Основные институты финансовые системы Франции
Введение. Актуальность изучения финансовых систем европейских стран возрастает в связи с всемирными глобализационными процессами в экономике и вообще во всех сферах жизни. Глобализация для Европы связана, прежде всего, с созданием единого экономического и политического пространства с единой валютой - евро. Но при этом необходимо учитывать и процессы регионализации, влияния экономических особенностей каждой страны на экономику всего Европейского союза, в том числе и влияния финансовых систем стран - участников ЕС. Франция же занимает лидирующее положение в Европейском Союзе, оказывает большое влияние на формирование кредитно-финансовой политики всей объединенной Европы. Франция является одной из ведущих стран западных держав, зани-мая седьмое место среди всех стран мира -- 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551 тыс. кв км) и населе-ния (57 млн чел.), она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяй-ственного производства Западной Европы. Поэтому изучение финансовой политики Франции необходимо рассматривать не только с точки зрения влияния на экономику страны, но и с точки зрения глобальных процессов интеграции. Основные институты финансовые системы Франции До Первой мировой войны Франция, сильно отстав от других крупных капиталистических стран по развитию промышленности, интенсивно осуществляла накопление ссудных капиталов. С 1890 по 1912 г. сумма депозитов крупнейших банков страны возросла в 4 раза. Франция экспортировала за границу (в значительной мере в Россию) преимущественно не промышленный, а ссудный капитал. Характер французского капитализма как ростовщического определил ту особенность кредитной системы Франции, что в ее деятельности большое место заняли операции, связанные с вы-пуском и размещением государственных займов, не только внутренних, но и внешних займов других государств. С 20-х гг. Франция стала интенсивно развиваться в про-мышленном отношении и отошла от прежних «ростовщиче-ских» традиций. Французские банки стали широко внедряться в промышленность Франции, а некоторые из них во-шли в число 50 крупнейших банков капиталистического мира. Современная институты финансовой системы Франции характеризуется такими чертами: разнообразная и жесткая система регулирования за банковской деятельностью; высокая доля государственных и полугосударственных кредитных учреждений (около 80% активов всех кредитных институтов Франции); высокий уровень развития : на долю бан-ков приходится 3,8% ВНП, что соответствует примерно объему производства таких отраслей как транспорт, энергетика или сельское хозяйство в кредитной системе Франции за-нято 425 тыс. человек банки Франции входят в число крупнейших в мире высокая плот-ность сети кредитных учреждений; разнообразие форм организации кредитных институтов и выполняемых ими функций; концентрация банковского дела : на конец 1992 г. на долю первых пяти кредитно-финансовых учреждений приходилось 59,3% депозитов и 45,6% креди-тов, на долю первых десяти -- соответственно 74,2 и 61,8% и первых двадцати -- 81,3 и 74,7%. С 1984г. происходит быстрый рост концентрации среди сберегательных и пенсионных касс; децентрализация клиентов банков (почти 95% общего количества досье клиен-тов приходится на долю региональных и ме-стных форм). Основными звеньями кредитной системы Франции являются: 1) центральный банк - Банк Франции; 2) коммерческие банки; 3) специализированные кредитно-финансовые учреждения. Во Франции нет деления кредитных институтов на банковские и небанковские; но введено различие между кре-дитными учреждениями, имеющие пра-во принимать вклады до востребования и сроком до двух лет, и другими кредитными учреждениями, лишенными этого права. К по-следним относятся 800 учреждений, включая учреждения потребительского кредита (около 90), лизинговые компании движимого и не-движимого имущества (соответственно 108 и 132), учреждения жилищного кредита (150), факторинговые компании (14) и др. Важнейшую роль в регулировании деятель-ности кредитных учреждений Франции игра-ют Министерство экономики и финансов и Банк Франции. Они находятся во главе кредитной системы, причем их обязанности после 1984г. распределены примерно поровну: Министерство финансов осуществляет скорее общее руководство, а Банк Франции - контроль за деятельностью кредитных учреждений. Но на практике оба ведомства ра-ботают в теснейшей взаимосвязи. Согласно закону «О банках» от 24.01.1984 г. во Франции выделяют 6 категорий кредитных учреждений и отдельной строкой выделена фондовая биржа (данные середины 90-х годов): Универсальные банки - 367. Кооперативные кредитные учреждения (банки взаимного кредитования) - 194. Сберегательные и пенсионные кассы - 430. Кассы муниципального кредита - 21. Финансовые компании - 1071. Специальные кредитные учреждения - 32. Всего: 2059. До принятия закона «Об уставе Банка Франции» от 1993 года Банк Франции полностью зависел от Министерства финансов, он был одним из наименее независимых центральных банков. С принятием этого закона он получил право самостоятельно разрабатывать денежно-кредитную политику в рамках единой государственной политики. После Второй мировой войны по закону от 2 декабря 1945 года Банк Франции стал выполнять функции только центрального банка, выполняемые им операции ком-мерческих банков значительно сократились, а его роль в кредит-ном регулировании возросла. Кроме изменения ставки учетного процента, Банк Франции начал осуществлять регулирование путем выполнения операций на открытом рынке. Согласно дек-рету от 9 января 1967 г. введена система обязательных банков-ских резервов: отдельно банки должны были держать на своем счете в Банке Франции 4,5% общей суммы своих текущих счетов и 2% суммы срочных депозитов. Новое и специфическое явление в банковской системе Фран-ции (в других странах этого не существует) -- введение с апреля 1971 г. норм обязательных резервов для коммерческих банков и финансовых обществ, которые они должны держать в Банке Франции против предоставленных ими кредитов. Первоначально эта норма была установлена очень незначительной -- 0,25%, но затем неоднократно повышалась и в апреле 1972г. достигла 4% для ранее выданных кредитов и 15% для прироста кредитов с ап-реля 1972 г. Банк Франции является также банкиром правительства. Он ведет текущий счет казначейства, выполняет операции, связанные с обслуживанием государственного долга, и предоставляет кре-диты правительству. По закону «О банках» определены следующие типы банковских операций: 1. Непосредственно банковские операции, которые составляют суть финансового посредничества: привлечение вкладов населения; распре-деление кредитов; предоставление в распоряжение клиентов средств платежа и управлениеими. 2. Дополнительные виды деятельности: валютные операции, опе-рации с золотом, ценными металлами, монетами и ценными бумага-ми, консультации в области управления состоянием и финансового ме-неджмента, лизинговые операции. 3. Небанковские операции, главным образом в области страхования; по французскому законодательствуих объем не должен превышать 10% объема чистого банковского продукта. 4. Участие в капитале других банков и предприятий. В кредитной системе Франции различаются коммерческие де-позитные банки, которые специализируются в области кратко-срочных кредитных операций, и инвестиционные или деловые банки, финансирующие промышленность путем эмиссионно-учредительных операций. Третьей разновидностью, занимающей промежуточное положе-ние между депозитными и деловыми банками, являются так назы-ваемые банки долгосрочного и среднесрочного кредита. Централизованное регулирование, процессы образования и деятельности банков, предохранение банковской системы от банкротства, контроль количества денег и кредитов, страхование банковских депозитов должно осуществляться государством. Органом такого регулирования призван быть Банк Франции. Одним из способов регулирования является установление и изменение процентных ставок. Банк Франции осуществляет кредитование коммерческих банков. При повышении установленного им процента, при выдаче ссуды доступ коммерческих банков к кредитам затрудняется. Таким образом, возникает цепная реакция. Коммерческие банки также увеличивают свой процент. Такая финансовая политика называется ограничительной. Во Франции очень развито банковское дело. Так, насчитывается 142 вида банковских кре-дитов, в том числе 32 для обслуживания те-кущей деятельности предприятий, 73 -- для инвестиций, 37--для частных лиц. При этом постоянно идет поиск наиболее эффективных видов кредитов. Во Франции из 400 банков, входящих во Французскую ассоциацию банков, -- 168 ино-странных банков. Преобладают филиалы круп-ных банков, имеющих огромную зарубежную сеть (около 400 на французской территории). На их долю приходится 9% депозитов, 11 % кредитов зарегистрированных во Франции банков. Такой же уровень интернационализа-ции банков в США, а в Великобритании, Бель-гии -- еще выше. Иностранные банки обычно специализируются на обслуживании внешне-экономической деятельности и на операциях на рынке ссудных капиталов. В свою очередь крупные французские бан-ки имеют зарубежную сеть в 1000 городах в 106 странах, занимая по этому показателю второе место после США. Во Франции весьма развита система различных кредитных кооперативных учреждений. В конце 1986 г. в стране было 192 таких учреждения и 11214 при-надлежащих им отделений. Среди них по сумме активов первые два места занимают кредитные кооперативы, объединяемые На-циональной кассой сельскохозяйственного кредита и Централь-ной кассой народных банков, которые имели 135 банков и 7268 от-делений, или соответственно 70 и 65 % всего количества коопера-тивных банков и их отделений. К специализированным кредитным инсти-тутам относится целый ряд кредитно-финансовых учреждений небанковского характера, значение и роль которых складывается по-разному в зависимости от источников фор-мирования ресурсов и их использования. Они могут осуществлять лишь определенные опе-рации в специфической области деятельности. Во Франции существуют частные и государственные сберегательные кассы. Государственные входят в состав Государственной национальной сберегательной кассы (ГНСК). По размерам активов наиболее крупным из этих учреждений является Депозитно-сохранная касса, созданная в 1916 г, для уп-равления средствами государственной Национальной сберегатель-ной кассы, объединяющей все сберегательные кассы при почтовых отделениях, и частных сберегательных касс. Кроме сберкасс в чистом виде существуют сберкассы при почтовых отделениях. Все эти сберкассы имеют право выдавать кредиты, хотя основную часть привлеченных ресурсов обязаны выдавать Депозитно-сохранной кассе - это полугосударственное учреждение, которое наделено особым уставом. В области активных операций Депозитно-сохранная касса занимается выдачей кредитов местным и государственным органам власти, а также жилищные кредиты. Также свои ресурсы депозитно-сохранные кассы формируют за счет ресурсов пенсионных касс (их около 400) и страховых компаний. Рассмотрим государственные органы регулирования банковской деятельности. Консультационные: 1) Национальный комитет по кредиту (с 1945г.) - президентом является ми-нистр финансов, а вице-президентом -- управляющий Банком Франции. В комитет, состоящий из 46 членов, входят 8 предста-вителей различных министерств, а большинство других членов, представляющих различные отрасли хозяйства, утверждаются министром финансов. Комитет рассматривает общие вопросы, связанные с кредитной системой, состоянием денежного обращения. Публикуются его ежегодные доклады. Национальный комитет по кредиту наделен правом контроля над кредитом и банками (определение усло-вий кредита, минимальных обязательных банковских резервов и т.д.). 2) Консультационный комитет пользователей - занимается вопросами, связанными с защитой прав клиентов, взаимоотношениями между кредитными учреждениями и их клиентами и т.д. Регламентирующие: 1) Комитет по регламентации банковской деятельности (с 1984г. ) - определяет права и законы, обязательные к исполнению и касающиеся юридических и финансово-правовых вопросов. Его нормативные акты имеют наибольшую юридическую силу по отношению с нормативными актами других комитетов. Устанавливает правила функциониро-вания кредитных учреждений, дает им пред-писания о финансовых условиях их деятель-ности, определяет порядок открытия отделе-ний и условия участия в капиталах других учреждений. В его составе 6 человек, тесно работает с Банком Франции. 2) Комитет кредитных учреждений занимается более частными задачами, проводит аттестацию и выдачу лицензий. Он принимает решения, касающиеся их деятельности, про-веряет, соответствует ли данное кредитное учреждение уставным требованиям с точки зрения правового статуса, технических и фи-нансовых средств, качества акционеров, лич-ных и профессиональных качеств двух руко-водящих лиц. Контролирующие: Банковская комиссия - занимается административным и юридическим надзором за деятельностью кредитных учреждений. В ее состав входят 6 членов, являющихся главным образом предста-вителями правительственных органов. Под административным надзором понимается контроль за соблюдением банковского законодательства путем проверки бухгалтерских счетов и отчетов, направленных кредитным учреждением в комиссию по итогам своей деятельности, а также путем проведения ревизий на местах, проводимых по распоряжению комиссии инспектором Банка Франции раз в 4-5 лет (комиссия обладает широкими полномочия-ми по проверке любой банковской докумен-тации).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (399)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |