Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Представитель русской философии XIX - XX вв.



2020-02-04 276 Обсуждений (0)
Представитель русской философии XIX - XX вв. 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из первых философов-западников был А. Радищев (1749–1802). Он опирался на принципы равенства всех людей, признание естественных прав и свобод личности. Радищев критиковал российскую государственность, считался одним из основателей российского социализма. Его философские положения соединяют в себе рационализм, материализм, пантеизм и гуманизм, утверждают приоритет материальных вещей и чувственного познания.

Одним из ярких представителей русской философии был П. Чаадаев (1794-1856), который критиковал Россию за ее «отлученность» от достижения цивилизации. Он описал отличительные черты русской культуры от западной. Чадаева нельзя отнести с славянофилам или западникам, он одинаково признавал влияние духовности и рациональности, зависимости человека от Бога, социальной среды и материальной независимости, свободы.

Революционные демократы – В. Белинский (1811– 1845), А.Герцен (1812–1870), Н.Чернышевский (1828–1889) писали свои труды под влиянием философии Гегеля и Фейербаха, они внесли неоценимый вклад в развитие русской философской мысли.

Религиозные философы второй половины XIX века сумели критично переосмыслить весь предыдущий философский и идеологический опыт, объединиться в мыслях о самобытности русского народа и о необходимости заимствования европейского опыта. Помимо этого, критика новых русских философов распространялась на любые формы материалистических идеологий, лишенных иррациональности – они скептически относились к явлениям демократии и зарождающемуся социализму и обращались к более интимным сферам человеческой жизни – творчеству и религии, мистике и экзистенциальной сущности человека.

Представители русской религиозной традиции в философии (Соловьев, Бердяев, Толстой, Достоевский), критикуя рационализм, в определенных случаях – общественные движения (социализм, демократию, власть в целом и т.д.), выстраивая новые неожиданные и нетрадиционные концепции бытия, предлагали свои собственные смыслы, полагая, что они будут доступны и понятны каждому.

Одним из оригинальных мыслителей того времени считается П. Юркевич (1826–1874), автор «философии сердца», в которой он отстаивал приоритет сердца над разумом. Он выступал против западного реализма, материалистических взглядов Чернышевского.

Русский философ Н. Федоров (1829–1903) осуждал преклонение не только перед теоретическим разумом, но и перед природой. Он считал природу врагом человека и призывал людей управлять ею. Федоров много рассуждал о смерти и эгоистическом отношении людей к умершим. Учение Федорова считается русской утопией, в которой он стремился соединить идеи спасения с реальностью жизни.

У истоков "духовного возрождения" стоял философ В. Соловьев (1853–1900), который заложил теоретический базис для последующих философских систем России и объединил научную, религиозную, оптологическую, социально-историческую и ценностно-практическую парадигмы. Его "философия единства" поднимала вопросы человека и его места в мире, отношения человека и Бога. Соловьев призывал к соучастию и сотрудничеству человека и мира, человека и Бога, обосновывал необходимость исполнения в жизни сверхмировых ценностей, причастность к абсолютному и нравственную солидарность всего сущего.

Онтология как раздел философии. Место онтологии в системе философского знания.

Онтология - раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия.

Метафизика - философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология».

Бытие – это философская категория, в которой фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и его самого со своим сознанием.

Онтологические направления:

1) Материализм - направление в философии, признающее первичность материи и, считающее сознание свойством материи, т.е. вторичным по отношению к ней.

2) Идеализм - направление в философии, исходящее из первичности духа, идеи, сознания, вторичности материи, природы, бытия.

3) Дуализм - берет на себя двойные (гетерогенные) обязательства о природе существования, как она относится к духу (сознанию) и материи.

Проблемы онтологии.

Проблема небытия. Как помыслить небытие? Если это невозможно, может, его и вовсе нет?

Проблема сознания. Как оно возникает? Присуще ли оно только человеку? Если да, как оно возникло впервые у человеческого рода? Или сознанием наделены и другие живые существа и даже неодушевленные предметы? Где существует сознание? Существует ли особая духовная реальность, и если да, как она соотносится с реальностью материальной, телесной? Это основной вопрос философии – что первично – дух или материя?

Проблема единства мира. Мир разнообразен. В античности – мир состоит из одного и того же – субстрате, позже стали говорить о субстанции. Субстанция – с латинского «сущность, суть». Впервые использовал Аристотель, который выделял сущность вещи. Переход от субстрата к субстанции в работах Гераклита: огонь – и субстрат, первоначало – «вечно живой огонь», и как субстанция – его внутренняя структура – Логос – разумная необходимость, управляющая миром. То, что мы видим – чувственно-конкретный пласт бытия – это не вечная сущность, но и не призрак, это «игра огня с самим собой», только в этом смысле многое есть одно.

Пестрое разнообразие предметов и явлений, процессов, состояний. Проблема – это все одно бытие, имеющее какое-то одно начало или принцип, сущность, к которому можно свести все многообразие? Или это бесконечное многообразие видов обособленного друг от друга бытия (бы, каждое имеет свою сущность. Если признают, что все имеет одно начало, это позиция – монизм. В нем своя проблема: в чем единство мира – в духовном или материальном? Если признают многообразие – плюрализм. Есть промежуточная позиция – дуализм: разделяет на духовное бытие и материальное бытие, каждое имеет свою сущность.

Проблема Бога. Как соотносится Бог и мир, природа? Бог присутствует в природе или же он вне ее (это называется трансцендентен)? Природа адекватна Богу или же он с ней несоизмерим? Творение Богом мира – это разовый акт или это непрерывный процесс? А само творение – это создание всего множества вещей или же это творение принципов, законов и начал, которое предполагает дальнейшую эволюцию природы, которая не нуждается в добавочном Божественном вмешательстве?



2020-02-04 276 Обсуждений (0)
Представитель русской философии XIX - XX вв. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Представитель русской философии XIX - XX вв.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)