Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение тестового контроля для оценки качества знаний  учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры



2020-02-04 230 Обсуждений (0)
Применение тестового контроля для оценки качества знаний  учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




 

выпускная квалификационная работа

по специальности 49.02.01 Физическая культура

Профессиональный модуль

Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

 

 

Работа рекомендована к защите Рецензент ………………………     « »          2020 г. /___________/     Допустить к защите   Нормоконтролёр ………………………..  «Боровичский педагогический колледж» « »          2020 г. /___________/     Заместитель директора (учебная работа) /__________/ С.Г. Поликарпова Приказ от « »     _2020 г. Выполнила Рыбьянова Александра Денисовна студентка 4 курса, очная форма обучения, группа Ф1631 Работа завершена « »          2020 г. /___________/     Руководитель Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» Работа проверена « »          2020 г. /___________/   Выпускная квалификационная работа защищена « »          2020 г.     Оценка Секретарь  ГЭК    

 

 

2020 г.

 

 
 
Содержание

 

Введение 3
1 Теоретико-методические основы тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры     8
1.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста 8
1.2 Знания как компонент физкультурного образования                                                                                                                     11
1.3Уровни усвоения и качества знаний возраста по физической культуре  14
1.4Методика проведения тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры                                                               17
2  Применение тестового контроля для оценки качества знаний учащихся 8 класса по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры                                                                                            ….    
Заключение   
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
 

 

 

 

 
Введение

 

Физкультурное обра­зование школьников призвано обеспечить функциональ­ную грамотность и социаль­ную адаптацию обучающихся, содействовать их обществен­ному и гражданскому самооп­ределению. Эти функции пре­допределяют направленность целей на формирование соци­ально грамотной и социально мобильной личнос­ти, осознающей свои гражданские права и обя­занности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации вы­бранного жизненного пути. Эффективное дости­жение указанных целей возможно при осозна­нии учащимися значения физкультурного обра­зования, как вида образования, играющего важ­нейшую роль в формировании физической куль­туры личности [30, с.3].  

В условиях компетентностного подхода к обра­зованию российские учёные и педагоги  ставят вопрос о необходимости существен­ной перестройки системы физического воспита­ния детей и молодёжи, о переориентации целей и задач физического воспитания. В первую очередь речь идёт о переходе от системы, которая ориен­тирована на формирование лишь определённых физических качеств, жизненно необходимых дви­гательных умений и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своём организме, о средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья. Эта система призвана также формиро­вать у детей с раннего возраста потребность в здо­ровом образе жизни и физическом совершенстве, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом на протяжении всей жизни [27, с.26].

Как результат научных работ по решению проблемы физкультурного образования школь­ников, в теории физического воспитания за пос­ледние годы специалистами выдвинут ряд но­вых взглядов и концептуальных положений по основам реформирования и развития школь­ной физической культуры.

Структура содержания образования по физической культуре отражена в ФГОС и примерной учебной программе. Содержа­ние программы по физической культуре представляется как систе­ма знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, дви­гательных и морально-волевых качеств, норм и требований, а так­же видов деятельности по использованию физической культуры и спорта в процессе самостоятельных занятий. Единицы структуры содержания образования именуются блоками [19, с.76].  

Блок системы знаний является составной частью содержания программы по физической культуре. Он состоит из теоретических поло­жений о физической культуре как элемента общей культуры лич­ности.

Наряду с разработ­кой и структурированием содержания физичес­кой культуры в школе идёт постоянный поиск но­вых форм контроля качества знаний, усвоенных учащимися в процессе обучения.

Одной из наиболее популярных форм кон­троля в настоящее время признано тестиро­вание — специально разработанная научно оптимизированная аттестационная процеду­ра, позволяющая достаточно объективно оце­нивать уровень достижений человека и выра­жать эти возможности количественно в форме чисел. Основой процедуры тестирования явля­ется тест — кратковременное технически срав­нительно просто обставленное испытание, про­водимое в равных для всех испытуемых услови­ях и имеющее вид такого задания, решение ко­торого поддаётся количественному учёту и слу­жит определению степени развития к насто­ящему моменту известной функции у данного испытуемого.

На сегодняшний день метод тестирования яв­ляется наиболее надёжным и объективным средством при решении широкого спектра педагогических задач. Педагогический тест принято определять как систему заданий возрастающей трудности определённого содер­жания, специфической формы, позволяющей качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся, контролировать результат усвоения ими в про­цессе обучения знаний и умений [17, с.4].  

В общеобразовательных школах тестовые задания применяются в целях реализации обучающей, корректиру­ющей (обратная связь), развивающей (форми­рование адекватной самооценки), воспитыва­ющей (развитие навыков самостоятельной ра­боты) функций, а также для осуществления ис­ходного, текущего, промежуточного и итогового контроля уровня знаний учащихся.

Вопросы тестового контроля знаний изучали такие ученые как Ашмарин Борис Андреевич, Виноградов Юрий Алексеевич, Вяткина Зинаида Николаевна Паршиков А.Т., Кузин В.В., Виленский М.Я. и другие.

Проблемой научного исследования в данной выпускной квалификационной работе является дальнейшая разработка содержания тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста при осуществлении  ис­ходного, текущего, промежуточного и итогового контроля по предмету «Физическая культура». 

Объект исследования:  процесс оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры.

Предмет исследования: тестовый контроль учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры.

Гипотеза: если на основе теоретического исследование и результатов диагностики разработать и использовать тестовый контроль, то это будет способствовать повышению качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры.

Цель: теоретически обосновать и практически проверить возможность применения применение тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры.

Задачи выпускной квалификационной работы:

- изучить теоретические и методические основы тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры;

- выявить возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста;

- выявить особенности и методику проведения тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры;

- подобрать варианты заданий тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры;

- разработать содержание практического исследования и реализовать его на уроках физической  культуры с учащимися среднего школьного возраста;

- проверить результативность практического исследования;

- сформулировать выводы.

В данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы иссле­дования:

- анализ при изучении теоретических и методических основ проведения тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры; выявления возрастных особенностей  учащихся среднего школьного возраста;

- синтез для формулировки выводов и обобщения;

- моделирование для составления вопросов тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры;

- проведение тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры.

- Этапы работы

- изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследо­вания;

- составление плана практического исследования;

- реализация содержания практического исследования;

- обобщение и формулирование выводов.

Структура выпускной квалификационной  работы представлена двумя главами: в первой главе раскрыты теоретико-методические основы тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры.

Изучено 40  источников специальной учебно-методической литературы по теме исследования.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности ис­пользования разработанных вариантов тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» студентами на поурочной и преддипломной практике, учителем физической культуры на уроках физической культуры с учащимися среднего школьного возраста.

 

 

1 Теоретико-методические основы тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры

 

1.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста

 

          Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

          Характерная особенность подросткового возраста — половое созрева­ние организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит но­вые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. [28, с.232].  

          Учителю стоит обратить внимание на такую психоло­гическую особенность данного возраста, как избирательность их внима­ния. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уро­ки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возмож­ности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если учитель создает трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время [5, с.176].  

          Значимой особенностью мышление подростка является его критич­ность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возраже­ниям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергает­ся чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации  — «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

          Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуа­ции, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребя­там интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно выска­зать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту [7, с.70].  

          Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста явля­ется несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с по­ступками, действиями поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Трудности жизненного плана, семейные
проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в
развитии и становлении. Работа учителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

          В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера.
Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно.
Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса.
Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя,
вспышки гнева. Поэтому учитель должен быть внимателен
к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимание индивидуальной
работе, проблемы ребенка решать наедине с ним [10, с.184].  

          В этом возрасте подросток весьма  подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Подростки - мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и
мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только
книжные пираты и, разбойники, но и вполне зёленые местные хулиганы.
Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную
грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - под­лостью, любовь к себе - насилием над другими. Девочки - подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно - положи­тельных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным. [29, с.176].  

          Учителю необходимо обратить внимание на формирование нравственных качеств личности и знакомство с примерами положительных идеалов.

          Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность
самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие
классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и
учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоя­тельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс» [22, с.145].  

          Поэтому учителю физической культуры необходимо глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это
даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе учебно-воспитательной деятельности. Возможно падение интереса к учению, изменение учебной мотивации. Учитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с клас­сом. Процесс освоения новых знаний нужно сделать интересным, современным и доказательным. Важно научить учащихся самостоятельно находить и использовать в области физической культуры и спорта.

 

          1.2 Знания как компонент физкультурного образования

 

В наиболее общем смысле знания характеризуются как сово­купность накопленных в процессе общественно-исторической прак­тики человечества сведений о природе, обществе, технике и самом человеке.

В рамках школьной педагогики знания рассматриваются в двух аспектах: во-первых, как один из компонентов содержания школьного образования. Без усвоения знаний в физическом воспитании невозмо­жен ни один акт сознательной деятельности человека по овладе­нию физическими упражнениями, использованию их в целях соб­ственного физического развития и укрепления здоровья.

Знания — первый, ведущий компонент содержания физического образования, приобретаемого школьниками в результате обуче­ния по предмету «Физическая культура» [21, с. 173].  

Без усвоения знаний о закономерностях движений, способах выполнения физических упражнений и тактических действий, прин­ципах судейства, организации и проведении самостоятельных за­нятий или с группой занимающихся невозможно полноценное овладение двигательными действиями, умениями тактического, инструкторско-методического, судейского и самоуправленческого характера. Только на основе знаний деятельность может быть творческой, позволяющей находить нестандартные решения в проблемно-по­исковых ситуациях (например, применить освоенное действие в незнакомых условиях, самостоятельно найти оригинальный способ решения двигательной задачи). Без усвоения знаний о нормах общения в коллек­тиве, о личной и общественной значимости физкультурной дея­тельности невозможно овладеть опытом эмоционально-волевого регулирования собственных поведенческих актов, избирательно-ценного отношения к явлениям окружающей действительности.

Процесс учебного познания при занятиях физическими упраж­нениями отличается некоторым своеобразием, обусловленным тем, что источником знаний здесь является не только информация учителя, но и сама двигательная деятельность занимающихся: на основе мышечных ощущений и  осмысления результатов выполне­ния физических упражнений обучаемый познает закономерности движений, получает представление о влиянии упражнений на про­явление функций отдельных систем организма, убеждается в зна­чимости занятий. Причем некоторые совершенно необходимые для усвоения двигательных действий знания (например, о степени нервно-мышечных усилий при отталкивании в беге и прыжках, о двигательных возможностях собственного организма и т. п.) мо­гут приобретаться только при выполнении самих действий.

Знания усваиваются при активной мыслительной деятельности, осуществляемой в системе умственных операций (анализа и син­теза, сравнений, обобщений и др.), и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений и понятий. Свидетельством сформированного представления является способность обучае­мого практически воспроизвести показанное или предъявленное ему в словесном изложении физическое упражнение или дать сло­весное описание упражнения на основе зрительного восприятия его показа.

На уровне обобщения знаний об изучаемом объекте они приобретают характер понятия, словесная форма выражения которого представляет собой уже не описание, а определение. Определение вбирает в себя существенные признаки соответст­вующего объекта, выражает его функциональные свойства. Каждое понятие обозначается определенным термином (физическая культура, физическое упражнение) и в зависимости от степени обобщенности знаний приобретает более общий или част­ный характер. Усвоение понятия проявля­ется в способности ученика выразить словесно его определение с перечислением всех существенных признаков. Знания приобре­тают практическую форму, когда применяются в деятельности в виде интеллектуальных или двигательных умений.

На основе получаемой от учителя информации ученик еще до начала выполнения упражнения имеет возможность сформировать в собственном сознании представление о технике упражнения, со­ставить мысленный проект а наметить способы решения соответ­ствующей двигательной задачи, предусмотреть возможные изме­нения в своем физическом совершенствовании. Однако знания становятся руководством к действию лишь при условии, если они, во-первых, объективно отражают закономерности изучаемых фи­зических упражнений и, во-вторых, органически включены в прак­тическую деятельность.

Первое условие обеспечивается тем, что школьникам пред­лагается система представлений и понятий, достоверно раскры­вающих сущность, закономерности, лежащие в основе выполнения физических упражнений, всего процесса физического воспитания.

Реализация второго условия обеспечивается такой организа­цией деятельности, которая вынуждает ученика к применению ус­военных знаний. Рассмотрим возможные варианты подобной орга­низации при обучении постановке стопы на место отталкивания в прыжках с разбега.

Вариант I. Перед выполнением учеником задания ему рассказывается о внешней структуре и критериях оценки качества выполнения двигательного действия и демонст­рируется образец выполнения. На основе усвоения полученной информации в сознании ученика формируется наглядно-образное представление о форме и параметрах движений. В попытках ов­ладения ученик корректирует собственные движения, сравнивая их с заданным образцом, т. е. применяет полученные от учителя знания на практике для решения конкретной двигательной зада­чи.

Вариант 2. При обосновании рекомендуемого способа учитель использует межпредметные связи с курсом физики. Здесь дея­тельность ученика будет более сложной и богатой интеллектуаль­ными проявлениями, ибо вынуждает использовать знания из области механики, применяя весьма сложный прием умственной деятельности: перенос знаний в нестандартную ситуацию.

Вари­ант 3. Ученику предлагается опробовать несколько способов по­становки стопы и определить наиболее рациональный из них пу­тем сравнения собственных мышечных ощущений и результатив­ности действий. Здесь деятельность ученика приобретает ярко выраженный творческий характер.

Из сказанного выше  следует, что знания сообщаются учащимся в процессе обуче­ния  на уроке физической культуры. Необходимо кратко, доступно и точно сообщать теоретическую информацию учащимся, учитывая их возрастные особенности и задачи урока. Использование понятийного языка и специальной терминологии способствует рационализации процесса обучения, повышению плотности урока, сокращает путь учебного познания, поскольку, оперируя  устоявшимися терминами и понятиями, учитель осво­бождается от необходимости пространных объяснений. Необходимо, чтобы знания приобре­ли практическую форму и применялись  в деятельности в виде интеллектуальных или двигательных умений.

 

1.3 Уровни усвоения и качества знаний по физической культуре

 

Конечной целью приобретения знаний по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры является применение их на практике (в игре на соревнованиях и самостоятельной деятельности). По степени готовности к этому различают три уров­ня усвоения знаний. По достижении каждого из них знания при­обретают определенные качества (оперативность, гибкость, осознанность, глубину, прочность, полноту), характеризующие в со­вокупности их полноценность [20, с. 38].  

Первый уровень усвоения знаний является резуль­татом восприятия, осознания смысла (понимания) и фиксаций в памяти полученной информации. Проявляется этот уровень в спо­собности обучаемого опознавать изученные объекты, например ви­ды физических упражнений, или воспроизводить некоторую сумму знаний о них (перечислять существенные признаки конкретного упражнения, описывать схему его выполнения). На данном уровне усвоения наиболее явно проявляется полнота знаний, из­меряемая отношением количества усвоенных сведений к совокуп­ности, предложенной учителем. Для достижения этого уровня вполне пригоден объяснительно-иллюстративный метод обуче­ния, т. е. передача учащимся готовых знаний в словесной или наглядной информации. Дидактическими условиями наибольшей его эффективности являются, во-первых, наличие в учебной ин­формации полной характеристики свойств изучаемого объекта; во-вторых, использование словесного изложения в единой системе с показом, демонстрацией и практическими действиями самих за­нимающихся; в-третьих, применение методов активизации во­сприятия, осмысливания и запоминания содержания учебной ин­формации (например, предварительное выделение учителем объ­ектов наблюдений при организации показа упражнения).

Второй уровень усвоения знаний проявляется в го­товности к применению их по известному учебному образцу в знакомых или незначительно варьируемых ситуациях. Подобная готовность оценивается оперативностью знаний, характеризую­щейся двумя признаками: количеством ситуаций, в которых уча­щийся способен применять знания (например, использовать  пульсометрию  с целью определения функционального состояния соб­ственного организма и в покое, и в ходе урока, при самостоятель­ных занятиях) и количеством усвоенных способов применения для решения одной и той же задачи (например, регулирование нагрузки изменением количества повторений, длины дистанции, длительности и характера отдыха).     Дидактическим условием раз­вития оперативности знаний является ознакомление учащихся с возможно большим количеством ситуации, в которых могут при­меняться данные знания, количеством способов их применения в каждой ситуации. Закрепляются эти знания путем многократ­ного и вариативного повторения. Для достижения второго уровня усвоения знаний используется репродуктивный метод обучения, обеспечивающий формирование умения применять знания по об­разцу.

Третий уровень усвоения знаний проявляется в го­товности обучаемого к творческому и быстрому применению их в новых, незнакомых ситуациях, обусловленных как спецификой применяемых упражнений, так и условиями их проведения, а так же особенностями деятельности учеников. Подобная готовность к использованию имеющихся знаний оценивается гибкостью знаний, а значит умением быстро использовать именно те знания, которые в большей мере соответствуют возникшей ситуации (например, вы­бирать рациональные тактические действия в ранее не встречав­шихся в практике обучаемого соревновательных ситуациях), или конструировать новый способ деятельности (находить новые ва­рианты сочетания элементов в разученной комбинации). Дидактическим условием обучения здесь является использование системы проблемно-поисковых заданий, которые заставляют учеников самостоятельно добывать знания, позволяют овладевать элементами познавательно-творческой деятельности. На основе анализа собственных действий и наблюдений за учеником дела­ются выводы.  

Проявление качеств знаний обнаруживается в той или иной мере на любом уровне усвоения знаний. Учет признаков прояв­ления качеств позволяет эффективнее формировать знания.

Признаком осознанности знаний на первом уровне усвоения является способность обучаемого разъяснить сущность обозначен­ного термином понятия (например, что обозначает штрафной бросок), описать своими словами схему выполнения действия, извлечь из всей сово­купности усвоенных о нем знаний нужные для ответа на постав­ленный вопрос. На втором уровне усвоения знаний осознанность проявляется в умении обнаруживать собственные ошибки и ошиб­ки в действиях товарища, находить их причины на основе сравне­ния с заданным образцом. На третьем уровне осознанность про­является в виде способности самостоятельно использовать знания в соответствии с заданной целью (например, подбирать подводя­щие упражнения для исправления двигательной ошибки).

Глубина знаний измеряется числом осознаваемых учащимся существенных связей между знаниями, умением обнаруживать связи между знаниями. На первом уровне усвоения знаний при­знаком глубины знаний является способность ученика обнаружить прямые связи между двигательной структурой действия и терми­ном, обозначающим его. На втором уровне глубина знаний будет характеризоваться умением осознавать наличие связей между зна­ниями и двигательным действием, например о критериях оценки эффективности техники исполнения, о природе возникновения конкретных ошибок. На третьем уровне глубина знаний проявля­ется в умении раскрывать связи между техникой действия и био­механическими закономерностями соответствующих движений.

Таким образом,  знания, приобретённые  на уроках физической культуры по разделу «Баскетбол»  учащиеся должны уметь применить  в игровой и соревновательной деятельности. В нестандартных ситуациях и новых условиях игры в баскетбол проявляются  оперативность, гибкость, осознанность, глубина, прочность, полнота  знаний по разделу «Баскетбол». Это помогает избежать многих технических и тактических ошибок.

 

1.4 Методика проведения тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры

 

Формирование знаний на уроках физической культуры, подчи­няясь общим психолого-педагогическим закономерностям, имеет отличительные особенности, обусловленные своеобразием задач физического воспитания, характером учебно-познавательной дея­тельности занимающихся, местом теоретического материала в структуре и содержании занятий физическими упражнениями. По­этому при разработке соответствующей методики следует руко­водствоваться не только общедидактическими положениями, но и спецификой предмета [1, с. 6].  

К методике формирования знаний в процессе физического воспитания предъявляются следующие требования:

Первое требование: она должна обеспечивать полноценность усвоения знаний без ущерба для двигательной активности уча­щихся. Это достижимо при органическом сочетании теоретическо­го материала с содержанием практической деятельности. Напри­мер: формирование знаний по правилам спортивных игр целе­сообразно осуществлять на примере разъяснения допускаемых учащимися в двусторонней игре ошибок.

Второе требование: используемые формы и методы сообщения теоретического материала должны соответствовать его содержа­нию и конкретным задачам формирования знаний. Возможные случаи реализации данного требования. Например, со­держанием темы «Правила безопасности занятий» являются строго установленные положения (обеспечить прочное запоминание и осознание личной значимости конкретных правил для предупреждения травматизма). Для решения этой задачи можно использовать словесные инст­рукции, сопровождаемые демонстрацией вариантов расположения мест выполнения учебных заданий и перемещений учеников, по­казом приемов страховки (самостраховки), помощи — и все это в сочетании с практическими действиями самих учащихся.

Третье требование: методика должна предусматривать реализацию межпредметных связей, т. е. использование знаний уча­щихся по другим предметам (физике, биологии) для более глубокого понимания закономерностей движений, причинно-след­ственных зависимостей между отдельными компонентами техни­ки двигательного действия, влияния физических упражнений на организм. Это требует предварительного анализа биодинамиче­ской структуры изучаемого двигательного действия и его потен­циальных развивающих возможностей; знаний о содержании учеб­ного материала соответствующих тем смежных учебных предме­тов; определения последовательности изложения в серии уроков и включения конкретного учебного материала в каждый урок.

Четвертое требование: использование методов активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых (элементов проб­лемного обучения, самостоятельной работы, заданий по самоконт­ролю, взаимоанализу действий партнера).

Пятое требование: обеспечение оперативного контроля, позво­ляющего вносить своевременные коррективы в действия зани­мающихся и используемую методику. Формами  контроля могут быть наблюдение, устный и письменный (по типу программиро­ванного) опрос, тестирование, специальные задания по применению знаний на практике  [3, с.34].  

Изложенная методика преподавания теоретического материала обеспечивает наиболее полное проявление образовательных воз­можностей предмета и школьного урока физической культуры.

    Для оценки знаний учащихся обычно исполь­зуют тестовые задания, которые по форме отве­тов бывают открытыми и закрытыми:

а) открытая форма не имеет вариантов отве­та, для выполнения такого задания необходимо продолжить или вставить недостающую часть утверждения, от испытуемого требуется произ­вольный ответ на поставленный вопрос;

б) закрытая форма предполагает наличие ва­риантов с одним или несколькими правильны­ми ответами, которые испытуемый должен вы­брать; к разновидностям закрытой формы от­носят определённым образом представленные тесты на соответствие и тесты на установление правильной последовательности [2, с.37].

Тестовые задания для учащихся среднего школьного возраста разрабатываются в соответствии с содержанием образовательных программ основного общего образования и представлены в учебни­ках учебного предмета  «Физическая культура».

 В учебники входит теоретический ма­териал, который позволяет школьникам осво­ить сведения повышенного уровня сложности по разделу «Основы знаний о физкультурной де­ятельности»; сформировать системный подход к овладению знаниями; способствует осознан­ному выбору профиля дальнейшего образова­ния; создаёт оптимальные условия для получе­ния среднего общего образования учащимися, занимающимися спортом. Теоретический раз­дел дисциплины «Физическая культура» ориен­тирован на последовательное освоение школь­никами социальных, психолого-педагогических, анатомо-физиологических и методических основ системы физического вос­питания.

Примеры задания открытой формы, призван­ных оценить уровень знаний по разделу «Баскетбол»

……………..

Примеры задания закрытой формы, призван­ных оценить уровень знаний по разделу «Баскетбол»

……………

Критерии оценки и качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура».

Слову «оценка» в учебном процессе издавна придаётся оттенок, сводящий его к некоторо­му результату. Педагогические оценки нередко ошибочно отождествляют с отметками, кото­рые служат для установления численных ана­логов оценочных суждений. Например, по уста­новившейся в нашей стране традиции удовлет­ворительные знания оцениваются «тройкой», от­личные — «пятёркой». На самом деле эти бал­лы не имеют чёткого педагогического смысла и не дают количественной характеристики от­вета ученика. Они не лишены субъективизма в том случае, когда контроль проводится традици­онными методами, поскольку при их выставле­нии учитель сравнивает и оценивает достиже­ния учеников со своей позиции, которая всег­да индивидуальна.

Действительно, несмотря на рекомендуе­мые общие критерии оценки, уровень требо­ваний различных учителей весьма индивидуа­лен. У каждого из них имеется своё понимание принципов требовательности и <



2020-02-04 230 Обсуждений (0)
Применение тестового контроля для оценки качества знаний  учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Применение тестового контроля для оценки качества знаний  учащихся среднего школьного возраста по разделу «Баскетбол» на уроках физической культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)