Применение упражнений в метании для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры
выпускная квалификационная работа по специальности 49.02.01 Физическая культура Профессиональный модуль Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам
2020 г.
В программе физического воспитания для общеобразовательных школ много внимания уделено воспитанию у учащихся двигательных качеств, координационных способностей. И это закономерно, поскольку в условиях ускорения научно-технического прогресса значение способности человека управлять сложными в координационном отношении движениями постоянно возрастает. Способности оптимально управлять двигательными действиями, которые называют координационными способностями, необходимо воспитывать во все школьные периоды. Целенаправленное развитие КС у учащихся среднего школьного возраста приводит к тому, что они значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями на уроках физической культуры, на более высоком качественном уровне усваивают новые учебные темы, продвигаются к высотам спортивного мастерства и на более длительные сроки удерживаются в большом спорте. У учащихся постоянно улучшаются сенсорные, сенсомо- торные и интеллектуальные компоненты психофизиологических функций (анализаторов движений), повышается умение рационально расходовать свои энергетические силы, пополнять и расширять двигательный опыт. Целенаправленное воспитанию координационных способностей позволяет оптимизировать двигательную подготовленность подростков к труду и защите Родины, что приобретает особую актуальность и социальную значимость в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы. В классических работах конца XIX и начала XX в. (П.Ф. Лесгафт, Ж. Демени, П.П. Блонский и другие) указывалось, что для жизнедеятельности человека важна не столько сама по себе сила, сколько умение разумно управлять ею. Данный вопрос рассматривали такие ученые, как Лев Павлович Матвеев, Владимир Иосифович Лях, Жорж Константинович Холодов, Макаров Александр Николаевич. Эти ученые имеют в основном сходные подходы к воспитание координационных способностей и предлагают разнообразные средства её развития. Однако не всегда эти средства дифференцируются с учетом возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста. Несмотря на актуальность данной проблемы, вопросы развития различных КС остаются пока недостаточно разработанными. Методические подходы, специально направленные на воспитание координационных способностей в метании основаны на использовании упражнений, выполняемых в различных условиях и исходных положениях с различной интенсивностью. Отдых между упражнениями на координацию должен быть до полного восстановления. Основными методами воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста являются: повторный, игровой, соревновательный и круговой. Упражнения на воспитание координационных способностей должны быть сходны по своей форме и характеру с техникой метания меча. От координации движений рук и ног при метании во многом зависит результат, т.е. дальность броска. Поэтому проблемой научного поиска является поиск наиболее эффектив-ных средств воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении упражнений в метании на уроках физической культуры. Объект исследования: процесс развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры. Предмет исследования: использование упражнений в метании для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры. Гипотеза: если на основе теоретических исследований и результатов диагностики разработать и включать в содержание уроков физической культуры с учащихся среднего школьного возраста упражнения в метании для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста, то это будет способствовать повышению уровня развития данного вида способностей обучаемых. Цель: теоретически обосновать и практически доказать влияние подобранных упражнений на развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры Задачи исследования: - проанализировать и обобщить теоретические положения развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры; - изучить возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста; - подобрать упражнения в метании для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры; - проверить результативность использованных упражнений в метании для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры; - провести сравнительный анализ результатов начального и контрольного тестирования; - обобщить итоги исследования, сформулировать вывод. В выпускной квалификационной работе были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ и обобщение. Эти методы применялись при изучении теоретико-методических основ воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры, с учетом их возрастных особенностей; при формулировке выводов. В работе будут использованы следующие эмпирические методы исследо-вания: моделирование и тестирование. Метод моделирования позволил осуществить отбор упражнений для воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры. С помощью метода тестирования проводилась диагностика уровня развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры. Этапы работы: - изучение и анализ научно-методической литературы по теме иссле-дования; - составление плана практического исследования; - отбор упражнений в метании для развития координационных способностей и распределение их по урокам; - реализация содержания практического исследования; - анализ результатов контрольного тестирования; - формулирование выводов и заключения. Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, приложениями. Изучено 40 источников специальной и методической литературы по теме исследования. В первой главе раскрыты теоретические и методические основы воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры. Вторая глава посвящена практическому исследованию по применению упражнений в метании для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры. Новизна исследования данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней сделана попытка обобщить научные подходы к воспитанию координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении упражнений в метании на уроках физической культуры. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что подобранные упражнения для воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении упражнений в метании на уроках физической культуры могут быть использованы студентами на педагогической практике и учителями физической культуры.
1 Теоретические и методические основы применения упражнений в метании для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры
1.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста
При проведении уроков физической культуры с учащимися среднего школьного возраста учитель физической культуры должен знать возрастные особенности занимающихся. Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы). Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 — 12 лет в среднем на 7 см. В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей Массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон.Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11 — 12 лет. Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания. У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12—15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам. В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с II до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет). Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом. Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем школьном возрасте приведен в таблицах 18, 19. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости. В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты. При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся. Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное. Из сказанного выше следует, что в эти годы у учащихся значительно активизируется процесс расширения координационного базиса. На этой основе проходит дальнейшее разностороннее развитие координационных способностей, особенно относящихся к спортивно-игровым двигательным действиям. Динамично развиваются также специфические координационные способности, прежде всего способности к ритму, ориентированию в пространстве, равновесию и произвольному расслаблению мышц. Особое внимание учитель физической культуры должен уделять развитию специализированных психофизиологических функций, свойственных конкретным видам спорта, в частности специализированных восприятий или чувств (мяча, дистанции, снаряда), сенсомоторных реакций (быстрота и правильность реагирования), интеллектуальных процессов (оперативная двигательная память, быстрота и рациональность мышления).
Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются: время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей: 1) бег «змейкой»,2) челночный бег 3х10 м; 3) челночный бег 4x9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта; 4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.
1.4 Основы техники метания
В легкой атлетике четыре вида метаний, техника исполнения которых зависит от формы и массы снаряда. Метания можно разделить на две группы: метание и толкание снарядов, не обладающих аэродинамическими свойствами; метание снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами. Разные виды метаний имеют общие основы техники, которые характерны для всех видов.В основах техники различают начальную скорость вылета снаряда, то есть скорость, которой обладает снаряд в момент отрыва от руки метателя. Угол вылета – (а) угол, образованный вектором начальной скорости снаряда и линией горизонта. Высота выпуска снаряда – расстояние по вертикали от точки отрыва снаряда от руки до поверхности сектора. Угол местности – ф) угол, образо-ванный линией, соединяющей точку выпуска снаряда с местом приземления снаряда и горизонтом. Эти факторы присущи всем метаниям. Для снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами, дополнительно рассматриваются следующие факторы: угол атаки, лобовое сопротивление, вращательный момент. Подробнее эти факторы рассмотрим в фазе полета. Условно целостное действие метания можно разделить на три части: – разбег; – финальное усилие; – торможение после выпуска снаряда. Четвертая часть – полет снаряда происходит без воздействия метателя и подчиняется определенным законам механики. Когда составляют схему обучения техники метания, выделяют еще вспомогательные части: держание снаряда, подготовка к разбегу, подготовка к финальному усилию, выпуск снаряда. Главной фазой в метаниях является фаза финального усилия. Угол вылета снаряда является одним из базовых факторов, определяющих результативность в метаниях. С точки зрения механики оптимальный угол вылета снаряда – 45° (в безвоздушном пространстве и без воздействия каких-либо других сил). Легкоатлетические метания по структуре являются одноактными или ациклическими упражнениями. Метания различны только по внешней картине движений метателя, по сути у них одна цель – придание снаряду наибольшей скорости вылета, которая является одним из основных факторов дальности полета снаряда. Другими факторами дальности полета снаряда являются угол вылета, высота выпуска снаряда и сопротивление воздушной среды. Во время разбега системе «метатель-снаряд» придается предварительная скорость. Следует помнить, что в толкании ядра и метании копья определяется линейная скорость, а в метании диска и молота – угловая скорость. Во время финального усилия предварительная скорость увеличивается и в этой фазе осуществляется передача количества движений системы «метатель-наряд» непосредственно снаряду. Предварительная скорость в разбеге сообщается системе за счет работы мышц ног и туловища, в фазе финального усилия система передает скорость снаряду за счет мышц плечевого пояса и рук. Одним из правил в метаниях является то, что для придания (скорости системе «метатель-снаряд» необходимо данный снаряд «вести» за собой, а не «идти» за снарядом. Иными словами, движению снаряда должна предшествовать последовательная цепочка мышечных усилий, создающих данное движение. Предварительная скорость системы «метатель-снаряд» всегда сбудет оптимальной и будет зависеть от следующих факторов: вида метания, технической и физической подготовленности метателя. Предварительная скорость набирается на более длинном пути движения, плавно, до оптимального значения. В фазе финального усилия эта скорость достигает таких максимальных величин, на какие только способен спортсмен, и в последней части фазы передается снаряду. Скорость, которая придается системе или снаряду, зависит от величины мышечных усилий или от величины проявления силы. Сначала на более длинном пути разбега за счет меньших мышечных усилий придается скорость системе, а затем на коротком отрезке пути прилагается максимальная мощность для увеличения скорости снаряда. Скорость движения системы метатель тире снаряд достигает при метании мяча за счёт прямолинейного ускоряющего разбега. При подготовке к финаль-ному усилию мышцы, выполняющие основную работу в метании, растяги-ваются. Это осуществляется за счёт обгона снаряды, когда таз и ноги как бы обгоняет верхнюю часть туловища и руки со снарядом. Однако скорость движения снаряда во время обгона не уменьшается. Перед финальным усилиям положение метателя характеризуется наклоном, поворотом или скручиванием тела в сторону, обратную направлению метания. Финальное усилие во многом зависит от устойчивости положения метателя, длинные пути воздействия на снаряд при меньшем времени этого воздействия. Спортсмен должен по возможности ускорить проход двух опорное положение. Важно максимально использовать в заключительном усилие эластичность мышц. Чем больше их предварительное растягивание, тем более мощным будет последующее сокращение. Вылет мяча происходит близко к высшей точке подъема выпрямленного тело и руки. При определении угла вылета известную роль играет направление ветра при встречном ветре угол вылета уменьшается при попутном увеличивается. После выпуска снаряда спортсмен должен сохранить устойчивое положение и погасить скорость движения, что позволит ему не нарушить правила соревнований, то есть не переступить планку для метания для этого после броска происходит активное смена ног. При метании мяча выполняется несколько подскоков на правой (левой) ноге. В финальные усилия включаются в работу последовательность крупные, мощные группы мышц таза и туловища, движение заканчивают мелкие мышцы стопы и кисти. Чрезвычайно важным является растягивание мышц перед финальным усилием, которое осуществляется путем обгона снаряда. При метании мяча учащийся начинает разбег из исходного положения, стоя лицом в направлении метания, держа снаряд над плечом. Скорость разбега в метании мяча должна быть оптимальной, позволяет спортсменам проложить максимальные усилия к снаряду и увеличивать концу разбега. Таким образом, результат в метании на точность броска будет зависеть от уровня развития координационных способностей. В метании на точность звенья тела и различные группы мышц, которые работают в определенной последовательности. Из всего сказанного в первой главе можно сделать вывод. Одной из задач, решаемых на уроке физической культуры, является воспитание координационных способностей. В арсенале средств воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры особое место занимают упражнения в метании. В метании на точность броска принимает участие мышцы не только рук верхнего плечевого пояса, но и туловища и ног. В методике развития координационных способностей у школьников основным положением являются систематическое и последовательное обучение их новым разнообразным двигательным действиям и образование на этой основе новых, всё более сложных форм координации движений. Осуществление этого ведущего направления в развитии координационных способностей предусматривается содержанием комплексной программы физического воспитания, в которой для учащихся среднего школьного возраста предусмотрен новый материал для освоения и совершенствования. Таким материалом служат новые, все более сложные в координационном отношении двигательные действия (общеподготовительные и специально подготовительные координационные упражнения), из которых каждое в отдельности воздействует преимущественно на одну координационную способность. Большое значение для развития координационных способностей у школьников имеют комбинированные упражнения и эстафеты, подвижные и спортивные игры. Эти упражнения в своём большинстве следует рассматривать как синтетические координационные упражнения с преимущественным воздействием на две и более координационных способностей. Использование данных координационных упражнений (в особенности подводящих) требует от учителя физической культуры соблюдения таких дидактических принципов, как последовательность, систематичность и индивидуализация. Умело осуществлённый подбор упражнений (от простых к более сложным) ведёт к быстрейшему формированию двигательных навыков и умений и одновременно содействует развитию координационных способностей. По мере овладения двигательными действиями следует постепенно повышать требования не только к точности и быстроте выполнения этих действий, но и к рациональности их применения, а также к стабильности их осуществления вначале в относительно постоянной, а затем и в изменяющейся обстановке. Следовательно, упражнения в метании не должны выполняться только в стандартных условиях. Стандартные учебные ситуации, конечно же, необходимы, однако лишь до того момента, пока занимающиеся не начинают легко и свободно выполнять осваиваемые двигательные навыки. Чтобы не возникла стойкая стереотипия движений (так называемый координационный барьер), следует варьировать либо подводящие упражнения, либо условия, в которых они осуществляются. В процессе прохождения материала учебной программы важным методическим требованием является умелое использование учителем специальных координационных упражнений, направленных на развитие специфических координационных способностей или на воспитание отдельных психофизиологических функций анализаторов движений. В частности, при прохождении на уроках физической культуры учебного материала из раздела «Лёгкая атлетика» педагогу необходимо использовать на занятиях упражнения по выработке чувства пространства (метания с различных расстояний в цель).
1 Афанасьев Ю.В. Развивая двигательные качества. // Физическая культура в школе. 2018., № 6. С. 41 - 43. 2 Байбародова Л.В., Бутин И. М., методика обучения физической культуре: 1-11 кл.: Метод. пособие. М.: Владос, 2014. 248 с. 3 Вишняков А.В., Губин А.А. Развитие координац
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |