Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитательная система классного руководителя



2020-02-04 240 Обсуждений (0)
Воспитательная система классного руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мне нужно только одно, чтобы совместная

деятельность доставляла ребенку удовольствие,

была бы его потребностью.

С.Соловейчик

Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированное взаимодействие семьи и школы, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, его личностного роста, становление его личности в школьные годы.

Приоритетным направлением классного руководителя является деятельность, направленная на обеспечение процесса личностного роста обучающихся.

На протяжении всей педагогической деятельности Филатова Татьяна Алексеевна является классным руководителем. Ее классы отличает то, что учащиеся самостоятельны, дисциплинированны, воспитаны, умеют работать.

Исходя из цели воспитательной системы ОШ № 17 г. Бобруйска:

· создание оптимальных условий для саморазвития и самопознания каждого школьника с учётом его интересов и базовых потребностей на основе его индивидуальных способностей

и задач:

· создание воспитывающей среды, необходимой для формирования экологической культуры личности;

· формирование правосознания ученика, гражданской позиции;

· формирование нравственности, культуры личности и культуры здорового образа жизни;

· вовлечение в проектную деятельность, кружки, секции;

· организация сотрудничества и взаимодействия обучающихся, учителей и родителей.

Филатова Т.А. создала свою воспитательную систему «Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования личности ребёнка», так как результативность учебно-воспитательного процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы.

Классный руководитель, родители, обучающийся являются основными компонентами школы как воспитательной системы.

Характер взаимоотношений между субъектами основан на доверии, взаимной ответственности, сотрудничестве (см. презентацию).

Цель воспитательной системы: создание условий для развития младших школьников через организацию сотрудничества семьи и школы.

Задачи:

1. Психолого-педагогическое изучение каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей в процессе адаптации к школьному обучению.

2. Создание детско-взрослой общности с целью социализации ученика.

3. Целенаправленное обучение коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей.

4. Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города.

5. Вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование.

Приоритетными в воспитательной системе «Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования личности ребёнка» становятся следующие принципы:

Принцип комплексного подхода.

· работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, учителей-предметников, педагога-организатора.

· ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.

Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.

Принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, городе, стране.

Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).

Общность – первое условие воспитания детей. Что даёт?

· воспитывает мировоззрение

· способствует взрослению

· формирует отношение к культурным ценностям

· формирует культуру досуга

· способствует развитию способностей, новой культуры мышления

· даёт возможность проявляться инициативам.

Ведущими идеями, которые легли в основу воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые-педагоги В.А. Сухомлинский, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов.

В своей работе руководствуется «Десятью заповедями воспитания» (по В.А. Караковскому) (см. презентацию).

· Главная цель воспитания – счастливый человек.

· Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

· Воспитание без уважения – подавление.

· Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

· Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

· Развивай в себе незаурядность.

· Не будь занудой, не ной и не паникуй.

· Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

· Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

· Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Ценности, наиболее значимые для Филатовой Т.А., как классного руководителя: добро, семья, Родина, взаимоуважение. Основополагающим для меня, как классного руководителя, в воспитательной системе является принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости.

Основные положения моей воспитательной системы:

· Индивидуальный подход в воспитании и обучении

· Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, администрацией, педагогом-организатором

· Системность в работе

Воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая СОРАЗВИТИЕ в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся (см. презентацию).

Деятельность в классном коллективе может считаться системной, если выделяются «ключевые» дела.

«Ключевыми» делами ее класса можем считать создание фотоархива класса «Это – мы», коллективных, классно-семейных, индивидуальных проектов, регулярные походы в театр, подготовку к утренникам, в которых в равной степени принимают участие дети и родители. Под совместными проектами мы подразумеваем учебно-познавательную деятельность, результаты которой должны быть осязаемыми, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – результат, готовый к внедрению.

Классно-семейный проект «Великая Отечественная война», предложенный родителями на Большом совете, создавался с целью знакомства учащихся со страницами нашей истории, воспитания чувства патриотизма творческой группой семей, которые

1) поставили цель,

2) смоделировали ожидаемый результат,

3) спланировали совместную деятельность, 

4) в течение недели организовали работу,

5) каждая семья презентовала свой подпроект, в ходе анализа результата совместного проекта приняли решение опубликовать материалы на сайте классного руководителя (см. презентацию).

Жизнеспособность системы заключается в возможности применения другими педагогами в других условиях с возможными изменениями в концептуальной основе системы.

В построении своей воспитательной системы можно выделить три этапа.

1 этап – проектирование детско-взрослой общности « Я теперь школьник» (2007год)

Цель. Обеспечение ребёнку психологического комфорта, признания в коллективе через создание детско-взрослой общности классного коллектива.

Задачи:

1. Изучение психолого-педагогических особенностей ребенка, его семьи.

2. Создание социального портрета ученика, его родителя.

3. Реализация системы работы классного руководителя через функции педагогического просвещения.

Воспитательная работа на этом этапе была направлена на обеспечение ребёнку психологической безопасности и комфорта, признания в коллективе сверстников и взрослых. На основе психолого-педагогических наблюдений, анкетирования родителей, рекомендаций школьного психолога создаем образовательное пространство с целью адаптации младшего школьника (см. презентацию).

В ходе групповой работы на родительском собрании с целью изучения семьи ребенка были выявлены ожидания родителей по взаимодействию семьи и школы (см. презентацию). Родители считают, что:

1) ребенок будет находиться под присмотром классного руководителя;

2) получит необходимый уровень знаний;

3) ему помогут ребенку раскрыться, заметят, он будет успешным;

4) школа научит ребенка предъявлять себя, и самое главное, – научит ответственности.

На основе анкетирования был создан обобщенный портрет современного родителя:

· Родитель – сотрудник, партнер.

· Родитель – оценщик (оценивает все, начиная от методики и заканчивая цветом стен в коридорах школы).

· Родитель – избиратель ( находится постоянно в ситуации выбора: школы, учителя, программ, вида деятельности и т.д.).

· Родитель – проводник идей в реализации успешности ребенка.

Совместная деятельность классного руководителя, родителей и детей по созданию комфортной атмосферы получила название «Я теперь школьник».

На активизацию этой совместной работы направлена моя деятельность.

Принципы выстраивания отношений.

 

 

Классный руководитель

Ученик                                                          родитель

Взаимодействие

Взаимная ответственность

Доверие

Сотрудничество

Сопереживание

Содружество

Сотворчество

Первая составная часть такого взаимодействия – информационное педагогическое обеспечение родителей (воспитательная концепция школы, методика воспитания, задачи личностного развития ребёнка), т.е. реализация функции педагогического просвещения (см. презентацию).

Вторая составная часть взаимодействия педагога с родителями – педагогическое корректирование семейного воспитания (той стороны, которая касается отношения к ребёнку). Корректирование производится с позиции профессиональной необходимости, диктуемой ходом воспитательного процесса. Всё, что скажет классный руководитель относительно необходимых изменений, проистекать должно из целей воспитательных, из блага ребёнка как растущей и развивающейся личности. Коррекция семейного воспитания становится коррекцией личности родителей, но, разумеется, мера эта различна, а иногда равна нулю.

Как утверждает С.Соловейчик, известный педагог: «Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают – поле сотрудничества с людьми».

Сотрудничество родителей, школы и детей, организация совместной работы, классно-семейное проектирование становится реальностью. В слове «сотрудник» хороший корень: труд. «Труд и должен быть основной формой воспитания. Сотрудничать – значит «разделять труд».

Единое воспитательное поле создаётся, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с детьми определённые ценностные отношения. (Это я вижу на примере родителей своих учеников)

Третья составная часть взаимодействия педагога и родителей – практическая совместная работа детей, родителей, которую организует классный руководитель. (праздники, игры, концерты, соревнования, акции, проекты)

Главными достижениями этого этапа стали:

· Принятие учащимися, родителями норм, традиций школы;

· Создана атмосфера поддержки совместных успехов детей и родителей;

· Рост инициативы и активности родителей и учеников;

· Принятие законов построения жизни классного коллектива.

Результаты 1 этапа:

Совместные творческие дела:

· «Весёлые старты»,

· «Посвящение в первоклассники»,

· «Новый год»,

· «Мама, папа, я – спортивная семья»,

· «Прощание с первым классом»,

· Экологическая акция «Зимняя кладовая». 

По результатам анкетирования «Что тебе нравится в нашем классном коллективе» мы можем сделать вывод об уровне взаимоотношений между детьми. А на вопрос «Какую помощь в классных делах ты готов оказать вместе с родителями?» отвечают: любую.

2 этап – становление и функционирование детско-взрослой общности «Найди свой путь» (2008-2010 год).

Цель: создание психолого-педагогических условий для развития личности учащихся, их способности к саморазвитию, самопознанию, самореализации через включение в различные виды деятельности.

Задачи:

1. Создание Большого совета, координирующего совместную деятельность по управлению воспитательным процессом.

2. Целенаправленное обучение коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей.

3. Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города через включение обучающихся в классно – семейные проекты.

В классном коллективе сложилась своя система управления воспитательным процессом, которая представлена на схеме:

В рамках этого этапа была сформирована творческая группа (классный руководитель, родители, педагог-организатор, педагог-психолог), одной из целей которой явилось создание условий для выявления и самореализации творческих возможностей и потребностей детей. Это первые шаги в создании классно-семейных проектов, участии в конкурсах, олимпиадах, обучении групповой и коллективной деятельности. На основе психолого-педагогического изучения каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей в процессе адаптации к школьному обучению выявляю группу родителей, способных организовать межличностное общение родительской общественности и реализовать идеи, направленные на развитие личности. Они становятся не только инициаторами добрых дел детско- взрослой общности, но и полноправными партнерами, проводниками идей в реализации успешности ребенка.

Заметными событиями этого этапа стали:

· Творческие проекты « Мы – жители Беларуси», «Минск – столица Беларуси».

· Коллективный проект ко дню рождения города Бобруйска « Я, моя семья, мой город».

· Участие в республиканском конкурсе на лучшее письмо.

· Участие в конкурсе «Фестиваль исследовательских работ. Портфолио ученика»

· Участие в школьной акции «О, спорт, ты – мир!»

· Участие в областном конкурсе фотографий «Зелёная планета глазами детей».

· Первый опыт участия в театральной постановке «Приключение лучика» получил своё дальнейшее развитие. Дети стали членами младшей группы экологического театра, приняли участие в областном конкурсе театральных постановок «Зелёная планета», были отмечены дипломами.

· Участие в областном конкурсе фотографий «Зелёная планета глазами детей» тоже отмечена дипломами.

Значительным событием в жизни детско-взрослого сообщества стало участие группы ребят в городской конференции «Первые шаги в науку». Работы обучающихся были отмечены дипломами и опубликованы на сайте классного руководителя.

Важным событием стало создание классно – семейного проекта «Великая Отечественная война». Материалы готовятся к публикации на сайте. Большая часть класса приняла участие в республиканском конкурсе на лучшее письмо, 6 из них прошли отборочный тур и были отправлены на конкурс.

3 этап – стабильное функционирование детско-взрослой общности « Мы вместе» (2011год).

Цель: Создание условий для овладения школьниками способов конструктивных социальных взаимоотношений.

Задачи:

1. Вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование.

2. Создание банка идей по социальному проектированию.

Родителями и обучающимися были предложены в банк данных следующие темы будущих социальных проектов:

· «Мой дом, моя семья, мой город».

· «Беларусь – моя Родина».

· «Традиции моей школы».

· «С любовью к природе…»

· «Юный исследователь».

· «Гарбология»

Реализации классно-семейных проектов способствуют такие формы работы:

· Классное собрание

· Конкурсы

· Конференции

· Викторины

· Дискуссии

· Праздники

· Экскурсии

· Игры-соревнования

· Классные часы

Классные часы чаще всего становятся основой для создания классно – семейных проектов:

· классный час «Лен – символ Беларуси» - проект «Беларусь – моя Родина»;

· классный час «Наш город вчера, сегодня, завтра» - проект «Я, моя семья, мой город»;

· классный час «Покорители космоса» - проект «День космонавтики»

· классный час «Подвиг народа» - проект «Великая Отечественная война»

Мерилом эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие показатели:

· адекватная самооценка (социальный статус);

· общечеловеческие ценности;

· оценка отношений учитель-ученик;

· удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

· осознание детьми прожитых школьных лет как События.

На мой взгляд, создание детско-взрослой общности способствует формированию гражданских качеств младшего школьника:

· углублению знаний учащихся о Родине, своем крае, месте рождения;

· более содержательному знакомству с историей своей семьи;

· воспитанию гражданского самосознания;

· пониманию обучающимися их личной ответственности за будущее страны.

У ребенка есть возможность выбирать и действовать, обосновывая свой выбор, зная свои права и обязанности. Я могу назвать своих детей и родителей – люди с активной жизненной позицией.


 

Заключение

 

Отечественное образование сегодня переживает уникальный период своей истории: наступило время педагогической рефлексии; необходимо оглядеться вокруг и определить новые ценности политики образования, среди которых приоритетность воспитания перед обучением и, как следствие, главенство воспитательной функции в образовательном процессе.

Но ребенок формируется не только под влиянием школы, а и под влиянием окружающей его социальной среды, где много негативных явлений, вызывающих любопытство, непредсказуемо влияющих на него. В итоге получается, что школа с ее воспитательной системой, творческими делами, гуманистическими отношениями, классической культурой вступает в конкуренцию с яркой, пестрой, необычной средой с ее запредельными моральными и ультрасовременными ценностями. И в этом поединке она не всегда оказывается победителем.

Поэтому проблема приспособления среды к нуждам детства сейчас, пожалуй, наиболее актуальна. Последнее, собственно говоря, делается за счет усиления внимания к учреждениям дополнительного образования, детским организациям, введением должностей социальных педагогов и психологов, за счет открытия разного характера консультационных центров.

Конечно, изолировать детей от реальной среды нельзя. Но можно объединить воспитательные возможности среды и школы на базе самой школы, ввести некоторые позитивного плана события, явления, происходящие в окружающем мире, в жизнь самого школьного коллектива. За счет освоения среды, окружающей школу, того позитивного, что в ней есть можно сделать эффективной ее воспитательную систему. То есть, необходимо создавать и расширять воспитательное пространство образовательного учреждения.

Воспитательное пространство – это не только множественность объектов, между которыми установлены отношения, это результат деятельности созидательной и интегрирующей, но и основной компонент воспитательной системы школы, об актуальности проектирования которой говорилась в материалах данного сборника.


 

Список использованной литературы

 

1. Афонина, Г.М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.-512с.

2. Воронов, В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей / В.В. Воронов. – М.: Школа-Пресс, 2000.-96с.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н. Степанова – М.: Асгард, 2001.

4. Гаврилин, А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем / А.В. Гаврилин. – Владимир: Владимирская школа. - 1998.- 208 с.

5. Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой / А.В. Гаврилин. – М.: Академия, 2003.

6. Кабуш, В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения / В.Т. Кабуш. – Мн.: Академия, 1995.

7. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание...Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М.: ВЛАДОС, 2000.

8. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие. – М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2000.-160с.

9. Новикова, Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции / Л.И. Новикова // Сов. педагогика. - 1991. - № 11. - С. 61-64.

10. Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Автореферат дисс... доктора пед. наук / С.Д. Поляков. – Мн., 1993. С. 57.

11. Строим воспитательную систему Школы самовыражения. Концепция. Программа. Целевая программа «Профессиональное самоопределение учащихся» // Классный руководитель. - 2001. - №5. - С. 3-36.

12. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. В.А. Караковского. – М.: Педобщество России, 1999.-264с.

13. Хомерики, О.И. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе / О.И. Хомерики. – М.: Педагогика, 1996.



2020-02-04 240 Обсуждений (0)
Воспитательная система классного руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитательная система классного руководителя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)