Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семьи несовершеннолетних осужденных как объект пенитенциарной социальной работы



2020-02-04 213 Обсуждений (0)
Семьи несовершеннолетних осужденных как объект пенитенциарной социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Актуальность темы обусловлена увеличением роста неблагополучных семей, что не может не отразиться на криминогенной обстановке в стране. Семья, являясь одной из важнейших сфер социальной адаптации человека, напрямую влияет на становление личности подростка, определяет его самосознание, влияет на его социальную ориентацию, в ней закладываются основы его сознания и характера, моральные качества и волевые свойства. Именно отклонения в поведении несовершеннолетних в большинстве случаев обусловлено семейной дезадаптацией.

Психологический климат в семье, статус родителей, их социальные роли и правовое поведение создает безопасную психологическую атмосферу, привычную среду обитания и душевный комфорт. Только личный пример родителей, их отношение к окружающему миру, обществу, государству закладывает основу общего воспитания детей. Давно доказано, что дети, выросшие без попечения родителей не могут правильно адаптироваться в обществе, у них возникают трудности при создании своей семьи, отсутствуют какие-либо представления о семейном общении.

Длительное время считалось, что осуждённые не могут быть клиентами социальной работы: они не являются полноправными членами общества и отбывают заслуженное наказание, фактически не имея права на помощь социальных работников. По сути дела, объективный, социально обусловленный феномен преступности рассматривался не с научной точки зрения, а с позиций морали и нравственности. Общество рассматривает преступников как группы чуждых, стоящих вне общества элементов. «В преступниках видят только «монстров». Этим общество поступает с уголовными преступниками так же, как они поступают со своими жертвами»[1]. Однако на основе анализа данных о преступности, о преступных личностях можно утверждать, что преступность – это разновидность человеческого поведения, а преступники – это девианты.

Проявление антисоциального поведения проявляется в правонарушении, т.е. нестандартном поведении, которое отличается от установленным общественных норм, закрепленных законодательно и являющихся общеобязательными для всех членов общества.

Истоки антисоциального поведения, непризнание норм и правил, установленных в обществе кроются в семье, где, как правило происходит основное моральное становление человека.

Судьбу будущего человека определяет эмоциональное отношение родителей к ребенку, его принятие или отвержение, внимание или его отсутствие, забота, понимание, воспитание, личный пример и психологический климат, настраивающий ребенка на положительное восприятие норм и правил.

Острота чувств и отношений к семье особенно влияет на человека, лишенного свободы, когда он находится в изоляции от общества. Личность осужденного претерпевает значительные изменения, в результате которых наибольшую значимость для него приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное, как бы внесоциальное, существование, а ценности, отображающие деятельностную и социальную сущность человека, уходят на второй план. Осужденный по окончании срока наказания снова попадает в общество, законы которого он должен соблюдать, но в силу ряда причин не всегда в состоянии им следовать, так как у него затруднена социальная реабилитация.

Именно поэтому на первый план в работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, выдвигается проблема ресоциализации осужденных в семье.

Каждому осужденному предоставляется шанс переосмыслить свой жизненный путь, стать на путь исправления и наверстать упущенные возможности, которых он сам себя лишил; вернуться к социальной норме поведения, путем исправления в специфических и далеко не всегда благоприятных условиях крайнего по форме проявления, жесткого ограничения в свободе и некоторых других правах. И здесь следует учитывать не только стремление осужденного к исправлению, но и помощь, которую может оказать ему общество. Эта помощь оказывается планомерной и качественной работой социального работника, являющего как бы посредником между осужденным и его семьей.

Следует особо обратить внимание на работу с несовершеннолетними осужденными, чья жизнь может при помощи общества снова войти в правильное русло, ведь по сути, несовершеннолетний осужденный – это оступившийся подросток, подсознательно готовый принять помощь старших, испуганный наступившими в его жизни страшными изменениями, оторванный от привычной среды обитания, иногда лишенный заботы и проявления душевной теплоты.

Решение данной проблемы зависит от многих факторов, среди которых одним из главных является работа с семьями несовершеннолетних осужденных. И решить эту проблему можно с помощью социальных работников, целью деятельности является социализация семей несовершеннолетних осужденных путем постоянной кропотливой работы.

Объектом дипломного исследования – семьи несовершеннолетних осужденных.

Предмет дипломного исследования – деятельность социальных служб, как способ ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

В качестве первоначальной гипотезы исследования выступало представление о том, что криминальный жизненный опыт человека и объективные обстоятельства, связанные с ним, влекут за собой деформацию личности и образа жизни осужденного, разрушая его семейно-родственные связи и отношения, которые, в результате, не оказывают положительного влияния на процессы исправления и перевоспитания осужденных.

Цель исследования – выявить влияние семейных отношений на ресоциализацию несовершеннолетних осужденных.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

изучить технологии социальной работы с дезадаптированными семьями;

рассмотреть специфику организации семейных отношений у осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы

определить основные формы и методы социальной работы с семьями несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях;

анализ значимости социального института семьи как профилактического инструмента в исправительных учреждениях;

дать необходимые рекомендации по совершенствованию социальной работы с семьями несовершеннолетних осужденных.

Методологическую и теоретическую основу дипломного исследования составляют общенаучные методы познания, комплексный и системный подходы.

Методами исследования являются: анализ юридической и социальной литературы по проблеме; включенное наблюдение; метод независимых характеристик; беседы; анализ технологий социальной работы.

Глава 1. Семья осужденного как объект социальной работы

1.1 История социальной работы с семьей в Российской Федерации

Историческое прошлое социальной работы - это не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но формы и методы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учётом российской ментальности.

Вспоминая и анализируя историю социальной службы, мы делаем это для того, чтобы извлечь уроки прошлого, взять из него все то лучшее, что было накоплено за столетия, привнести это в современную теорию и практики социальной работы и использовать этот опыт в определении принципов и подходов в деятельности социальной службы на перспективу.

Социальная поддержка семей - часть семейной политики, целью которой является оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций, в решении проблем, возникающих в их жизни, с которыми семьи не в состоянии справиться сами за счет своих внутренних ресурсов.

Одним из первых светских подходов к истории российского опыта социальной помощи в России дан в работе А. Стога «Об общественном призрении». На протяжении первой половины 19-го столетия она явилась единственным историческим исследованием, посвященным данному вопросу[2].

Особое направление в изучении исторического опыта помощи и поддержки семье связано с осмыслением исторической практики благотворительности. В 70-х годах начинает изучаться опыт Императорского Человеколюбивого Общества, Ведомства учреждений Императрицы Марии (основаны царской семьёй). Издано большое количество работ, рассказывающих о филантропической деятельности представителей различных сословий в 17-19 веке.

Дальнейшие изучения исторического опыта социальной помощи и защиты семьи происходит уже в первые годы советской власти. Многие вопросы самостоятельных проблем истории России находят свое отражение в работах М. Тихомирова, Б. Рыбакова и других историков.

Октябрьская революция внесла решительные изменения во всю традиционную структуру, практически уничтожив ее общественное и частное содержание и заменив их государственной системой социального обеспечения.

После 1917 г. охрана материнства и младенчества стала ключевым направлением советской социальной политики. В послереволюционной историографии периода 1917 – первой половины 1940-х гг. внимание исследователей, работающих по данной проблематике, было посвящено анализу государственной политики в отношении беспризорных детей. В данной связи, отметим таких исследователей как А. Д. Калинина, Н. К. Крупская[3]. В этот период были предприняты первые попытки создания комплексных трудов, воссоздающих историю развития института семьи, материнства и детства[4].

После Октябрьской революции социальная помощь и социальная защита населения становится исключительно государственным делом. Главная черта социальной политики советского государства - ее всеобщность, предполагающая охват интересов и потребностей всех слоев населения. Государство стремится установить жесткий контроль за поведением отдельного гражданина, использовать социальную политику в качестве инструмента как экономического, так и идеологического давления.

В анализе советской социальной помощи семье и детям следует учитывать важную роль идей классиков марксизма для ранних советских идеологов семьи. Разделяя теорию семьи Ф. Энгельса, Александра Коллонтай считала, что хотя семья – это экономический институт, но это экономическое образование отрезано от коллектива[5]. А такие основные функции семьи, как воспроизводство, организация домашнего быта, потребление, воспитание детей и другие, общество берет на себя, поэтому отпадает сама необходимость в существовании семьи. Лидеры коммунистической партии, будучи абсолютно уверенными, что в «светлом коммунистическом будущем» государство будет заботиться обо всех без исключения детях, в «Семейном Кодексе 1918 года запрещают усыновление и не предпринимают никаких действий по устройству детей в патронатные (фостерные) семьи».

В первые послереволюционные годы (и послевоенные) деятельность Советского правительства, помимо восстановления хозяйства, была направлена также на повышение благосостояния трудящихся. В истории Советского Союза были различные идеологические компании в отношении семьи. Благодаря Александре Коллонтай, ставшей первым наркомом - женщиной советского правительства, в числе первых декретов были законы о женском равноправии, гражданском браке, оплате отпусков по родам. Но она же призывала к уничтожению семьи, то есть семью пытались отрицать. В дальнейшем семья стала как бы личным делом женщины, равно как и воспитание детей. Хотя особое внимание стало уделяться социальному обеспечению материнства, вдовства, сиротства. Естественно, что решение социальных вопросов напрямую зависело от экономики государства[6].

С введением новой государственной политики в области социальной помощи начинает оформляться классовый подход в предоставлении различных видов помощи. Новое законодательство устанавливало основные виды социального обеспечения, на которые могло рассчитывать трудовое население: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий (по старости, в связи с потерей трудоспособности, беременным и роженицам). Источниками финансирования социального обеспечения являлись взносы предприятий, учреждений и других работодателей. Трудящиеся от каких-либо взносов освобождались. Несколько позднее Положение от 31 октября 1918 г. было дополнено правительственным постановлением, согласно которому все предприятия и учреждения, кроме частных работодателей, освобождались от уплаты страховых взносов. Расходы по социальному обеспечению государство полностью брало на себя.

К концу июня 1918 Наркомат Социального Обеспечения разделялся на следующие отделы: Отдел Охраны Материнства и Младенчества, в ведении которого находились родовспомогательные учреждения, убежища для матерей с детьми в послеродовой период, консультации по уходу и кормлению детей и тому подобное; Отдел Детских Домов; Отдел по обеспечению несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных деяниях (Отдел дефектных детей); Медицинский отдел, ведающий санаториями и лечебными учреждениями для широких масс населения; Отдел пенсий и пособий и обеспечения инвалидов, вдов и стариков, причем на этот же отдел возложено оказание помощи революционным борцам, амнистированным, политическим и возвращающимся эмигрантам; Подотдел пайка.

С конца 1940-х – 1950-е гг. в условиях изменения демографических процессов в стране, в частности, снижения рождаемости, интерес исследователей к семейной проблематике резко возрос[7].

В послевоенный период система социальной поддержки семьи, материнства и детства эволюционировала в сторону смягчения прямых и косвенных последствий войны. Особое внимание государства было направлено на реабилитацию института семьи, что соответствовало общенациональным задачам, стоящими перед страной в этот исторический период. Рассматривая динамику демографических показателей страны, подчеркивается, что важной особенностью концепции государственной социальной политики в послевоенный период являлось восстановление демографического баланса, что обуславливалось общенациональными стратегическими интересами страны в новых геополитических условиях.

С восстановлением разрушенного послевоенного хозяйства страны расширяются направления социального обеспечения семьи, материнства и детства: вводится новый порядок установления и выплаты пособий беременным женщинам, одиноким и многодетным матерям, увеличивается число льгот, скидок, бесплатных услуг для неполных и малообеспеченных семей. Однако на основе сопоставления размеров среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума, автор делает вывод, что размер пособий не полностью отвечал запросам, связанными с уходом за ребенком. Значительные позитивные изменения происходили и в медицинском обслуживании женщин и детей.

Во второй половине 1960-х гг. завершается вторая стадия демографического перехода и происходит смена на современный тип воспроизводства населения. Это выразилось в резком снижении рождаемости за счет ориентации на малодетную семью, росте смертности вследствие постарения населения, резком сокращении естественного прироста населения[8]. Надо отметить, что для СССР рассматриваемого периода характерен низкий уровень ассигнований в сферу поддержку семьи, материнства и детства, что являлось результатом того, что абсолютным приоритетом для руководства страны было сохранение статуса военной сверхдержавы. Тогда как цели в области социальной политики фактически сводились к обеспечению приемлемого уровня жизни населения с целью сохранения политической стабильности, и являлись второстепенными по сравнению с глобальными устремлениями противостоять основным центрам западного мира.

Переход от раннеиндустриальной стадии общественного производства к собственно индустриальной сопровождался повышение удельного веса женщин, занятых в общественном производстве, достигнув к 1980 г. 51% от общей численности рабочих и служащих. Этот процесс повлек за собой корректировку социальной политики государства в отношении этой категории населения. Социально-экономические и демографические задачи советского государства обусловили разработку и осуществление комплекса мер, направленных на создание благоприятных условий для сочетания эффективного труда женщин в общественном производстве с материнством и выполнением ими семейных обязанностей. Главным направлением деятельности государства в области охраны труда женщин стала забота о здоровье женщины-матери, что получило практическое воплощение в постоянном повышении расходов государства на нужды здравоохранения, физическую культуру, просвещение и науку.

Во второй половине ХХ в. государственная забота об охране здоровья женщин получает свое закрепление в ряде нормативных актов. Важное законодательное и социальное значение имело планомерное перераспределение женской рабочей силы из отраслей, не отвечающих специфике применения труда женщин, конституционное закрепление повышенной охраны здоровья женщин, материальная поддержка материнства и детства. Особое значение в системе законодательства уделяется охране здоровья кормящих матерей, беременных женщин и женщин с детьми[9].

Конституционное закрепление защиты семьи государством нашло свое выражение и в организационной деятельности: увеличении сети детских дошкольных, школьных учреждений, развитии общественных форм обслуживания для удовлетворения материально-бытовых потребностей.

В 2000-е гг., в условиях перманентного кризиса экономики и социальной сферы, социальная защита семьи в России приобрела особое значение. В связи с этим, основными задачами государства в сфере семейной политики выступали: обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической и сексуальной функции; создание условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека, в том числе и для рождения и воспитания детей, охраны материнства и детства; осуществление особой заботы о сиротах, детях с ограниченными возможностями и детях из неполных семей[10].

2000-е годов стала важным этапом в создании правовой базы формирования системы социального обслуживания населения. В данном контексте следует отметить, что на протяжении 2000-х гг. была сформирована законодательная база в отношении женщин и детей.

Специальные законодательные нормы были зафиксированы практически во всех отраслях права и в высшем законе государства. Однако не обеспеченные реальным финансированием большинство из них были обречены на декларативность. В данной ситуации приоритетным направлением должно было стать выработка в национальных масштабах законодательной базы, обеспечивающей условия для полноценной жизнедеятельности, образования, воспитания и развития.

В сложившихся экономических условиях предпринимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию материальных потерь российских семей. Наиболее характерной тенденцией развития российской системы социальной защиты детства является переход от советской системы социального обеспечения всех детей, т. е. их максимального охвата социальными благами преимущественно за счет государства, к адресной системе социальной защиты конкретных детей, находящихся в наиболее неблагоприятной ситуации.

В целом, социальная защита семьи осуществлялась в денежной, натуральной и юридической формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг. При этом, наряду с формами сложившимися в советское время, получают распространение и ряд новых, в частности, дифференцированный механизм начисления детских пособий, сложившийся в конце 2000-х гг., новая система решения наиболее актуальных общенациональных и региональных проблем детства на программно-целевой основе – посредством разработки различных федеральных и региональных программ.

Анализ материала показывает, что в 2000-е гг. одним из важнейших ориентиров социальной политики являлась задача становления и развития оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. Она отличалась личностно-ориентированной направленностью, главной целью которой являлась профилактика семейного неблагополучия, индивидуальная помощь семье и детям в кризисных жизненных обстоятельствах, коррекция девиантного поведения у детей, помощь детям-сиротам, – инвалидам в их социальной реабилитации и возвращении в семью.

На основании исследованного в главе материала делается вывод о том, что данный этап развития системы социальной защиты семьи, материнства и детства характеризуется усилением тенденции в развитии структуры учреждений социального обслуживания семь и детей[11].

На современном этапе социальная служба – это живой, постоянно совершенствующийся институт, который базируется на нуждах и потребностях каждого конкретного человека, каждой конкретной семьи и общества в целом, получая от него вектор роста и одновременно изменяя это общество. Современная социальная служба неотделима от науки, именно она позволяет создать необходимую почву для совершенствования социальной службы, повышения эффективности ее работы. В свою очередь, практическая деятельность социальных служб и анализ истории ее развития позволяют совершенствовать социальную науку.

Таким образом, проведенный историографический анализ показывает, что изменение социально-экономической формации влечет за собой изменение принципов социальной политики: на передний план выступают принципы адресности социальной помощи семье, социального партнерства в решении социальных проблем, в том числе между органами власти, общественными организациями и бизнесом, а также между социальной службой и семьей.

1.2 Технологии социальной работы с дезадаптированными семьями

Семья — основополагающая ячейка, где осуществляется социализация ребенка. Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Их поведение до определенного возраста становится эталоном для подражания. Знание родительских норм-образцов и моделей поведения позволяет подростку не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной среде и усвоенными личностью шаблонами. Будучи первичной группой, семья отличается следующими признаками[12]:

1. Семья представляет собой относительно тесную, ограничивающую себя определенными пределами единицу.

2. Семья представляет собой ассоциацию, которая сама себя воспроизводит.

3. Она удовлетворяет важнейшие жизненные потребности людей (но не все), в том числе те, которые не может удовлетворить вторичная группа.

4. Она формирует личность в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на нее лишь в определенных аспектах, опосредованно через семью.

5. Ее влияние на индивида первично как по времени, так и по содержанию.

6. Члены семьи находятся в постоянной взаимозависимости, поэтому любое изменение поведения одного из них влечет за собой изменения в поведении остальных.

Нарушения тех или иных функций влечет за собой деформацию семейных отношений.

Причинами семейной дезадаптации являются[13]:

-личностные психологические особенности членов семьи;

-низкий уровень педагогической компетентности взрослых;

-недостаток внимания к ребенку со стороны родителей;

-различия в жизненных установках и статусе (у мужа образование высшее, а у жены - начальное, или наоборот);

-разногласия на национальной или религиозной почве;

-неумение конструктивно разрешать конфликты.

Для их разрешения клиенты могут обратиться за помощью к психологу, социальным педагогам. Но чаще всего у членов асоциальных семей нет потребности идти к указанным специалистам, куда-либо еще, поэтому, например, проблемы недостатка внимания к ребенку со стороны родителей и низкого уровня педагогической компетентности взрослых должны компенсировать совместные действия специалистов.

При семейной дезадаптации специалист по социальной работе мотивирует семью на обращение в психологическую службу, где

клиента проконсультируют по вопросам конфликтологии, научат

выходить из конфликтных ситуаций, помогут сдерживать и преодолевать отрицательные эмоции; порекомендуют посетить тренинговые занятия, где проигрывают всемозможные конфликтные ситуации (это помогает легче справляться с трудностями в реальной жизни); клиент может посетить сенсорные занятия, расслабляющие и снимающие нагрузку, напряженность.

Таким образом, нарушение функций семьи делает её дисфункциональной, создающей условия десоциализации ребенка.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Потенциальный риск может реализоваться в неблагоприятных для воспитания детей экономических и психологических условиях, конфликтах, алкогольной и наркотической зависимости членов семьи, жестоком обращении внутри нее, прежде всего по отношению к детям.

Технология работы с семьей включает в себя несколько этапов[14]:

сбор и анализ информации об асоциальных семьях;

постановка социального диагноза (выявление основных проблем семьи, находящейся в социально опасном положении, определение их показателей и причин возникновения);

выбор способов воздействия и планирование работы с семьей;

практическая работа по оказанию помощи семье.

Принципы работы специалистов с семьей, находящейся в социально опасном положении заключаются в следующем:

1. Проблемы отдельных членов семьи – это всегда проблемы семьи в целом, и наоборот, любая семейная проблема влечет за собой те или иные проблемы каждого члена семьи. Например, проблема плохо успевающего и конфликтного в школе ученика может быть связана с невротичностыо родителей или их слабой заботой о ребенке в силу малограмотности, асоциального образа жизни, определенных трудностей и т.д.

2. Как правило, социальному педагогу приходится работать со всеми членами семьи, осуществлять «блокирование» тех сторон отношений, которые отягощают положение каждого из них. Это особенно значимо при оказании социальной помощи детям: реабилитация детей и подростков с ослабленными семейными связями должна сопровождаться реабилитацией их семей, восстановлением их способности быть естественной средой жизнеобитания ребенка.

3. Специалист по работе с семьей может помочь справиться с возникшей проблемой. Помощь заключается в том, чтобы семья поняла свою проблему и осознала необходимость се решения. Недопустимо ответственность за решение проблемы снимать с клиента и возлагать на плечи специалиста ответственность за последствия поведения членов семьи, за результат их жизнедеятельности. Однако, учитывая маргиналъность асоциальной семьи, следует понимать, что она, как правило, не всегда желает изменить свой образ жизни; поэтому специалист по социальной работе (или социальный педагог) должен действовать прежде всего в интересах ребенка и улучшать условия его жизни.

4. В работе с семьей не следует навязывать людям свое (личное) мнение о системе ценностей, так как представление специалиста может не совпадать с мировоззрением клиента. Однако воспитательную работу с семьей, особенно с ее взрослыми членами, проводить необходимо.

5. Семья автономна в своей жизнедеятельности и имеет право выбирать тип взаимоотношений, методы воспитания детей и так далее. Поэтому вмешательство в семейные отношения происходит лишь тогда, когда существует прямая угроза физическому, психическому здоровью ребенка или кого-то из членов семьи.

6. Работа с семьей требует высочайшей деликатности и соблюдения конфиденциальности, ибо в ее ходе затрагиваются сведения, разглашение которых может нанести серьезный ущерб клиенту, а некорректное общение специалиста непоправимо разрушает возможности для их дальнейшего сотрудничества.

Первым этапом работы с семьей является сбор и анализ информации, что необходимо для выявления асоциальных семей, имеющих несовершеннолетних детей, и для определения направлений дальнейшей работы.

Для организации работы специалисту необходима определенная информация. Информация общего характера (адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т.д.).

Специальная информация (сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи и т.д.).

Общая информация дает представление обо всех социально-неблагополучных семьях определенной территории и характере их неблагополучия.

Специальная информация позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной семье.

Собранные данные анализируются, и на основании полученных результатов формируются карты семьи, позволяющие организовать работу по территориальному принципу. В дальнейшем в карты вносятся сведения, отражающие специальную информацию о семьях, а также направления, формы и сроки работы различных специалистов с семьей.

Специальная информация собирается более целенаправленно, с учетом категорий конкретных семей, находящихся в социально опасном положении.

Основными методами сбора информации являются:

беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками и т.д.); наблюдение; официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.); анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и попечительства, здравоохранения, народного образования, управления социальной защиты населения и т.д.); анкетирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.) может проводиться как для отдельных клиентов, так и для всех членов семьи[15].

В практике работы широко используются совместные рейды с инспекторами ИДН, специалистами по работе с семьей, социальными педагогами школ из тех территорий, где проживают несовершеннолетние, не только для изучения семьи, но и для их патронажа в дальнейшем.

Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение, которое может быть опасно для окружающих, то такие рейды дают положительные результаты. Семьи знают, что они находятся на контроле, и поэтому стараются выполнять требования, которые предъявляют к ним специалисты.

Постановка социального диагноза – это определение круга проблем, которые испытывает семья и на ликвидацию которых будет направлена деятельность специалистов. Специфика их деятельности на данном этапе заключается[16]:

- в проведении специалистами аналитической работы, направленной на установление причинно-следственных связей между социальными явлениями и проблемами конкретной семьи;

- в осуществлении дополнительной диагностики.

Определение причин возникновения проблемы позволяет, во-первых, выстраивать работу с учетом особенностей каждой конкретной семьи, во-вторых, сузить сферу деятельности, что, несомненно, не может не отразиться на эффективности использования имеющихся ресурсов и работы в целом. Специалисту, приступающему к аналитической деятельности, необходимо иметь определенные ориентиры, знать возможные дестабилизирующие факторы. Проверив действенность каждого из них, он будет иметь возможность восстановить механизм возникновения проблемы в данной семье и, следовательно, приступить к работе над ней.

Практическая работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, определяются цели и задачи, формы и методы работы, определяются сроки проведения конкретных мероприятий.

Отличительной чертой семьи, находящейся в социально опасном положении, является то, что первопричины социальной дезадаптации несовершеннолетних кроются в проблемах семьи в целом. С учетом этого обстоятельства практическая работа специалиста по преодолению социальной дезадаптации несовершеннолетних будет неразрывно связана с деятельностью, направленной на изменение ситуации в его семье.

Планирование работы можно осуществлять в следующей последовательности[17]:

составление перечня реальных проблем и их причин;

определение цели воздействия (ожидаемого результата);

определение участников воздействия («узких» специалистов);

определение содержания деятельности конкретных специалистов, выбор способов воздействия;

определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий;

составление плана работы с семьей.

Важным фактором успешности и эффективности работы станет заключение своеобразного договора (устного или письменного) с семьей или отдельными ее членами о совместной деятельности, которая будет направлена на достижение положительных результатов, а ее содержание будет прописано в данном плане.

Цели, задачи и содержание социального воздействия на семью, направленного на оказания ей помощи и преодоление проблем, будут непосредственно определяться причинами их возникновения. Например, специалист по социальной работе выявил проблему безработицы. Причиной стало сокращение с места работы главы семьи. Специалист по социальной работе (социальный педагог) содействует ему в устройстве на работу через центр занятости населения.

Практическая деятельность позволяет нам выделить наиболее эффективные методы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении[18].

Беседа. Этот метод, во-первых, дает возможность специалисту выяснить трудности данной семьи или ее членов, т.е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становится методом воздействия на семью; в-третьих, выполняет консультативную функцию. Специалист, который ведет беседу, должен уметь: выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, членов семьи; слушать; во время беседы варьировать разные тональности речи, в зависимости от изменения ситуации; быть тактичным. Очень важно именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.

К беседе с семьей необходимо предварительно подготовиться: проанализировать уже имеющуюся информацию, подготовить вопросы, составить план разговора. Вопросы, продуманные заранее, должны вплетаться в ход беседы; их не следует ставить прямо, если они не касаются формальных данных. Если в задачу определенной беседы входит консультация или коррекционное, обучающее воздействие, то специалист должен ясно представлять (продумать) результат встречи.

Метод поддержки. Применяется, когда ребенок, семья находятся в сложной ситуации. Специалист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку. Социальный педагог помогает наладить бытовые условия жизни ребенка, отношения между членами семьи.

Метод преодоления конфликта используется, когда происходит конфликт в семье, в школе, между сверстниками: учитель - ученик, родители - ребенок, родители - учитель, ребенок - ребенок. Прежде всего, специалист выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в



2020-02-04 213 Обсуждений (0)
Семьи несовершеннолетних осужденных как объект пенитенциарной социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семьи несовершеннолетних осужденных как объект пенитенциарной социальной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)