ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СИСТЕМ
СЕКЦИЯ 2. МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
УДК 004.4'272 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СИСТЕМ
З. П. Алексеева, В. С. Сидорцов Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет E-mail:[email protected], [email protected]
Данная работа посвящена исследованию возможностей использования компьютерных технологий для создания обучающих и демонстрационных мультимедийных программ с целью повышения качества и скорости обучения, повышения усвояемости знаний, сокращения затрат на обучение, повышения качества и объективности оценки результатов обучаемых. В современных социально-экономических условиях возрастает спрос на образовательные услуги, зачастую предоставляемые параллельно с профессиональной деятельностью или удаленно от непосредственно объектов обучения. При этом особую значимость приобретает дистанционное обучение, реализующее возможность освоения образовательных программ в удаленном режиме. Средства и формы обучения, основанные на новых информационных технологиях, становятся важной составляющей любого процесса обучения. Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности таких образовательных технологий, при которых взаимодействие обучаемого и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных телекоммуникационных средств. Основными дистанционными образовательными формами являются: · технологии трёхмерной визуализации; · технологии разработки сценариев; · интернет-технологии; · локальные сетевые телекоммуникационные технологии; · CASE-технологии. Сетевые технологии, благодаря доступу к глобальной информационной сети Интернет, позволяют учащимся и преподавателям общаться друг с другом, используя такие системы и технологии оперативной компьютерной связи, как электронная почта, on-line (синхронный режим связи) и off-line (асинхронный режим связи) телеконференции. Наличие средств телекоммуникаций делает возможным доступ к информации в базах данных, удаленных от пользователя, создает условия для ведения совместной научной работы, обмена опытом с коллегами практически во всем мире. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие средства обучения: · специализированные учебники с мультимедийным сопровождением; · электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники; · учебные пособия; · тренинговые программы; · компьютерные лабораторные практикумы; · контрольно-тестирующие комплекты. Несмотря на то, что в основном компьютерные технологии включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках исторически сложившейся системы обучения, совершенно очевидно, что в будущем процесс обучения будет уже невозможен без современных информационных технологий. Технологии постепенно изменяют не только способ обучения, но и роль преподавателей в учебном процессе, позволяют более эффективно использовать учебное время и ресурсы, более раскрыть индивидуальные способности обучающихся и фактически предоставляют безграничные возможности получения любой информации во множестве доступных форм, наиболее подходящих в каждом конкретном проблемном случае. Анализ публикаций по применению информационных технологий в образовании показал, что ввиду огромного многообразия и специфики их использования для различных дисциплин и различных видов учебных заведений, в настоящее время нет точной общепризнанной классификации компьютерных обучающих программ, однако, в зависимости от вида их использования на занятиях возможно условное деление следующим образом: · демонстрационные программы; · обучающие программы; · программные средства для математического моделирования; · программные средства для контроля/тестирования уровня знаний; · тренажеры; · информационно-справочные системы; · автоматизированные обучающие системы; · электронные учебники, экспертные обучающие системы; · интеллектуальные обучающие системы. Особое место в этом ряду занимают электронные учебники – обучающие программные системы комплексного назначения, предоставляющие обучаемому теоретический материал, обеспечивающие тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи. Электронный учебник, также как и традиционный «бумажный», включает в себя, прежде всего, учебный материал, содержащий основные данные об изучаемом предмете; вместе с тем, электронный учебник имеет ряд отличительных особенностей, которые определяют его преимущества по сравнению с традиционными методами: · моделирование и имитация изучаемых процессов и явлений; · демонстрация визуальной учебной информации: использование цветных изображений служит для наглядного представления материала, облегчает его понимание и запоминание, компьютерная анимация позволяет увеличить скорость передачи информации обучаемому и повысить уровень ее понимания; · звуковое сопровождение является дополнительным методом передачи информации, позволяет лучше воспринимать изучаемый материал, обогатить его комментариями преподавателя ; · видео – более полным образом обеспечивает наглядную демонстрацию изучаемого материала, улучшает его восприятие; · возможность быстрых переходов между блоками изучаемого материала; · разнообразные сервисные услуги. Системы обучения и демонстраций позволяют обеспечить современный уровень образования в учебных заведениях и на предприятиях, позволяют достичь высокого уровня презентационного представления материала. Средствами таких систем эффективно решаются следующие задачи: · разработка и модификация авторских учебных и презентационных курсов, как универсальных, так и адаптированных под решение конкретных задач; · индивидуальное контролируемое обучение; · комплексный и разноуровневый мониторинг учебного процесса; · управление учебной деятельностью. В системе образования данные системы могут использоваться как для организации дистанционного обучения (второе высшее образование, повышение квалификации персонала предприятий), так и для повышения эффективности классического дневного образования. Можно выделить следующие направления, касательно применения электронных обучающих приложений в высших учебных заведениях: · дистанционное обучение и консультирование студентов, в том числе с привлечением преподавателей других вузов из других городов и стран; · самостоятельная работа студентов дневного обучения; · тестирование студентов по отдельным дисциплинам; · изучение дополнительных дисциплин по выбору студента (сверх официально утвержденных стандартов учебных программ); · последипломное обучение (курсы повышения квалификации; дистанционные подготовительные курсы для абитуриентов); · демонстрация достижений, разработок и т.п. Электронные образовательные системы могут найти применение не только в образовании или науке, а также в областях малого и среднего бизнеса. На предприятиях и в организациях допустимы следующие направления в применении образовательных систем: · внедрение концепции непрерывного образования (повышение квалификации сотрудников на рабочем месте без отрыва от производства); · курсы повышения квалификации по отдельным направлениям; · тестирование квалификационных знаний соискателей при приеме на работу; · сертификация сотрудников на соответствие занимаемой должности или при переводе на другую должность; · демонстрация достижений, разработок, предоставляемых услуг и т.п.; · интерактивные инструкции по пользованию продукцией. В заключение, хочется отметить, что разработка интерактивных обучающих приложений является комплексным процессом, требующим от разработчика творческого подхода и нестандартных решений. Помимо общих для всех приложений тем разработки пользовательского интерфейса учитывается специфика темы создания обучающих и демонстрационных программ. Необходимо учитывать следующие факторы: · вопросы эргономики продукта; · выявление ключевых моментов, необходимых в решении задач пользователя, на основе исследования возможной деятельности пользователя; · исследование основных положений и показателей usability для оценки продуктивности системы; · процесс определения и изучения требований к продукту при разработке обучающих и демонстрационных программ; · поиск и изучение данных о соотношении сложности работ, ответственности пользователя за конечный результат и требований к удобству и комфортности интерфейса; · виды обучающих систем относительно различных групп пользователей, теоретические положения и приемы создания универсального продукта; · специфика интерактивных элементов, связанная с выбором платформы, стандартных библиотек; · вопрос выбора технологии и методов ведения диалога программы с пользователем; · размещение информации и управляющих элементов в поле экрана, в окне. Учет ограничений и критерии оптимального расположения информации; · формирование обратной связи между пользователем и приложением; · подходы к разработке средств ориентации и навигации.
УДК 681. 351
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |