Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Студенческая молодежь как особая социальная группа



2020-02-04 326 Обсуждений (0)
Студенческая молодежь как особая социальная группа 0.00 из 5.00 0 оценок




В литературе существует множество определений молодежи и подходов к определению границ молодости:

Психофизиологический подход рассматривает молодость как период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость);

Социально-психологический подход изучает молодежь как людей «определенного возраста со своими биологическими и психологическими отношениями, а потому - всеми особенностями возрастного класса»;

Представители конфликтологического подхода считают, что молодость - это «трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни»; «длящийся конфликт между индивидом и обществом»; «проблемная стадия в развитии человека»;

Ролевой подход определяет молодость как «особую поведенческую фазу в жизни людей, когда они более не играют ролей ребенка и в то же время не являются полноправными носителями ролей «взрослого»;

Субкультурный подход даёт следующее определение молодежи: «это социальная группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями»;

Стратификационный подход рассматривает молодежь как социально-демографическую группу, ограниченную возрастными рамками, имеющую специфичные социальные позиции, статус и роли;

Социализационный подход делает акцент на том, что молодость - это период социального роста, первичной социализации индивида.

Существуют и другие подходы к определению молодёжи и молодости. Её рассматривают как состояние души (интеракционистский подход), как важный этап жизненного цикла человека (аксиологический подход), как этап формирования личности (процессуальный подход), как особое мироощущение вне зависимости от реального возраста (субъективный подход). [40]

Такое множество и разнообразие подходов создаёт необходимость интегративного определения молодежи, которое позволяет рассматривать молодежь в единстве объективных и субъективных характеристик.

Еще в конце 1960-х гг. социологом В.Т. Лисовским было сформулировано такое обобщенное определение: «Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого».[41]

В современной отечественной социологии наиболее распространено определение,  данное И. С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».[42]

В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14-20, а верхняя — между 25-29 годами.

В данной социально - демографической группе выделяются различные слои: по возрасту (подростки, юношество); по полу; по видам деятельности (школьники, студенты, работающие); по месту жительства (городская, сельская) и др.

В. Чупровым был выделен ряд признаков, характеризующих молодежь как социальную группу:[43]

1. освоение и присвоение социальной субъектности;

2.  переход (на определенном этапе жизни) от свойства быть объектом социализации к свойству быть субъектом социальной деятельности;

3. наличие социального статуса молодых и самоидентификации как молодых;

4. распространенные в этой социальной группе тезаурусы, выражающие и отражающие её символический и предметный мир.

Молодость - это и возраст, и ступень развития личности, и определенный социальный статус в социальной структуре. Социальный статус объединяет молодого человека с членами его социальной группы, общности. Одновременно статус выступает как социальное различие между ним, его группой и другими группами, общностями.

Возрастной социальный статус молодежи охватывает наряду с социализацией и самоопределением (самоидентификацией) и другие важные характеристики: [44]

- предписанность, предопределенность, связанная с ещё только формирующейся позицией индивидов, которые составляют молодежь;

- динамичность и перспективность, связанная с интенсивной вертикальной социальной мобильностью молодёжи, с расширяющейся возможностью приобретения различных значимых для социального статуса признаков (экономических, властных, престижных и т.д.);

- подчиненность, зависимость от других в различных сферах жизни, несамостоятельность в принятии многих решений (выбор работы, создание семьи и т.д.). Такая несамостоятельность, продолжительная материально-бытовая и психологическая зависимость от родителей, взрослых приходит в противоречие с присущими молодежи стремлениями к независимости, автономности, самостоятельности. За этим видимым противоречием (несамостоятельность статуса - стремление к самостоятельности) скрывается более глубокое противоречие, которое позволяет говорить о молодости как «проблемной стадии» в жизни человека;

- Маргинальность. «Маргиналы» - это люди, находящиеся в промежуточном положении между разными социальными, культурными, этническими средами. Динамизм молодежи, неустойчивость и переходность ее социального статуса делают проблемы маргинальности особенно актуальными применительно к ней;

-   ценность молодежи для общества.

Особую часть молодёжи составляет студенческая молодёжь. Студенчество – это учащиеся высших учебных заведений. Термин «студенчество» обозначает:[45]

1) студентов как социально - демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.;

2)  определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.

Студенчество как особая группа возникла в Европе одновременно с первыми университетами, то есть в XII веке. С тех пор социальной значимости высшего образования и роль студенчества в жизни общества неизмеримо выросли. Сегодня студенчество является источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, составляет довольно многочисленную социальную группу, отличающуюся высокой общественной активностью.

Несмотря на различия своего социального происхождения, и материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует определенную социально-профессиональную группу.

Общая деятельность (обучение в вузе) в сочетании с территориальным сосредоточением в крупных городах порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально - профессиональные группы.[46]

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются уровнем социально - экономического и культурного развития страны, национальными особенностями системы высшего образования.

В настоящее время в научной литературе нет единого мнения по вопросу об особенностях студенчества как социальной группы.

Так, социологи Б.Рубин характеризуют студенчество следующим образом:

«Студенчество – это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве… Студенчество как социальная группа функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является обучающе - образовательная деятельность».[47]

Другой исследователь, А. Н. Семашко, возражает, что «было бы неправильным рассматривать студенчество как лишь состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, тат как оно отвечает всем установившимся признакам». Эти признаки следующие: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей. [48] Автор отмечает внутренние различия, вызванные источниками формирования студенчества

Т. В. Ищенко,  характеризуя студенчество, акцентирует внимание на том факте, что оно является составной частью такой социально - демографической группы, как молодежь: «Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.

Отличительными особенностями студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи».[49]

На основании вышеприведённых характеристик можно выделить следующие отличительные черты студенчества как социальной группы:

1. Студенчество является составной частью молодежи, но представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для студентов подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием;

2. Высокомобильная социальная группа, состав которой постоянно меняется;

3. Наиболее передовая группа молодёжи, в число которой входит будущая элита страны;

4. Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза делают студенчество сплоченной социальной группой. Дружеские, профессиональные и прочие связи, берущие начало в студенческом возрасте, зачастую сохраняются на всю жизнь;

5. Студенчество активно взаимодействует с различными социальными образованиями общества, характеризуется высокоинтенсивным общением. Напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе является социально значимой чертой студенчества.

Таким образом, молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, проходящая стадию социализации, усваивающая общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемая обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого. Особую часть молодёжи составляет студенчество. Студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции.



2020-02-04 326 Обсуждений (0)
Студенческая молодежь как особая социальная группа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Студенческая молодежь как особая социальная группа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)