Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие методы манипулирования сознанием



2020-02-04 157 Обсуждений (0)
Общие методы манипулирования сознанием 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время широкое распространение в политической практике получило применение методов манипулирования сознанием населения. Что же подразумеваем мы, когда говорим о разнообразных методах манипулирования?

По определению одного из видных исследователей данного явления, С. Кара-Мурзы, манипуляция сознанием есть воздействие на психические структуры человека, осуществляемое скрытно и ставящее своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном направлении. 1

Существует огромное множество методов манипулирования сознанием человека. Но не все эти методы могут быть использованы в печатных изданиях, каковыми в данном исследовании были газеты. Основное отличие методов манипулирования, применяемых в печатных средствах массовой информации, состоит в том, что свое выражение они находят в виде текстовых сообщений и фотографий. При прочтении газеты происходит длительный контакт с текстом, в результате чего человек имеет возможность обдумать полученную информацию, проанализировать её, что, несомненно, затрудняет манипулирование, делает методы его менее заметными, более сложными.

Опираясь на исследования В. Авченко можно сделать вывод о том, что наиболее распространёнными методами манипулирования являются: метод анонимного авторитета, метод будничного рассказа, метод эмоционального резонанса, метод констатации фактов, проведение ложных аналогий, использование обратной связи и информационной блокады, применяются также эффект ореола и эффект первичности. 2

Метод анонимного авторитета подразумевает использование следующих словесных оборотов: «авторитетный источник в правительстве», «ученые установили», «исследования независимых экспертов показали». То есть происходит ссылка на определенный авторитет, но само имя не называется, что, в принципе, уже должно навести читателя на размышления о достоверности информации.

Будничный рассказ применяется для адаптации человека к информации явно негативного характера, вызывающего отрицание содержания. Примером может послужить изложение информации о военных действиях в Чечне, когда в сообщениях об «очередных столкновениях с боевиками и погибших в результате этого» отсутствует эмоциональная сторона, используются слова, подтверждающие, что такие ситуации довольно часты, в них нет ничего особенного. В противовес данному методу используется метод создания эмоционального резонанса. В его основе лежит основное правило пропаганды: обращаться не к разуму, а к чувствам человека. Если в радио- и телеэфире воздействие на эмоции человека осуществляется в основном с помощью интонаций ведущих, то в газетах применяются «свидетельства очевидцев» и «слова-классификаторы». Свидетельства очевидцев - это, как правило, довольно эмоциональные интервью или просто ответы на некоторые вопросы корреспондента непосредственно на месте происшествия. При этом естественным образом происходит определенный отбор поступающей информации в пользу той, которая подтверждает предположения журналиста, и в целом соответствует идеям печатного издания. Слова-классификаторы – самое частое явление не только в газетах, но и в любых средствах массовой информации. «Классификаторы» представляют собой «слова-приправы» для любых сообщений, их использование придает текстовому сообщению эмоциональный характер, позволяет выразить как собственное отношение к событию, так и заклеймить с помощью слов-контрастов негативную позицию конкурентов.

Для более четкого определения собственных устремлений и надежд используется метод констатации факта. Данный метод также может быть использован для определения, как собственных позиций, так и места конкурентов. Примером может послужить следующий оборот: в рядах оппозиции уже давно наблюдается разброд и шатание. Здесь произошло утверждение факта еще до совершения такового. Или «наша партия получает не менее 30 процентов голосов избирателей в этом году». Для усиления эффекта достоверности может использоваться ссылка на экспертов, социологические исследования и проч.: «результаты социологических исследований подтверждают, что наша партия получает в этом году не менее 30% голосов избирателей».

Проведение ложных, но ярких аналогий также способствует воздействию на сознание читателей. Ярким примером может считаться объяснение радикальности рыночных реформ в России: реформы нельзя проводить наполовину, так же, как нельзя быть немного беременной. Ложность аналогии совершенно очевидна, но свое воздействие она оказала.

Использование обратной связи и информационная блокада являются двумя взаимосвязанными методами. При обратной связи предоставляются дополнительные возможности для сторонников той же точки зрения, что и у печатного издания, выразить ее в письмах, участии в опросах, иного рода сообщениях. А информационная блокада ограничивает возможности сторонников оппозиционной точки зрения высказать свое мнение, донести его до читателей, объяснить его. Примером может послужить ограничение доступа к информационным источникам противников приватизации в начале 90-ых годов и напротив, предоставление печатных полос ее сторонникам.

Названные ранее методы дополняются эффектом ореола и эффектом первичности. Суть эффекта ореола можно выразить двумя утверждениями:

«рядом – значит вместе» (часто применяется малоизвестными деятелями, которые стремятся для повышения своей значимости чаще мелькать на фото и в сообщениях рядом с известными, уважаемыми людьми),

«если человек хорош в одной области, то и в другой он будет таким» (такое объяснение часто применяется для оправдания кадровых перестановок в министерствах, правительстве и проч.).

Эффект первичности состоит в том, что при получении противоречивой информации, которую сложно проверить, предпочтение отдается той, которая получена первой. Именно поэтому печатные издания, информационные агентства стремятся получить информацию как можно раньше и донести ее до широкого круга читателей.



2020-02-04 157 Обсуждений (0)
Общие методы манипулирования сознанием 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие методы манипулирования сознанием

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)