Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение упражнений в метании для развития  координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической  культуры



2020-02-04 489 Обсуждений (0)
Применение упражнений в метании для развития  координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической  культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




выпускная квалификационная работа

по специальности 49.02.01 Физическая культура

Профессиональный модуль

Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

 

Работа рекомендована к защите Рецензент ………………….     « »          2020 г. /___________/   Допустить к защите Нормоконтролёр ………………..    « »          2020 г. /___________/     Заместитель директора (учебная работа) /__________/ С.Г. Поликарпова Приказ от « »     _2020г. Выполнил Виноградов Михаил Павлович студентка 4 курса, очная форма обучения, группа Ф1631 Работа завершена « »          2020 г. /___________/     Руководитель Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» Работа проверена « »          2020 г. /___________/     Выпускная квалификационная работа защищена « »          2020г.     Оценка Секретарь ГЭК

 

 

2020 г.

 
Содержание

 

Введение 3
1 Теоретические и методические основы применения упражнений в метании для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры     8
1.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного 8
1.2 Характеристика, средства и методы воспитания координационных способностей   11
1.3 Определение уровня развития координационных способностей 1.4 Основы техники метания 13 17
2 Использование упражнений в метании для развития координационных способностей у учащихся 7 класса на уроках физической культуры                                                                            ….                                                                         
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В  
   

 

 

 
Введение

В программе физического воспитания  для общеобразовательных школ много внимания уделено воспитанию у учащихся двигательных качеств, координационных способностей. И это закономер­но, поскольку в условиях ускорения науч­но-технического прогресса значение спо­собности человека управлять сложными в координационном отношении движениями постоянно возрастает.

Способности оптимально управлять двига­тельными действиями, которые называют ко­ординационными способностями, необ­ходимо воспитывать во все школьные перио­ды.  Целенаправленное развитие КС у учащихся среднего школьного возраста при­водит к тому, что они значительно быстрее и рациональнее овладе­вают различными двигательными действиями на уроках физической культуры, на более высоком качественном уровне усваивают но­вые учебные темы, продвигаются к высотам спортивного мастерства и на более длительные сроки удер­живаются в большом  спорте. У  учащихся постоянно улучшаются сенсорные, сенсомо- торные и интеллектуальные компоненты пси­хофизиологических функций (анализаторов движений), повышается умение рациональ­но расходовать свои энергетические силы, пополнять и расширять двигательный опыт. Целенаправленное воспитанию координационных способностей позволяет оп­тимизировать двигательную подготовленность подростков к труду и защите Родины, что приобретает особую актуальность и социальную значимость в свете реформы общеобразовательной и профессио­нальной школы.

В клас­сических работах конца XIX и начала XX в. (П.Ф. Лесгафт, Ж. Демени, П.П. Блонский и другие) указывалось, что для жизнедеятельности человека важна не столько сама по себе сила, сколько умение разумно управлять ею.

Данный вопрос рассматривали такие ученые, как Лев Павлович Матвеев, Владимир Иосифович Лях, Жорж Константинович Холодов, Макаров Александр Николаевич. Эти ученые имеют в основном сходные подходы к воспитание координационных способностей и предлагают разнообразные средства её развития. Однако не всегда эти средства дифференцируются с учетом возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста. Несмотря на актуальность данной проблемы, вопросы развития различных КС остаются пока недостаточно разработанными.

Методические подходы, специально направленные на воспитание координационных способностей в метании основаны на использовании упражнений, выполняемых в различных условиях и исходных положениях с различной интенсивностью. Отдых между упражнениями на координацию должен быть до полного восстановления. Основными методами воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста являются: повторный, игровой, соревновательный и круговой. Упражнения на воспитание координационных способностей должны быть  сходны по своей форме и характеру с  техникой метания меча. От координации движений рук и ног при метании во многом зависит результат, т.е. дальность броска.

Поэтому проблемой научного поиска является поиск наиболее эффектив-ных средств  воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении упражнений в метании на уроках физической культуры.

Объект исследования: процесс развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.

Предмет исследования: использование упражнений в метании для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.

Гипотеза: если на основе теоретических исследований и результатов диа­гностики разработать и включать в содержание уроков физической культуры с учащихся среднего школьного возраста упражнения в метании для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста, то это будет способствовать повышению уровня развития данного вида способностей  обучаемых.

Цель: теоретически обосновать и практически доказать влияние подобранных упражнений на развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры

Задачи исследования:

- проанализировать и обобщить теоретические положения развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры;

- изучить возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста;

- подобрать  упражнения в метании для  развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста  на уроках физической культуры;

- проверить результативность использованных упражнений в метании  для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры;

- провести сравнительный анализ результатов начального и контрольного тестирования;

- обобщить итоги исследования, сформулировать вывод.

В выпускной квалификационной работе были  использованы следующие теоретические методы исследования: анализ и обобщение. Эти методы применялись при изучении теоретико-методических основ воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры, с учетом их возрастных особенностей; при формулировке выводов.

В работе будут использованы следующие эмпирические методы исследо-вания: моделирование и тестирование. Метод моделирования позволил осуществить отбор упражнений для воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры.  С помощью метода тестирования проводилась диагностика уровня развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры.

Этапы работы:

- изучение и анализ научно-методической литературы по теме иссле-дования;

- составление плана практического исследования;

- отбор упражнений в метании  для развития координационных способностей и распределение их по урокам;

- реализация содержания практического исследования;

- анализ результатов контрольного тестирования;

- формулирование выводов и заключения.

Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком  литературы, приложениями.

Изучено 40  источников специальной и методической литературы по теме исследования.

В первой главе раскрыты теоретические и методические основы воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении метания на уроках физической культуры. Вторая глава посвящена практическому исследованию по применению  упражнений в  метании для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.

Новизна исследования данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней сделана попытка обобщить научные подходы к воспитанию координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении упражнений в метании на уроках физической культуры.

 Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что подобранные упражнения для воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении упражнений в метании на уроках физической культуры могут быть использованы студентами на педагогической практике и учителями физической культуры.

 

 

1 Теоретические и методические основы применения упражнений в метании для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры

 

1.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста 

 

При проведении уроков физической культуры с учащимися среднего школьного возраста учитель физической культуры должен знать возрастные осо­бенности занимающихся.

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы). Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным обра­зом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 — 12 лет в среднем на 7 см.

      В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые ко­сти верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту по­звонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмер­ные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей Массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон.Мышечная масса     особенно интенсивно нараста­ет у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11 — 12 лет.

      Наблюдаются существенные различия в сроках полового со­зревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью поло­вого созревания, а следовательно, и с разными функциональ­ными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм вос­питания.

     У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжаю­щегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регули­рующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12—15 лет при мышечной деятельности значительно мень­ше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реа­гирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологическо­го и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

     В период полового созревания у подростков отмечается наи­более высокий темп развития дыхательной системы. Объем лег­ких в возрасте с II до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет пока­затель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

      Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл под­росток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задержи­вать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кисло­родом.

      Подростковый возраст — это период продолжающегося двига­тельного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основ­ных двигательных способностей в среднем школьном возрасте при­веден в таблицах 18, 19.

     У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых дви­гательных действиях), силовые и скоростно-силовые способнос­ти; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

      В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

      При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся. Соотношение практических методов (игрового, строго регла­ментированного упражнения) примерно равное.

Из сказанного выше следует, что в эти годы у учащихся значительно активизируется процесс расширения координационного базиса. На этой основе проходит дальнейшее разносто­роннее развитие координационных способностей, особенно относящихся к спортивно-игровым двигательным действиям. Динамично развиваются также специфиче­ские координационные способности, прежде всего способности к ритму, ориентированию в пространстве, равновесию и произвольному расслаблению мышц. Особое внимание учитель физической культуры  должен уделять развитию  специа­лизированных психофизиологических функ­ций, свойственных конкретным видам спорта, в частности специализированных восприятий или чувств (мяча, дистанции, снаряда), сенсо­моторных реакций (быстрота и правильность реагирования), интеллектуаль­ных процессов (оперативная двигательная па­мять, быстрота и рациональность мышления).

 

1.2 Характеристика, средства и методы воспитания координационных способностей         В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно воз­никающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключе­нию внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Наибольшее значение имеют высоко­развитое мышечное чувство и так называемая пластичность кор­ковых нервных процессов. От степени проявления последних за­висит срочность образования координационных связей и быстро­ты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу лов­кости составляют координационные способности.      Под двигательно-координационными способностями понимают­ся способности быстро, точно, целесообразно, экономно и на­ходчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).       Объединяя целый ряд способностей, относящихся к коорди­нации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы. Первая группа. Способности точно соизмерять и регули­ровать пространственные, временные и динамические параметры движений. Вторая группа. Способности поддерживать статическое'! (позу) и динамическое равновесие. Третья группа. Способности выполнять двигательные дей­ствия без излишней мышечной напряженности (скованности).       Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства време; ни и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статичес­ких положениях и ее балансировке во время перемещений. Коор­динационные способности, относящиеся к третьей группе, мож­но разделить на управление тонической напряженностью и коор­динационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмер­ным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, из­лишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формирова­нию совершенной техники.        Проявление координационных способностей зависит от цело­го ряда факторова именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно дви­гательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня раз­вития других физических способностей (скоростные способнос­ти, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решитель­ности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двига­тельных умений и навыков).         Координационные способности, которые характеризуются точ­ностью управления силовыми, пространственными и временны­ми параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе об­ратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности В период от 11 до 13—14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведе­нию заданного темпа движений. Подростки 13—14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных коорди­нации, что обусловлено завершением формирования функциональ­ной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением фор­мирования основных механизмов произвольных движений.       В возрасте 14—15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных координационных физических упражнений можно увеличить за счет изменения про­странственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снаря­дов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограничен­ный промежуток времени.         Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без пред­метов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакал­ками, булавами и др.), относительно простые и достаточно слож­ные, выполняемые в измененных условиях, при различных положе­ниях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.         Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильнойтехники естественных движений; бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.        Для воспитания способности быстро и целесообразно перестра­ивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местно­сти, горнолыжный спорт.        Особую группу средств составляют упражнения с преимуще­ственной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигатель­ных действий. Это упражнения по выработке чувства простран­ства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.         Специальные упражнения для совершенствования координа­ции движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражне­ния с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.         На спортивной тренировке применяют две группы таких средств: а)  подводящие, способствующие освоению новых форм дви­ жений того или иного вида спорта; б) развивающие, направленные непосредственно на воспита­ ние координационных способностей, проявляющихся в конкрет­ ных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражне­ ния в затрудненных условиях — ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд).       Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выпол­няться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует даль­нейшего развития координационных способностей. Выполнение координационных упражнений следует планиро­вать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.      Таким образом, на уроках физической культуры, используя специально подводящие и развивающие ко­ординационные упражнения, учителю следует регулярно и последовательно приучать за­нимающихся к тому, чтобы они выполняли двигательные действия и задания вначале пра­вильно, затем быстро (своевременно), раци­онально (целесообразно и экономично) и, на­конец, находчиво (инициативно и стабильно). Такая методическая направленность в обуче­нии двигательным умениям положи­тельным образом сказывается на повышении уровня координационных способностей.      Преимущественное воздействие коор­динационных упражнений на определённую координационных способностей или на отдельный компонент (сенсорный, сенсомоторный или интеллектуальный) этой способности определяется как самими упраж­нениями, так и их методической направлен­ностью. В данной связи учитель физической культуры должен чётко себе представлять: для какой цели он использует то или другое коор­динационное упражнение, какие конкретно (одна или несколько) координационных способностей  развиваются при его применении.  
1.3Определение уровня развития координационных способностей  

Многообразие видов двигательных координационных способ­ностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются: время, затрачиваемое на освоение нового движения или ка­кой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией.

В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем
координационных возможностей; координационная сложность выполняемых двигательных за­даний (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве за­даний-тестов рекомендуется применять упражнения с асиммет­
ричным согласованием движений руками, ногами, головой, ту­ловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в дви­
гательном опыте человека; точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, простран­
ственным); сохранение устойчивости при нарушении равновесия; стабильность выполнения сложного в координационном от­
ношении двигательного задания (по конечному результату и ста­
бильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают,
например, по показателям целевой точности — количеству попа­
даний при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных пред­
метов в мишень.

       Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей: 1) бег «змей­кой»,2) челночный бег 3х10 м; 3) челночный бег 4x9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта; 4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.

 

1.4 Основы техники метания

 

В легкой атлетике четыре вида метаний, техника исполнения которых зависит от формы и массы снаряда. Метания можно разделить на две группы: метание и толкание снарядов, не обладающих аэродинамическими свойствами; метание снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами. Разные виды метаний имеют общие основы техники, которые характерны для всех видов.В основах техники различают начальную скорость вылета снаряда, то есть скорость, которой обладает снаряд в момент отрыва от руки метателя. Угол вылета – (а) угол, образованный вектором начальной скорости снаряда и линией горизонта. Высота выпуска снаряда – расстояние по вертикали от точки отрыва снаряда от руки до поверхности сектора. Угол местности – ф) угол, образо-ванный линией, соединяющей точку выпуска снаряда с местом приземления снаряда и горизонтом.

Эти факторы присущи всем метаниям. Для снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами, дополнительно рассматриваются следующие факторы: угол атаки, лобовое сопротивление, вращательный момент. Подробнее эти факторы рассмотрим в фазе полета.

Условно целостное действие метания можно разделить на три части:

–  разбег;

–  финальное усилие;

–  торможение после выпуска снаряда.

Четвертая часть – полет снаряда происходит без воздействия метателя и подчиняется определенным законам механики. Когда составляют схему обуче­ния техники метания, выделяют еще вспомогательные части: держание снаряда, подготовка к разбегу, подготовка к финальному усилию, выпуск снаряда. Главной фазой в метаниях является фаза финального усилия.

Угол вылета снаряда является одним из базовых факторов, определяющих результативность в метаниях. С точки зрения механики оптимальный угол вылета снаряда – 45° (в безвоздушном пространстве и без воздействия каких-либо других сил).

Легкоатлетические метания по структуре являются одноактными или ациклическими упражнениями. Метания различны только по внешней картине движений метателя, по сути у них одна цель – придание снаряду наибольшей скорости вылета, которая является одним из основных факторов дальности полета снаряда. Другими факторами дальности полета снаряда являются угол вылета, высота выпуска снаряда и сопротивление воздушной среды.

Во время разбега системе «метатель-снаряд» придается предварительная скорость. Следует помнить, что в толкании ядра и метании копья определяется линейная скорость, а в метании диска и молота – угловая скорость.

Во время финального усилия предварительная скорость увеличивается и в этой фазе осуществляется передача количества движений системы «метатель-наряд» непосредственно снаряду.

Предварительная скорость в разбеге сообщается системе за счет работы мышц ног и туловища, в фазе финального усилия система передает скорость снаряду за счет мышц плечевого пояса и рук.

Одним из правил в метаниях является то, что для придания (скорости си­стеме «метатель-снаряд» необходимо данный снаряд «вести» за собой, а не «идти» за снарядом. Иными словами, движению снаряда должна предшествовать последовательная цепочка мышечных усилий, создающих данное движение.

Предварительная скорость системы «метатель-снаряд» всегда сбудет оптимальной и будет зависеть от следующих факторов: вида метания, технической и физической подготовленности метателя. Предварительная скорость набирается на более длинном пути движения, плавно, до оптимального значения. В фазе финального усилия эта скорость достигает таких максимальных величин, на какие только способен спортсмен, и в последней части фазы передается снаряду.

Скорость, которая придается системе или снаряду, зависит от величины мышечных усилий или от величины проявления силы. Сначала на более длинном пути разбега за счет меньших мышечных усилий придается скорость системе, а затем на коротком отрезке пути прилагается максимальная мощность для увеличения скорости снаряда.

Скорость движения системы метатель тире снаряд достигает при метании мяча за счёт прямолинейного ускоряющего разбега. При подготовке к финаль-ному усилию мышцы, выполняющие основную работу в метании, растяги-ваются. Это осуществляется за счёт обгона снаряды, когда таз и ноги как бы обгоняет верхнюю часть туловища и руки со снарядом. Однако скорость движения снаряда во время обгона не уменьшается.

Перед финальным усилиям положение метателя характеризуется наклоном, поворотом или скручиванием тела в сторону, обратную направлению метания. Финальное усилие во многом зависит от устойчивости положения метателя, длинные пути воздействия на снаряд при меньшем времени этого воздействия. Спортсмен должен по возможности ускорить проход двух опорное положение. Важно максимально использовать в заключительном усилие эластичность мышц. Чем больше их предварительное растягивание, тем более мощным будет последующее сокращение. Вылет мяча происходит близко к высшей точке подъема выпрямленного тело и руки. При определении угла вылета известную роль иг­рает направление ветра при встречном ветре угол вылета уменьшается при попутном увеличивается.

После выпуска снаряда спортсмен должен сохранить устойчивое положение и погасить скорость движения, что позволит ему не нарушить правила соревнований, то есть не переступить планку для метания для этого после броска происходит активное смена ног. При метании мяча выполняется несколько подскоков на правой (левой) ноге.

В финальные усилия включаются в работу последовательность крупные, мощные группы мышц таза и туловища, движение заканчивают мелкие мышцы стопы и кисти. Чрезвычайно важным является растягивание мышц перед финальным усилием, которое осуществляется путем обгона снаряда. При метании мяча учащийся начинает разбег из исходного положения, стоя лицом в направлении метания, держа снаряд над плечом.  Скорость разбега в метании мяча должна быть оптимальной, позволяет спортсменам проложить максимальные усилия к снаряду и увеличивать концу разбега.

Таким образом, результат в метании на точность броска  будет зависеть от  уровня развития координационных способностей. В  метании на точность звенья тела и различные группы мышц, которые работают в определенной последовательности.

Из всего сказанного в первой главе можно сделать вывод.

Одной из задач, решаемых на уроке физической культуры, является воспитание координационных способностей. В арсенале средств  воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры особое место занимают упражнения в метании.

В метании на точность броска  принимает участие мышцы не только рук  верхнего плечевого пояса, но и туловища и ног.

В методике развития координационных способностей у школьников ос­новным положением являются систематиче­ское и последовательное обучение их новым разнообразным двигательным действиям и образование на этой основе новых, всё бо­лее сложных форм координации движений. Осуществление этого ведущего направления в развитии координационных способностей предусматривается содержа­нием комплексной программы физического воспитания, в которой для учащихся среднего школьного возраста предусмотрен новый материал для освоения и совершенствования. Таким материалом слу­жат новые, все более сложные в координаци­онном отношении двигательные действия (общеподготовительные и специально подготовительные координационные упраж­нения), из которых каждое в отдельности воз­действует преимущественно на одну координационную способность. Боль­шое значение для развития координационных способностей  у школьников имеют комбиниро­ванные упражнения и эстафеты, подвижные и спортивные игры. Эти упражнения в своём большинстве следует рассматривать как син­тетические координационные упражнения с преимущественным воздействием на две и более координационных способностей.

Использование данных координационных упражнений (в особенности подводящих) тре­бует от учителя физической культуры соблю­дения таких дидактических принципов, как последовательность, систематичность и инди­видуализация. Умело осуществлённый под­бор  упражнений (от простых к более сложным) ведёт к быстрейшему фор­мированию двигательных навыков и умений и одновременно содействует развитию координационных способностей. По мере овладения дви­гательными действиями следует постепенно повышать требования не только к точности и быстроте выполнения этих действий,  но и к рациональности их при­менения, а также к стабильности их осущест­вления вначале в относительно постоянной, а затем и в изменяющейся обстановке.     

Следо­вательно, упражнения в метании не должны выполняться только в стандартных условиях. Стандартные учебные ситуации, конечно же, необходимы, однако лишь до того момента, пока занимающиеся не начинают легко и сво­бодно выполнять осваиваемые двигательные навыки. Чтобы не возникла стойкая стерео­типия движений (так называемый координа­ционный барьер), следует варьировать либо подводящие упражнения, либо условия, в которых  они осуществляются.

В процессе прохождения материала учеб­ной программы важным методическим тре­бованием является умелое использование учителем специальных координационных уп­ражнений, направленных на развитие специ­фических координационных способностей или на воспитание отдельных психофизиологических функций анализато­ров движений. В частности, при прохождении на уроках физической культуры учебного ма­териала из раздела «Лёгкая атлетика» педа­гогу необходимо использовать на занятиях упражнения по выработке чувства пространс­тва (метания с различных расстояний в цель).

 

 
Список литературы

 

1 Афанасьев Ю.В. Развивая двигательные качества. // Физическая культура в школе. 2018., № 6. С. 41 - 43.

2 Байбародова Л.В., Бутин И. М., методика обучения физической культуре: 1-11 кл.: Метод. пособие. М.: Владос, 2014. 248 с.

3 Вишняков А.В., Губин А.А. Развитие координац



2020-02-04 489 Обсуждений (0)
Применение упражнений в метании для развития  координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической  культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Применение упражнений в метании для развития  координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической  культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)