Статистический анализ розничной торговли
Розничный товарооборот представляет собой последнюю, конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда товары из сферы обращения поступают в сферу личного (индивидуального или совместного) потребления. Розничный товарооборот относится к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он отражают экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны. Розничный товарооборот тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением. В сфере товарного обращения розничный товарооборот влияет на другие показатели торговли, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость, издержки обращения, прибыль и рентабельность, производительность труда в торговле и т. д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы торговли и т. п. Розничный товарооборот — сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления. Во-вторых, розничный товарооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, в основном на денежные доходы населения, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров. Эта последняя складывается из части трудовых доходов населения, заработной платы, доходов колхозников и т. п., а также из общественных фондов потребления — пенсий, стипендий, денежных льгот и выплат и других источников. Статистический учет розничного товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете прихода товаров и денежной выручки. Показатель общего объема розничного товарооборота является строго документированным, соответствующим сумме денежной выручки (наличной и безналичной) и потому вполне достоверным. В качестве основных задач, стоящих перед статистикой розничного товарооборота, можно выделить следующие: определение объема розничного товарооборота по торговым системам, в территориальном разрезе и в целом по стране; контроль за ходом выполнения плановых показателей; определение товарной структуры розничного товарооборота, изучение структурных сдвигов, определяющих тенденции развития торговли в территориальном разрезе и в целом по стране; изучение покупательского спроса населения и степени его удовлетворения; исследование динамики и структуры среднедушевого товарооборота; исследование закономерностей развития товарооборота в целом и по отдельным товарным группам; изучение региональных особенностей развития товарооборота в целом и по торговым системам; анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема и структуры товарооборота. Современная методология изучения и анализа розничного товарооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные результаты. Особенно широко в анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственных решений. Все известные статистические методы анализа розничного товарооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кончая торговлей как отраслью народного хозяйства. Программа анализа розничного товарооборота включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой площади и др. Рассмотрим основные процедуры анализа розничного товарооборота. В соответствии с действующим законодательством каждое торговое предприятие ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в банке. Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки). Числено он равен:
Торговая выручка, сданная в банк Ки = ———————————————————————— * 100 (1) Объем розничного товарооборота
Анализ выполнения планируемых результатов розничного товарооборота является важнейшей аналитической процедурой. Он производится в различных вариациях и всегда опирается на группировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальным единицам. Выполнение плана розничного товарооборота должно рассматриваться как по предприятиям и организациям, так и в территориальном аспекте. При этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей. Покажем это на примере данных (таблица №1) о выполнении плана розничного товарооборота торгом за год. Для расчета коэффициента равномерности по формуле R=100-V необходимо определить коэффициент вариации V, который равен: σ * 100 V= ———— (2) Ŷ Средний процент выполнения плана (Ŷ) равен 104,6%. Среднее квадратическое отклонение (σ) рассчитаем по формуле 2 ∑( Y - Ŷ) 48803,48 σ = ————— = ————— = √567,4 = ± 23,8% (3) ∑ m 86
Коэффициент вариации равен 22,9% (23,8:104,6-100). Следовательно, коэффициент равномерности равен 77,1 % (100—22,9). Таблица №1 Выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.
Полученный показатель равномерности выполнения плана (77,1 %) нельзя отнести к разряду высоких. Это естественно, поскольку среднее квадратическое отклонение достаточно велико— 23,8%. Оно свидетельствует о среднем размере отклонений от среднего процента выполнения плана розничного товарооборота (104,6 %). Легко допустить, что, если бы годовой план розничного товарооборота был распределен по кварталам в равных долях, коэффициент равномерности был бы выше. Далее, фактический объем розничного товарооборота не является высшим достижением торга. Наоборот, он говорит о том, что в торге имеются не использованные резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи. Анализ выполнения плана розничного товарооборота углубляется путем разработки специальной таблицы, в которой дается группировка магазинов по признаку уровня выполнения плана розничного товарооборота. Рассмотрим группировку 100 магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале, в которую введены показатели поступления товаров. (Таблица №2) Таблица №2 Таблица 2 Группировка магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале
Для того чтобы выявить влияние поступления товаров, данные пересчитаны на один магазин (общая сумма поступления делилась на число магазинов в группе). Цель заключается в том, чтобы выявить соответствие поступления покупательскому спросу Ясно, что чем больше разрыв между поступлением и товарооборотом, тем значительнее это несоответствие. Чтобы исключить влияние размера торгового предприятия, показатель отклонения поступления товаров от плана товарооборота исчислен в процентах к товарообороту. Во-первых, данная группировка показывает, что 30 магазинов (т.е. 30% общего числа) не выполнили квартального плана товарооборота, причем в пяти из них уровень выполнения плана — менее 80% Коэффициент вариации выполнения плана составил сравнительно небольшую величину — 5,9%. Однако общая сумма недовыполнения плана равна 550 тыс. руб. Если бы эти магазины выполнили план, хотя бы на 100%, общее выполнение плана по организации составило бы не 101,0%, а 102,6% Во вторых, доля магазинов, не выполнивших план, в общем объеме товарооборота не достигает ј (164%) Это указывает на то что главным образом не справляются с плановым заданием небольшие магазины. Вывод подтверждают данные о товарообороте в расчете на один магазин. В-третьих, выполнение плана связано с поступлением товаров в магазины. Выявлена обратная зависимость уровня выполнения плана товарооборота от показателя отклонения поступления товаров от планового задания. Причем в двух группах поставка товаров по своему абсолютному размеру превышает объем продажи. В данном случае сказалось несоответствие поставки (по ассортиментному составу или качеству) спросу населения Недопоставка также приводит к невыполнению плана розничного товарооборота.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (148)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |