Описать способы и формы взаимодействия социальных институтов в управлении образовательными системами
Вопрос №37 Дать краткое описание государственно-общественной системы управления образованием. Одной из отличительных особенностей современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Государственно-общественное управление образованием -это особый тип взаимодействия государства и общества, предполагающий постоянное и ответственное участие в управлении субъектов, выражающих и представляющих интересы государства в сфере образования, и субъектов, выражающих и представляющих интересы населения, бизнеса, родителей и непосредственно самих учащихся. Целью Государственно-общественного управления является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.
Государственно-общественное управление представляет собой систему взаимодействия, основанную на принятии государством и гражданами определенных обязательств в управлении образованием и включает в себя: 1) всех участников образовательных отношений и участников отношений в сфере образования (п.31, п.32 ст.2 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»); 2) нормативную правовую базу, регламентирующую субъектов государственно-общественного управления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия. 3) процедуры и механизмы их взаимодействия.
Характерными особенностями Государственно-общественного управления является совместная деятельность государственных и общественных структур по управлению образовательными организациями; процедура принятия решений, которая включает обязательное согласование проектов решений с представителями общественности; делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определенных групп общественности; разработка механизмов(способов)разрешения возникающих противоречий и конфликтов между государственными и общественными структурами управления. Государственно-общественное управление образованием основывается на следующих принципах: 1) законность, защита прав и реализация законных интересов участников образовательного процесса; 2) приоритетность качества образования и качества жизни обучающихся; 3)Добровольность участия и самодеятельность общественности государственно-общественном управлении; сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно- общественного управления, обязанностей, прав, полномочий и ответственности. Органы государственно-общественного управления создаются на уровне региона, муниципальных образований и образовательных организаций и их объединений, На уровне регионов и муниципалитетов создаются региональные и муниципальные государственно-общественные советы, общественные советы исполнительных органах государственной власти (департаментах образования). На уровне образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся: общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут создаваться : попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации (ст.26 Федерального Закона №273-ФЗ).
Вопрос №39 Описать способы и формы взаимодействия социальных институтов в управлении образовательными системами Управление образованием в Российской Федерации носит общественно-государственный характер. На всех уровнях оно осуществляется в процессе взаимодействия существующих в настоящее время социальных институтов (педагогической и научной общественности, семьи, властных структур, образовательных учреждений, органов управления образованием, общественных организаций, всех видов средств массовой информации и т.д.). Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами осуществляется в процессе разработки комплексно-целевых программ Эти программы позволяют решить проблемы образования на основе принятия эффективных управленческих решений координационными Советами по управлению созданными на уровне образовательных учреждений и на муниципальном уровне. В состав этих Советов входят представители широких слоев общественности города, руководители муниципальных ведомств, различные специалисты (инженеры, учителя, врачи, деятели культуры и т.д.). В управлении образовательными системами в условиях современной социальной реальности активное участие принимают социальные институты, имеющие серьезное влияние на образовательный процесс личности. Школа в образовательной системе рассматривается как полифункциональная социально-педагогическая система, имеющая сложную многоуровневую структуру. Компонентами этой системы являются: обучаемый, педагог, руководитель, учебно-воспитательный и технический персонал, родители и общественность. Важной закономерностью управления образовательной системой является единство по конечным целям и задачам административного, педагогического, семейного и общественного взаимодействия в процессе формирования личности школьника. Важным направлением установления контактов с общественностью является взаимодействие школы с представителями местной власти, с депутатами и чиновниками, которые могут участвовать в осуществлении учебно-воспитательного процесса, а также способствовать решению различных вопросов, связанных с организацией и финансированием работы. Воспитательная работа, осуществляемая школой во взаимодействии с культурно-просветительскими учреждениями, направлена на дополнительное образование (работа кружков, студий на базе ДК, домов творчества, библиотек и др., проведение в школе занятий работниками этих учреждений), а также на организацию культурного досуга учащихся. Цели организации культурного досуга и внешкольного воспитания учащихся может служить также сотрудничество школы с общественными организациями. Производственные коллективы привлекают к профориентации, к организации производственной практики учащихся, а также – совместно с Центром занятости население – в трудоустройстве школьников на время каникул.
Взаимодействие школы с педагогическими учебными заведениями может иметь форму прохождения студентами в школе педагогической практики, их временного трудоустройства (например, в качестве воспитателей, вожатых на период летних каникул).
Взаимодействие с медицинскими учреждениями необходимо для своевременного проведения медицинских осмотров учащихся и работников школы, для медицинского просвещения, профилактики заболеваний и вредных для здоровья привычек, в том числе представляющих особую опасность: алкоголизма, наркомании.
Сотрудничество школы с работниками ГАИ (ГИБДД), милиции, пожарного надзора способствует наиболее эффективной профилактике правонарушений, усвоению учащимися правовых норм, правил дорожного движения и пожарной безопасности. Важную роль в патриотическом воспитании и подготовке юношей к службе в армии играет взаимодействие школы с военным комиссариатом.
Взаимодействие школы с жилищно-коммунальным хозяйством может быть направлено на организацию ремонта школьных зданий, на создание спортивно-игровых площадок в микрорайоне школы. Наконец, школа может и должна взаимодействовать с другими школами: проводить совместные дела, соревноваться, обмениваться опытом. Взаимодействие с вузами, научно-исследовательскими институтами, занимающимися проблемами образования. Сотрудничество осуществляется в рамках совместно разрабатываемых программ, которые позволяют разработать концепцию образовательного учреждения, содержание образования, внедрить эффективные технологии обучения, воспитания и управления образовательным учреждением, организовать научно-исследовательскую деятельность педагогических работников. С другой стороны, школы осуществляют целенаправленную подготовку абитуриентов для определенных вузов.
Среди главных социальных институтов, с которым взаимодействует школа, приоритет принадлежит семье.
Школа осуществляет не только непосредственное воспитание детей, но и педагогическое управление семейным воспитанием: - расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение родителей; - контролирует и направляет семейное воспитание; - организует и направляет помощь семье со стороны общественности, производственно-коммерческих структур, органов власти и охраны правопорядка; - координирует деятельность общественности, направленную на оказание поддержки семьям учащихся.
Важным условием эффективности взаимодействия школы и семьи является сотрудничество, совместная деятельность, в которой дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами и проблемами. Взаимодействие школы с различными социальными институтами, координация их воспитательных усилий позволяет существенно уменьшить роль негативных стихийных влияний в развитии ребенка, реализовать общую педагогически целесообразную стратегию в его воспитании, создать единое воспитательное пространство. Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов совершается в рамках дополнительного образования, которое направлено на формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1338)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |