задачи на инженерном уровне, связанные с вопросами охраны труда, производственной безопасности и экологии.

В пособии даны рекомендации по:

– организации работы над разделом «БЭПР»;

– выполнению выданного преподавателем задания;

– оформлению  пояснительной  записки и чертежей.

Все рекомендации и положения в пособии нельзя рассматривать как незыблемый стандарт. Они являются примерами и основой для правильного выполнения одного из разделов выпускной квалификационной работы.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

 

В первые дни работы над проектом дипломник совместно с руководителем проекта формируют основное задание будущей квалификационной работы, ее тип (дипломный проект или дипломная работа) и составляют календарный график ее выполнения.

После получения основного задания от руководителя проекта студент должен получить на кафедре «Охрана труда и окружающей среды» у своего преподавателя-консультанта (в дальнейшем консультанта) задание на выполнение раздела «БЭПР». Затем совместно они намечают структуру построения раздела, пример её приведен в Приложение, а также определяют необходимость выполнения чертежа (не более 1 листа формата А1). Например, если у студента по технологической части проекта получается много листов чертежей, то допускается ограничиться при написании рассматриваемого раздела проекта только пояснительной запиской. После получения задания студент должен по данному пособию выбрать список литературы по поставленным вопросам.

Содержание задания по разделу «БЭПР» должно соответствовать основной теме квалификационной работы и быть ее составной частью. В порядке исключения разрешается дипломнику самостоятельно или по согласованию с руководителем выбрать второй вопрос (см. Приложение) из главы 5.

Квалификационная работа является самостоятельной творческой работой, поэтому консультант не должен выбирать или подсказывать студенту технические решения, а желательно только ознакомить его с возможными вариантами решений, методами расчета и т.п.

Студент является автором проекта и поэтому окончательные решения принимает сам, однако он должен выполнять указания консультанта или руководителя о проведении при необходимости дополнительной разработки определенных вопросов по разделу «БЭПР».

После написания раздела «БЭПР» проверенные студентом пояснительная записка и чертеж (если он есть) подписываются студентом и сдаются на проверку консультанту. Консультант, проверив раздел «БЭПР», подписывает первый лист раздела, титульный лист проекта и чертеж и отдает все это студенту для дальнейшего оформления дипломного проекта.

СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗДЕЛА «БЭПР»

 

   2.1. Общие положения

 

Как было отмечено в главе 1, раздел дипломного проекта «БЭПР» состоит из пояснительной записки и графического материала. Записка по разделу обычно не должна превышать 10…20 страниц текста. Графический материал может включать 0,5…1,0 лист чертежей формата А1, а также графики и рисунки, имеющиеся в записке и поясняющие содержание текста. Графическая часть проекта выполняется карандашом, демонстрационные плакаты могут быть выполнены с использованием туши, гуаши и т.п.

Применение вычислительной техники при работе над разделом является необходимым и обязательным для всех дипломников. Текстовая и графическая часть дипломных проектов с применением вычислительной техники может отличаться от общепринятых форм представления.

 

   2.2. Содержание пояснительной записки

          и графического материала

 

Пояснительная записка по разделу «БЭПР» должна в краткой и четкой форме раскрывать замысел работы по вопросам производственной безопасности и охраны окружающей среды, содержать методы исследований и сами расчеты, анализ полученных результатов и выводы по разделу. Текст должен дополняться иллюстрациями (диаграммами, схемами и т.п.). Раздел проекта следует писать в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 [1]. На первом листе раздела должна быть рамка с основной надписью.

Пояснительная записка должна быть написана грамотно, четко, инженерным языком. Стиль изложения должен быть в утвердительной форме. Все физические положения нужно отражать кратко и понятно. Приводимые расчеты и данные к ним должны сопровождаться краткими пояснениями и ссылками на литературу.

При использовании какого-либо метода расчета формулы приводятся в буквенном выражении, а затем - в цифровом; результаты вычислений указываются с размерностями полученных величин. Многократно повторяющиеся расчеты приводятся только один раз, а результаты должны быть сведены в таблицы.

Разделу «БЭПР» присваивается порядковый номер в соответствии со структурой и содержанием проекта. При наличии подразделов, параграфов и пунктов ставятся двух- и трехкратные номера, разделенные точками. Перенос слов в заголовках не допускается, точку в конце заголовка не ставят.

В пояснительную записку по разделу «БЭПР»

 включаются:

· описание разрабатываемого объекта или технологии, поставленные вопросы, задачи и т.п.;

· основная часть, состоящая из трех вопросов (подробнее - см. Приложение):

1. Анализ потенциальных опасностей и вредностей.

2. Второй вопрос – у каждого индивидуальный.

3. Анализ экологичности проекта;

·   выводы по разделу;

·   список литературы;

·   приложения;

·   графический материал.

 

В описании должно быть показано развитие и состояние рассматриваемых вопросов по безопасности труда работающих и вопросов охраны окружающей среды и обосновываться необходимость их решения и связь с народно-хозяйственными задачами.

В начале раздела в соответствии с поставленными задачами, которые должны быть расшифрованы студентом, следует привести описание объекта, его района размещения и т.п., записать исходные данные, определить требования к планируемым результатам. Желательно дать краткий анализ производственной обстановки.

В основной части раздела «БЭПР» дается характеристика проектируемого объекта с точки зрения возникновения потенциально опасных и вредных производственных факторов в период его сооружения, эксплуатации и обслуживания. С этой целью указывается наличие опасных для работающих факторов, возможные выделения вредных и опасных веществ (газов, аэрозолей) в воздух рабочих помещений и дается оценка их гигиенических и пожаро- и взрывоопасных свойств на основе действующих норм с определением класса опасности и ПДК на вредные вещества и категории пожаро- и взрывоопасности технологического процесса (производственного участка). Более подробно об этом описано ниже в главах 3 и 4.

Правильная характеристика объекта проектирования (гигиеническая, пожарной и взрывной опасности) позволяет вскрыть специфические узловые вопросы охраны труда, решение которых наиболее актуально для обеспечения безопасности работающих в период строительства и эксплуатации.

В выводах в 1–3 пунктах должны быть сформулированы основные результаты (как положительные, так и отрицательные), полученные в ходе выполнения раздела.

Список литературы, которую студент использовал при работе над разделом проекта, должен быть приведен в общем списке литературы проекта в конце пояснительной записки строго в соответствии с ГОСТ 7.1-97 [2], аналогично в разделе «Список литературы» данных методических указаний.

Приложения, если они необходимы, включающие в себя математические выводы, громоздкие расчеты, программы, распечатки ЭВМ, таблицы вспомогательных  цифровых  данных, иллюстрации вспомогательного характера и т.п., должны быть приведены в конце дипломного проекта.

Оформление графического материала раздела должно быть сделано в соответствии с требованиями существующей нормативно-технической документации. Чертежи и схемы необходимо выполнять в соответствии с правилами ЕСКД: ГОСТ 21.101-93 [3], ГОСТ 21.205-93 [4], ГОСТ 21.206-93 [5], ГОСТ 21.501-93 [6], ГОСТ 21.403-80 [7], ГОСТ 2.784-96 [8]. При выполнении раздела проекта допускаются некоторые отклонения от стандартов, учитывающие особенности учебного процесса.

Чертежи выполняются с предпочтительным размещением основной надписи (углового штампа) параллельно большой стороне листа. Масштаб и степень детализации должны выбираться исходя из их целесообразности. Чертежи должны быть наглядными и помещаться на одном листе. Выполнение чертежей в неестественно крупном масштабе не допускается.

Не допускается в пояснительную записку переписывать правила, нормы и инструкции по технике безопасности и эксплуатации машин и механизмов, а также обязанности административно-технического персонала в области охраны труда и окружающей среды.

РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ  ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

Многоплановость и многофункциональность профессиональной деятельности инженера-строителя предопределяет тематическое и структурное многообразие выпускной квалификационной работы.

Тематика поставленных для решения вопросов по разрабатываемому разделу «БЭПР» должна отвечать реальному времени, быть  актуальной  с позиций научно-технических задач и потребностей объектов экономики и отвечать современному уровню развития техники.

В пояснительной части раздела «БЭПР» приводятся инженерные решения, принятые при проектировании объекта, а также требования безопасности, предъявляемые к нему при сооружении и эксплуатации (при работе и обслуживании) в соответствии со строительными нормами и Правилами (СНиП, ТСН, СанПиН, СН и т.п.), утвержденными Госстроем России, Правилами безопасности, утвержденными Госгортехнадзором РФ и Госэнергонадзором РФ.

Рассматриваемые инженерные решения в целом могут не требовать для своего обоснования специальных инженерных расчетов. Они могут приниматься с учетом указаний и требований действующих нормативных документов, правил безопасности и других руководящих материалов, а также на основе полученной выше характеристики проектируемого объекта, отечественного и зарубежного опыта устройства, монтажа, наладки, эксплуатации и обслуживании аналогичных систем. Рассматриваемые технические решения должны отвечать требованиям безопасности труда по устройству, монтажу, наладке и эксплуатации проектируемого объекта. Они не должны увеличивать взрывную и пожарную опасность объекта проектирования, способствовать распространению взрыва, пожара и продуктов сгорания в другие помещения и здания. Промышленные помещения с взрывоопасным процессом должны иметь ряд конструктивно-планировочных решений, направленных на сокращение ущерба от возможного взрыва или пожара.

При проектировании должно быть обеспечено удобство монтажа оборудования систем и безопасность работающих при монтаже и пусконаладочных работах. Инженерные решения в целом должны быть направлены на устранение возможного действия опасных и вредных производственных факторов, специфичных для сооружения, эксплуатации и обслуживании объекта.

В расчетной части раздела «БЭПР» отдельные из принятых инженерных решений, отвечающие требованиям безопасности, могут быть обоснованы расчетами. По согласованию с консультантом (или руководителем) расчетному обоснованию подвергаются 1–3 выбранных инженерных решения применительно к той или иной конкретной системе или объекту, разрабатываемым в проекте.

Расчетная часть начинается с общей формулировки задачи, связанной с расчетным обоснованием рассматриваемого инженерного решения. Сформулированная задача решается на основе существующих методик инженерных расчетов общетехнических и специальных дисциплин (механики грунтов, сопротивления материалов, строительной механики, статики и динамики сооружений, тепломассообмена, механики сжимаемой и несжимаемой жидкости, теории горения, электротехники и др.). При этом могут быть выделены стандартные методики, выпущенные в виде нормативных документов, указаний, инструкций, руководств, правил и справочных изданий, а также оригинальные методики, вошедшие в монографии, учебные пособия и научную литературу.

На основе полученных результатов дается гигиеническая, биологическая или техническая (по надежности, прочности, устойчивости и др.) оценка предлагаемого технического решения при сопоставлении его расчетных параметров с действующими нормами. В тех случаях, когда это окажется возможным, расчеты по стандартным методикам (формулам) дополняются расчетами по методикам современных литературных источников, выполненных в оригинальной теоретической постановке. Это позволяет дипломнику не только проявить определенную эрудицию в избранной сфере деятельности, но и в ряде случаев уточнить параметры принимаемого инженерного решения. При этом если расчетные параметры окажутся ниже уровня нормативных требований, целесообразно принятие параметров на нормативном уровне. Если расчетные параметры окажутся выше уровня нормативных параметров, полученных по стандартной методике, целесообразно принятие расчетных параметров.

При проведении инженерных расчетов особое внимание дипломнику следует уделять уяснению физической сущности и защитному действию проектируемого средства коллективной или индивидуальной защиты.

В заключение следует отметить, что профессиональная подготовка дипломника как специалиста, прежде всего, проявляется в умении всесторонне обосновывать принимаемые инженерные решения с использованием не только действующих норм и правил, но и современных расчетных методов и оригинальных подходов к решению инженерных задач.

Перечень тем типовых заданий для проектов по разделу «БЭПР» приведен в главе 5.

 



2020-02-04 248 Обсуждений (0)
РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ  ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗРАБОТКА ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ  ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)