Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы и пути решения



2020-02-04 230 Обсуждений (0)
Проблемы и пути решения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Основной проблемой развития системы венчурного инвестирования в России признается отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей деятельность венчурных предприятий и инвестиционных институтов. Отмечено также, что отсутствуют достаточные меры государственной поддержки и стимулирования венчурного предпринимательства.

Имеется также ряд существенных проблем, препятствующих развитию венчурной индустрии в России. Основные из них:

- неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей появление в научно-технической сфере России новых и развитие существующих малых и средних быстрорастущих технологических инновационных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямого (венчурного) инвестирования;

- отсутствие российского капитала в венчурной индустрии России - одного из основных факторов привлекательности страны для зарубежных инвесторов;

- низкая ликвидность венчурных инвестиций, в значительной мере обусловленная недостаточной развитостью фондового рынка, являющегося важнейшим инструментом свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий;

- отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов;

- низкий авторитет предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса.

Кроме того факторами, сдерживающими развитие венчурной индустрии являются:

- недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии в России;

- отсутствие необходимого количества квалифицированных управляющих венчурными фондами и низкий уровень инвестиционной культуры предпринимателей;

- усложненная регистрация венчурных фондов в российской юрисдикции. [23]

Оказание содействия на государственном уровне в решении указанных проблем и устранении имеющихся препятствий позволит значительно ускорить развитие и повысить эффективность зарождающейся в России венчурной индустрии.

В сложившейся ситуации требуется ряд государственных инициатив, которые, как представляется, должны быть следующими:

1.Создание правовой основы деятельности венчурных фондов, а также венчурного инвестирования пенсионными фондами и страховыми компаниями.

2. Организация нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, необходимого для верного отражения финансового положения предприятия в данных бухгалтерской отчетности, а также отнесения на себестоимость продукции, затрат на научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы, внутренние инвестиции и т.д., что повысит доверие инвесторов к компаниям, в которые они собираются инвестировать.

3. Разработка приемлемых для большинства специалистов методов прогноза эффекта от инноваций, а также поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых предприятий научно - технической сферы, которые являются первоочередными реципиентами венчурного капитала, что могло бы увеличить число проектов, соответствующих требованиям, общепринятым в среде рискоинвесторов.

4. Развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связи между малыми и крупными предприятиями.

5. Прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью избежания двойного налогообложения, а также финансовые стимулы для инвесторов, вкладывающих средства в не котируемые на фондовой бирже предприятия, в форме налоговых льгот и государственных гарантий под кредиты и инвестиции для малых предприятий, основанных на прогрессивных технологиях.

6. Активизация вторичного фондового рынка с целью обеспечения ликвидности инвестиций в венчурный капитал и для того, чтобы дать возможность проинвестированным предприятиям получать дальнейшее инвестирование.

7. Снижение процентных ставок, т.к. инвестирование в венчурный капитал более привлекательно при низких процентных ставках, которые повышают ценность акционерного капитала и увеличивают вознаграждение.

8. Содействие повышению образования в области венчурной деятельности путем обучения специалистов в соответствующих бизнес - школах, а также университетах.

9. Воспитание венчурной культуры среди предпринимателей в малом и среднем бизнесе с тем, чтобы они привлекали рисковый капитал под перспективные проекты вместо того, чтобы полагаться на внутреннее финансирование или получение кредитов;

10. Финансовая поддержка в форме целевых грантов, а также налоговых льгот на исследования и разработки, которая может оказать помощь проектам на этапах идей и изготовления опытных образцов, когда перспективы получения коммерческих кредитов или венчурного финансирования не определены.

11. Поощрение более равномерного распределения активности рискового капитала по регионам, так как трудности, связанные с нахождением хороших предложений для инвестирования, которые испытывают многие венчурные капиталисты, могут быть частично вызваны географическим несоответствием между предложениями и потребностями в венчурном капитале, возникающим из-за концентрации рискового капитала и инвестиций в определенных регионах.

12. Разработка мер регулирования и контроля процесса венчурного инвестирования.[24]

Европейская ассоциация прямых инвестиций и венчурного капитала (EVCA) в 2000 г. определила пять приоритетных направлений по созданию в России здоровой почвы для развития венчурного бизнеса. Этими приоритетами для венчурного капитала и принципиально важных областей его деятельности являются:

- переориентирование системы налогообложения на получение прибыли, создание понятного механизма взимания налогов и недопустимость действия правил обратной силы;

- внесение поправок в хозяйственное право, нацеленных на создание условий для инвестирования венчурного капитала;

- упрощение требований к регистрации венчурных инвестиций, замена разрешительной системы на уведомительную;

- содействие развитию финансовой инфраструктуры, отвечающей требованиям бизнеса;

- создание благоприятных условий для поддержки предпринимательства. [25]

В «Основных направлениях развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 гг.» целью развития системы венчурного инвестирования в России было определено создание благоприятных условий для развития научно-технического и инновационного предпринимательства и механизмов, обеспечивающих привлечение инвестиций в наукоемкие инновационные проекты, реализуемые венчурными предприятиями.

В качестве основных направлений развития системы венчурного инвестирования выделены нормативное, организационное и экономическое. [26]

Нормативное направление развития системы включает принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное функционирование системы венчурного инвестирования в научно-технической сфере.

Организационное направление развития системы венчурного инвестирования подразумевает создание федеральных, региональных и отраслевых венчурных инвестиционных институтов, других элементов системы венчурного инвестирования, а также организацию подготовки кадров.

Основной задачей в этом направлении является создание региональных и отраслевых венчурных инвестиционных институтов, привлекающих средства российского и зарубежного частного капитала и вкладывающих эти средства в российские венчурные предприятия. Для обеспечения координационных функций создается Межведомственный совет, обеспечивающий выработку решений и подготовку предложений для органов государственной власти по созданию условий и механизмов, необходимых для привлечения российских и иностранных инвестиций в научно-техническую сферу. Совет организует анализ инвестиционной практики и распространение позитивного опыта, выработку и распространение организационных и методологических рекомендаций по инвестированию в наукоемкие инновационные проекты.

В рамках многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере предусматривается организовать подготовку кадров для венчурного предпринимательства.

 

Перспективы развития

 

 

Для России – с учетом объективных тенденций ее экономики – более приемлема схема с использованием собственного научно-технического потенциала, с привлечением иностранных инвестиций и технологий. В этом случае необходима поддержка государства в финансировании приоритетных направлений, реформировании высшей школы, создании «особых экономических зон» для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, развитии крупных холдингов (интегрированных бизнес-групп, корпораций), развитии инновационной инфраструктуры (наукоградов, технопарков вокруг университетских образовательных центров, создание венчурных фондов).

Малое инновационное предпринимательство в научно-технической сфере является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным оперативно реагировать на потребности рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции, мобильно перестраивать свое производство, эффективно осваивать создание на основе новых знаний наукоемкую продукцию и услуги.

Жизненно необходимым представляется принятие закона «О государственной политике в области малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К этому системообразующему закону должен быть разработан закон о государственном регулировании инновационного и венчурного предпринимательства, а также законы в каждой отрасли малого и среднего бизнеса, в которых следует предусмотреть передачу малого бизнеса, в т.ч. производственного и инновационного, в ведение местной власти с переводом в местные бюджеты налоговых платежей, тем самым стимулируя администрацию регионов к финансовой поддержке начинающего бизнеса.

В настоящее время в среднесрочную программу российского правительства включены предложения по дополнительным мерам, направленным на ускорение темпов экономического роста, включая меры по развитию системы венчурного инвестирования, поддержке малого инновационного бизнеса, снижению пошлин на технологическое оборудование, развитию технологических кластеров.

В ноябре 2005 г. Правительство РФ утвердило положение об Инвестиционном фонде РФ, из которого будут поддерживаться проекты стоимостью свыше 5 млрд руб. – в том числе и проекты инновационного характера. Средства бюджетного инвестиционного фонда используются на инфраструктурные проекты на условиях частно-государственного партнерства. Норматив частного участия – не менее 25 %.

В перспективе в соответствии с планами правительства намечено:

- обеспечить формирование промышленной политики как важнейшей составной части общенациональной стратегии с активным равноправным участием в ее разработке и реализации государства, бизнеса, научных и общественных организаций. При этом должна быть смена приоритетов в выборе объектов промышленной политики государства в соответствии с общемировой тенденцией: возрастание значения высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью при снижении роли традиционных ресурсоемких отраслей промышленности;

- создать условия перехода к наукоемкой экономике с определяющей ролью производства, распределения и использования знаний и информации в качестве главных факторов устойчивого экономического роста

- вкладывать средства в те направления, которые дают стране возможность модернизировать производство, повысить конкурентоспособность продукции на зарубежных рынках путем создания новых технологий, расширить рынки сбыта продукции отечественного производства;

- обеспечить создание рентабельных производств, новых рабочих мест, получение высоких доходов от реализации продукции и, как следствие, увеличение налоговых отчислений;

- создать условия для перехода к политике концентрации национальных усилий и государственной поддержки конкурентоспособных компаний в микроэлектронике, приборостроении, авиационной, ракетно-космической промышленности.

Для реализации этой задачи необходимо создание национальной инновационной системы, которая будет включать сеть инновационных центров, центров передачи технологий, венчурных фондов.

У Дмитрия Медведева есть свои пять конкретных мер для развития венчурного капитала в России. «Во-первых, переход к инновационной экономике усложняет формы ведения бизнеса, - считает он. - Возникающие венчурные фонды и «старт-ап»-компании имеют дело с гораздо более высокими уровнями риска, вступают в более сложные отношения. И нам нужны новые эффективные организационно-правовые формы».

Во-вторых, необходимо развивать систему экспертиз и целый набор сервисных услуг. Это касается прежде всего юридического, информационного и бухгалтерского сопровождения. «Любой старт-ап без такого сопровождения, без умения цивилизованно вести бизнес обречен на неудачу», - отметил глава государства. А если только зародившемуся инновационному бизнесу приходится самому нанимать штат юристов и бухгалтеров, то это неизбежно ведет к краху.

Третья мера – расширение направлений, финансируемых Фондом содействия развитию малых форм предприятий.

- Четвертое. Нужно не только активно привлекать иностранные инвестиции, но и развивать отечественный финансовый рынок, создать такие условия, которые позволят оставаться в российских компаниях привлеченному капиталу, независимо от обстоятельств на международных рынках, - считает Медведев.

Определенные шаги здесь уже сделаны. Приняты законодательные решения, обеспечивающие защиту инвесторов от банкротства финансовых организаций; введены меры налогового стимулирования научной, опытно-конструкторской и технико-внедренческой деятельности. Обещает президент продолжить работу по снижению регулятивной нагрузки на инвестиционные фонды и либерализации экспорта инновационной продукции.

В-пятых, Дмитрий Медведев призвал обеспечить непрерывность работы всех звеньев инновационной цепочки и координацию институтов развития. Пока же у президента нет ощущения, что венчурная и инновационная деятельность работают, как система. «Есть ощущение некоторой фрагментарности», - отметил он. Чаще молодые люди просто удачно встречаются в нужном месте и каким-то образом находят средства для реализации своей идеи.

Впрочем, в России все же существуют успешно реализованные венчурные инвестиционные проекты, истории успеха которых глава государства хотел бы видеть примерами для остальных.

 

Заключение

 

В заключение работы следует отметить, что современные венчурные предприятия представляют собой гибкие и мобильные структуры и характеризуются чрезвычайно высокой и целенаправленной активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в скорейшей успешной коммерческой реализации разрабатываемой идеи, технологии, объекта, изобретения, причем с минимальными затратами. В темпах доведения разработки до коммерческой реализации с ним не могут конкурировать ни крупные, ни тем более средние и мелкие промышленные фирмы. Характерные примеры – создание небольшими венчурными предприятиями разработки в области металлургии и в автомобилестроении, не признанные фирмами – гигантами. Именно мелкие венчурные фирмы дали путевку в жизнь таким изобретениям, как электрография, вакуумные лампы, шариковая ручка, пенициллин, реактивный двигатель цветная фотобумага, ферритовая печать. Статистика утверждает, что «родителями» более 60% крупных нововведений ХХ века явились венчурные фирмы.

Итак, венчурные фирмы – серьезный источник нововведений. Для их создания необходимо наличие четырех составляющих: коммерческой идеи (суть будущего нововведения); общественной потребности в данном нововведении (продукте, технологии, объекте, услуги); предпринимателя, готового на основе ожидаемого нововведения создать венчурную фирму; «рискового капитала» для финансирования деятельности венчурной фирмы.

В работе было указано, что венчурная фирма создается под решение конкретной проблемы, и после завершения этой работы она либо расформировывается и прекращает свою деятельность, либо самостоятельно при благоприятной коммерческой конъюнктуре и явной конкурентоспособности созданного продукта выходит на рынок и путем продажи коммерческой разработки укрепляет свое финансовое положение, создает собственное производство и организует коммерческие операции на базе доработанных нововведений. В этом случае бывшее венчурное предприятие организует производство небольших партий изделий, выгодно реализует их, выполняет свои обязательства перед инвестором и путем продажи лицензий выручают необходимые средства для разворачивания собственного производства. Следует подчеркнуть основную особенность механизма венчурного инвестирования: рисковые предприятия не должны возвращать инвестированные в них средства. Венчурное инвестирование осуществляется в расчете не на процент и не на регулярные доходы на инвестированный капитал, а на развитие самих рисковых предприятий, их нововведений и доход от массового выпуска продукции, а также акций успешных венчур и размещение их среди публики. В этом состоит важнейшее отличие венчурного инвестирования от обычного банковского кредитования.

В заключение работы следует отметить, что с точки зрения венчурных предпринимателей, недостаток системы состоит в том, что они не могут осуществлять полный финансовый контроль (у них нет права владения и распоряжения фондами) и вынуждены отдавать талант и энергию делу, которое, строго говоря, нельзя назвать своим. Но в тоже время их привлекает возможность вторичного финансирования огромных капиталов для воплощения в жизнь своих идей и в случае удачи возможность получить 20% инвестированного в их фирму капитала путем коммерциализации нововведений. Ведь на собственные или заемные средства осуществить свои идеи они, как правило, не могут.

Основываясь на своем опыте работы в России, специалисты венчурных фондов отмечают, что неразвитость инфраструктуры, которая целенаправленно работала бы на решение рассмотренных выше проблем, является серьезными препятствиями развитию венчурного инвестирования в российских регионах. До сих пор остается нерешенным целый комплекс проблем, с которыми сталкиваются как малые компании (недостаток менеджмента, способного подготовить компанию к получению прямых инвестиций, неравенство доступа компаний к источникам венчурных инвестиций в регионах и крупных центрах, недооценка привлекательности венчурного капитала, как источника инвестиций), так и фонды (отсутствие адекватной оценки перспективности инвестиций в российскую инновационную сферу, недостаток объектов для инвестиций, нехватка менеджеров, понимающих специфику осуществления инвестиций в высокотехнологический бизнес). Ряд шагов, предпринимаемых российским венчурным сообществом, Российской ассоциацией венчурного инвестирования (РАВИ), заинтересованными министерствами и ведомствами постепенно формирует необходимые элементы соответствующей инфраструктуры. Одним из важнейших условий развития национальной венчурной индустрии является наличие достаточного количества инновационных компаний, ориентированных на привлечение инвестиций, в том числе и венчурных. Несмотря на значительный научно-технический потенциал российских регионов, который отмечают как российские, так и зарубежные специалисты, инвестиции имеют тенденцию к сосредоточению в Москве и Санкт-Петербурге. Для активизации привлечения венчурных инвестиций в инновационные компании, расположенные в регионах России, и обеспечения для них равных условий доступа к источникам венчурного капитала необходима соответствующая инфраструктура поддержки, элементами которой являются – Венчурный инновационный фонд.

Если Россия стремится быть одной из ведущих держав, то крайне необходимо преодолеть существующую деформированность структуры российской экономики и увеличить валовой внутренний продукт страны за счет активизации инновационной деятельности в промышленности. Венчурная индустрия имеет все основания стать действенным элементом, стимулирующим быстрый прогресс инновационного сектора экономики.

 

 

Список литературы

 

 

1. Алинов С. Венчурный бизнес в США [Текст] / С. Алинов // Рынок Ценных Бумаг. — 1999. — №18.

2. Аммосов Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности [Текст] / Ю.П. Аммосов – СПб.: Феникс, 2005.

3. Аналитический сборник «Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций в России за 2006 г. РАВИ, ООО «Феникс», 2007

4. Васильева Т.Н. Венчурное предпринимательство [Текст]: учеб. пособие / Васильева Т.Н. – М.: РГИИС, 2007.

5. Введение в венчурный бизнес [Текст] / Российская Ассоциация Венчурного Инвестирования, - СПб.: «Феникс», 2008.

6. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: теория и десятилетие практики [Текст] / П.Г. Гулькин, - СПб.: ООО «Аналитический центр «Альпари СПб»», 2007

7. Галицкий А. Российский венчурный бизнес [Текст] / А. Галицкий // Рынок Ценных Бумаг. — 1999. — №22.

8. Геналиева А.А. Венчурный бизнес как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса [Текст] / А.А. Геналиева // Науч. тр. междунар. науч.- практ. конф. ученых МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ (5-6 янв. 2004 г.). – М.; Луганск; Смоленск. – 2006.

9. Гончаров В.В. Рисковый бизнес [Текст] / В.В. Гончаров // Руководство для высшего управленческого персонала.-2006.

10. Гулькин П. Г. "Введение в венчурный бизнес в России", РАВИ, 2007

11. Дагаев А. А. Новые модели экономического роста с эндогенным технологическим прогрессом [Текст] / А.А. Дагаев // МЭиМО – 2001 – № 6.

12. Дагаев А. А. О налоговых порогах для развития малого бизнеса [Текст] / А.А. Дагаев // США: экономика, политика, идеология. 1992. № 2.

13. Жуков В.Б. Инновационный фактор экономического развития и венчурное финансирование [Текст] / В.Б. Жуков: автореф. дис. … канд. экон. наук. – СПб., 2007.

14. Иванова И.А.    Перспективы развития венчурного бизнеса в России [Текст] / И.А. Иванова // Реформы в России и проблемы управления – 2006.

15. Иванова Н. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики [Текст] / Н. Иванова // Российский экономический журнал.-1995.-№12.

16. Иванцов А.Г. Инвестиции в России [Текст] / А.Г. Иванцов // РЦБ. 2002 - № 11

17. Камалов И.Г. Венчурный бизнес в России: новые деньги пришли [Текст] / И.Г. Камалов// Эксперт. – 2005 - № 3

18. Каширин А. Венчурное инвестирование в России [Текст] / А. Каширин, С. Александр - М.: Вершина , 2007.

19. Кутейников А.А. Искуссство быть новатором. – М.: Знание, 2006.

20. Лебедева И. Венчурный бизнес в Японии [Текст] / И. Лебедева // Деловой мир.-1991.- №6

21. Литвак Е.П. Проблемы государственного регулирования инновационной политики России [Текст] / Е.П. Литвак // Экономика. Государство. Человек: материалы IV Чаяновских чтений (Москва, 25 марта 2004 г.). – М., 2004.

22. Никконен А. Венчурный инновационный фонд – катализатор привлечения частного капитала в технологический потенциал России [Текст] / А. Никконен // Инновации. 2002. № 5

23. Новрузова З.А.Опыт венчурного бизнеса в США [Текст] /З.А. Новрузова, Л.Ф. Шайбакова // Региональные аспекты научно-технической политики: от фундаментальных исследований до реализации инноваций: материалы третьей окруж. инновац. конф. – Екатеринбург, 2006.

24. Осокина И. Проблемы финансирования инновационных проектов в научно-технической сфере [Текст] / И. Ососкина // Общество и экономика. — 1999. — №9.

25. Медынский В.Г. Инновационное предпринимательство [Текст]: Учебное пособие /В.Г. Медынский, Л.Г. Шаршукова – М.: ИНФРА-М, 2007.

26. Полуэктов К. Российский венчурный бизнес – пасынок зарубежного [Текст] /К. Полуэктов // Финансовая Россия. — 1999. — №32.

27. Рузавина Е. Венчурный капитал и инновации [Текст] / Е. Рузавина, Н. Шеховцева // Российский экономический журнал.-1992.-№7.

28. Самохин В. Венчурный бизнес в Европе [Текст] / В. Самохин // Рынок Ценных Бумаг. — 1999. — №19.

29. Серпилин А. Венчурные фонды – катализатор экономического роста [Текст] / А. Серпилин // Консультант директора.-1997.-№4.

30. Тикшаева Л.Н.  Инновационность малых предприятий [Текст] / Л.Н. Тикшаева // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. - Чебоксары, 2008.

31. Фирсов В.А. Венчурное инвестирование в малый инновационный бизнес [Текст] / В.А. Фирсов // США. Экономика. Политика. Идеология.-1993.-№12.

32. Фирсов В.А. Организационные формы венчурного предпринимательства [Текст] / В.А. Фирсов // США. Экономика. Политика. Идеология.-1994-№6

33. Фирсов В.А. Привлечение иностранных инвестиций в малый инновационный бизнес в России [Текст] / В.А. Фирсов // США. Экономика. Политика. Идеология.-1994.-№6.

34. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг [Текст]: Учебно-практич. Пособие / С.Ю. Ягудин – М.: МЭСИ, 2006.

35. Яновский А.М. Венчурные, инжиринговые, внедренческие фирмы [Текст] / А.М. Яновский // Эко.-1995.-№10.

 

 



2020-02-04 230 Обсуждений (0)
Проблемы и пути решения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы и пути решения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)