Теоретические основы аудита персонала
Содержательный модуль 1 1. Объект аудита. Дайте характеристику организации как системы. Объектом аудита является организация. Организация как открытая система подвергается воздействию условий рыночного воздействия. Управление организацией происходит исходя из внешних критериев рынка. Макросреда определяется факторами эконом., технич., соци., правового, политического и др характера. Микросреда определяется поведением потребителей, действиями конкурентов, политикой поставщиков и посредников. Закрытая система, т. е. имеющая закрепленную нормативную структуру, но осуществляется внутри открытой. Предполагается разграничение организации на внутр. Взаимосвязанные, взаимодополняемые системы, формирующие ее содержание.
2. Назовите атрибуты современной организации. Видение – это картина представления будущего, которого хочет достигнуть организация. Миссия – показывает, для чего существует организация? В чем состоит ее задача в рамках общества? Какую роль выполняет организация своей деятельностью? Миссия детализирует статус предприятия, обеспечивает основное направление и ориентиры для определения целей, стратегических подходов на различных организационных уровнях. Образцовая модель организации (философия организации). В понятии "образцовая модель" заключается представление о ценностях, позициях и способах поведения, которые отличают эту организацию от других. Представления о ценностях могут быть заимствованы у других организаций. Они затрагивают скорее рациональный уровень, но могут содержать и качественную информацию. Идеал – содержит информацию о состояниях и событиях, которых организация желает приобрести. Культура организации – совокупность норм, представлений о ценностях и направлениях мыслей, отражающих поведение сотрудников всех ступеней и, тем самым, облик организации, который она являет миру. Цели организации – включают в себя измеримые результаты и величины. Цели могут иметь количественную и качественную природу и служат тому, чтобы делать наглядными результаты работы организации или руководящих работников, сотрудников, коллективов. Они, как правило, используются для оценки деятельности. Рекламный лозунг – это своеобразная внешняя (ориентированная на потребителя) миссия.
3. Дайте определение следующим понятиям: аудит, аудиторская деятельность, контроль, ревизия. Их сходство и различия. Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям; - это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов; - это комплекс методов, направленных на установление эффективности и целостности системы управления, точности финансовых отчетов; - это независимый финансовый контроль за деятельностью организаций, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами с целью подтверждения реальности данных, приведенных в бухгалтерской отчетности; - это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов компаний и выражение мнения о них при соблюдении общепринятых бухгалтерских принципов. Аудиторская деятельность - процесс проверки аудиторами (аудиторскими фирмами) правильности ведения бухгалтерского учета осуществляемого экономическими субъектами. Контроль – важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества. Контроль -это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Составной частью контроля является ревизия. Слово «ревизия» происходит от латинского «revision», что означает «пересмотр». Ревизия предполагает изучение документов, в которых отражены хозяйственные, денежные и финансовые операции организаций. Ревизия — это основной способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершаемых хозяйственных операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъекта хозяйствования. Аудит зачастую осуществляют с ревизией. Аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия. Рассмотрим в чем же отличия. Ранее ревизор приходил на предприятие с целью выявления хищений, сбора компроментирующей информации, определение виновников и т.п. Аудит же ставит своей целью не наказание, а помощь в видении финансово-хозяйственной деятельности, причем свои советы и замечания высказывает в корректной форме. Выводы аудитора носят рекомендательный характер. Ревизия неожиданна, аудит спланирован. Таким образом, основное отличие аудита от ревизии в том, что ревизия строилась на недоверии к проверяемому, а аудит на партнерских взаимоотношениях. Аудит в большей степени не проверка, а консультирование. Иногда так же аудит отождествляют с судебно-бухгалтерской экспертизой. Это неверно. Однако у них есть много общего:
4. Толкование понятия «аудитор». Требования к аудиторам. АУДИТОР - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Основные требования: 1)- независимость (если при проверке аудитору не дали нужный документ, он вправе отказаться от выполнения своей работы). 2)- наличие лицензии (общий аудит -Мин. Финансов; спец. Аудит-банки (ЦБ), страх. аудит (Рос. Гос.страх). Лицензию при необходимости (например, после выдачи лицензии выявлены недостоверные сведения о лице, которому выдана; осуществляется аудиторская деятельность, не предусмотренная лицензией; при вступлении в силу приговора суда; в случаях неоднократного и неквалифицированного проведения проверки) аннулирует выдавший её орган. 3)-профессионализм, компетенция (аудитором может быть физическое лицо, имеющее юридическое либо экономическое образование; а при отсутствии такового --- наличие стажа работы не менее 3-х лет хозяйственной деятельности из последних 5-ти лет). 4)- отсутствие судимостей. 5)- наличие квалификационной аттестации; 6)-этический кодекс для обеспечения стандартов поведения и способы его соблюдения. (честность; объективность; профессиональное внимание; конфиденциальность информации, полученной в ходе аудиторской проверки). 7)- аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой - либо другой предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и связанной с ней.
5. Возникновение потребности в институте аудита в государстве.
6. Основные принципы аудита и нормативные документы аудитора. Основные принципы аудита можно разделить на две группы: - основные принципы, регулирующие аудит – этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит; - основные принципы проведения аудита, т. е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки. Принципы, регулирующие аудит определены в п.3 федерального стандарта аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Классификация принципов аудита: 1. принцип независимости, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения различного рода заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта; 2. принцип честности, заключается в обязательной приверженности аудитора своему профессиональному долгу (должен руководствоваться нормами законов, а также других нормативно–правовых актов); 3. принцип объективности, заключающийся в обязательности применения аудитором беспристрастного, непредвзятого, не подверженного никаким влияниям подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию выводов и заключений; 4. принцип профессиональной компетентности, заключающийся в том, что аудитор должен владеть определенным, необходимым объемом профессиональных знаний и навыков; 5. принцип добросовестности, заключающийся в обязательном оказании аудитором своих профессиональных услуг с тщательностью, оперативностью; 6. принцип конфиденциальности заключается в том, что аудиторы обязаны обеспечить сохранность документов и не вправе передавать эти документы каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать все основные законодательные и нормативные акты, используемые аудиторами в ходе проверки можно разделить на 2 уровня: документы по аудиту, регулирующие аудиторскую деятельность непосредственно в ходе проведения аудиторской проверки; документы по бухгалтерскому учету и другие, которые использует аудитор при выражении своего мнения о соответствии ведения аудируемого сегмента учета действующему законодательству. Также, нормативно-законодательные акты можно разделить на акты по аудиту и бухгалтерскому учету. По аудиту: Федеральный закон РФ № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» (ред. от 01.07.2010 N 136-ФЗ); Постановление Правительства РФ №696 от 23.09.2002г. «Об утверждении Федеральных правил (стандартов аудиторской деятельности)» (ред. от 01.01.2011г.); Международные стандарты аудита и внутренние аудиторские стандарты. По бухгалтерскому учету и другие: Гражданский кодекс РФ, часть 1 от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 29.06.2009г.); часть 2 от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ (ред. от 09.04.2009 г.); часть 3 от 26.11.2001 г. N 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008г.); часть 4 от 18.12. 2006 г. N 230-ФЗ (ред. от 08.11.2008 г.); Налоговый кодекс РФ, глава 25, от 5.08.2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 03.06.2009 г.); Федеральный закон РФ №129-ФЗ от 21.11.96 «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.09.2010 г.); Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г. «Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ» (ред. от 25.10.2010г.); План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ № 94н от 31.10.1995 г. (ред. от 08.11.2010г.); Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. 08.11.2010 г.) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»; Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н (ред. от 11.02.2008) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02» (ред. от 08.11.2010 г); Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету ««Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).(ред. от 25.10.2010 г); Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 №49 «Об утверждении методиче-ских указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (ред. от 08.11.2010 г); Письмо Минфина РФ №142 от 31.10.1994 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (ред. от 16.07.1996 г.) Федеральный закон РФ № 208-ФЗ от 26.12.1995г. «Об акционерных обществах» (ред. 28.12.2010 г.).
7. Понятие «аудиторские стандарты». Аудиторские стандарты — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности и содержат основные принципы и приемы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности. Аудиторские правила (стандарты) являются одним из инструментов регулирования предпринимательской деятельности. Стандарты аудита — это общие нормы для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок.
8. Виды работ и задачи внутреннего аудита. Внутренний аудит может подразделяться на следующие виды: 1. Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе хозяйственной деятельности. При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии. 2. Организационно-технологический аудит систем управления выражает проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической (то есть в плане оценки совокупности применяемых способов, приемов, технологий управления, осуществляемых процедур) целесообразности (рациональности). 3. Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, бизнес-проектов с целью выявления возможностей их улучшения. Кроме того, внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, например системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Поэтому такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией. 4. Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения: · установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик) сбыта продукции; · предписанных органами управления формальных правил, заданий и т. п. 5. Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений). Внутренний аудит на предприятиях может решать следующие основные задачи: · проверка соответствия системы организационных регламентов действующим нормативным актам и учредительным документам; · проверка достаточности и соответствия действующим правовым актам и уставу системы экономических регламентов и регуляторов; · проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров; · проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды; · экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов, правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета; · экспертиза достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и создания фондов (накопления капитала); · оценка экономичности и эффективности операций предприятия; · проверка уровня достижения программных целей; · разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, повышении. Эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности; · консультирование учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления по вопросам организации и управления, права, анализу хозяйственной деятельности и другим проблемам; · организация подготовки к проверкам (экспертизам) внешнего аудита, налоговой инспекции и других органов внешнего контроля.
9. Назовите возможные направления аудита. Финансовый аудит, Аудит организационных функций, Аудит линейного управления, Аудит управления организацией, Аудиторская деятельность, Управленческий аудит, Государственный аудит, Аудит персонала.
10. Вопросы исследования аудитора в процессе проверки.
11. Цель государственного аудита. Целевым предназначением государственного аудита признается обеспечение: - результативного и разумного применения средств бюджета; - вырабатывание действенных финансовых управленческих стратегий; - подобающего исполнения административной работы; - информирования госорганов власти и общественности в некоторых случаях, посредством отчетов или публикаций.
12. Управленческий аудит. Формы его выполнения.
13. Понятие управленческого аудита. Управленческий аудит — это изучение деловых операций с целью выработки рекомендаций по экономичному и эффективному использованию ресурсов, достижению конечного результата и выработке политики компании.
14. Цель управленческого аудита. Основные задачи управленческого аудита. Основная цель управленческого аудита — оценка уровня готовности предприятия и его сотрудников к эффективной работе в условиях рынка. На основе этой оценки разрабатывается программа проведения изменений, проводится расчет затрат, необходимых для реорганизации системы управления предприятием, привлечения новых или переобучения имеющихся кадров. При проведении управленческого аудита решаются следующие задачи: · оценивается текущая стратегия предприятия, включая положение на рынке, целостность и системность поставленных стратегических целей, понимание их руководителями и сотрудниками, реализация стратегических целей; · оценивается технология бизнес-процесса, т.е. процесса производства и реализации каждого продукта (товара или услуги) предприятия. Оценка технологии включает анализ выполнения основных частей бизнес-процесса: анализ потребительских свойств продукта, его проектирование, приобретение комплектующих, производство, контроль качества, реализация и послепродажное сопровождение, анализ себестоимости продукта, его качества и методики ценообразования; · оценивается технология выполнения ключевых функций управления предприятием в целом, включая функции анализа рынка, стратегического и оперативного планирования, контроля и учета за реализацией планов, распределения финансов и учета движения денежных средств, проведения кадровой политики и т.д.; · проводится оценка структуры управления компанией, т.е. взаимосвязь между процедурами, составляющих бизнес-процессы и ключевые функции управления. В ходе оценки анализируется модель управления, четкость разделения на функциональные и профильные подразделения, структура административного подчинения и функционального взаимодействия, схема информационных потоков, а также их соответствие стратегии и модели управления; · в результате оценки процедур (бизнес-процессов и ключевых функций), структуры управления, а также их соответствия стратегии и модели управления составляются рекомендации по изменениям в процедурах и структурах для повышения эффективности менеджмента организации.
15. Объект управленческого аудита.
16. Опишите порядок привлечения аудитора к проверке. Право выбора аудитора предоставлено экономическому субъекту. Как правило, оформляется официальное предложение аудиторской фирме о желании привлечь ее для проведения аудиторской проверки. В случае согласия аудитор направляет письмо-обязательство клиенту, в котором документально подтверждает свое согласие с поставленной задачей аудита, степенью ответственности перед клиентом и формой представления заключения. После обмена письмами между аудиторской фирмой (аудитором) и экономическим субъектом заключается двухсторонний договор. В договоре должны быть указаны: · предмет договора и обязанности сторон; · сроки и место проведения аудиторской проверки; · стоимость работ и порядок расчетов; · порядок сдачи-приемки работ; · ответственность сторон; конфиденциальность; · разрешение споров; · прекращение договора ранее намеченного срока; · форс-мажорные обстоятельства; · прочие условия; · срок действия договора и юридические адреса сторон. Условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Закона Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и Гражданскому Кодексу РФ. К договору прилагается протокол соглашения о договорной цене на проведение аудиторской проверки.
17. Контроль качества работы аудиторской фирмы. 1. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются стандартами аудиторской деятельности. 2. Аудиторская организация, аудитор обязаны: 1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию; 2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации. 3. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов. 4. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. 5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору. 6. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются уполномоченным федеральным органом. 7. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации. 8. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации и индивидуальном аудиторе в реестр аудиторов и аудиторских организаций: 1) в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, - не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год; 2) в отношении индивидуальных аудиторов и иных аудиторских организаций - не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год. 10. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов.
18. Как аудит способствует совершенствованию системы управления организацией?
19. Назовите основные источники информации в управленческом аудите. Основные источники информации в управленческом аудите: опубликованная информация: финансовая отчетность, бизнес- планы, отчеты правительственным и кредитным учреждениям, экономические обзоры, рекламные материалы организации; иная собираемая организацией информация о внешней ситуации. Опубликованная информация может освещать условия и тенденции в отрасли экономики, в которой работает клиент, включая технологические разработки и рыночные условия; правила обязательного соблюдения для клиента; управленческая практика; трудовые отношения, отношения между администрацией и профсоюзами; • записи и отчеты внутри организации-клиента содержат информацию о внутренних ситуационных условиях — ресурсы, цели, планы, эффективность работы, в том числе сведения о технологии и оборудовании, производственные и сбытовые отчеты руководству, информация о движении материальных ценностей, данные оценки персонала. Использовать внутреннюю информацию организации- клиента удобнее, чем собира ть свою. Однако многие записи ненадежны и субъективны, следовательно, дают искаженную картину действительности. Использование записей предполагает их проверку, достоверность и соответствие современным условиям, так как содержание зависит от применяемых кри териев оценки событий и ценностей лица, их составляющего; • информация внутреннего консультативного подразделения или внутреннего аудита; • информационная база аудитора (аудиторской фирмы), содержащая данные о постоянных клиентах или об аналогичных, по ситуационным характеристикам, организациях.
20. Перечислите инструменты сбора информации. 1.Наблюдения. Посещение служебных помещений, наблюдение людей в работе и изучение их взглядов, проблем и предложений дают наиболее важную для управленческого аудита информацию, как организация работает на практике, как она живет. Например, наблюдение за собраниями работников позволяет выявлять групповые процессы и формы поведения. К методам активного (прямого) наблюдения относятся: фотография рабочего дня, хронометраж, метод моментных наблюдений, самофотография и др. 2.Специальные записи ведутся по просьбе аудитора в течение определенного времени в соответствии с его требованиями. 3.Специальные отчеты делаются по просьбе аудитора отдельными отобранными им специалистами по определенным аспектам проблемы, включая их видение ее решения. 4.Беседа (интервью). При управленческом аудите беседа — наиболее применяемый инструмент сбора информации. Интервьюирование применяется для получения информации, необходимой при анализе рабочего процесса, выяснении суждений работников по определенным вопросам. 5.Вопросники (использование анкет) позволяют получить ограниченное количество фактов от большого числа лиц или от людей, находящихся на большом расстоянии друг от друга. Анкетирование требует четкого определения исследуемой темы и формулировки простых, точных, недвусмысленных вопросов. Желательно получать ответы «да» или «нет» или числовое значение. Применение вопросников и обзоров — разновидность интервьюирования. Их использование объясняется относительной дешевизной по сравнению с личной беседой (интервью), а также более широким охватом опрашиваемых. Вопросник может служить подготовительной стадией к личному интервью. Если мероприятия по использованию определенного вида опроса осуществляются периодически и в сопоставимом виде, существует возможность исследования динамики состояния организации. 6.Встречи для сбора данных предполагают организацию аудитором специальных обсуждений, цель которых получение информации по рассматриваемой проблеме. 7.Обзоры отношений служащих. При выполнении некоторых заданий, например, при необходимости изменений условий работы и занятости, могут использоваться исследования отношений служащих, дающих информацию, как люди относятся к существующему положению дел и как могут отреагировать на возможные изменения. 8.Оценки служащих. Использование оценок служащих требует их проверки и внимания к возможной погрешности. Суждения персонала будут достовернее, если они не имеют прямого отношения к изучаемому вопросу. В целом оценки проверяют на достоверность на основе опыта (известные величины объема, количества или стоимости за недавний период времени) и путем сопоставления с информацией об идентичных событиях. 9.Аудиторский эксперимент применяется для получения информации о последствиях того или иного управленческого воздействия, приводящего к изменениям состояния системы ситуационных условий. При проведении аудиторского эксперимента существует проблема обеспечения его «чистоты», что особенно тяжело сделать в сфере управления персоналом. Так, чистота эксперимента может быть нарушена изменением рабочего окружения персонала и даже разговорами между участвующими в эксперименте и не участвующими.
21. Методы осуществления анализа и синтеза информации. В аудиторском исследовании присутствуют и сочетаются методы анализа (изучение собранного фактического материала) и синтеза (выведение общих закономерностей на основе собранного материала). Построение целого из частей (синтез), принятие решений на основании анализа фактов и выработка предложений по осуществлению действий начинается уже во время анализа. 1. Математические и статистические методы экономического анализа позволяют изучить характеристики функционирования, состояния и эффективности исследуемого объекта. К этим методам относятся расчет показателей в динамике, средних величин, дисперсии, плотности распределения, корреляционный и регрессионный анализы и др. Сопоставления между показателями позволяют вскрыть качественные характеристики исследуемого явления. В управленческом аудите математические и статистические методы используются, когда на основании результатов их применения можно выявить качественные связи. 2. Методы анализа системы управления и состояния ее элементов, к которым относятся: · моделирование — позволяет представить сложную ситуацию в форме некой модели (графической, математической и др.); · функционально-стоимостной анализ — позволяет выбрать вариант построения системы управления или выполнения той или иной функции управления, требующий наименьших затрат или являющийся наиболее эффективным с позиции конечных результатов; · системный анализ — методическое средство системного подхода, позволяющее изучить систему управления и состояние составляющих ее элементов (целей, функций, организационной структуры, персонала, технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления, управленческих решений), а также многообразных типов связей этих элементов системы управления организации между собой и с внешней средой; · метод балансового анализа в рамках системного анализа — позволяет осуществить балансовые сопоставления и увязки элементов замкнутой системы; · параметрический анализ — установление функциональных зависимостей между параметрами элементов системы организации в целом, систем организационных функций (например, производственной системы) и системы управления, позволяющее определить степень их соответствия; · метод последовательной подстановки — позволяет изучить влияние на эффективность системы управления каждого фактора ее формирования и функционирования, исключая действия других факторов; · метод структуризации целей — предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации в целом и целей системы управления посредством их развертывания в иерархическую систему, установление ответственности подразделений за конечные результаты работы, определение их места в системе производства и управления. Структуризация целей позволяет обеспечить взаимоувязку, полноту, сопоставимость целей разных уровней управления организацией и персоналом и исключить дублирование в целях, которые может быть причиной неэффективности организации; · метод динамического анализа позволяет расположив в виде динамического ряду количественные данные, характеризующие систему, изучить устойчивые тенденции, и исключить случайные отклонения; · анализ силового поля — позволяет: определить зависимости и факторы, влияющие на системную ситуацию; представить существующую ситуацию в качестве определенного равновесного состояния двух групп сил, действующих в противоположных направлениях: положительные (побуждающие) силы способствуют движению в сторону решения проблемы, а отрицательные (ограничивающие) силы мешают этому движению. В ходе анализа составляющие этих двух видов сил выявляются и делается оценка их относительной величины. Изменения происходят при нарушении состояния (равновесия), например, при добавлении одной или нескольких новых сил, или путем усиления или ослабления уже существующих сил. При достижении нового состояния дел (ситуации) формируется новое равновесие, что является постоянным продолжением непрерывного процесса изменений. 3. Причинно-следственный анализ — позволяет определить причинные связи между условиями и событиями, что позволяет решать проблемную ситуацию. В ходе причинно-следственного анализа определяется «основная» причина, работа с которой приведет к решению проблемы. В качестве «основной» определяется причина, относящаяся к внутренним ситуационным условиям. От правильности определения «основной» причины зависит эффективность управленческого аудита. Причинно-следственный анализ — это работа по формированию гипотезы о наличии причинно-следственной связи и изучение фактического материала о ситуации с целью определения правильности этой гипотезы. 4. Методы анализа будущего — предполагают определение характеристик будущей ситуации на основе анализа прошлого и настоящего, динамики изменений и методов предвидения. Наиболее распространенный подход к анализу будущих тенденций — это экстраполяция, т.е. будущее видится как продолжение прошлых тенденций. Однако в современных условиях быстрых технологических, социальных и прочих изменений данный метод неэффективен. Более применим подход, предусматривающий возможность неожиданных изменений, основанный на более глубоком изучении ситуационных характеристик и вероятности их сохранения или изменения в будущем, свойственный методам управления на основе предвидения будущего и гибких экстренных решений. 5. Метод сравнения (сопоставления) — важнейший метод аналитической работы в ходе осуществления любой формы аудита. Его применение предполагает наличие некоторых опорных точек при изучении количественных и качественных характеристик деятельности организации. Метод сравнения основной в системе методов управленческого аудита. По сути, метод сравнения лежит в основе аудита, диагностики и консультирования в целом.
22. Опишите содержание аудиторского заключения. Аудиторское заключение — это официальный докуме
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |