Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура слова in usum aestheticae



2020-02-04 191 Обсуждений (0)
Структура слова in usum aestheticae 0.00 из 5.00 0 оценок




Термин «слово «в нижеследующем берется как комплекс чувст­венных дат, не только воспринимаемых, но и претендующих на то, чтобы быть понятыми, т. Е. связанных со смыслом или значением. Слово есть чувственный комплекс, выполняющий в общении людей специфические функции: основным образом – семантические и синсемантические и производным – экспрессивные и дейктиче­ские (указание, призыв, приказание, жалоба, мольба и т. Д.). Слово есть prima facie сообщение. Слово, следовательно, средство общения; сообщение – условие общения. Слово есть не только явление при­роды, но также принцип культуры. Слово есть архетип культуры; культура – культ разумения, слова – воплощение разума.

Все равно, в каком качественном чувственном комплексе вос­принимается слово. Эмпирически наиболее распространенным является качество звукового комплекса. Одно качество может быть переводимо в другое. Законы и типы форм одного качества могут быть раскрыты и во всяком другом качестве. Художественное и вообще творческое преобразование форм одного качества. Может рассматриваться как типическое для всякого качества.

Слово есть знак sui generis. Не всякий знак – слово. Бывают знаки – признаки, указания, сигналы, отметки, симптомы, знаме­ния, omina, и проч., и проч. Теории о связи слова как знака с тем, что он значит, основанные на психологических объяснениях – ­ассоциациях, связи причины и действия, средства и цели, преднамеренного соглашения и т. п., - только гипотезы, рабочая ценность которых при современном кризисе доходит до нуля. Связь слова со смыслом есть связь специфическая. Она является «родом», а не подводится под род… Специфичность связи определяется не чувст­венно данным комплексом как таким, а смыслом – вторым терми­ном отношения, - который есть также sui generis предмет и бытие. Только строгий феноменологический анализ мог бы установить, чем отличается восприятие звукового комплекса как значащего знака от восприятия естественной вещи. Слова-понятия: «вещь» и «знак» – принципиально и изначально гетерогенны, и только точный интерпретативный метод мог бы установить пределы и смысл каждого. Это – проблема не менее трудная, чем проблема отличия действительности от иллюзии, и составляет часть общей проблемы действительности.

Что такое «одно» слово или «отдельное» слово, определяется контекстом. В зависимости от цели, из данного контекста как отдельное слово может быть выделен то один, то другой звуковой комплекс. В новое время графическое изображение и выделение отдельное слово звукового комплекса устанавливается произволь­но – по большей части по соображениям удобства и потребностей грамматической морфологии. «Ход» есть отдельное слово, также «пароход», также «белыйпароход»,также»большойбелыйпароход»,также «явижубольшойбелыйпароход» и т.д. Синтаксическая «связь слов» есть также слово, следовательно, речь, книга; литература, язык всего мира, вся культура – слово. В метафизическом аспекте ничто не мешает и космическую вселенную рассматривать как слово. Везде существенные отношения и типические формы в структуре слова – одни.  

Графически слово может изображаться сложною и простою системою знаков. Пиктография и граммография имеют свою исто­рию. Графический знак всегда может быть заменен звуковым. Даже такой графический знак, как свободный промежуток между двумя написанными, нарисованными или напечатанными «словами»­»пробел», - может быть заменен звуковым комплексом или зву­ковою паузою, которые могут принять на себя любую функцию знака, в том числе и слова, т. Е. осмысленного, со значением знака. Теория слова как знака есть задача формальной онтологии, или учения о предмете, в отделе семиотики.

Слово может выполнять функции любого другого знака, и любой знак может выполнять функции слова. Любое чувственное воспри­ятие любой и временной формы, любого объема и любой длитель­ности рассматриваться как знак и, следовательно, как осмысленный знак, как слово. Как бы ни были разнообразны суппозиции «слова», специфическое определение его включает отношение к смыслу.

… Слово есть также вещь и, следовательно, определяется также своими онтологическими законами. Его идеальная отнесенность двойная: сигнификационная и оптическая, прямая. Слово есть также «слово». «Слово» есть также название вещей-слов, и под ним подразумевается предмет – слово. Синтаксис изучает не слово как слово о чем-то другом, а просто слово, т. Е. сам синтаксис есть слово о слове, о слове как слове, о слове как слововещи . Синтаксис изучает отличие этой «вещи» от всякой другой вещи, иновещи и должен строго блюсти свое достоинство слова о слововещи, в отличие от слов об иновещах, от других наук. В таком своем качестве синтаксис есть не что иное, как антология слова, - часть семиотики, онто­логического учения о слове вообще…

Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты//

Сочинения.М.,1989.С.357-558,380-380-382,406.

 

СЕМИНАР №2

 

А. В. Мень

Александр Влaдuмиpoвич Мень (1935-1990) - священник Русской Православной Церкви, историк религии, основатель Православного университета. Обладая энциклопедической образованностью, он создал многотомную "Историю религии: В поисках пути, истины и жизни Работа эта в равной мере представляет интерес в рамках не только религиозного, но и научного знания. В представлениях А. Меня религия и культура неразрывно связаны между собой, он полагал, что отрыв культуры от Бога опасен, так как на место Бога люди неизбежно ставят идолов. В самой же культуре А. Мень видел огромные возмож­ности облагораживающего воздействия на общество и человека, для реализации которого необходима духовная энергия христианства.



2020-02-04 191 Обсуждений (0)
Структура слова in usum aestheticae 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура слова in usum aestheticae

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)