Биологическая роль фосфора
Введение Цель урока: · Познакомить учащихся с фосфором и его соединениями; · Повторить понятие “Аллотропия”; Рассмотреть аллотропные модификации фосфора. · Способствовать формированию на метапредметном уровне системы знаний об образуемых элементом фосфором веществах, играющих важную роль в природе и жизни человека. · Закрепить понятия «химический элемент», «простое вещество». Задачи: 1. Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии, способствовать развитию научного мышления при установлении причинно-следственных связей, применение знаний и умений при решении метапредметных учебных проблем. . Развивающие: содействовать развитию у учащихся научного мировоззрения при усвоении идей курса: единство и познаваемость мира; единство живой и неживой природы, исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве, развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинно-следственные связи, развивать умения использовать химическую терминологию, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником. . Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся. Оборудование и реактивы. ПСХЭ, коллекция минералов, на столах уч-ся растворы К3РО4, AgNO3, Учебник: автор - Н.С.Новошинская, И.И.Новошинский. Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами интегрирования (Биология, история, литература, география). Формы организации учебной деятельности: · самостоятельная работа с текстом учебника; · фронтальная; · исследовательский лабораторный опыт. Методы обучения. Методы организации учебной деятельности: 1. словесные (эвристическая беседа), 2. наглядные (коллекция, таблицы) . на основе познавательной деятельности . частично-поисковый; Педагогические приемы: · учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности); · учебно-информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение); · учебно-интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности). урок химия фосфор аллотропный Ход урока Организация начала урока. II. Изучение нового материала Тема нашего урока «Фосфор и его соединения». Цель нашего урока: получить знания о химическом элементе, простом веществе фосфоре и его соединениях. При подготовке к уроку несколько ребят получили задание подготовить устные сообщения. 2.1 Сначала совершим небольшой экскурс в 17 век. Слово историку - его роль сегодня выполняет Мирошниченко Егор. В 1669 год. Открытие фосфора приписывается гамбургскому алхимику Х. Брандту. В поисках «философского камня», якобы способного превратить неблагородные металлы в золото, Брандт занимался перегонкой сухого остатка от выпаривания мочи. В приёмнике оказалось вещество, испускавшее голубоватый свет. Так, совершенно случайно, в 1669 году был открыт белый фосфор - вещество, вызывавшее свечение. Поначалу у Брандта не было сомнения, что свечение без огня мог дать лишь искомый «философский камень». Однако вскоре он понял, что никакими другими чудесными свойствами его находка не обладает, и продал секрет другому алхимику. Тот, в свою очередь, перепродал его третьему и т. д. Конец «философскому бизнесу» положил английский химик Р.Бойль, который в 1680 году опубликовал в научном журнале более простую и доступную методику получения фосфора. В 1771 году шведский химик К.Шееле дал способ получения фосфора из костяной золы, применявшейся в промышленности вплоть до начала 20 века. Наименование элемента происходит от греческих слов «фос» - свет и «форос»,- несущий. Название «фосфоры» приписывают всем веществам, светящимся в темноте после предварительного облучения, а само явление холодного свечения называют фосфоресценция. Учитель. Так давайте поближе познакомимся с элементом фосфором, зная, что свойства зависят от строения. Характеристика элемента по его положению в ПСХ Д.И Менделеева Учитель. Охарактеризуйте фосфор как химический элемент по плану: . порядковый номер, номер периода, группа, подгруппа; . заряд ядра, электронная формула, энергетическая диаграмма; . валентность и возможные степени окисления элемента. Нахождение в природе Учитель. В каком виде химический элемент может находиться в природе ? Запишите в тетрадь не менее 4 формул соединений фосфора. Ученик (Бурдина Д.). Фосфор принадлежит к весьма распространённым в природе элементам. Он занимает 13 место среди всех элементов. Вследствие высокой химической активности фосфор в свободном состоянии в природе не встречается. Он содержится не менее чем в 190 минералах, из которых главнейшими являются апатиты и фосфориты. В 1926 году А.Е.Ферсманом и его сотрудниками были открыты огромные запасы апатитов на Кольском полуострове в Хибинах, где их залежи не имеют равных нигде в мире. Незадолго до войны было открыто очень крупное месторождение фосфоритов Кара-Тау в Казахстане. Одним из источников фосфора является гуано - природное фосфорсодержащее вещество, продукт из экскрементов птиц. Вблизи берегов Перу есть несколько безводных, не орошаемых дождями голых островов, которые с незапамятных времен служили местом обитания морских птиц, питающихся рыбой. За многие века эти острова покрылись сплошным слоем птичьего помета, достигавшим в некоторых местах стометровой толщины. Именно эти скопления гуано долгое время служили источником фосфора и удобрений для истощенных полей Западной Европы, пока запас не был исчерпан. Учитель. Познакомимся с образцами фосфоритов и аппатитов, имеющихся в наших коллекциях. Биологическая роль фосфора Учитель. Фосфор входит в состав нервных и костных тканей. Особенно богаты им мозговые клетки. В сутки человеку необходимо примерно 1 г. фосфора. Содержание фосфора в организме человека (масса тела 70 кг) составляет 780 г. • Входит в состав костной ткани в виде ортофосфата Са3(Р04)2 и гидроксиапатита ЗСа3(Р04)2 • Са(ОН)2 • Входит в состав зубов в виде гидроксиапатита и фторапатита 3Са3(Р04)2 • CaF2. • Соединения фосфора принимают участие в обмене энергии. • Необходим для нормальной мышечной и умственной деятельности. Академик А.Е.Ферсман назвал его «элементом мысли». Фосфор поступает в организм с пищей: рыбой, хлебом, молоком, сырами, мясом, бобовыми (горох, фасоль), овсяной, перловой, ячневой крупой. Обычно всасывается 50-90% фосфора, меньше - при употреблении растительных продуктов, т. к. в них он содержится в виде трудноусвояемой фитиновой кислоты. Для правильного питания очень важно его соотношение с кальцием. Оптимальным считается соотношение кальция и фосфора, равное 1:1,5.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |