Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правила к форме обоснованного тезиса (демонстрации) и ошибки в форме доказательства



2020-02-04 186 Обсуждений (0)
Правила к форме обоснованного тезиса (демонстрации) и ошибки в форме доказательства 0.00 из 5.00 0 оценок




Правила и ошибки, относящиеся к тезису

Правила.

1. Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным.[2]

Иногда люди в своем выступлении, письменном заявлении, научной статье, докладе, лекции не могут четко, ясно, однозначно сформулировать тезис. На собрании некоторые выступающие не могут четко сформулировать 2-3 тезиса, а затем весомо, аргументированно изложить их перед слушателями.

2. Тезис должен оставаться тождественным, т.е. одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения.[3]

Ошибки.

1. «Подмена тезиса». Согласно правилам доказательного рассуждения, тезис должен быть ясно сформулирован и оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения. При нарушении его возникает ошибка называемая «подмена тезиса». Суть ее в том, что один тезис умышленно или неумышленно подменяют другим и этот новый тезис начинают доказывать или опровергать. Это часто случается во время спора, дискуссии, когда тезис оппонента сначала упрощают или расширяют его содержание, а затем начинают критиковать. Тогда тот, кого критикуют, заявляет, что оппонент приписывает ему то, чего он не говорил. Ситуация эта весьма распространена, она встречается и при защите диссертаций, и при обсуждении опубликованных научных работ, и на различных собраниях и заседаниях, и при редактировании научных или литературных статей. Здесь происходит нарушение закона тождества, так как нетождественные тезисы пытаются отождествлять, что и приводит к логической ошибке. [1]

К примеру, надо показать, что на осине не могут расти яблоки; вместо этого доказывается, что они растут обычно на яблоне и не встречаются ни на груше, ни на вишне. [2]

2. «Довод к человеку». Ошибка состоит в подмене доказательства самого тезиса ссылками на личные качества того, кто выдвинул этот тезис. Например, вместо того чтобы доказывать ценность и новизну диссертационной работы, говорят, что диссертант ― заслуженный человек, что он много потрудился над диссертацией и т.д. Разговор классного руководителя, например, с учителем русского языка об оценке, поставленной ученику, иногда сводится не к доказательству, что этот ученик заслужил эту оценку своими знаниями, а ссылками на личные качества ученика: он хороший общественник, много болел в этой четверти, по всем другим предметам он успевает и т.д.

В научных работах иногда вместо конкретного анализа материала, изучения современных научных данных и результатов практики в подтверждение приводят цитаты из высказываний крупных ученых, видных деятелей и этим ограничиваются, полагая, то одной ссылки на авторитет достаточно. При этом цитаты могут вырываться из контекста и иногда произвольно толковаться. «Довод к человеку» часто представляет собой просто софистический прием, а не ошибку, допущенную непреднамеренно.

Разновидностью «довода к человеку» является ошибка, называемая «довод к публике», состоящая в попытке повлиять на чувства людей, чтобы те поверили в истинность выдвинутого тезиса, хотя его и нельзя доказать. [1]

3. «Переход в другой род». Имеются две разновидности этой ошибки: а) «кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает»; б) «кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает».[4]

Правила и ошибки, относящиеся к аргументам

Правила.

1. Аргументы, приводимые для доказательства тезиса, должны быть истинными.

2. Аргументы должны быть достаточным основанием для доказательства тезиса.

3. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса.[5]

Ошибки.

1. Ложность основания («Основное заблуждение»). В качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, которые выдают или пытаются выдать за истинные. Ошибка может быть непреднамеренной. Например, геоцентрическая система Птоломея была построена на основании ложного допущения, согласно которому Солнце вращается вокруг Земли. Ошибка может быть и преднамеренной (софизмом), совершенной с целью запутать, ввести в заблуждение других людей (например, дача ложных показаний свидетелями или обвиняемым в ходе судебного расследования, неправильное опознание вещей или людей и т.п.). [1]

Употребление ложных, недоказанных или непроверенных аргументов нередко сопровождается оборотами: «всем известно», «давно установлено», «совершенно очевидно», «никто не станет отрицать» и т.п. Слушателю как бы оставляется одно: упрекать себя за незнание того, что давно и всем известно. [2]

2. «Предвосхищение оснований». Эта ошибка совершается тогда, когда тезис опирается на недоказанные аргументы, последние же не доказывают тезис, а только предвосхищают его.

3. «Порочный круг». Ошибка состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом. Эта разновидность ошибки «применение недоказанного аргумента». [1]

Правила к форме обоснованного тезиса (демонстрации) и ошибки в форме доказательства

Правила.

Тезис должен быть заключением, логически следующим из аргументов по общим правилам умозаключений или полученным в соответствии с правилами косвенного доказательства.[6]

Ошибки в форме доказательства.

1. Мнимое следование. Если тезис не следует из приводимых в его подтверждение аргументов, то возникает ошибка, называемая «не следует». Иногда вместо правильного доказательства аргументы соединяют с тезисом посредством слов: «следовательно», «итак», «таким образом», «в итоге имеем» и т.п., ― полагая, что установлена логическая связь между аргументами и тезисом. Эту логическую ошибку часто неосознанно допускают люди, не знакомые с правилами логики, полагающиеся на свой здравый смысл и интуицию. В результате возникает словесная видимость доказательства.

2. От сказанного с условием к сказанному безусловно. Аргумент, истинный только с учетом определенного времени, отношения, меры, нельзя приводить в качестве безусловного, верного во всех случаях. Так, если кофе полезен в небольших дозах (например, для поднятия артериального давления), то в больших дозах он вреден. Аналогично мышьяк ядовит, но в небольших дозах его добавляют в некоторые лекарства. Лекарства врачи должны подбирать для больных индивидуально. Педагогика требует индивидуального подхода к учащимся; этика определяет нормы поведения людей, и в различных условиях они могут несколько варьироваться (например, правдивость ― положительная черта человека, разглашение военной тайны ― преступление).

Заключение

Математика (как утверждает доктор философских наук А. Д. Гетманова) 200 лет билась, пока в 1937 году академик И. М. Виноградов наконец не доказал что, число шесть может быть представлено суммой трех чисел. Не понимаю только, зачем доказывать, что 6=3+2+1 или 6=2+2+2, или 6=4+1+1, ведь 4+1+1 и есть сумма. Но, тем не менее, на протяжении двух веков лучшие математики мира бились над этой проблемой. Спрашивается, зачем?

Это может показаться смешным, но на самом деле, это очень печально. Погрязнув в числах, вслед за математикой потеряли реальное представление о смысле вещей и остальные науки. Даже логика. «В самой идее неединственности логики, разумеется, нет ничего удивительного. В самом деле, с какой стати все наши рассуждения, о чем бы мы ни рассуждали, должны управляться одними и теми же законами? Для этого нет никаких оснований. Удивительным, наоборот, было бы, если бы логика была единственна», – рассуждает математик А. А. Макаров (неудивительно, учитывая «Великую проблему Гольбаха» по доказательству 6=1+2+3), совсем как Лейбниц о врожденности идеи Бога – очевидно математики лишены здравомыслия. Известно же: Принципы правильного мышления не могут быть отменены или заменены другими – профессора не имели ничего против, пока не обнаружили что, сами-то мыслят не по законам логики. Поэтому логика и отсутствует в их книгах по логике, а в самооправдание приносятся идеи что, логика не одна.

Используя рассуждения, подобные рассуждениям А. А. Макарова, легко сделать вывод что, разные трактовки должны быть не только у логики, но и у других наук (ведь логика лежит в основе каждой из них). Так, например, из одной точки на плоскости можно провести неограниченное число перпендикуляров на одну прямую, а параллельные прямые могут пересекаться; исключение подтверждает правило, даже если под ворохом исключений правилу не остается места; и т. д.

Между тем, ученые пытаются перенести на каждое конкретное знание систему школьных оценок, отмечающих обобщенное знание или незнание, являющееся на деле ни чем иным как средним арифметическим отдельных аспектов. Все потому что, пытаясь везде вклинить математические формулы, давно забыли о чем, собственно, идет речь. При применении к ним правил многозначной логики Гетмановой, приходится констатировать что, несмотря на то что, по некоторым вопросам их заблуждения достигли абсолютного значения, в среднем, их знания равно нолю.

Вообще же, абсурдность любой не двухзначной логики доказывается тем что, они не только не в состоянии вывести большинство законов правильного мышления и, тем самым, отразить реальность, но и вводят на это скрытый запрет. А зачем нужна такая логика?


Список использованной литературы

4. Гетманова А.Д. Учебник по логике - М.: Владос, 1994.

5. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить - М.: Просвещение, 1990.

6. Коваль С. От развлечения к знаниям /Пер. О. Унгурян - Варшава: Начно-техническое изд-во, 1972.

7. Перельман Я.И. Занимательная алгебра - М.: Наука, 1976.

 


[1] Гетманова А.Д. Учебник по логике - М., 1994, с.181

[2] См.: там же, с.187

[3] См.: там же, с.187

[4] См.: там же, с.188

[5] См.: там же, с.189

[6] См.: там же, с.189



2020-02-04 186 Обсуждений (0)
Правила к форме обоснованного тезиса (демонстрации) и ошибки в форме доказательства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правила к форме обоснованного тезиса (демонстрации) и ошибки в форме доказательства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)