Применение тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры
выпускная квалификационная работа по специальности 49.02.01 Физическая культура Профессиональный модуль Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам
2020 г.
Физкультурное образование школьников призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при осознании учащимися значения физкультурного образования, как вида образования, играющего важнейшую роль в формировании физической культуры личности [30, с.3]. В условиях компетентностного подхода к образованию российские учёные и педагоги ставят вопрос о необходимости существенной перестройки системы физического воспитания детей и молодёжи, о переориентации целей и задач физического воспитания. В первую очередь речь идёт о переходе от системы, которая ориентирована на формирование лишь определённых физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своём организме, о средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья. Эта система призвана также формировать у детей с раннего возраста потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенстве, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом на протяжении всей жизни [27, с.26]. Как результат научных работ по решению проблемы физкультурного образования школьников, в теории физического воспитания за последние годы специалистами выдвинут ряд новых взглядов и концептуальных положений по основам реформирования и развития школьной физической культуры. Структура содержания образования по физической культуре отражена в ФГОС и примерной учебной программе. Содержание программы по физической культуре представляется как система знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, двигательных и морально-волевых качеств, норм и требований, а также видов деятельности по использованию физической культуры и спорта в процессе самостоятельных занятий. Единицы структуры содержания образования именуются блоками [19, с.76]. Блок системы знаний является составной частью содержания программы по физической культуре. Он состоит из теоретических положений о физической культуре как элемента общей культуры личности. Наряду с разработкой и структурированием содержания физической культуры в школе идёт постоянный поиск новых форм контроля качества знаний, усвоенных учащимися в процессе обучения. Одной из наиболее популярных форм контроля в настоящее время признано тестирование — специально разработанная научно оптимизированная аттестационная процедура, позволяющая достаточно объективно оценивать уровень достижений человека и выражать эти возможности количественно в форме чисел. Основой процедуры тестирования является тест — кратковременное технически сравнительно просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддаётся количественному учёту и служит определению степени развития к настоящему моменту известной функции у данного испытуемого. На сегодняшний день метод тестирования является наиболее надёжным и объективным средством при решении широкого спектра педагогических задач. Педагогический тест принято определять как систему заданий возрастающей трудности определённого содержания, специфической формы, позволяющей качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся, контролировать результат усвоения ими в процессе обучения знаний и умений [17, с.4]. В общеобразовательных школах тестовые задания применяются в целях реализации обучающей, корректирующей (обратная связь), развивающей (формирование адекватной самооценки), воспитывающей (развитие навыков самостоятельной работы) функций, а также для осуществления исходного, текущего, промежуточного и итогового контроля уровня знаний учащихся. Вопросы тестового контроля знаний изучали такие ученые как Ашмарин Борис Андреевич, Виноградов Юрий Алексеевич, Вяткина Зинаида Николаевна Паршиков А.Т., Кузин В.В., Виленский М.Я. и другие. Проблемой научного исследования в данной выпускной квалификационной работе является дальнейшая разработка содержания тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста при осуществлении исходного, текущего, промежуточного и итогового контроля по предмету «Физическая культура». Объект исследования: процесс оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры. Предмет исследования: тестовый контроль учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры. Гипотеза: если на основе теоретического исследование и результатов диагностики разработать и использовать тестовый контроль, то это будет способствовать повышению качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры. Цель: теоретически обосновать и практически проверить возможность применения применение тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры. Задачи выпускной квалификационной работы: - изучить теоретические и методические основы тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры; - выявить возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста; - выявить особенности и методику проведения тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры; - подобрать варианты заданий тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры; - разработать содержание практического исследования и реализовать его на уроках физической культуры с учащимися среднего школьного возраста; - проверить результативность практического исследования; - сформулировать выводы. В данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования: - анализ при изучении теоретических и методических основ проведения тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры; выявления возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста; - синтез для формулировки выводов и обобщения; - моделирование для составления вопросов тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры; - проведение тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры. - Этапы работы - изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования; - составление плана практического исследования; - реализация содержания практического исследования; - обобщение и формулирование выводов. Структура выпускной квалификационной работы представлена двумя главами: в первой главе раскрыты теоретико-методические основы тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры. Изучено 40 источников специальной учебно-методической литературы по теме исследования. Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности использования разработанных вариантов тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» студентами на поурочной и преддипломной практике, учителем физической культуры на уроках физической культуры с учащимися среднего школьного возраста.
1 Теоретико-методические основы тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры
1.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. [28, с.232]. Учителю стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если учитель создает трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время [5, с.176]. Значимой особенностью мышление подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации — «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому. Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту [7, с.70]. Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Трудности жизненного плана, семейные В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера. В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Подростки - мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и Учителю необходимо обратить внимание на формирование нравственных качеств личности и знакомство с примерами положительных идеалов. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность Поэтому учителю физической культуры необходимо глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это
1.2 Знания как компонент физкультурного образования
В наиболее общем смысле знания характеризуются как совокупность накопленных в процессе общественно-исторической практики человечества сведений о природе, обществе, технике и самом человеке. В рамках школьной педагогики знания рассматриваются в двух аспектах: во-первых, как один из компонентов содержания школьного образования. Без усвоения знаний в физическом воспитании невозможен ни один акт сознательной деятельности человека по овладению физическими упражнениями, использованию их в целях собственного физического развития и укрепления здоровья. Знания — первый, ведущий компонент содержания физического образования, приобретаемого школьниками в результате обучения по предмету «Физическая культура» [21, с. 173]. Без усвоения знаний о закономерностях движений, способах выполнения физических упражнений и тактических действий, принципах судейства, организации и проведении самостоятельных занятий или с группой занимающихся невозможно полноценное овладение двигательными действиями, умениями тактического, инструкторско-методического, судейского и самоуправленческого характера. Только на основе знаний деятельность может быть творческой, позволяющей находить нестандартные решения в проблемно-поисковых ситуациях (например, применить освоенное действие в незнакомых условиях, самостоятельно найти оригинальный способ решения двигательной задачи). Без усвоения знаний о нормах общения в коллективе, о личной и общественной значимости физкультурной деятельности невозможно овладеть опытом эмоционально-волевого регулирования собственных поведенческих актов, избирательно-ценного отношения к явлениям окружающей действительности. Процесс учебного познания при занятиях физическими упражнениями отличается некоторым своеобразием, обусловленным тем, что источником знаний здесь является не только информация учителя, но и сама двигательная деятельность занимающихся: на основе мышечных ощущений и осмысления результатов выполнения физических упражнений обучаемый познает закономерности движений, получает представление о влиянии упражнений на проявление функций отдельных систем организма, убеждается в значимости занятий. Причем некоторые совершенно необходимые для усвоения двигательных действий знания (например, о степени нервно-мышечных усилий при отталкивании в беге и прыжках, о двигательных возможностях собственного организма и т. п.) могут приобретаться только при выполнении самих действий. Знания усваиваются при активной мыслительной деятельности, осуществляемой в системе умственных операций (анализа и синтеза, сравнений, обобщений и др.), и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений и понятий. Свидетельством сформированного представления является способность обучаемого практически воспроизвести показанное или предъявленное ему в словесном изложении физическое упражнение или дать словесное описание упражнения на основе зрительного восприятия его показа. На уровне обобщения знаний об изучаемом объекте они приобретают характер понятия, словесная форма выражения которого представляет собой уже не описание, а определение. Определение вбирает в себя существенные признаки соответствующего объекта, выражает его функциональные свойства. Каждое понятие обозначается определенным термином (физическая культура, физическое упражнение) и в зависимости от степени обобщенности знаний приобретает более общий или частный характер. Усвоение понятия проявляется в способности ученика выразить словесно его определение с перечислением всех существенных признаков. Знания приобретают практическую форму, когда применяются в деятельности в виде интеллектуальных или двигательных умений. На основе получаемой от учителя информации ученик еще до начала выполнения упражнения имеет возможность сформировать в собственном сознании представление о технике упражнения, составить мысленный проект а наметить способы решения соответствующей двигательной задачи, предусмотреть возможные изменения в своем физическом совершенствовании. Однако знания становятся руководством к действию лишь при условии, если они, во-первых, объективно отражают закономерности изучаемых физических упражнений и, во-вторых, органически включены в практическую деятельность. Первое условие обеспечивается тем, что школьникам предлагается система представлений и понятий, достоверно раскрывающих сущность, закономерности, лежащие в основе выполнения физических упражнений, всего процесса физического воспитания. Реализация второго условия обеспечивается такой организацией деятельности, которая вынуждает ученика к применению усвоенных знаний. Рассмотрим возможные варианты подобной организации при обучении постановке стопы на место отталкивания в прыжках с разбега. Вариант I. Перед выполнением учеником задания ему рассказывается о внешней структуре и критериях оценки качества выполнения двигательного действия и демонстрируется образец выполнения. На основе усвоения полученной информации в сознании ученика формируется наглядно-образное представление о форме и параметрах движений. В попытках овладения ученик корректирует собственные движения, сравнивая их с заданным образцом, т. е. применяет полученные от учителя знания на практике для решения конкретной двигательной задачи. Вариант 2. При обосновании рекомендуемого способа учитель использует межпредметные связи с курсом физики. Здесь деятельность ученика будет более сложной и богатой интеллектуальными проявлениями, ибо вынуждает использовать знания из области механики, применяя весьма сложный прием умственной деятельности: перенос знаний в нестандартную ситуацию. Вариант 3. Ученику предлагается опробовать несколько способов постановки стопы и определить наиболее рациональный из них путем сравнения собственных мышечных ощущений и результативности действий. Здесь деятельность ученика приобретает ярко выраженный творческий характер. Из сказанного выше следует, что знания сообщаются учащимся в процессе обучения на уроке физической культуры. Необходимо кратко, доступно и точно сообщать теоретическую информацию учащимся, учитывая их возрастные особенности и задачи урока. Использование понятийного языка и специальной терминологии способствует рационализации процесса обучения, повышению плотности урока, сокращает путь учебного познания, поскольку, оперируя устоявшимися терминами и понятиями, учитель освобождается от необходимости пространных объяснений. Необходимо, чтобы знания приобрели практическую форму и применялись в деятельности в виде интеллектуальных или двигательных умений.
1.3 Уровни усвоения и качества знаний по физической культуре
Конечной целью приобретения знаний по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры является применение их на практике (в игре на соревнованиях и самостоятельной деятельности). По степени готовности к этому различают три уровня усвоения знаний. По достижении каждого из них знания приобретают определенные качества (оперативность, гибкость, осознанность, глубину, прочность, полноту), характеризующие в совокупности их полноценность [20, с. 38]. Первый уровень усвоения знаний является результатом восприятия, осознания смысла (понимания) и фиксаций в памяти полученной информации. Проявляется этот уровень в способности обучаемого опознавать изученные объекты, например виды физических упражнений, или воспроизводить некоторую сумму знаний о них (перечислять существенные признаки конкретного упражнения, описывать схему его выполнения). На данном уровне усвоения наиболее явно проявляется полнота знаний, измеряемая отношением количества усвоенных сведений к совокупности, предложенной учителем. Для достижения этого уровня вполне пригоден объяснительно-иллюстративный метод обучения, т. е. передача учащимся готовых знаний в словесной или наглядной информации. Дидактическими условиями наибольшей его эффективности являются, во-первых, наличие в учебной информации полной характеристики свойств изучаемого объекта; во-вторых, использование словесного изложения в единой системе с показом, демонстрацией и практическими действиями самих занимающихся; в-третьих, применение методов активизации восприятия, осмысливания и запоминания содержания учебной информации (например, предварительное выделение учителем объектов наблюдений при организации показа упражнения). Второй уровень усвоения знаний проявляется в готовности к применению их по известному учебному образцу в знакомых или незначительно варьируемых ситуациях. Подобная готовность оценивается оперативностью знаний, характеризующейся двумя признаками: количеством ситуаций, в которых учащийся способен применять знания (например, использовать пульсометрию с целью определения функционального состояния собственного организма и в покое, и в ходе урока, при самостоятельных занятиях) и количеством усвоенных способов применения для решения одной и той же задачи (например, регулирование нагрузки изменением количества повторений, длины дистанции, длительности и характера отдыха). Дидактическим условием развития оперативности знаний является ознакомление учащихся с возможно большим количеством ситуации, в которых могут применяться данные знания, количеством способов их применения в каждой ситуации. Закрепляются эти знания путем многократного и вариативного повторения. Для достижения второго уровня усвоения знаний используется репродуктивный метод обучения, обеспечивающий формирование умения применять знания по образцу. Третий уровень усвоения знаний проявляется в готовности обучаемого к творческому и быстрому применению их в новых, незнакомых ситуациях, обусловленных как спецификой применяемых упражнений, так и условиями их проведения, а так же особенностями деятельности учеников. Подобная готовность к использованию имеющихся знаний оценивается гибкостью знаний, а значит умением быстро использовать именно те знания, которые в большей мере соответствуют возникшей ситуации (например, выбирать рациональные тактические действия в ранее не встречавшихся в практике обучаемого соревновательных ситуациях), или конструировать новый способ деятельности (находить новые варианты сочетания элементов в разученной комбинации). Дидактическим условием обучения здесь является использование системы проблемно-поисковых заданий, которые заставляют учеников самостоятельно добывать знания, позволяют овладевать элементами познавательно-творческой деятельности. На основе анализа собственных действий и наблюдений за учеником делаются выводы. Проявление качеств знаний обнаруживается в той или иной мере на любом уровне усвоения знаний. Учет признаков проявления качеств позволяет эффективнее формировать знания. Признаком осознанности знаний на первом уровне усвоения является способность обучаемого разъяснить сущность обозначенного термином понятия (например, что обозначает штрафной бросок), описать своими словами схему выполнения действия, извлечь из всей совокупности усвоенных о нем знаний нужные для ответа на поставленный вопрос. На втором уровне усвоения знаний осознанность проявляется в умении обнаруживать собственные ошибки и ошибки в действиях товарища, находить их причины на основе сравнения с заданным образцом. На третьем уровне осознанность проявляется в виде способности самостоятельно использовать знания в соответствии с заданной целью (например, подбирать подводящие упражнения для исправления двигательной ошибки). Глубина знаний измеряется числом осознаваемых учащимся существенных связей между знаниями, умением обнаруживать связи между знаниями. На первом уровне усвоения знаний признаком глубины знаний является способность ученика обнаружить прямые связи между двигательной структурой действия и термином, обозначающим его. На втором уровне глубина знаний будет характеризоваться умением осознавать наличие связей между знаниями и двигательным действием, например о критериях оценки эффективности техники исполнения, о природе возникновения конкретных ошибок. На третьем уровне глубина знаний проявляется в умении раскрывать связи между техникой действия и биомеханическими закономерностями соответствующих движений. Таким образом, знания, приобретённые на уроках физической культуры по разделу «Баскетбол» учащиеся должны уметь применить в игровой и соревновательной деятельности. В нестандартных ситуациях и новых условиях игры в баскетбол проявляются оперативность, гибкость, осознанность, глубина, прочность, полнота знаний по разделу «Баскетбол». Это помогает избежать многих технических и тактических ошибок.
1.4 Методика проведения тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры
Формирование знаний на уроках физической культуры, подчиняясь общим психолого-педагогическим закономерностям, имеет отличительные особенности, обусловленные своеобразием задач физического воспитания, характером учебно-познавательной деятельности занимающихся, местом теоретического материала в структуре и содержании занятий физическими упражнениями. Поэтому при разработке соответствующей методики следует руководствоваться не только общедидактическими положениями, но и спецификой предмета [1, с. 6]. К методике формирования знаний в процессе физического воспитания предъявляются следующие требования: Первое требование: она должна обеспечивать полноценность усвоения знаний без ущерба для двигательной активности учащихся. Это достижимо при органическом сочетании теоретического материала с содержанием практической деятельности. Например: формирование знаний по правилам спортивных игр целесообразно осуществлять на примере разъяснения допускаемых учащимися в двусторонней игре ошибок. Второе требование: используемые формы и методы сообщения теоретического материала должны соответствовать его содержанию и конкретным задачам формирования знаний. Возможные случаи реализации данного требования. Например, содержанием темы «Правила безопасности занятий» являются строго установленные положения (обеспечить прочное запоминание и осознание личной значимости конкретных правил для предупреждения травматизма). Для решения этой задачи можно использовать словесные инструкции, сопровождаемые демонстрацией вариантов расположения мест выполнения учебных заданий и перемещений учеников, показом приемов страховки (самостраховки), помощи — и все это в сочетании с практическими действиями самих учащихся. Третье требование: методика должна предусматривать реализацию межпредметных связей, т. е. использование знаний учащихся по другим предметам (физике, биологии) для более глубокого понимания закономерностей движений, причинно-следственных зависимостей между отдельными компонентами техники двигательного действия, влияния физических упражнений на организм. Это требует предварительного анализа биодинамической структуры изучаемого двигательного действия и его потенциальных развивающих возможностей; знаний о содержании учебного материала соответствующих тем смежных учебных предметов; определения последовательности изложения в серии уроков и включения конкретного учебного материала в каждый урок. Четвертое требование: использование методов активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых (элементов проблемного обучения, самостоятельной работы, заданий по самоконтролю, взаимоанализу действий партнера). Пятое требование: обеспечение оперативного контроля, позволяющего вносить своевременные коррективы в действия занимающихся и используемую методику. Формами контроля могут быть наблюдение, устный и письменный (по типу программированного) опрос, тестирование, специальные задания по применению знаний на практике [3, с.34]. Изложенная методика преподавания теоретического материала обеспечивает наиболее полное проявление образовательных возможностей предмета и школьного урока физической культуры. Для оценки знаний учащихся обычно используют тестовые задания, которые по форме ответов бывают открытыми и закрытыми: а) открытая форма не имеет вариантов ответа, для выполнения такого задания необходимо продолжить или вставить недостающую часть утверждения, от испытуемого требуется произвольный ответ на поставленный вопрос; б) закрытая форма предполагает наличие вариантов с одним или несколькими правильными ответами, которые испытуемый должен выбрать; к разновидностям закрытой формы относят определённым образом представленные тесты на соответствие и тесты на установление правильной последовательности [2, с.37]. Тестовые задания для учащихся среднего школьного возраста разрабатываются в соответствии с содержанием образовательных программ основного общего образования и представлены в учебниках учебного предмета «Физическая культура». В учебники входит теоретический материал, который позволяет школьникам освоить сведения повышенного уровня сложности по разделу «Основы знаний о физкультурной деятельности»; сформировать системный подход к овладению знаниями; способствует осознанному выбору профиля дальнейшего образования; создаёт оптимальные условия для получения среднего общего образования учащимися, занимающимися спортом. Теоретический раздел дисциплины «Физическая культура» ориентирован на последовательное освоение школьниками социальных, психолого-педагогических, анатомо-физиологических и методических основ системы физического воспитания. Примеры задания открытой формы, призванных оценить уровень знаний по разделу «Баскетбол» …………….. Примеры задания закрытой формы, призванных оценить уровень знаний по разделу «Баскетбол» …………… Критерии оценки и качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура». Слову «оценка» в учебном процессе издавна придаётся оттенок, сводящий его к некоторому результату. Педагогические оценки нередко ошибочно отождествляют с отметками, которые служат для установления численных аналогов оценочных суждений. Например, по установившейся в нашей стране традиции удовлетворительные знания оцениваются «тройкой», отличные — «пятёркой». На самом деле эти баллы не имеют чёткого педагогического смысла и не дают количественной характеристики ответа ученика. Они не лишены субъективизма в том случае, когда контроль проводится традиционными методами, поскольку при их выставлении учитель сравнивает и оценивает достижения учеников со своей позиции, которая всегда индивидуальна. Действительно, несмотря на рекомендуемые общие критерии оценки, уровень требований различных учителей весьма индивидуален. У каждого из них имеется своё понимание принципов требовательности и <
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |