Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из работы Томаса Лангерака «Андрей Платонов в 1926 году»



2020-02-04 287 Обсуждений (0)
Из работы Томаса Лангерака «Андрей Платонов в 1926 году» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ранние статьи Платонова часто противоречат друг другу, однако в его публицистике встречаются некоторые часто повторяющиеся идеи, которые носят более или менее систематический характер. Основная идейная оппозиция в этой системе – это противопоставление «прошлого» и «будущего», «буржуазного мира» и «мира коммунизма»; при этом настоящее обычно рассматривается как преддверие будущего. Эта оппозиция трактуется Платоновым почти только в историческом плане; буржуазный мир, существующий вне пределов Советской России, Платонова мало интересует. Он редко касается политических и экономических различий между буржуазным и коммунистическим миром; слово «капитализм» в его статьях почти не встречается. Чаще всего Платонов сосредотачивается на вопросах человеческого духа. Для буржуазного мира прошлого характерны чувства, инстинкты и религия, для будущего мира коммунизма – сознание и наука.

В разных статьях Платонов утверждает, что из чувств, владеющих человеком прошлого, а также во многих случаях человеком настоящего, самым сильным является половое чувство. Отношение к нему у молодого Платонова крайне отрицательное: «Человек, прошлый и настоящий, жил и жил и живёт чувствами, настроениями, вспышками нервов; <…> Я хочу сказать, что душа прошлого и в большинстве теперешнего человека проявляется только в отношении к женщине, в поле. Инстинкт размножения, эта устремлённость к бессмертию во времени, господствует над остальными инстинктами питания и самосохранения. Не говоря уж о сомне ревущих чувств, в которых любовь – копошащееся семя – вносит также порядок и строй, но свой строй, враждебный сознанию».

В статье «Культура пролетариата» Платонов даёт историческое обоснование своих теорий о половых страстях человека. Движущей силой исторического развития человечества Платонов считает стремление к благу. На раннем этапе человечеством владели «страх за жизнь, постоянный ужас, острое сознание окружающей враждебности мира. <…> Из этого основного чувства развились орудия защиты – другие чувства – зрение, слух, сила мышц, интуиция, сытость, вкус <…> и др.». На этом этапе человек испытывал благо «от исполнения живущего в нём закона природы», от «одного простого полного чувства личного существования». На следующем этапе у человека развилось сознание, и постепенно исчезло чувство постоянной опасности, а также счастье от преодоления её. Постоянный страх за жизнь сменился страхом перед концом жизни, страхом смерти. Главным орудием в борьбе со смертью стал пол. Против смерти человек «направил свои удары и против неё из страха развил и возвысил над всеми остальными чувствами половое чувство. Размножение, замена себя на земле своими детьми - всё это удары по смерти и полёт к бессмертию. Пол стал главным центральным чувством в борьбе за существование, душой человека. И исполнение закона пола стало высшим благом человека».

С революцией начался новый этап истории. Родилась пролетарская культура, резко отличающаяся от буржуазной. Она, во-первых, уже стремится не к благу, а к истине; во-вторых, она определяется не полом, а сознанием. Платонов выказывает мнение, что скоро «сознание победит и уничтожит пол и будет центром человека и человечества». Этот интеллектуальный переворот не только влечёт за собой уничтожение пола, но также уничтожение смерти. Однако конечная цель человека – истина – достигнется лишь тогда, когда все тайны будут познаны. «Грядущая жизнь человечества – это поход на Тайны во имя завоевания Истины, источника вечного и последнего нашего блага». Картина будущего, набросанная Платоновым в «Культуре пролетариата», диаметрально противоположна картине прошлого. То благо, к которому стремится человек в буржуазном мире, понимается Платоновым как материальное благосостояние, как личное наслаждение. Истина, которую ищет человек коммунизма, Платонову представляется как состояние, при котором отсутствуют смерть и тайны для всего человечества, истина является «общей, последней и завершающей».

В других статьях этого периода не говорится прямо о преодолении смерти, однако часто встречаются радикальные позиции, крайний максимализм. Так, в статье «О культуре запряжённого света и познанного электричества» Платонов противопоставляет любви и полу работу, которая «кончится переустроенной вселенной, где понятий работы, сопротивления, материи, человека и т.д., конечно, не будет». Объявив использование неисчерпаемых ресурсов солнечной энергии необходимым для осуществления такой перестройки вселенной, он высказывает желание «подчинить, смирить, урегулировать, использовать на 100%» производительные силы. Но и на этом автор не останавливается: «Но мы хотим не только этого, а всё видимое и невидимое сделать дисциплинированной, отрегулированной производительной силой – в этом суть коммунистической культуры».

Максимализм характерен и для взглядов Платонова на государство будущего. В «Обучении управлению» он выступает против убеждения «что государством могут управлять только избранные». «На самом деле», продолжает автор, «управление государством есть обыкновенное обязательное дело каждого гражданина, которому он должен обучиться, и которое должен знать, как знает свои обязанности члена организованного человеческого общества». В статье с многоговорящим названием «Государство – это мы» Платонов предвидит скорое «осуществление социалистического идеала». Если введётся в программу трудовой школы «общеобязательный предмет обучения гражданскому управлению, <…> мы всех людей поставим через несколько лет на один уровень знаний, необходимых для участия во власти; и дело государства станет делом каждого, и общественная человеческая спайка станет реальной вещью».

Ранней публицистике не свойственна последовательность. Так, в статье «Нормализованный работник» Платонов защищает идею полного обезличивания человека, полного подчинения его целям общества: «С первого вздоха два ребёнка должны жить в разных условиях, соответствующих целям, для которых их предназначит общество. <…> Дело социальной коммунистической революции – уничтожить личность и родить её смертью новое, живое, мощное существо – общество, коллектив, единый организм земной поверхности, одного борца с одним кулаком против природы». Идея об уничтожении личности, конечно, никак не соответствует идее об общем участии в управлении государством. Статья «Нормализованный работник» тоже резко противоречит появившейся лишь за три дня до неё статье «Творческая газета». Здесь Платонов высказывается против вмешательства государства в журналистику: «Редакции должны распылиться по всему массиву пролетариата; журнализм, как и государственное управление, должен стать общегражданским делом, обязанностью каждого пролетария, а не кучки их».

В статье «Душа мира» Платонов формулирует взгляды на половые страсти и положение женщины, противоречащие другим статьям на эту тему. В большинстве статей, затрагивающих вопросы пола, женщина отождествляется с полом. Приведём несколько цитат: «Пусть не женщина-пол своей красотою-обманом, а мысль будет невестою человеку» («Достоевский»); «Страх за жизнь, неотступное видение смерти усиливал пол, <…> кто больше боялся смерти, больше любил женщин» («Культура пролетариата»); «<…> душа прошлого и, в большинстве, теперешнего человека проявляется только в отношении к женщине, в поле» («О культуре запряжённого света…»). В «Душе мира» женщина положительно оценивается (она и есть «душа мира») и выделяются положительные стороны половой жизни человека: «Страсть тела, двигающая человека ближе к женщине, не то, что думают. Это не только наслаждение, но и молитва, тайный истинный труд жизни во имя надежды и возрождения <…> Открытая нежность, живущая в приближении к женщине, - это прорыв каменных стен мировой косности и враждебности».

Противоречия в публицистике молодого Платонова нельзя рассматривать как постоянные изменения его взглядов. Его статьи нельзя считать прямым выражением его убеждений, а, скорее всего, размышлениями, высказанными по поводу книг и статей, им прочитанных, или кое-каких событий. В этой связи уместно процитировать воспоминания Г.З. Литвина-Молота: «Андрей Платонов обладает глубоким и пытливым, чистым, искренним до наготы умом. Он не пересказывал перечитанное, а по-своему осмысливал и наполнял своим содержанием, новым и проникающим вглубь, своими свежими мыслями те впечатления, которые отслаивались в его мозгу после прочитанного». Поэтому должно исследовать не только содержание его статей, но и повод для их написания, и структуру развития мыслей.

 

Список литературы:

 

А. Платонов «Автобиографическое письмо».

Н. Полтавцева «Свет жизни».

Л. Шубин «Начало сознания. (О публицистике Андрея Платонова воронежского периода)».

Т. Лангерак «Андрей Платонов в 1926 году».

В.Васильев «Литературная критика Андрея Платонова».

 

 



2020-02-04 287 Обсуждений (0)
Из работы Томаса Лангерака «Андрей Платонов в 1926 году» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Из работы Томаса Лангерака «Андрей Платонов в 1926 году»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)