ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА" КАФЕДРА ТУРИЗМА ДИСЦИПЛИНА "ГЕОГРАФИЯ"
РЕФЕРАТ " ТЕОРИЯ МАЛЬТУСА И СОВРЕМЕННОСТЬ "
Выполнила студентка 2 курса 205-c группы факультета заочного обучения Нечипоренкo М.А.
Проверил преподаватель Христов Т.Т.
МОСКВА 2010 год Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ Народонаселение — совокупность людей, живущих на Земном шаре, то есть человечество; или живущих в пределах конкретной территории — континента, страны, области и так далее Народонаселение непрерывно возобновляется в ходе воспроизводства. Показатели, характеризующие население: Численность и динамика численности; 2. интенсивность демографических процессов: рождаемость, смертность, естественный прирост, брачность; Расселение, урбанизация, миграция; Возрастно-половой состав и семейное состояние; Уровень образования; Расовый, языковый, этнический и религиозный состав. С давних пор каждый из этих показателей интересовал ученых, философов, исследователей. Наука, изучающая эти показатели — демография. Термин ”демография” был введен в 1855 году французским ученым А.Гийоаром. Демография исследует закономерности развития структуры, размещение и динамику народонаселения, разрабатывает теории народонаселения, политику народонаселения, прогноз его численности. Наряду с этим в рамках демографии изучается рождаемость, брачность, разводимость, смертность, образовательный уровень, социальная структура, расовый, языковой, национальный состав народонаселения, его миграция, урбанизация. Центральное место в демографии занимает исследование воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения под влиянием естественного движения (рождаемость, смертность), миграции и мобильности населения. Со времени зарождения экономики как науки к демографическим показателям примкнули и экономические. Мы не будем принимать всерьёз рассуждения древних мудрецов, а лишь ознакомимся с ними.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА Выразители экономической мысли древнего мира — крупные мыслители и отдельные правители рабовладельческих государств — стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство [2]. Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала. Источниками экономической мысли Древнего Востока были: ñ Вавилон — кодекс царя Хаммурапи; ñ Китай — Конфуций; ñ Индия — трактат «Архашастра». Свод законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г. до н. э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей; дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии. Конфуций (Кун-цзы) (551-479 гг. до н. э.) заложил основы конфуцианства — этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями [2]. Индийский трактат «Артхашастра» (буквально — «наука о пользе, о практической жизни») — это собрание наставлений по вопросам управления государством. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. Этот трактат — важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии. Автором трактата считается Каутчлья (IV в. до н. э.) — древнеиндийский государственный деятель. В соответствии с этими источниками для азиатского способа производства характерны: ñ чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли; ñ ведущая роль в экономике отводится собственности государства; ñ неприкосновенность частной собственности. Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Ксснофонт (430-354 гг. до н. э.) в трактате «О домашнем хозяйстве» дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд «О доходах» — попытка найти выход из экономических трудностей Афин. Важнейшие идеи трактата «О домашнем хозяйстве» сводятся к следующему: 1. естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей - на свободных и рабов; 2. любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость). Платон (428-347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Государство». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное (аффектное) состояние и представляющую их равновесие. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство — явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда «Политика»: 1. обязательным является наличие частной собственности; 2. все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику. Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой — изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику; 3. деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения; 4. человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку [2]. Эти теории, конечно, были лишь предвестниками современных экономических теорий. Их содержание полностью определялось слабым развитием производства и торговли, а задачи, ставившиеся жизнью перед мыслителями, не были достаточно сложными, чтоб двигать фундаментальную экономическую науку вперед.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |